Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс функционирования самообучающейся организацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современное понимание того, как функционирует «научающаяся организация» восходит к работам Криса Арджириса (в некоторых работах – Криса Аргириса) и его коллег, которые установили различие между обучением первого порядка, или «одинарной петлей», и обучением второго порядка или «двойной петлей». Различия между этими двумя видами обучения применительно к организациям можно свести к следующему. 1. Обучение по «одинарной петле» приводит к повышению способности организации достигать известных целей. Оно связано с рутинным и поведенческим научением. В рамках «одинарной петли» организации научаются без существенных изменений своих базовых устоев. 2. Обучение по «двойной петле» приводит к переоценке организационных целей, ценностей и убеждений. Этот тип научения включает изменение корпоративной культуры. Важно отметить, что «двойная петля» включает научение организации и тому, как учиться[32]. В настоящее время в западной литературе описаны четыре наиболее распространенные теории обучения в организации. Каждая из них по-своему интерпретирует это явление, при этом результат применения той или иной теории будет сходным – это высокоэффективная организация, оперативно реагирующая на изменения бизнес-среды и максимально использующая потенциал всех ее членов. Разница лишь в особенностях достижения цели. Самой популярной интепретацией процесса обучения в самообучающейся организации является подход П. Сенге (Senge). Он представил свою интерпретацию теории самообучающейся организации в книге «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации» («The Fifth Discipline: The Art and Practice of The Learning Organization»), которая вышла в свет в 1990 г. Именно с именем П. Сенге связывают введение термина «самообучающаяся организация» в широкое обращение. Автор книги выделяет пять дисциплин (умений), необходимых для создания самообучающейся организации, они представлены на рисунке 24.2. Первая дисциплина – «мастерство в совершенствовании личности». Это особое умение, посредством которого люди способны постоянно учиться, последовательно добиваться результатов и постепенно совершенствоваться.
Рисунок 24.2 – Дисциплины, необходимые для создания самообучающейся организации Вторая дисциплина – «когнитивные модели». В основном они относятся к корпоративной культуре и теориям, а также к разным типам мышления, образующим рамки для функционирования бизнеса. Люди сами того не осознавая, имеют стереотипы в отношении различных управленческих ситуаций. Эти убеждения активно влияют на мышление людей. Они могут помешать продолжить обучение или воплотить хорошие управленческие идеи и решения в жизнь. Распознавание этих стереотипов и их глубокий анализ, вследствие которого может произойти разрушение этих стереотипов дают пространство для изменений. Третья дисциплина – «общее видение». Основана на совместном создании и принятии руководителями и работниками компании общей картины будущего развития организации. Эта концепция формулирует общие цели, разделяемые всеми, и стимулирует преданность делу и искреннюю заинтересованность в нем. Четвертая дисциплина – «групповое обучение». Возможность работать, обмениваться знаниями и опытом в группах. Именно диалог между сотрудниками приводит к таким, порой неожиданным, но верным решениям, которые могут быть недоступны для каждого в отдельности. В данном случае целое становится больше, чем сумма его составных частей. Пятая дисциплина – «cистемное мышление». Это основной компонент, без которого все вышеописанные умения останутся разрозненными приемами. «Системное мышление» связывает в единое целое все умения. Очень важно, чтобы все пять дисциплин развивались системно, а не по отдельности. Самообучающаяся организация – это организация, которая в процессе своей деятельности не только осуществляет поставленные перед собой задачи, но и обучается посредством решения этих задач. Персонал такой организации мыслит системно и нешаблонно, обучается коллективно, стремится к постоянному совершенствованию своего мастерства и имеет единое представление о будущем развитии своей компании. Особая роль в создании научающейся организации Питер Сенге отводит ее руководителю. Она коренным образом отличается от роли харизматического лидера, принимающего решения. Новая роль руководителя от лидера требует новых умений – способности создавать разделяемую другими точку зрения и поощрения системных образов мышления. «Руководители в научающихся организациях ответственны за создание организаций, где люди непрерывно развивают свои способности для формирования своего будущего» [33]. П. Кандола (Кandolla) и Дж. Фуллертон (Fullerton) разработали другую теорию – теорию научающейся организации. Процесс ее функционирования основывается на шести факторах, которые представлены на рисунке 24.3. 1. Коллективное видение, которое позволяет организации идентифицировать будущие возможности, реагировать на них и извлекать из них пользу. 2. Структура, обеспечивающая возможности для обучения и облегчающая его.
