Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности в работе социального педагога.

Поиск

Термин «адаптация» обозначает приспособление к изменяющимся условиям. Дезадаптацию можно определить как затрудненное, осложненное какими-либо факторами приспособление к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности. Школьная дезадаптация - это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях - невозможным.

Для реабилитации таких ребят роль ключевого фактора могут сыграть такие направления деятельности педагога как социально-педагогическая поддержка ребенка, подростка в вопросах организации зоны доверия; поиск полезных интересов, ориентированных на профессиональные намерения; перестройка на эмоционально положительные отношения с учителями и одноклассниками.

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения являются следующие:

 

1. Ранняя диагностика детей «группы риска». Н.А.Рычкова выделяет группы детей с повышенным риском развития дезадаптивных форм нарушения поведения чаще всего встречающихся в общеобразовательных школах: дети, воспитывающиеся в семьях с разными уровнями социальной дезадаптации; дети с высокой наследственной отягощенностью психическими и психосоматическими заболеваниями; гиперактивные дети (очень подвижные); дети, находящиеся под гиперопекой со стороны родителей, близких, воспитателей.

 

2.Консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами.

3.Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростка, в том числе с семьей.

4.Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, специализированных учреждений, центров, служб.

5.Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.

Следствием школьной дезадаптации может являться появление социально и педагогически запущенных, неуспевающих детей, подростков, склонных к конфликтам, неспособных тормозить свои негативные эмоции.

 

Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недо­статками воспитательно-образовательной работы, следствием ко­торых является несформированность ребенка как субъекта учеб­но-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее про­явлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процес­се. Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которое наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка, генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.

Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который в конк­ретной ситуации развития ребенка вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями соци­альной запущенности являются неразви­тость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, труд­ности в овладении социальными ролями.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Критериями для оценки социально-педагогичес­кой ситуации развития ребенка являются определенные параметры: воспитательное окружение, воспитательно-образовательная работа и характер внутренней позиции ребенка.

               
   
     
 
 
   
 
 


Профилактика социальной и педагогической запущенности предполагает следующие направления:

  • Изучение условий социального развития ребёнка
  • Способствование устранению и преодолению специфических трудностей в процессе адаптации
  • Включение учащегося в активное взаимодействие с социальной средой
  • Подключение родителей к разрешению возникающих проблем у ребенка
  • Организация социально-профилактического пространства в образовательном учреждении
  • Оказание социально-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в процессе социализации
  • Подключение специалистов по работе с ребенком и семьей
  • Организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в социальном окружении учащегося.
  • Оздоровление с помощью общественности обстановки, в которой живет ребенок. При этом одновременно расширяются положительные связи педагогически запущенного ребенка с окружающим миром.

 

Выбор методов и форм профилактики педагогически запущенных детей осуществляется на основе индивидуального подхода, учитывающего специфику школьного и семейного воспитания и воздействия социальной среды. Профилактику социальной дезадаптированности педагогически запущенных подростков целесообразно осуществлять в процессе обучения, а также через обучающие мотивационно-личностные тренинги и деловые, ролевые игры. Ее эффективность определяется компетентностью педагога.

 

Изучением данных вопросов занимались Овчарова Р.В., Безруких М.М.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.164 (0.006 с.)