Разновидности ценовой дискриминации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разновидности ценовой дискриминации



  1. Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.д — которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.
  2. Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.
  3. Ценовая дискриминация третьего рода — это дискриминация по уровню доходов. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам.

Особенностью российского антимонопольного законодательства является его формирование в условиях перехода от одной системы хозяйствования к другой, а также необычайно высокий по сравнению с большинством стран уровень концентрации.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации включает Конституцию Российской Федерации, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, издаваемые в соответствии с ним федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановление и распоряжение Правительства Российской Федерации. Целью антимонопольного регулирования являются предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Антимонопольными органами на территории РФ является федеральный антимонопольный орган – Министерство по антимонопольной политике (ранее – Государственный комитет по антимонопольной политике). В соответствии с законодательством федеральный орган вправе создавать территориальные органы и наделять их соответствующими полномочиями.

основными методами регулирования монополий в России являются:

· государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений;

· государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях;

· принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью;

· ценовое регулирование монополистического поведения путем установления лимита цен, и предельных коэффициентов изменения цен, лимита рентабельности, установления.

Вопрос13

Понятие, функции и структура рынка.
Рынок – это совокупность институтов координации выбора по средствам ценовых сигналов, протекающих в условиях спецификации, прав собственности, свободных контрактов и конкуренции.
Предпосылки возникновения рынка: спецификация, права собственности, свободные контракты, конкуренция.
Рынок – это тип хозяйственной связи между субъектами хозяйствования.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли и удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентоспособности.
Ограничения рынка:
- существование транзакционных издержек;
- фактор времени и неопределенности;
- нейтральность рынка по отношению к морально-нравственным порядкам.
Эффективно функционирующий рынок характеризуется:
- свободным движением цен
- отсутствием давления на производителя
- адекватная информация о рынке
- альтернативное использование ресурсов, широкий выбор для покупателя, неограниченное число участников рыночных отношений.
Свободный рынок – самостоятельная, саморегулирующаяся, саморазвивающаяся система, в которой люди делают то, что они сами решают делать.
Основные функции рынка: регулирующая, ценообразующая, посредническая, информационная, санирующая. Информационная (рынок дает информацию об кол – ве, качестве товаров которые следует поставлять).
Посредническая – потребитель имеет возможность выбирать наиболее приемлемого поставщика, а продавец наиболее подходящего покупателя.
Регулирующая – рынок дает ответы на вопросы что производить, для кого и как производить. Санирующая – с помощью конкуренции рынок очищает производство от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц. Ценообразующая – цена подчинена закону стоимости и закону спроса и предложения. Рынок определяет затраты труда, т.е. затраты которые готов компенсировать покупатель. Структура рынка:
1.По экономическому назначению. *Рынок товаров и услуг или товарный рынок (рынок потребительских товаров, рынок услуг производственного и непроизводственного назначения); *Рынок ресурсов (рынок капиталов, земли, труда, ценных бумаг, валютный рынок, рынок ссудных капиталов, рынок инноваций);
2.По характеру продаж.

*оптовый; *розничный.
3.По способу ценообразования и характеру конкуренции:
совершенный и несовершенный.
4.По легитивности.
*официальный;*теневой (уходит от налогов).
5.По географическому положению.*местный; *национальный;
*региональный;*мировой.

Вопрос14

В олигополистической структуре рынка действуют две проти­воположные тенденции. С одной стороны, фирмы стремятся к со­вместным действиям и согласованным решениям по поводу объ­ема выпуска продукции и цен. В результате этих действий возникают картели, которые по своей сущности подобны чистой монополии. С другой стороны, между компаниями возникает острая конкурент­ная борьба, которая проявляется в различных формах: от жестких ценовых войн до сотрудничества. В связи с такими противоречи­выми тенденциями возникают сложности в нахождении общих принципов поведения олигополии.

Фирма-олигополист располагает возможностью изменять цену своего товара, кривая спроса каждой фирмы имеет «падающий» ха­рактер, поэтому отрасль не считается совершенно конкурентной. Однако по условиям структуры олигополистического рынка в от­расли присутствуют соперничающие фирмы, которые обязательно принимают ответные решения при изменении поведения фирмы-олигополиста. Этим олигополия отличается от монополистической конкуренции.

В условиях олигополии возможны особые принципы ценооб­разования. Во-первых, в краткосрочном периоде фирмы проводят политику «жестких» цен. Это означает, что с изменением спроса фирмы оставляют цены постоянными. Однако они могут повысить (при увеличении спроса) или понизить (при уменьшениеи спроса) объем выпуска продукции.

Во-вторых, в долгосрочном периоде цены изменяются. Причем, чаше всего фирмы изменяют цены одновременно.

В экономической теории принципы ценообразования на олигополистическом рынке объясняются следующим образом.

В условиях олигополии, как и на любом рынке, цены находятся в непосредственной зависимости от издержек производства едини­цы товара. Очевидно, если цена на рынке олигополии имеет свою специфику, то специфичны и издержки. Вспомним, что в обычных условиях фирма в краткосрочном периоде наращивает объем вы­пуска посредством привлечения дополнительных переменных фак­торов (например, наемных работников). При этом постоянные фак­торы остаются на прежнем уровне. Если фирма сокращала объем производства, то в краткосрочном периоде уменьшаются закупки сырья, увольняются наемные работники. Однако (и это самое ос­новное в нашем анализе) постоянные факторы производства оста­ются неизменными.

Вопрос15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.008 с.)