Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практические действия и сравнение предметов
Психологические исследовния и наблюдения показали, что осуществляя сравнение, первоклассники делают это весьма несовершенно. Они или соотносят между собой несоответствующие признаки предметов, или устанавливают отношения различия и сходства между частями одного и того же предмета. Отношения различия и сходства понимаются умственно отсталыми детьми крайне упрощенно. Была разработана методика для 2-й серии экспериментов. Методика исследования Каждый из учеников, принимавших участие в опытах, по указанию взрослого проделывал с парой данных ему предметов (пузырек и кружка), хорошо знакомых детям, восемь простых практических действий. Действия были подобраны таким образом, что первые четыре раскрывали свойства, общие обоим предметам пары, последующие выявляли различия между ними. С пузырьком и кружкой школьники выполняли следующие четыре действия, направленные на выявление сходства между ними: 1. Поставив предметы на бумагу и обводя их карандашом, дети могли уяснить себе, что у них дно одинаковой формы. 2. Постукивание предметами по столу могло привестиучащихся к мысли о их твердости. 3. Поглаживание стенок —к представлению о гладкойповерхности обоих предметов. 4. Наливая воду в кружку и пузырек, ученики моглиотметить наличие полого пространства внутри каждого изпредметов. Для выявления различий между пузырьком и кружкой учащимся было предложено выполнить следующие действия: 1. Сначала дети должны были показать уровень воды в обоих сосудах. Опираясь на этот факт, им следовало сделать вывод о том, что пузырек прозрачный, а кружка нет. 2. Получив резиновую пробку, ученики должны были заткнуть ею сначала пузырек, потом кружку. Таким путем их внимание привлекалось к тому, что у пузырька есть узкое горлышко, а у кружки нет. 3. Школьникам нужно было измерить высоту обоих предметов. Это действие могло привести учащихся к обнаруживанию различий в высоте пузырька и кружки. 4. И наконец, попытка покатить предметы по столу привлекала внимание учеников к тому, что у кружки есть ручка, а у пузырька ее нет. В конце опыта ученики должны были сравнить предметы, т. е. рассказать, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. В исследовании принимали участие 20 учеников вторых классов московских вспомогательных школ.
Анализ полученных материалов Поведение учеников во время опыта Многие ученики начинали действовать очень поспешно, не дослушав до конца инструкцию. Следует сказать, что недостаточная критичность к предлагаемым заданиям, отмечавшаяся нами в предыдущем эксперименте, обнаруживалась в данной ситуации весьма отчетливо. Дети стремились выполнить все без исключения требования взрослого, причем даже те, которые были явно неосуществимы. Так, школьники послушно пытались закрыть кружку небольшой по размерупробкой. Речь учащихся во время выполнения действий Большую часть действий они осуществляли молча лишь в отдельных, редких случаях говорили о происходящем. Они ограничились всего одним-двумя высказываниями. Двенадцать школьников обнаружили значительно большую речевую активность. Из материалов видно, что в условиях рассматриваеого опыта дети несколько чаще сопровождали свои действия речью, чем в предыдущем эксперименте, когда ни анализировали грибок. Затруднения, неожиданно возникающие в процессе деятельности ребенка, привлекают к себе его внимание и способствуют появлению речевых реакций. Что касается содержания высказываний, то преобладающее большинство их носило констатирующий характер. Они в той или иной форме отражали результат действия. Общее направление сравнения Оно строилось преимущественно на сопоставлении таких особенностей, которые отличают предметы друг от друга. Свойства, отмечаемые испытуемыми при утверждении сходства предметов Все исходили из данных только своего зрительного восприятия. Выполнявшиеся действия не помогли испытуемым обнаружить сходство сопоставлявшихся пузырька и кружки. Свойства, отмечаемые школьниками при утверждении различий между предметами Высказывания учащихся о различиях между пузырьком и кружкой были гораздо многочисленнее. В половине высказываний утверждалось наличие той или иной особенности у одного из предметов и ее отсутствие у другого. Например: «У кружки есть цветочки, у пузырька — нет». Другая половина высказываний представляла собой иначе построенные суждения разнообразных видов («Кружка большая, а пузырек маленький», «Они не похожи» и т. п.). В наибольшем количестве случаев школьники говорили о таких различиях между предметами, которые устанавливались только с помощью зрения.
Практические действия лишь в отдельных случаях (18%) помогали ученикам II класса выявить различия между сравниваемыми предметами. Использование отдельными учащимися результатов своих действий при осуществлении сравнения Интересно, что многие испытуемые, даже те, у которых сравнение носило развернутый характер, совершенно не вовлекали в сравнение результаты только что выполнявшихся действий. Они ограничивались указанием на такие особенности предметов, которые обнаруживаются при их зрительном восприятии. Краткие выводы Подводя итоги, мы можем сказать, что самостоятельное познание особенностей предметов, основанное на выполнении с ними простых практических действий, для учеников II класса вспомогательной школы является слишком сложным путем. Показательно, что, решая затем мыслительную задачу, анализируя объект или сравнивая пару объектов, школьники лишь в единичных случаях повторяли то, что они говорили, действуя с ними. Вероятно, речь в данном случае выполняла своеобразную функцию. Она только в какой-то мере отражала процесс познания особенностей предмета. Производя анализ объекта или сравнивая между собой пару объектов, почти все школьники основывались на зрительном восприятии. Они или совершенно не привлекали данных, полученных в результате практических действий, или делали это в крайне незначительной степени.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.008 с.) |