Предмет микроэкономики, история его развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет микроэкономики, история его развития



Вопрос1

Предмет микроэкономики, история его развития

Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются:

  • цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;
  • состояние отдельных рынков;
  • распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

  • экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;
  • принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;
  • проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

  • что производить и в каком объеме;
  • каким образом производить избранные виды благ;
  • кто получает то, что произведено;
  • какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего.

Вопрос2

Рыночная структура - совокупность признаков рыночных организаций, определяющих характер взаимодействия фирм на рынке, обуславливающих способ взаимодействия рыночного равновесия.

В современной рыночной экономике выделяют четыре типа рыночных структур:

1. Монополистическая конкуренция – много мелких и средних фирм, продукция дифференцированная, свободный вход и выход из отрасли, свободный доступ к информации, некоторый контроль над ценой. Например, рынок одежды, обуви и парфюмерии.

2. Совершенная конкуренция – много мелких фирм, однородная (стандартизированная) продукция, свободный вход и выход из отрасли, свободный доступ к информации, контроль над ценой отсутствует. Например, рынок сельскохозяйственной продукции, валютный и фондовый рынки. Признаки:1)наличие множества покупателей и продавцов;

-никто в одиночку не может повлиять на цену и в целом на положение на рынке;

-для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги;

-покупатели и продавцы могут свободно входить в рынок и также свободно покидать его.

3. Олигополия – несколько крупных фирм, продукция как однородная, так и дифференцированная, вход и выход из отрасли затруднен, доступ к информации затруднен, значительный контроль над ценой. Например, автомобильный рынок, рынок металлов, бытовая техника и сотовая связь.

4. Чистая монополия – одна крупная фирма, продукция уникальная (не имеет заменителей), вход и выход из отрасли блокирован, доступ к информации блокирован, полный контроль над ценой. Например, газо-водо снабжение, железная дорога, аэропорт.

Вопрос3

Вопрос4

Экономические школы

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.

Экономические школы Период развития Представители
Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)
Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика конец 18 — 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)
Марксизм 2-я пол. 19 — 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория конец 19 — начало 21 вв. Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство 20 — начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм 20 — начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)
Монетаризм 20 — начало 21 вв. Милтон Фридмен (1912-2006)

Меркантилизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Марженализм

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Неоклассическая школа

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Вопрос5

ОПТИМАЛЬНЫЙ ПУТЬ РОСТА

Предположим, что цены ресурсов остаются неизменными, тогда как бюджет предприятия постоянно растет. Соединив точки касания изоквант с изокостами, мы получим линию OG – «путь развития» (путь роста). Эта линия показывает темпы роста соотношения между факторами в процессе расширения производства (рис.4.9).

Рис. 4.9. Кривая «путь развития»

В длительном периоде все производственные ресурсы переменны, и поэтому здесь в принципе не существует предела расширению производства.

Задача предприятия в этом случае сводится к задаче выбора оптимального пути роста. При данной производственной функции и данных ценах ресурсов, оптимальный путь роста рассчитывается по множеству точек касания соответствующих изоквант и изокост. Если производственная функция однородна, оптимальный путь роста определяется лучом, выходящим из начала координат, наклон которого определяет оптимальное соотношение K/L и зависит от соотношения цен ресурсов (рис. 4.10).

Рис. 4.10. Рост производства: а) в длительном периоде, б) в коротком периоде

На рис. 4.10, а при соотношении цен w/r оптимальный путь роста определяется лучом ОА, а при соотношении цен w1/r1 лучом OВ. Понятно, что при изменении соотношения цен произойдет и изменение оптимального пути роста.

В коротком периоде (рис. 4.10., б) количество ресурса К фиксировано на уровне К' и предприятие может расширять производство лишь за счет увеличения количества переменного ресурса, то есть вдоль линии К' К', параллельной оси L. При данных ценах ресурсов их оптимальная комбинация недостижима. В самом деле, оптимальным путем роста было бы движение вдоль пунктирного луча ОА. Однако при фиксированном количестве постоянного фактора К точки E2 и Е3 недостижимы, а рост производства возможен лишь вдоль линии К' К'. Очевидно, что при данных ценах увеличение выпуска в коротком периоде потребует более высоких затрат (изокоста С4 расположена дальше от начала координат, чем изокоста C2 при том же объеме выпуска Q2).

