Положительный эффект от масштаба 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положительный эффект от масштаба



Происходит, когда при увеличении количества выпускаемой продукции и уровня влияния на рынке затраты на единицу продукции уменьшаются. Обычно связан с углублением разделения труда и может рассматриваться как последствие синергии. Благодаря этому эффекту очень выгодным оказался переход от ручного труда к мануфактуре и затем к конвейеру с одновременным увеличением производства. Также появляется возможность применения дорогостоящих технологий и производства побочных продуктов из отходов.

Снижение средних общих издержек при помощи увеличения производства до определенного количества Q2 называется положительной отдачей (эффектом) от масштаба.

В модели, когда издержки делятся на постоянные и переменные, положительный эффект от масштаба описывается уменьшением величины постоянных издержек в единице продукции с сохранением того же количества переменных издержек при увеличении количества производимой продукции:

c = T F C Q + A V C {\displaystyle c={\frac {TFC}{Q}}+AVC} где с — себестоимость единицы продукции; TFC — общая величина постоянных издержек; Q — количество выпускаемой продукции; AVC — средние переменные издержки.

Пока наблюдается положительный эффект от масштаба — предприятию следует не наращивать свои производственные мощности, если конъюнктура рынка не позволяет.

Специализация в международной торговле

Положительный эффект масштаба приводится в качестве предпосылки того, почему двум странам выгодно торговать между собой. В случае, если есть всего две страны и два товара и каждая из стран специализируется на выпуске одного продукта — то, обмениваясь, каждая из них может выйти за рамки своей кривой производственных возможностей.

Отрицательный эффект от масштаба

Обратный положительному эффекту, при котором средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия. Связывается с некоторой потерей управляемости и снижением гибкости реакции на изменения во внешней среде, нарастанием внутриорганизационных противоречий. Наблюдается из-за технических причин при добыче полезных ископаемых, связан с тем, что извлечь каждую последующую тонну угля или баррель нефти из-под земли сложнее, чем предыдущую. Аналогичный эффект наблюдается в сельском хозяйстве в силу того, что земли удобные для выращивания культур заканчиваются, и производитель вынужден переходить на менее подготовленные для этого участки.

Вопрос6

Потребность – нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.

Потребности бывают первичные и вторичные.

Классификация потребностей:

1) По назначению (личностные, производственные)

2) По сфере формирования (материальные, духовные)

3) По уровню осознания (осознанные, неосознанные)

4) По принципу рациональности (рациональные, иррациональные)

Классификация потребностей по Маслоу:

· в самореализации

· в уважении

· социальные

· в безопасности

· физические

До тех пор, пока не будут удовлетворены потребности низшего порядка, переход к потребностям высшего порядка будет невозможен.

Блага – средства удовлетворения потребностей.

Блага бывают свободные (к которым не приложен труд человека) и экономические (которые произведены человеком)

Классификации экономических благ:

1) долговременные

2) кратковременные

3) взаимозаменяемые (субституты)

4) взаимоополняемые (комплиментарные)

5) настоящие

6) будущие

7) потребительские

8) производительские

Количество видов благ, товаров, услуг, в кᴏᴛᴏᴩых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об ϶ᴛᴏм свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Кстати, эта подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.

Вопрос7

Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ».

Признаки олигополии: 1) немногочисленность фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка; 2) однородные или дифференцированные продукты. Она возникает благодаря слияниям и различным барьерам для вступления.

Барьеры: 1) эффект масштаба -эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей, т.е. эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка. Выгодное расширение до больших размеров неизбежно будет происходить за счёт конкурентов. 2) владение патентами и контроль над стратегическим сырьём, огромные расходы на рекламу.

Модели ценообразования: 1) без тайного сговора; 2) картель; 3) лидерство в ценах; 4) «издержки плюс».

Тайный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного, или молчаливого (не выраженного словами), соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой. Для участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, т.е. к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов.

«Издержки плюс» - олигополисты, для того, чтобы определить цену, оценивают свои издержки на единицу продукции при некотором плановом уровне производства и добавляют «накидку» в размере определённого процента. Рыночные доли в олигополистических отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции. Ей они придают особое значение, т.к.: 1) конкурентам достаточно сложно повторить рекламу и изменения продукта, 2) олигополисты имеют вполне достаточные финансовые ресурсы для того, чтобы финансировать неценовую конкуренцию.

Олигополия способствует НТП и поэтому имеет результатом лучшую продукцию, более низкие цены и большие уровни выпуска и занятости, чем в случае, если бы организация отрасли носила более конкурентный характер.

Вопрос 8

Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителœем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора: они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста.

Способность фирмы-монополиста влиять на цены не является безграничной. Наивысшая цена, которую может назначить монополист, определяется кривой спроса. Из этого следует, что рыночная власть фирмы-монополиста не гарантирует получение положительной экономической прибыли.

Анализ условий максимизации прибыли монополистом позволяет раскрыть несколько наиболее распространенных заблуждений относительно поведения монополиста на рынке:

Монополист не назначает максимально высокую цену. Монопольная власть фирмы ограничена рыночным спросом, назначение цены выше рыночной повлечет за собой снижение совокупной прибыли монополии.

Прибыли монополиста не всœегда являются сверхвысокими. Рыночный спрос должна быть настолько слабым, что монополист будет получать лишь нормальную прибыль. Вместе с тем, значительно снизить прибыльность фирмы могут неэффективность производства и высокие издержки.

Главное отличительное свойство монополии связано с наличием рыночной власти – способностью воздействовать на цены, устанавливая цены выше предельных издержек. Величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Но эластичность не одинакова для фирм на различных товарных рынках. Чем это вызвано?

Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы:

1) эластичность рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти;

2) число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно влияние одной из них на цену;

3) взаимодействие между фирмами. На рынке может быть несколько производителей, но их взаимодействие порой превращает рынок как бы в единого субъекта.

Учет этих факторов позволяет использовать ряд показателей, количественно определяющих степень рыночной (монопольной) власти.

Вопрос9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.012 с.)