Практические действия и анализ предмета в условиях 1-й серии опытов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические действия и анализ предмета в условиях 1-й серии опытов



Поведение испытуемых во время опыта

С учащимися IV и VI классов мы провели 1-ю серию экспериментов.

Все испытуемые охотно приняли задание. Никто не делал попыток избежать участия в опытах.

Напомним, что в ходе эксперимента ученики не побуждались к тому, чтобы брать грибок в руки 'или хотя бы трогать его. Но им и не запрещалось этого де­лать. Оказалось, что семеро учащихся IV класса и ше­стеро—VI класса по собственной инициативе так или ина­че манипулировали с.предметом - - перевертывали его, гладили, перекладывали из одной руки в другую. Однако выполнявшиеся действия не представляли собой дейст­вий, осуществляемых с познавательными целями. Они имели импульсивный характер, не были связаны с зада­чей.

Школьники говорили только о цвете определенной части предмета, хотя объективно они получали о нем и другие сведения.

У учащихся IV класса еще недостаточно сформировано умение само­стоятельно знакомиться с новым предметом действен­ным путем.

Умственно отста­лые ученики IV и VI классов, по сравнению со второ­классниками, мало продвинулись в умении самостоятель­но обследовать объект и использовать свои практиче­ские действия в познавательных целях

Характеристика первоначального анализа предмета

Первоначальный мысленный анализ объекта был выполнен учениками IV и VI классов неполно, мало диф­ференцированно, т. е. на низком уровне, о котором мы уже говорили, обсуждая соответствующий анализ уча­щихся II класса.

Ученики IV и VI классов, как и II класса, отмечали у грибка лишь небольшое число свойств, далеко не всегда выделяли составляющие его части

Однако в первичном анализе предмета у учеников IV класса обнаруживаются и некоторые положительные сдвиги. Испытуемые почти совершенно не воспроизво­дили своих знаний о грибах вообще. Они говорили о совершенно конкретном, находящемся перед их глазами объекте. Значит, умственно отсталые учащиеся IV клас­са несколько точнее понимали и более последовательно выполняли данную им инструкцию, чем это делали вто­роклассники.

Кроме того, испытуемые чаще обращали внимание на такую существенную деталь, как дырочки на шляпке грибка. В отдельных случаях они отмечали величину и форму объекта -- свойства, не упоминавшиеся ученика­ми II класса.

Речь учащихся при выполнении практического анализа предмета

Высказывания можно было услышать ото всех учащихся и IV и VI классов.

Высказывания учеников как IV, так и VI классов были очень немногословными и возникали эпизодически. Они отражали преимущественно какую-либо из особен­ностей предмета. Наиболее часто констатировалась его высота, которую учащиеся IV класса обозначали сан­тиметрами, метрами и миллиметрами, а шестиклассни­ки — только сантиметрами.

У учеников IV и VI классов почти не наблюдалось высказываний оценочного типа, которые часто имели место у второклассников.

Интересно, что если ученики II класса почти совер­шенно не повторяли свои высказывания при вторичном анализе, то четвероклассники делали это значительно чаще — в 21 случае, учащиеся VI класса — в 36. Следо­вательно, речь испытуемых, возникающая во время вы­полняемых действий, изменила свою функцию и стала выполнять значительно большую роль в познании осо­бенностей предмета.

Соотношение первичного и повторного анализа предмета

Материалы показывают, что после выполнения дей­ствий у учащихся IV и VI классов гораздо значитель­нее, чем у второклассников, возросло число высказыва­ний, характеризующих рассматриваемый объект, т. е. анализ заметно расширился. А это значит, что олиго­френам, обучающимся в IV, а тем более в VI классе, практический анализ предмета уже помогал решать мыслительную задачу. Они могли самостоятельно проде­лать ту сложную работу, необходимую для обнаружива­ния в предмете новых особенностей и свойств, которая была малодоступна учащимся II класса.

Расширение анализа шло у них преимущественно за счет увеличения числа высказыва­ний, относящихся к грибку в целом. У учащихся VI класса совершенствование анализа проявилось не только в его большей подробности, но и в разносторонности. Испытуемые стали детальнее рас­сматривать и предмет в целом, и составляющие его части. У учащихся VI класса при повторном анализе было обнаружено 140 новых высказываний. Из них 104, т. е. примерно 74% основывались на данных практического опыта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.85 (0.005 с.)