Рисунок 24.3 – Основополагающие факторы научающейся организации 3. Поддерживающая культура, которая поощряет сотрудников подвергать сомнению «статус-кво» и задавать вопросы по поводу принятых решений и способов осуществления деятельности. 4. Доверяющее руководство – менеджеры, которые искренне верят, что передача полномочий по принятию решений и усовершенствование работы в командах приведет к более высоким показателям работы. 5. Мотивированная рабочая сила, которая хочет постоянно приобретать знания. 6. Усиленное обучение – процессы и политика. Направленные на поощрение обучения среди всех сотрудников[34]. Американский психолог Майк Педлер (M. Pedler) и его коллеги Д. Бургойн (J. Burgoyne) и Т. Бойделл (T. Boydell) в 1991 г. Предложили свою концепцию функционирования обучающейся организации. Они выделили 11 признаков, присущих обучающейся организации. К ним относятся: 1. «Обучающийся», гибкий подход к стратегии. Стратегия и тактика компании рассматриваются как непрерывно протекающие процессы. Бизнес-планы постоянно меняются, совершенствуясь с учетом происходящих изменений во внутренней и внешней среде организации. 2. «Патисипативная» политика управления. Активное вовлечение работников в процесс выработки стратегии и тактики организации, принятия решений. 3. Информационная открытость. Свободные информационные потоки, которые в большей степени используются для понимания происходящего в целях принятия правильных решений, а не как основание для вознаграждения или наказания. 4. Учет и контроль деятельности организации. Системы учета и контроля строятся таким образом, чтобы они были полезны в процессе обучения и совершенствования людей, а в конечном результате, чтобы способствовали развитию организации. Финансовые системы выстроены таким образом, чтобы каждый работник чувствовал ответственность за те ресурсы, которые находятся в его введении. 5. Внутренний обмен услугами. Взаимовыгодные отношения внутри организации. Каждое структурное подразделение и поставляет («поставщик»), и потребляет услуги («потребитель»). Департаменты, управления, службы и отделы имеют реальные возможности для того, чтобы действовать по своему усмотрению. 6. Гибкая система вознаграждений и поощрений. Понятие «вознаграждение» рассматривается шире, чем оплата труда. Все работники вовлечены в процесс определения оптимальных форм вознаграждения. Главный критерий определения размера вознаграждения – вклад работника в общие результаты деятельности организации. 7. Структура, "дающая возможности" работникам. Организационная структура должна быть открытой и гибкой, предоставлять возможности для экспериментирования, карьерного и профессионального роста, саморазвития, самообучения для отдельного члена организации, для группы людей и организации в целом. 8. Постоянное изучение состояния окружающей среды. Одной из главных обязанностей каждого работника является сбор информации для организации о том, что делается за ее пределами с целью своевременного и адекватного реагирования на происходящие изменения. На каждом собрании работников рассматриваются и анализируются события, происходящие в ее бизнес-окружении. 9. Постоянный обмен опытом с партнерами и клиентами. Организация выстраивает партнерские отношения с поставщиками и потребителями услуг. Организация выступает инициатором в осуществлении совместных проектов с потребителями и поставщиками, не упуская возможности совместного обучения. 10. Атмосфера в организации, способствующая обучению. Главный принцип работы для каждого члена организации – всегда стремиться к изучению и совершенствованию того, что делаешь. Каждый работник имеет право на ошибку. Администрация организации выделяет работникам специальное время для обсуждения и анализа ошибок, «узких мест», обмена опытом. Это дает возможность учиться не на своих, а на чужих ошибках. 11. Возможности саморазвития для сотрудников. На каждого работника выделяется определенный бюджет для его самообучения и саморазвития. Он самостоятельно выбирает необходимые для себя образовательные программы. В организации поощряется умение брать на себя ответственность. Индивидуальные потребности в обучении каждого работника – центральное звено планирования его карьеры. Как отмечают критики, показанные выше концепции и модели научающейся организации, носят слишком теоретизированный характер, не апробированный на практике. Более прагматичную теорию научающейся организации предлагает Д. Гарвин (D. Garvin). Он выделяет пять составных частей процесса создания научающейся организации: 1. Систематическое решение проблем. 2. Эксперименты с новыми подходами. 3. Изучение опыта прошлого. 4. Изучение чужого опыта и знаний. 5. Эффективный обмен информацией и накопленными знаниями[35]. В настоящее время у консультантов в области обучения и развития персонала нет единых рекомендаций по созданию самообучающейся организации. Однако идеи ее привлекательны и все чаще самообучающаяся организация упоминается в литературе как эталонная организация.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.176 (0.008 с.) |