Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
І.З. Структура трудового потенциала работников организации.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Управление развитием трудового потенциала невозможно без анализа структуры последнего. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Социально-экономические реформы в России обусловили рост внимания к личности работника, его роли в системе организации. Человек по своей социально-экономической природе представляет собой совокупный объект общественной жизни, имеющий многосложную структуру. Он, будучи единым, участвует в производственной деятельности как ее многогранный субъект: экономический - производитель и потребитель благ; биологический — носитель определенной телесной конструкции и физического здоровья; социальный — член определенной группы; семейно-родственной (член многодетной или бездетной семьи, обладатель определенного круга родственников и т.п.), демографической (мужчина или женщина, молодой или пожилой работник и т.п.), стратификационной (носитель определенного социального, в том числе профессионального статуса или ранга), классовой (работник по найму или собственник), этнической (представитель определенной нации или этноса) и др.; политический - гражданин государства, избиратель, член политической партии, профсоюза, других групп интересов; правовой - обладатель определенных прав и обязанностей; культурный — носитель определенного менталитета, системы ценностей, социальных норм и традиций; нравственный - разделяющий те или иные нравственные нормы и ценностные ориентации; конфессиональный — исповедующий религию или атеист; эмоционально-волевой - обладающий определенным характером и психологическим складом в целом; разумный - имеющий интеллект и определенную систему знаний. [7] Вместе с тем, исходя из объекта нашего исследования, нас интересует не вообще структура человека как объекта общественной жизни, а структура его трудового потенциала. Рассмотрим ее подробнее. В состав трудового потенциала работника входят: • психофизиологический потенциал - способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.; •образовательно-квалификационный потенциал - объем, глубина и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающие способность работника к труду определенного содержания и сложности, его компетентность; •личностный потенциал - уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду исходя из иерархии потребностей человека и его мотивированности на эффективный труд. Психофизиологический потенциал. Важной составляющей трудового потенциала работника является его психофизиологический потенциал, выражающийся в здоровье конкретного работника. В настоящее время, к сожалению, улучшению трудовых условий уделяется мало внимания, показатели здоровья работников неуклонно ухудшаются, начиная с 1992 года. В целом по интегральному показателю здоровья Россия находится на 68-м месте в мире. Отпускаемых из бюджета средств на здравоохранение совершенно недостаточно для поддержания приемлемого уровня физического «благосостояния» человека. Низкое качество продуктов, неправильное и нерациональное питание, все большее распространение вредных привычек (курение, алкоголь) также оказывают пагубное влияние. Образовательно-квалификационный потенциал. Он может быть классифицирован по признакам, характеризующимся квалификационными составляющими трудового потенциала работника и отражающим его индивидуальные особенности. Социально-личностная составляющая призвана акцентировать внимание на потенциальных социальных возможностях человека. Она характеризует способность человека к личностному развитию, к самосовершенствованию. Структура потенциала работника включает в себя следующие элементы: • способность к сотрудничеству, коллективной организации, •творческие способности (трудовой потенциал); • ценностно-мотивационные качества. Очень важно, уяснив механизм действия каждого из компонентов трудового потенциала работника, создать адекватные его способностям и возможностям условия труда, при которых возможно использование скрытых резервов работника. На практике несоответствие потребностей производства возможностям работников выражается в нерациональном кадровом составе, плохом распределении трудовых обязанностей, неудовлетворении трудом и т.д. Так, по результатам обследований рабочих и служащих французских компаний, 66% опрошенных указывают на невозможность полностью реализовать свои способности на работе. Оценки американских экспертов таковы: рабочий, не боясь быть уволенным, в среднем использует 20-35% своих потенциальных возможностей. Однако, по мнению опрошенных, эта цифра может быть увеличена до 70-80% при условии стимулирования коммуникаций, расширении возможностей образовательного и профессионального роста, создании предпосылок для большего вовлечения работников в процесс принятия хозяйственных решений. [8] Критерием уровня развития личностного потенциала работника служат качественные характеристики отдачи физических и интеллектуальных сил, творческой энергии работника в процессе труда. Эта отдача находит конкретное выражение в трудовой активности человека, в его отношении к труду как к высшей жизненной потребности. В свою очередь, уровень развития кадрового потенциала предприятия определяется уровнем развития личностного потенциала каждого работника и уровнем эффективности его использования в соответствии с установленными целями организации. Таким образом, структура трудового потенциала работника включает следующие параметры: •интеллектуальный, который включает в себя квалификационно-образовательный уровень, уровень самообразования и уровень интеллектуального развития человека; •трудовой, представляющий собой способность к генерации новых идей, методов, образов, представлений; • физический, который объединяет в себе уровень здоровья и физические способности индивида; - мотивационный, под которым понимается желание индивида реализовать весь имеющийся потенциал на данном рабочем месте. При исследовании категории трудового потенциала в центре внимания оказываются не только производственные аспекты функционирования рабочей силы, но и вопросы, связанные с активной ролью человека в процессе труда, степенью реализации им посредством труда своих потенциальных сил. Отличие категории «трудовой потенциал» от категории «рабочая сила» состоит в том, что трудовой потенциал - это персонифицируемая рабочая сила, рассматриваемая в совокупности своих качественных характеристик. В процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояния, потенциал содержит в себе в качестве «потенции» элемент будущего развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.18.59 (0.011 с.) |