Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Рональд Фейерберн: отвергающая и соблазняющая грудь.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рональд Фейрберн, Шотландия, Эдинбург, философ и богослов. Принадлежал к Британской школе независимых. Один из самых убежденных сторонников объектных отношений, не придавал большого значения в развитии личности сексуальному влечению, он считал, что то, что мы называем инстинктами – всего лишь биологические проявления организма, и сексуальность в этом смысле каким-то особым положением, как считал Фрейд, не обладает. Она стоит в одном ряду с такими инстинктными потребностями, как потребность в дыхании, пище, сне и т.п. А агрессивность Фэйрберн вообще не причислял к сфере влечений, в его понимании агрессивность – это не специфическое влечение, как в модели Фрейда. Агрессивность не возникает как результат фрустрации того или иного влечения. С точки зрения Фэйрберна агрессия – это социальная реакция, реакция на угрозу личности, угрозу человеческому Я, а не фрустрация какой-то инстинктной потребности. Когда ребенок появляется на свет, при оптимальных взаимоотношениях с матерью никакого расщепления изначально не существует. Субъект появляется на свет с целостным, нерасщепленным Я, равномерно заполненным либидинозной энергией. Исходный потенциал либидинозной энергии при взаимодействиях с реальностью будет разделен на 2 части: объектное и нарциссическое либидо. Тезис, который важен для понимания всей концепции Фейрберна: человеческое Я существует всегда во взаимосвязи с объектом (потому, что человек соотносит свое Я с объектом), внешним или внутренним, и развивается только в отношениях с реальным внешним объектом. И если отношения с объектом удовлетворяющие, то Я остается целостным и развивающимся в реальных отношениях с ним. В данном контексте удовлетворяющие отношения – те, которые удовлетворяют базовую инфантильную потребность, т.е. потребность испытывать чувство, что тебя любят. В этом отношении Фейрберн созвучен Ференци с его идеей пассивной объектной любви. Ференци тоже говорил, что цель эротической жизни индивида состоит не в разрядке чувственного напряжения, а в том, чтобы чувствовать себя любимым. Переживания ощущения любви автоматически подразумевают и ощущение безопасности, и ощущение «хорошести», и т.д. Если базовая потребность удовлетворяется – начинается развитие человеческого Я. Так же как и Винникотт, Фейрберн полагает, что суть раннего развития состоит в изменении характера зависимости от объекта. Но акценты он ставит несколько иначе. Самая первая стадия развития – стадия инфантильной зависимости. На этой стадии ребенок в состоянии зависимости от объекта способен только что-то брать, еще ничего не отдавая взамен. Его либидинозная цель – оральная цель. Если базовая потребность удовлетворяется, ребенок может постепенно освобождаться от инфантильной зависимости через некую промежуточную стадию, которая получила у Фейрберна название стадия квазинезависимости (псевдонезависимости). Через нее ребенок приходит к конечному пункту своего пути – к зрелой зависимости, на которой оральная цель сменяется новой – генитальной. Зрелая зависимость подразумевает, что ребенок способен те только брать что-то от объекта, но и отдавать ему что-то взамен, например, свою любовь. Что касается возрастных пределов этих стадий – они, фактически, соответствуют трем стадиям развития в концепции Фрейда – оральная, анальная и генитальная. На всем протяжении этого пути ребенок постоянно испытывает на себе действие двух факторов, которые представляют собой две противонаправленные динамические силы: 1) стремление оставаться в инфантильной зависимости – динамическая сила, которая тянет ребенка обратно; 2) стремление к автономии. Ребенок одновременно и стремится к самостоятельности и стремится оставаться в привычной зависимости от родителей. В итоге стремление к самостоятельности должно победить, но это зависит от того, насколько адекватно мать на начальной стадии развития удовлетворяет его базовую инфантильную зависимость. Это идеальная модель развития, при котором Я остается в нерасщепленном состоянии и целиком развивается в отношениях с объектом, т.е. с матерью. Если же раннее развитие ребенка неудовлетворительное, и базовая потребность фрустрируется, тогда уход от инфантильной зависимости становится затруднен или невозможен, потому что для ребенка такой уход означает потерю надежды на то, что он такой уход все таки получит. В этом случае ребенок путем интроекции формирует внутренний объект. Т.