Бланк анализа групповой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бланк анализа групповой работы



Описание процедуры Кто предложил Перебивали да/нет (перечислить кто) Поддержали/не поддержали Высказывались поочередно Да/нет Обсуждали посторонние (перечислить кто) Решение принято или нет Кто зафиксировал (письменно или устно)
1. Соответствие порядка обсуждения вопросов запланированному              
2.              
3.              
4.              
5.              
6.              
7.              
8.              
Комментарии:    

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по практическим работам или на отдельных листах формата А4, оформленная в соответствии с требованиями..

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

  • Бусыгина Т.А., Цыганов К.Г. Основы самоорганизации учебной деятельности. Самара: Издательство СГПУ, 2008.
  • Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала: Учебные материалы. Самара: ЦПО, 2011.
  • Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М., 1989.
  • Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. — М., 2002. (англ. 1984).
  • Ромек В.Г. Уверенность в себе: этический аспект//Журнал практического психолога. 1999. № 9.

Выполнил студент группы ________ _________________________________________

(Фамилия И.О., подпись и дата)

Проверил преподаватель ____________________ Оценка ___________ Дата __________

4.1 Эффективное общение

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10

«Тренинг понимания партнера в процессе коммуникации»

Учебные цели:

  • обобщение и систематизация теоретических знаний по работе в команде.
  • формирование практических навыков по работе в команде и решению тупиковых ситуаций в формате группового обсуждения,
  • приобретение опыта тренинга понимания партнера в процессе коммуникации.
  • освоение ОК 6.1. «Работа в команде (группе)»; ОК 6.3. «Эффективное общение: диалог»; ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Учебные задачи:

    • Повышение уровня информированности в области коммуникаций.
    • Участвовать в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой.
    • Договариваться о процедуре и вопросах для обсуждения в группе в соответствии с поставленной целью деятельности команды.
    • Принимать и фиксировать решение по всем вопросам для группового обсуждения.
    • При групповом обсуждении аргументированно принимать или отвергать идеи.
    • При групповом обсуждении задавать вопросы, проверять адекватность понимания идей других;
    • При групповом обсуждении убеждается, что коллеги по группе поняли предложенную идею.
    • При групповом обсуждении развивает и дополняет идеи других (разрабатывает чужую идею).
    • Дает сравнительную оценку идей, высказанных участниками группы, относительно цели групповой работы.
    • Повысить уровень компетентности в сфере коммуникации.
    • Сформировать активную жизненную позицию студентов.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен знать:

  • требования к подготовке специалиста в соответствии с ФГОС СПО по специальности;
  • требования к сформированности компетенции в сфере коммуникации;

Студент должен уметь:

  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Требования к деятельности по процедуре работы в команде:

Уровень 1: Участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу.

Уровень 2: Договаривается о процедуре и вопросах для обсуждения в группе в соответствии с поставленной целью деятельности команды (группы).

Уровень 3: Принимает и фиксирует решение по всем вопросам для группового обсуждения

Уровень 4: Фиксирует особые мнения; использует приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмирует причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения \ деятельности.

Требования к деятельности по содержанию работы в команде:

Уровень 1: При групповом обсуждении аргументированно принимает или отвергает идеи.

Уровень 2: При групповом обсуждении задает вопросы, проверяет адекватность понимания идей других; при групповом обсуждении убеждается, что коллеги по группе поняли предложенную идею.

Уровень 3: При групповом обсуждении развивает и дополняет идеи других (разрабатывает чужую идею).

Уровень 4: Дает сравнительную оценку идей, высказанных участниками группы, относительно цели групповой работы.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  • сборник методических указаний для студентов по выполнению практических работ;
  • рабочая тетрадь по дисциплине «Введение в профессию: общие компетенции профессионала»;
  • УМК по дисциплине «Введение в профессию: общие компетенции профессионала».

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы:

КОМАНДА

Командой называют группу людей, объединенных общей целью, работающих над единой задачей. Хотя в обыденном понимании команда – это чаще всего просто группа дружно работающих сотрудников.

