Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Фрейд и его понимание важности объектных отношений.↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лекция 1. Введение. I. Фрейд и его понимание важности объектных отношений. II. Шандор Ференци и его теория двухфазной травмы III. Фрейд и основные вехи развития его представлений о роли объекта. V. Школы Анны Фрейд, Мелани Кляйн, группы независимых (Винникотт, Балинт, Фейерберн) Лекция 2. I. Мелани Кляйн: параноидно-шизоидная и депрессивная позиции II. Анна Фрейд: процесс развития личности как процесс развития структуры Эго III. Микаэль Балинт: базисный дефект Лекция 3. I. Принципы балинтовской терапии II. Дональд Вудс Винникотт: зона иллюзий, переходный объект, достаточно хорошая мать, ложная самость.
Лекция 4. I. Рональд Фейерберн: отвергающая и соблазняющая грудь. II. Маргарет Малер: сепарация-индивидуация III. Рене Шпиц: подлинные объектные отношения Лекция 1. Введение. Теория объектных отношений – это психоаналитическая теория личности и ее развития, рассматривающая в качестве ведущего источника человеческих мотиваций не потребность в разрядке инстинктного напряжения (напряжения, создаваемого влечениями, в том числе сексуального напряжения), а потребность в отношениях. Эта теория рассматривает развитие личности как процесс переработки опыта отношений субъекта со «Значимыми Другими» (другими людьми). В основе наиболее тяжелых патологий (шизофрения, психотические расстройства вообще, пограничные расстройства, психосоматические расстройства) лежат нарушенные или патологически искаженные отношения ребенка с окружающими людьми. Две оговорки. 1. Существует определенная терминологическая путаница: что понимать под объектным отношением? Строго говоря, отношения между двумя людьми называются межличностными, или интерперсональными. Объектные отношения (в строгом использовании слова) – это отношения субъекта не с внешними, а со своими внутренними объектами, которые сформировались за счет интроекции («вбирания в себя») внешних объектов. Следует сказать, что в литературе и в обиходе термин «объектные отношения» очень часто понимается как синоним межличностных отношений (например, «развитие объектных отношений ребенка с матерью»). Это не совсем корректно. Отношения ребенка с матерью – межличностные, объектные отношения у ребенка развиваются со своей внутренней матерью – с материнским интроектом. 2. Теория объектных отношений (в отличие от рассматриваемой ранее теории психосексуального развития, которая, за вычетом некоторых разногласий между разными авторами, все же является достаточно интегрированным и целостным описанием) представляет собой не единую обобщающую теорию, а совокупность концепций разных авторов, которые объединяются только пониманием значимости и важности опыта отношений для развития и формирования личности. Все концепции рассматривают развитие отношений преимущественно в разных аспектах.
План курса: 1) формирование взглядов на роль и развитие отношений; 2) обзор отдельных концепций: Мелани Кляйн (Клайн, Клейн), Анны Фрейд, Микаэля Балинта, Дональда Винникота, Рональда Фейрберна, Маргарет Малер, Рене Шпица, Хайнца Когута (Кохута), и др. Литература: 1. Ф. Тайсон, Р. Тайсон. «Психоаналитические теории развития». 2. Анна Фрейд. «Психология Я и защитные механизмы». 3. Мелани Кляйн. «Зависть и благодарность». 4. Дональд Винникотт. «Игра и реальность». Статья «Использование объекта» / Антология современного психоанализа, т. 1. 5. Микаэль Балинт. «Базисный дефект». 6. Рене Шпиц (Спиц). «Первый год жизни». 7. Даниэль Штерн «Межличностный мир ребенка». 8. Маргарет Малер «Психологическое рождение человеческого младенца»
Лекция 2 Лекция 3. Лекция 3. Теперь о каждом этапе подробнее. Итак, на симбиотической фазе 1) формируется образ телесного Я; 2) начинается дифференциация представлений о себе и другом человеке, т.е. это есть начало формирования репрезентаций Я и объекта. 2) Фаза сепарации-индивидуации (4-5 мес. – 3 года).
Лекция 1. Введение. I. Фрейд и его понимание важности объектных отношений. II. Шандор Ференци и его теория двухфазной травмы III. Фрейд и основные вехи развития его представлений о роли объекта. V. Школы Анны Фрейд, Мелани Кляйн, группы независимых (Винникотт, Балинт, Фейерберн) Лекция 2. I. Мелани Кляйн: параноидно-шизоидная и депрессивная позиции II. Анна Фрейд: процесс развития личности как процесс развития структуры Эго III. Микаэль Балинт: базисный дефект Лекция 3. I. Принципы балинтовской терапии II. Дональд Вудс Винникотт: зона иллюзий, переходный объект, достаточно хорошая мать, ложная самость.