Эффе́кт масшта́ба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.

Экономией на масштабе могут воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространёнными методами являются закупки (получение оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции). Использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты сдвигая на графике вниз и вправо кривую краткосрочных средних затрат

Пусть параметр K — единица капитала, параметр L — единица рабочей силы, параметр a — увеличение/уменьшение в а-раз.

Вопрос6

Потребность – нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.

Потребности бывают первичные и вторичные.

Классификация потребностей:

1) По назначению (личностные, производственные)

2) По сфере формирования (материальные, духовные)

3) По уровню осознания (осознанные, неосознанные)

4) По принципу рациональности (рациональные, иррациональные)

Классификация потребностей по Маслоу:

· в самореализации

· в уважении

· социальные

· в безопасности

· физические

До тех пор, пока не будут удовлетворены потребности низшего порядка, переход к потребностям высшего порядка будет невозможен.

Блага – средства удовлетворения потребностей.

Блага бывают свободные (к которым не приложен труд человека) и экономические (которые произведены человеком)

Классификации экономических благ:

1) долговременные

2) кратковременные

3) взаимозаменяемые (субституты)

4) взаимоополняемые (комплиментарные)

5) настоящие

6) будущие

7) потребительские

8) производительские

Количество видов благ, товаров, услуг, в кᴏᴛᴏᴩых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об ϶ᴛᴏм свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Кстати, эта подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.

Вопрос7

Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ».

Признаки олигополии: 1) немногочисленность фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка; 2) однородные или дифференцированные продукты. Она возникает благодаря слияниям и различным барьерам для вступления.

Барьеры: 1) эффект масштаба -эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей, т.е. эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка. Выгодное расширение до больших размеров неизбежно будет происходить за счёт конкурентов. 2) владение патентами и контроль над стратегическим сырьём, огромные расходы на рекламу.

Модели ценообразования: 1) без тайного сговора; 2) картель; 3) лидерство в ценах; 4) «издержки плюс».

Тайный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного, или молчаливого (не выраженного словами), соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой. Для участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, т.е. к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов.

«Издержки плюс» - олигополисты, для того, чтобы определить цену, оценивают свои издержки на единицу продукции при некотором плановом уровне производства и добавляют «накидку» в размере определённого процента. Рыночные доли в олигополистических отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции. Ей они придают особое значение, т.к.: 1) конкурентам достаточно сложно повторить рекламу и изменения продукта, 2) олигополисты имеют вполне достаточные финансовые ресурсы для того, чтобы финансировать неценовую конкуренцию.

Олигополия способствует НТП и поэтому имеет результатом лучшую продукцию, более низкие цены и большие уровни выпуска и занятости, чем в случае, если бы организация отрасли носила более конкурентный характер.

Вопрос 8

Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителœем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора: они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста.

Способность фирмы-монополиста влиять на цены не является безграничной. Наивысшая цена, которую может назначить монополист, определяется кривой спроса. Из этого следует, что рыночная власть фирмы-монополиста не гарантирует получение положительной экономической прибыли.

Анализ условий максимизации прибыли монополистом позволяет раскрыть несколько наиболее распространенных заблуждений относительно поведения монополиста на рынке:

Монополист не назначает максимально высокую цену. Монопольная власть фирмы ограничена рыночным спросом, назначение цены выше рыночной повлечет за собой снижение совокупной прибыли монополии.

Прибыли монополиста не всœегда являются сверхвысокими. Рыночный спрос должна быть настолько слабым, что монополист будет получать лишь нормальную прибыль. Вместе с тем, значительно снизить прибыльность фирмы могут неэффективность производства и высокие издержки.

Главное отличительное свойство монополии связано с наличием рыночной власти – способностью воздействовать на цены, устанавливая цены выше предельных издержек. Величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Но эластичность не одинакова для фирм на различных товарных рынках. Чем это вызвано?

Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы:

1) эластичность рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти;

2) число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно влияние одной из них на цену;

3) взаимодействие между фирмами. На рынке может быть несколько производителей, но их взаимодействие порой превращает рынок как бы в единого субъекта.

Учет этих факторов позволяет использовать ряд показателей, количественно определяющих степень рыночной (монопольной) власти.