е. интроецирует фрустрирующий объект, привязывая к этому объекту какую-то часть своего Я, которая из развития выпадает, потому, что она начинает взаимодействовать с объектом не реальным, а внутренним, с компенсаторным объектом. Происходит фрагментация Я или расщепление Я: какая-то часть Я замыкается на взаимодействие с компенсаторным объектом, отвлекая для этого взаимодействия часть либидинозного катексиса, предназначенного для реального объекта. Поскольку компенсаторный объект остается всегда одним и тем же, то замкнутая на него часть Я не развивается. Ребенок интроецирует фрустрирующий объект, формируя компенсаторный объект, и начинается как бы навязчивое выяснение отношений с этим объектом, и это происходит в ущерб отношениям с объектом реальным. Теперь несколько усложним ситуацию: таких фрустрирующих, а, следовательно, компенсаторных объектов всегда два, потому что фрустрация бывает двоякой (удовлетворение всегда одно, а фрустрация бывает двоякой): 1) грудь отвергающая; 2) грудь соблазняющая. Таким образом, Фейрберн делит восприятие материнской груди как первого объекта на три варианта: грудь удовлетворяющая, грудь отвергающая и грудь соблазняющая. Поясню на примере. Допустим, у ребенка возникает напряжение голода, и если ритмы матери и ребенка синхронизированы, то, одновременно с желанием ребенка, возникает и желание матери накормить его. Если мать не в состоянии дать такого идеального ухода, тогда получается следующее: три опыта отношений с грудью. 1) Ребенок чувствует напряжение голода, а грудь все еще не появилась – грудь отвергающая. 2) Грудь появилась, ребенок начал ее сосать, но еще не наступило снятие внутреннего напряжения – грудь соблазняющая. 3) Ребенок насытился и уснул - грудь удовлетворяющая. Три опыта восприятия груди – это переживания, которые сменяют друг друга в процессе кормления, и для ребенка это три разных объекта. Про эти три опыта восприятия груди можно повторить то же, что мы говорили про базисный дефект в восприятии Балинта, т.к. идеальный уход за ребенком существует только в теории, то у каждого ребенка есть опыт взаимодействия со всеми тремя вариантами груди. Вопрос только в том, в какой мере они сбалансированы. В понимании Фейрберна в человеческом Я всегда присутствует расщепление – то, что он называет шизоидной основой человеческого Я. Я всегда фрагментировано на 3 части: 1) центральное Я – та часть, которая взаимодействует с реальным объектом, способна адекватно развиваться; 2) либидинозное Я – та часть Я, которая уходит в отношения с соблазняющим объектом (с внутренним, компенсаторным); 3) антилибидинозное Я – та часть Я, которая уходит в отношения с отвергающим компенсаторным объектом. У здорового человека центральное Я занимает большую часть, а либидинозное и антилибидинозное Я в структуре личности почти незаметны, тогда как у больного эти части занимают большую часть Я. Поэтому человек с тяжелой внутренней патологией строит отношения не столько с реальным миром, сколько со своими компенсаторными объектами в виде отвергающей и соблазняющей груди. Основными объектами исследования Фейрберна были шизоидные пациенты. Термин «шизоидный» - не совсем то же самое, что шизоидная личность в современной классификации. Фейрберн наделял его своим определенным смыслом. Он полагал, что шизоидный фактор – это то, что лежит в основе всех (или почти всех) психопатологий. Шизоид – это человек, у которого в отношениях с другими людьми доминируют 2 тенденции: 1) тенденция «потреблять» других людей в своих интересах, т.е. функционально использовать (без интереса к потребностям другого); 2) тенденция отчуждения, агрессии. Т.е., обобщая, можно сказать, что шизоид - это человек, который пребывает в отчуждении от людей и интересуется ими только тогда, когда их можно функционально «употребить» с пользой для себя. И за эти две тенденции ответственны рассмотренные две части Я: либидинозное Я ориентировано на потребление, антилибидинозное – на отчуждение. У классического шизоида эти две части занимают почти все пространство его Я. Можно ли представить человека, у которого все Я – центральное? Возможно, он будет похож на героя Арни Шварценеггера из фильма «Близнецы». На основании представления о фрагментации Я Фейрберн выдвинул свою оригинальную концепцию генеза психических заболеваний. Вспомним линию развития – от инфантильной зависимости через квазинезависимость к зрелой зависимости. Если отношения с матерью были настолько фрустрирующими, что уход от инфантильной зависимости был вообще невозможен, то это путь к формированию самых тяжелых расстройств – например, классического шизоида, когда человек пребывает в полной изоляции от людей, но в то же время склонен их использовать, при возникновении потребности, в своих интересах. Если человек застревает на стадии квазинезависимости, то это путь к формированию невротических расстройств, куда относятся и симптоматические неврозы и неврозы характера. Симптоматический невроз – когда человек, в целом здоровый, чувствует себя носителем какого-то симптома, какой-то боли или конфликта, от которого он хочет избавиться. При характерологическом неврозе та же симптоматика, но она охватывает личность в целом, как панцирь, и человек убежден, что его симптоматическое проявления совершенно адекватны (оправдывает свое навязчивое стремление к чистоте тем, что действительно, вокруг полно микробов…). Итак, с точки зрения заложения невротических расстройств, нас прежде всего интересует стадия квазинезависимости.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.127 (0.006 с.) |