Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практические действия и анализ предмета учениками IV классов в условиях 3-й экспериментальной серии ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Речь учащихся при выполнении практического анализа объекта Четвероклассники правильно характеризовали не только особенности поверхности грибка или его содержимое, но и говорили о том, что шляпка грибка отвинчивается, а не просто снимается. Они указывали не только результаты измерения, но и отмечали, что они показывают высоту предмета. Это свидетельствует о расширении, обогащении и уточнении словаря учащихся, о возросшем умении формулировать результаты собственных действий и соотносить их с рассматриваемым предметом. Подводя общий итог, можно сказать, что возможности испытуемых, отвечая на соответствующие вопросы вербализовать результаты всех действий, значительно повысились от II к IV классу. Анализ предмета учениками IV класса до и после выполнения действия Выполнявшиеся действия, сопровождавшиеся целенаправленной беседой со взрослым, помогли учащимся IV класса значительно расширить характеристику рассматриваемого объекта. В среднем каждый испытуемый выделил у грибка и его части пять новых особенностей и свойств. Помощь взрослого давала возможность испытуемым выполнить предлагавшееся задание на более высоком уровне. Следует подчеркнуть, что 86% высказываний, отмечавшихся при повторном анализе предмета, отражали практические действия, выполнявшиеся испытуемыми в ходе эксперимента. ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ УЧАЩИМИСЯ IV и VI КЛАССОВ Общее направление сравнения Все ученики IV класса, действуя в условиях 2-й серии, отмечали у сравниваемых пузырька и кружки 20сходных и 65 различных особенностей, т. с. указывали свойства, их различающие, примерно в три раза чаще, чем черты сходства. Выполняемый ими соотносительный анализ предметов постепенно теряет резко выраженную односторонность. Это служит показателем более глубокого и объективно правильного понимания школьниками отношений между предметами. Учащиеся IV класса, действовавшие в условиях 4-й серии экспериментов, т. е. в таких условиях, когда они с помощью взрослого вербализовали свой практический опыт и соотносили полученные результаты со сравниваемыми предметами, отметили у пузырька и кружки 45 черт сходства и 86 черт различия. Они более полно, чем в опытах 1-й серии, указывали свойства объектов, выделяли большее количество свойств, как объединяющих эти предметы, так и отличающих их друг от друга.
Использование испытуемыми результатов практических действий при сравнении предметов Устанавливая сходство между предметами, учащиеся IV класса, действовавшие в условиях 2-й экспериментальной серии, называли только такие особенности этих предметов, выделению которых способствовали практические действия. При характеристике различий учащиеся IV класса опирались также преимущественно на свой практический опыт. Так, они говорили о том, что пузырек можно заткнуть пробкой, потому что у него «здесь узко» (узкое горлышко), а кружку нельзя потому, что она «вся широкая». Учащиеся VI класса, сравнивая те же предметы в условиях 2-й экспериментальной серии, в основном говорили о таких свойствах, которые они выявляли действенным путем. Однако шестиклассники все же несколько чаще, чем ученики IV класса, вовлекали в сравнение свойства, устанавливаемые не действиями, а непосредственным восприятием объектов или известные испытуемым из жизненного опыта. Однако успехи шестиклассников в известной мере носили ограниченный характер. В ней показано, в каком количестве случаев испытуемые обращались к своему практическому опыту при выявлении сходства предметов и различий между ними. пары. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование показало, что практические действия могут играть существенную роль при ознакомлении умственно отсталых школьников с предметами окружающего мира, служить средством организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учеников. Однако неправильно полагать, что сам факт выполнения практических действий уже расширяет познавательные возможности детей-олигофренов вне зависимости от того, на какой ступени обучения они находятся. Действия с предметом, направленные на выявление свойств этого предмета, самостоятельно осуществляемые учащимися II класса, не имеют для них существенного познавательного значения. Высказывания детей, спонтанно возникающие при выполнении действий, дают основания полагать, что их внимание преимущественно привлекает исполнительская сторона действий, сами движения. Что же касается позиавательной направленности, то она выражена весьма слабо.
Несомненно, что речь учителя играет огромную роль в обучении детей-олигофренов, в упорядочивании и развитии их познавательной деятельности. Однако объяснения учителя не во всех случаях являются лучшим способом для преодоления возникающих у детей затруднений. Такие объяснения свидетельствуют об активности учителя, а не об активности учеников. II класса вспомогательной школы плохо умеют пользоваться результатами собственных действий, направленных на выявление разнообразных свойств предметов, для осуществления анализа, а тем более -сравнения этих 'предметов. Эта особенность познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловлена преимущественно тем, что испытуемые не устанавливают общности между поставленной перед ними мыслительной и только что практически решавшейся задачей. Школьники рассматривают эти задачи изолированно друг от друга, как две совершенно различные, не связанные между собой. Материалы показывают, что в облегченных условиях, когда взрослый оказывал активную помощь, ученики II класса успешно справлялись с анализом данного им несложного объекта. Анализируя его, они широко использовали результаты своих практических действий. Исследование позволило установить, что помощь взрослого может значительно повысить уровень познавательной деятельности олигофренов. При обучении олигофренов, особенно в младших классах, следует больше использовать реальные предметы и организовывать работу таким образом, чтобы дети активно знакомились с ними, выявляли характерные для них качества и свойства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.008 с.) |