Вопрос9

Вопрос10

Экономическая система – упорядоченная система взаимодействия субъектов, а также способ их функционирования.

Классификация подходов:

1) формационный (Маркс) – первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая

2) стадийный (Ростоу) – традиционное (сельское хозяйство), переходная экономика (государство, предпринимательство), промышленная революция (стадия сдвига), НТР (стадия зрелости), сфера услуг (стадия массового потребления)

3) информационный – доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное, информационное

4) организационный – традиционная экономика (решения принимаются на основе традиций и обычаев), командно-административная (государственная собственность на все ресурсы, высокая степень монополии, центральное государственное планирование), рыночная (частная собственность, конкуренция)

Вопрос11

Под типом экономических систем понимается такая их однородность, которая обладает общими существенными устойчивыми особенностями.

Можно выделить следующие типы экономических систем, которые сложились в мире в последние два столетия:

Традиционная экономика – этот тип экономики присущ отсталым в экономическом отношении странам. Организация производства, его структура, ритм экономической жизни базируются здесь на освящен­ных обычаях и традициях. Наследственные привычки, общественные роли и статусы предопределяют устои экономической жизни и соци­альной деятельности. Этнические и кастовые преграды препятствуют распространению научного и технического прогресса. С учетом этого разные общества используют неоднозначные институты для решения проблемы редкости ресурсов и максимизации достигаемых результа­тов.

Рыночная экономика свободной конкуренции начала складываться во второй половине 18в. после промышленного переворота. Для этой экономической системы характерны следующие черты: преобладание частной собственности на экономические ресурсы, произведенную продукцию и услуги; свобода предпринимательства и выбора; личный интерес как главный мотив поведения; конкуренция; установление цен под влиянием спроса и предложения; ограниченная роль правительства.

Административно-командная экономика – это тип экономической системы, при котором господствует общественная собственность на средства производства, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и само производство определяются административным центром на основе системы его команд (СССР и социалистические страны).

Смешанная экономика - тип экономич. системы, кот. характеризуется след. чертами: сочетанием частного и государственного секторов экономики; сочетанием рыночного и государственного механизмов регулирования; сочетанием частнособственнических рыночных мотивов с мотивацией социальной устойчивости в обществе.

В современной экономической науке при рассмотрении типов экономических систем используются разные критерии: основные формы собственности (выделяют общественные системы общинного типа, частнособственнического типа, кооперативно-общественного и смешанные); способ координации экономических субъектов действия (традиционный, рыночный, централизованно-плановый); уровень технического развития (традиционное общество, переходное общество, экономика сдвига); господствующая форма хозяйствования (экономическая система с натуральной формой хозяйствования и с товарной формой хозяйствования).

Вопрос12

Ценова́я дискримина́ция это ситуация на рынке, когда один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по различным ценам. Проведение ценовой дискриминации возможно только на рынке несовершенной конкуренции в силу наличия у монополиста власти над ценой.

Вопрос13

Понятие, функции и структура рынка.
Рынок – это совокупность институтов координации выбора по средствам ценовых сигналов, протекающих в условиях спецификации, прав собственности, свободных контрактов и конкуренции.
Предпосылки возникновения рынка: спецификация, права собственности, свободные контракты, конкуренция.
Рынок – это тип хозяйственной связи между субъектами хозяйствования.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли и удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентоспособности.
Ограничения рынка:
- существование транзакционных издержек;
- фактор времени и неопределенности;
- нейтральность рынка по отношению к морально-нравственным порядкам.
Эффективно функционирующий рынок характеризуется:
- свободным движением цен
- отсутствием давления на производителя
- адекватная информация о рынке
- альтернативное использование ресурсов, широкий выбор для покупателя, неограниченное число участников рыночных отношений.
Свободный рынок – самостоятельная, саморегулирующаяся, саморазвивающаяся система, в которой люди делают то, что они сами решают делать.
Основные функции рынка: регулирующая, ценообразующая, посредническая, информационная, санирующая. Информационная (рынок дает информацию об кол – ве, качестве товаров которые следует поставлять).
Посредническая – потребитель имеет возможность выбирать наиболее приемлемого поставщика, а продавец наиболее подходящего покупателя.
Регулирующая – рынок дает ответы на вопросы что производить, для кого и как производить. Санирующая – с помощью конкуренции рынок очищает производство от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц. Ценообразующая – цена подчинена закону стоимости и закону спроса и предложения. Рынок определяет затраты труда, т.е. затраты которые готов компенсировать покупатель. Структура рынка:
1.По экономическому назначению. *Рынок товаров и услуг или товарный рынок (рынок потребительских товаров, рынок услуг производственного и непроизводственного назначения); *Рынок ресурсов (рынок капиталов, земли, труда, ценных бумаг, валютный рынок, рынок ссудных капиталов, рынок инноваций);
2.По характеру продаж.