Слышали анекдот командной работы «Чебурашка говорит: «Гена, давай я понесу вещи, а ты понесешь меня!».

Бывают команды, постоянно работающие вместе, и команды временные, созданные для выполнения какой-то конкретной задачи.

Команда должна выполнять два вида функций:

  1. Направленные на задачу (поиск информации, выбор направления работы, участие в итоговых обсуждениях и т.д.);
  2. Поддерживающие (важнейшие из них – умение слушать, поддерживать и одобрять других).

Если первые выполняют определенную задачу, то вторые сродни нематериальным способам мотивации консультантов. Хотя сами по себе они не обеспечивают достижение результата, но весьма ему способствуют.

Ни одна команда не существует без так называемых командных ролей. И если человек, выполняющий в команде определенную роль (например, роль лидера или изгоя), по каким-то причинам из неё выбывает, то «свято место пусто не бывает» – эту роль на себя примет другой человек. Одна из задач «командного» тренинга – дать каждому участнику возможность найти диапазон оптимальных для себя ролей.

Тренинги под общей рубрикой «Сплочение и работа в команде» по целям можно условно разделить на четыре вида:

      1. Сплочение (психологическое, эмоциональное) консультантов, работающих в одной структуре.
      2. Развитие у участников навыков командной работы.
      3. Обучение лидеров формированию команд.
      4. Решение какой-либо конкретной задачи.

Оптимизируя команду, больше всего занятия, тренинги направляют на её сплоченность. Но сплоченность хороша для семьи, а для бизнеса одной сплочённости недостаточно, и если, например, в организации существуют не психологические, а организационные проблемы – напряжение сохраняется, несмотря на эмоциональное сплочение группы.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  • Что называется командой?
  • Какие функции выполняет команда?
  • Как распределяются роли в команде?

Задания для практического занятия:

ЗАДАНИЕ 1. ТРЕНИНГ-УПРАЖНЕНИЕ «СЛОЖИТЬ ФИГУРУ»

Цели и возможности применения:

Упражнение позволяет разогреть группу для командной работы и дать членам группы возможность предварительно оценить свои индивидуальные способности и возможности своей работы в команде.

Описание упражнения:

Группа делится на несколько команд (по 2 – 5 человек).

Каждая команда получает конверт с набором разноцветных частей геометрических фигур и инструкцию:

«Задание, которое вам предстоит выполнить, состоит из трех этапов.

Вначале каждая команда должна решить, какого цвета фигуру она будет составлять.

После этого вы должны собрать у себя все детали одного цвета, обмениваясь с другими командами.

На третьем этапе вы должны сложить из этих деталей целую фигуру.

Побеждает та команда, которая сделает работу быстрее других.

Кроме того каждая команда должна назвать сложенную фигуру в полном объеме, как положено».

Обсуждение:

Обсуждается распределение ролей в командах, наличие и смена лидера, организация всего хода работы, выстраивание взаимодействия с «внешними структурами», причины возникновения (или отсутствия) конфликтов.

Желательно, чтобы каждый ответил на вопрос: «Как я ощущал и проявил себя в командной работе?».

И в заключении лучшая команда должна определить самого полезного игрока в команде (которому в последствии вручается приз).

Дополнительные рекомендации:

В базовом виде упражнение достаточно не сложное и вполне может проводится в начале тренинга, в качестве разогревающего.

Размер группы: 20 – 25 человек

Время: 10 – 20 минут

Необходимые материалы: геометрические фигуры из бумаги, разрезанные на несколько частей, смешанные и в случайном порядке разложенные в конверты. Количество наборов должно соответствовать количеству команд.

ЗАДАНИЕ 2. ТРЕНИНГ-УПРАЖНЕНИЕ «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

Цели и возможности применения:

Упражнение моделирует групповую дискуссию, и является разминкой для командной работы.

Описание упражнения:

Ведущий зачитывает описание ситуации:

«Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала неизвестно куда. Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.

На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть условия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.

Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от случайно произнесённых слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы.