Лекция 4. I. Рональд Фейерберн: отвергающая и соблазняющая грудь. II. Маргарет Малер: сепарация-индивидуация III. Рене Шпиц: подлинные объектные отношения Лекция 1. Введение. Теория объектных отношений – это психоаналитическая теория личности и ее развития, рассматривающая в качестве ведущего источника человеческих мотиваций не потребность в разрядке инстинктного напряжения (напряжения, создаваемого влечениями, в том числе сексуального напряжения), а потребность в отношениях. Эта теория рассматривает развитие личности как процесс переработки опыта отношений субъекта со «Значимыми Другими» (другими людьми). В основе наиболее тяжелых патологий (шизофрения, психотические расстройства вообще, пограничные расстройства, психосоматические расстройства) лежат нарушенные или патологически искаженные отношения ребенка с окружающими людьми. Две оговорки. 1. Существует определенная терминологическая путаница: что понимать под объектным отношением? Строго говоря, отношения между двумя людьми называются межличностными, или интерперсональными. Объектные отношения (в строгом использовании слова) – это отношения субъекта не с внешними, а со своими внутренними объектами, которые сформировались за счет интроекции («вбирания в себя») внешних объектов. Следует сказать, что в литературе и в обиходе термин «объектные отношения» очень часто понимается как синоним межличностных отношений (например, «развитие объектных отношений ребенка с матерью»). Это не совсем корректно. Отношения ребенка с матерью – межличностные, объектные отношения у ребенка развиваются со своей внутренней матерью – с материнским интроектом. 2. Теория объектных отношений (в отличие от рассматриваемой ранее теории психосексуального развития, которая, за вычетом некоторых разногласий между разными авторами, все же является достаточно интегрированным и целостным описанием) представляет собой не единую обобщающую теорию, а совокупность концепций разных авторов, которые объединяются только пониманием значимости и важности опыта отношений для развития и формирования личности. Все концепции рассматривают развитие отношений преимущественно в разных аспектах.
План курса: 1) формирование взглядов на роль и развитие отношений; 2) обзор отдельных концепций: Мелани Кляйн (Клайн, Клейн), Анны Фрейд, Микаэля Балинта, Дональда Винникота, Рональда Фейрберна, Маргарет Малер, Рене Шпица, Хайнца Когута (Кохута), и др. Литература: 1. Ф. Тайсон, Р. Тайсон. «Психоаналитические теории развития». 2. Анна Фрейд. «Психология Я и защитные механизмы». 3. Мелани Кляйн. «Зависть и благодарность». 4. Дональд Винникотт. «Игра и реальность». Статья «Использование объекта» / Антология современного психоанализа, т. 1. 5. Микаэль Балинт. «Базисный дефект». 6. Рене Шпиц (Спиц). «Первый год жизни». 7. Даниэль Штерн «Межличностный мир ребенка». 8. Маргарет Малер «Психологическое рождение человеческого младенца»
I. Фрейд и его понимание важности объектных отношений.
Первой теорией Фрейда была теория травмы (теория раннего совращения), которая, по сути, сразу базируется на роли объекта – первую реальную травму ребенок получает непосредственно со стороны объекта, т.е. другого человека и это определяющим образом влияет на развитие невротического ядра. Инфантильная и актуальная травма. Какие-то домогательства взрослых или, как Фрейд предположил позже, наблюдение ребенком «первичной сцены» – сцены коитуса родителей – сильно ранят ребенка, поскольку его недостаточно развитое Я еще не в состоянии справиться с избыточным возбуждением нормальным путем. Ребенок получает так называемую «инфантильную» травму, которая вытесняется. Аффект, характеризующий эту травму, развивается в бессознательном, и впоследствии необходима актуальная (т.е. повторная) травма, которая запускает патогенный механизм и выводит наружу невротическую симптоматику. Фрейда одолевали сомнения по поводу этой теории еще в конце 1890-х гг., когда он писал Флиссу, что трудно поверить, что в нашем добропорядочном обществе может быть столь высоким процент жестокого или даже садистического отношения родителей к своим маленьким детям. Вторым поводом для сомнений стало то, что анализы пациентов, основанные на этой теории, стали заходить в тупик. В последние годы XIX века Фрейд пережил серьезный научный кризис, результатом которого стало создание теории влечений (объясняющей происхождение истерических симптомов) – первой дуалистической теории Фрейда. В ней сам пациент становится «виновником» своего страдания, потому что речь идет не о реальной травме, а о фантазии. Слова пациентки: «я была совращена отцом», согласно данной теории, означали «я хотела бы быть совращенной отцом». Фрейд предположил, что запретное желание в защитных целях превращается в ложное воспоминание: «у меня такого желания не было, а отец это со мной сделал».
Когда Фрейд оставил теорию травм, она стала своего рода зародышем, из которого со временем выросла современная концепция объектных отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.011 с.) |