*оптовый; *розничный.
3.По способу ценообразования и характеру конкуренции:
совершенный и несовершенный.
4.По легитивности.
*официальный;*теневой (уходит от налогов).
5.По географическому положению.*местный; *национальный;
*региональный;*мировой.

Вопрос14

В олигополистической структуре рынка действуют две проти­воположные тенденции. С одной стороны, фирмы стремятся к со­вместным действиям и согласованным решениям по поводу объ­ема выпуска продукции и цен. В результате этих действий возникают картели, которые по своей сущности подобны чистой монополии. С другой стороны, между компаниями возникает острая конкурент­ная борьба, которая проявляется в различных формах: от жестких ценовых войн до сотрудничества. В связи с такими противоречи­выми тенденциями возникают сложности в нахождении общих принципов поведения олигополии.

Фирма-олигополист располагает возможностью изменять цену своего товара, кривая спроса каждой фирмы имеет «падающий» ха­рактер, поэтому отрасль не считается совершенно конкурентной. Однако по условиям структуры олигополистического рынка в от­расли присутствуют соперничающие фирмы, которые обязательно принимают ответные решения при изменении поведения фирмы-олигополиста. Этим олигополия отличается от монополистической конкуренции.

В условиях олигополии возможны особые принципы ценооб­разования. Во-первых, в краткосрочном периоде фирмы проводят политику «жестких» цен. Это означает, что с изменением спроса фирмы оставляют цены постоянными. Однако они могут повысить (при увеличении спроса) или понизить (при уменьшениеи спроса) объем выпуска продукции.

Во-вторых, в долгосрочном периоде цены изменяются. Причем, чаше всего фирмы изменяют цены одновременно.

В экономической теории принципы ценообразования на олигополистическом рынке объясняются следующим образом.

В условиях олигополии, как и на любом рынке, цены находятся в непосредственной зависимости от издержек производства едини­цы товара. Очевидно, если цена на рынке олигополии имеет свою специфику, то специфичны и издержки. Вспомним, что в обычных условиях фирма в краткосрочном периоде наращивает объем вы­пуска посредством привлечения дополнительных переменных фак­торов (например, наемных работников). При этом постоянные фак­торы остаются на прежнем уровне. Если фирма сокращала объем производства, то в краткосрочном периоде уменьшаются закупки сырья, увольняются наемные работники. Однако (и это самое ос­новное в нашем анализе) постоянные факторы производства оста­ются неизменными.

Вопрос15

Вопрос16

Монополистическая конкуренция: сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства.

Монополистическая конкуренция – конкуренция, происходящая на рынке, где фирмы конкурируют между собой, предлагая товары, являющиеся похожими, но не совершенными заменителями друг друга. Смысл понятия “Монополистическая” заключается в том, что каждая фирма является монополистом над своим вариантом товара.

Цена, равно как и оптимальный объем производства, базируется на равенстве предельного дохода и предельных издержек. В таком случае, фирма будет стремиться к максимизации прибыли или минимизации убытков.

Основные черты:

- Дифференциация продукции

- Большое количество продавцов

- Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли

- Жесткая неценовая конкуренция

В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм.

Вопрос17

Предложение (Supply) – это количество товаров, которое продавцы (производители) готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

Величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по данной цене.

Закон предложения выражается в том, что, как правило, при прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше величина предложения.

Условия, при которых формируется объем предложения, называется факторами предложения.

Факторами предложения являются:

  • Цена данного товара (Р);
  • Цены на другие товары – комплименты (РC) и субституты (РS);
  • Издержки производства (С);
  • Политика государства в области производства (налоги и субсидии) (G);
  • Уровень технологии, управления и организации труда (Tech);
  • Количество фирм на рынке (N);
  • Имеющиеся производственные мощности (M);
  • Объективные (внешние) условия производства (O);
  • Информация о рынке (Inf);
  • Ожидания производителей (Е).