Каждый из вас может взять по 10 предметов. Советоваться с другими нельзя. Поделиться, обменяться предметами с другими участниками потом тоже будет нельзя.

Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка – 7 – 8 минут».

После выполнения этой части задания группе даётся следующая инструкция:

«У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация такова, что вся группа может унести из пещеры только 10 предметов. В течение 20 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый, общегрупповой список.

Обсуждение:

При анализе упражнения группа обсуждает следующие вопросы:

  • Удалось ли участникам группы договорится? Если нет, то почему?
  • Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие препятствовали?
  • Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?

В процессе осуждения можно выйти на алгоритм принятия решения:

  1. Постановка (выявление) проблемы.
  2. Прояснение ситуации.
  3. Перевод проблемы в задачу.
  4. Формулирование и заслушивание вариантов решения.
  5. Обсуждение последствий каждого из вариантов.
  6. Принятие единого решения.

Варианты:

Упражнение можно продолжить со словами «Хотите продолжить эту игру? Тогда я усложняю задачу – список предметов сокращается до пяти наименований, время принятия решения – 10 минут.

Дополнительные рекомендации:

Степень условности в упражнении достаточно высока, поэтому от группы требуется высокий интеллектуальный уровень.

Размер группы: 20 – 25 человек

Время: 40 – 120 минут

Необходимые материалы: ручки, бумага.

ЗАДАНИЕ 3. ТРЕНИНГ-УПРАЖНЕНИЕ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Цели и возможности применения:

Упражнение позволяет группе смоделировать командное взаимодействие при решении творческой задачи.

Описание упражнения:

Группа делится на три подгруппы и получает инструкцию:

«На фестивале “Сказочный лес” различные киностудии представляют свои версии

и фильмов, снятых по мотивам сказки “Красная шапочка”.

В конкурсе участвовали три киностудии.

Первая – американская киностудия, поставившая фильм ужасов со всеми сопутствующими кошмарами.

Вторая – французская, она представляет мелодраму. Нежную романтическую историю с драматическими событиями, но со счастливым финалом.

И третья киностудия – из Италии – предлагает детективный вариант “Красной шапочки”. В этом фильме не обошлось без мафии, стрельбы и неутомимой журналистки в красном берете.

У вас есть 20 – 30 минут для подготовки и 3 – 5 минут для демонстрации своей киноленты. Вы должны поставить своё воображение на первый план для демонстрации новой киноленты “Красной шапочки” согласно темы постановки киностудии, которую вы вытяните при жеребьёвке».

Обсуждение:

В основе обсуждения упражнения лежит анализ командных ролей.

Хорошо, если будут затронуты следующие вопросы:

  • Эффективно ли было взаимодействие участников в ходе выполнения задания?
  • Был ли кто-то, кто не полностью реализовался или вообще не был услышан?
  • Кто был лидером в каждой подгруппе?
  • Различными ли были типы лидерства в разных подгруппах? Какими они были?

Дополнительные рекомендации:

Это задание лучше давать к концу тренинга, когда группа хорошо разогрета на ролевую игру. В противном случае упражнение выполняется с трудом или может совсем не получиться.

Размер группы: 20 – 25 человек

Время: 40 – 60 минут

Необходимые материалы: карточки с названием стран для жеребьевки.

ЗАДАНИЕ 4. ТРЕНИНГ-УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОН ГАРМОНИИ»

Цель: Формирование толерантности и этической культуры межличностной коммуникации и отношений.

Материалы: листы бумаги, карандаши.

Время проведения: 30 минут

В цивилизованном социуме существует неписанный закон гармонии общения и межличностных отношений, затрагивающий их нормативную сферу. Следуя ему можно не допустить зарождение многих антагонистических противоречий, конфликтов, обид. Звучит он так: «Позволяя себе – позволяй другим. Запрещая другим – запрещай себе». Довольно справедливо, что выполнение этого правила избавляет нас от взаимных упрёков и деформации легитимной (нормативной) сферы личности. Но понятие нормы отношений и общения мы воспринимаем, понимаем, оцениваем субъективно. Так, например, мы не позволяем другим повышать на нас голос, указывать, критиковать нас, устанавливать нам запреты. Вместе с тем, порой сами кричим на других, ругаем и поучаем их, стараемся ограничить их действия. Каким же образом контролировать свои действия в тех или иных ситуациях общения?