Вопрос18

Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Иногда ее еще определяют как "рынок немногих" или "конкуренцию немногих”

Модели производства фирм

Тип производимого олигополией продукта можетбыть как однородным, так и различным:

Если потребители не имеют особых предпочтений к какой-либо фирменной марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой, или однородной олигополией. Наиболее типичными примерами практически однородной продукции выступают цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, газетная бумага, вискоза.

Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между товарами можетбыть как реальной (по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам), так и мнимой (фирменная марка, упаковка, реклама), то продукция считается дифференцированной, а отрасль называется дифференцированной олигополией. Примерами могут служить рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива.

Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей.

Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо:

чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной;

чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;

чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.

Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами.

Вопрос19

Вопрос 20

Чистая (совершенная) конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.

На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка.

Объем производства в условиях совершенной конкуренции одной фирмы находится на небольшом уровне, причем изменение его не окажет существенного влияния на ситуацию на рынке.

Монополистическая конкуренция: сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства.

Монополистическая конкуренция – конкуренция, происходящая на рынке, где фирмы конкурируют между собой, предлагая товары, являющиеся похожими, но не совершенными заменителями друг друга. Смысл понятия “Монополистическая” заключается в том, что каждая фирма является монополистом над своим вариантом товара.

Цена, равно как и оптимальный объем производства, базируется на равенстве предельного дохода и предельных издержек. В таком случае, фирма будет стремиться к максимизации прибыли или минимизации убытков.

Основные черты:

- Дифференциация продукции

- Большое количество продавцов

- Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли

- Жесткая неценовая конкуренция

В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм.

Вопрос21

Эластичность- реакция потребителя, производителя на изменения цены. Измеряется коэффициент эластичности.

Виды: 1) Эластичность спроса по цене.-Она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен. Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности.

E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши);

E < 1 - неэластичный спрос (на предметы первой необходимости);

E = 1- спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора);

E = 0 - совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты);

E - совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка).

2) Эластичность спроса по доходу- Это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен. Значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса.

3)Перекрестная эластичность.- Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой. С помощью коэффициента эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности: а) E (k) > 0 для товаров-субститутов; б) E (k) < 0 для товаров- комплементов; в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.

4) Эластичность предложения товара (по цене) - это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения. Одним из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска, т.е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор - это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных временных интервалах.

Вопрос22

Монопо́лия — это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке функционирует несколько фирм и есть большая конкуренция. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Административная монополия – гос планирование, следствие которой – высокая концентрация производства во многих отраслях экономики при его низкой эффективности.
Естественная монополия существует тогда, когда экономия от масштаба позволяет одному предпринимателю удовлетворить весь рыночный спрос без того, чтобы отдача от масштаба стала снижаться, в том случае, когда входные барьеры зиждутся на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях.
Искусственная монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.

"Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий". Закон Шермана запрещает контракты и тайные сговоры, ограничивающие торговлю США внутри страны или с другими странами, и образует прочное основание для всего антимонопольного законодательства США в целом. Этот закон определяет монополизацию (т.е. попытку одного предприятия контролировать весь рынок посредством недобросовестных действий) и попытку монополизации области торговли или бизнеса как противоправное действие для любой компании.
Компания нарушает закон, когда пытается удержать позицию монополиста или получить на нее право посредством необоснованных методов, например, путем введения определенных оговоренных цен, мошеннических заявок на торгах, других картельных мер и акций. Для вынесения решения суда ключевым фактором для признания необоснованности методов является доказательство того, насколько рассматриваемое совершенное деяние данной компании имеет правомерное законодательное обоснование. Нарушение данного закона может быть предметом рассмотрения в общегражданском суде, который имеет право налагать соответствующие штрафы или издавать судебное распоряжение о запрещении применения недобросовестных приемов, либо предметом рассмотрения в уголовном суде, который имеет право и налагать соответствующие штрафы и заключать под стражу. Закон Шермана гласит, что на корпорацию может быть наложен штраф на сумму до 10 млн. дол. США, на других обвиняемых - до 350 000 дол. США; и что физическое лицо может быть приговорено к заключению сроком до трех лет лишения свободы.

Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.

Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1035; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.103 с.)