Процедура проведения: тренер объясняет задание участникам: «Разделите лист на две части:

1.«Позволяю себе, запрещая другим». Перечислите ваши поступки, направленные на получение преимущества за счёт окружающих. Определите степень свободы ваших действий. Позволяете ли вы себе: опаздывать, повышать голос на других, игнорировать чье то мнение (товарища, ребенка, подчиненного и др.), высмеивать кого-то и так далее.

2.«Запрещаю другим, позволяя себе». Перечислите, на какие действия окружающих налагаете запрет, но разрешаете себе. Например: критиковать, оценивать, чинить беспорядок, бездельничать.

В течение 10 минут участники заполняют листы, затем идёт обсуждение и рефлексия.

Рефлексия: Стоит ли запрещать себе, быть свободным, что бы иметь основания осуждать других? Стоит ли позволять себе заблуждаться, что, запрещая другим, вы имеете на это право?

ЗАДАНИЕ 5. ИГРА «СОЗДАНИЕ ОСТРОВНОЙ СТРАНЫ»

Цель: определение стиля ситуативной коммуникации, ценностей, объединяющих участников группы, распределение ролей в группе.

Время проведения: 1 час.

Материалы: 4 листа ватмана склеены вместе и вырезаны в виде острова, наборы красок, кисти, фломастеры, цветная бумага, различные фигурки из бумаги: домики, деревья, фабрики, заводы, люди и т.д. магнитофон с кассетой, клей, ножницы.

Процедура проведения: ведущий говорит: «Сегодня здесь собрались великие мудрецы. Однажды вы отправились в странствия. Вам хотелось отыскать такое место на земле, которое ещё не было освоено людьми. Вы долго путешествовали, встречали разных людей, видели разные места на земле. И вот однажды вам посчастливилось добраться до необитаемого острова. Сомнений не было – вы нашли то, что так долго искали. Вам не надо исправлять чужие ошибки, переделывать. Вы можете начать с нуля, в ваших силах создать идеально место для жизни, работы и отдыха. О, мудрейшие! Превратите этот остров в самое замечательно место на земле. Каждый из вас могучий волшебник и может преобразовать эту землю на благо всем и себе». Участникам даётся 15 минут для того, чтобы они создали свою страну. Далее идёт обсуждение созданной страны:

  • расскажите о стране, которую вы создали и об истории её создания (важно, кто начинает рассказ о картине, либо лидер, либо тот, кто максимально вовлечен в процесс создания композиции, первым начинает рассказ тот, кто готов брать на себя ответственность за группу).
  • хотелось бы вам оказаться в этой стране (ответ покажет, насколько кандидаты готовы создать для себя комфортные условия, если участник не хочет попасть в эту страну, то ему некомфортно в группе).
  • хотелось бы вам что-либо изменить в этом мире (желание большинства изменить что-либо свидетельствует о неудовлетворенности общим результатом; если изменения хочет внести один участник коллектива, то посмотреть, как он поведет себя в дальнейшем: будет ли настаивать, будет ли советоваться с командой или предпочтет внести свои изменения сразу, пока комментирует их; навязывание участником своей линии, может говорить о том, что перед нами потенциальный источник напряжения в команде, её слабое звено).
  • что бы вам хотелось взять для себя из этой страны в реальный мир: идею, состояние, мысль, ощущение, впечатление (вопрос показывает ценность происходящего для участников, уровень их вовлеченности в групповую деятельность)

 

Рефлексия: Как взаимодействовали участники группы? Кто был лидером? Какие роли играл каждый участник? Какой прогноз относительно жизнеспособности группы?

Инструкция по выполнению практической работы:

Порядок выполнения отчета по практической работе:

Подведение итогов самостоятельной работы (анализ и оценка практической работы, теоретические выводы по результатам практической работы и т.п.):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.054 с.)