Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудовой потенциал как объект исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На протяжении десятилетий в триаде «человеческие - материальные -финансовые» ресурсы менялось стратегическое значение каждой из составляющих в зависимости от задач экономического развития. Вплоть до 60-х годов 20 века созидательные способности человека еще не играли определяющей роли в экономическом развитии, и проблемы, касающиеся процессов формирования рабочей силы, не вызывали особого интереса у ученых экономистов. Традиционно считалось, что рынок труда располагает неограниченным запасом рабочих рук и в случае нехватки трудовых ресурсов в каком-либо из секторов экономики достаточно повысить в нем ставки заработной платы, чтобы вызвать перелив рабочей силы из других отраслей и обеспечить требуемое количество кадров любой квалификации. Вместе с тем, в мире, с переходом в фазу постиндустриального развития, набирает силу тенденция, в рамках которой главным фактором устойчивого развития становится человеческий потенциал. Победителем в 21 веке окажется не тот, у кого больше природных ресурсов или основных производственных фондов, а тот, у кого больше интеллектуально развитых человеческих ресурсов, для которых созданы условия развития и максимально эффективного использования их потенциальных способностей к труду. Вопросы формирования, совершенствования и использования способностей человека к труду, их роли и места в экономической системе общества всегда вызывали значительный интерес у экономистов. Представители различных экономических школ называли развитые физические и умственные созидательные силы человека «действительным богатством», «главной производительной силой общества», а все вещное, в том числе машины и заводы, - мимолетным моментом общественного производства. Оплата и качества труда, а также не удовлетворяют самих сотрудников. Причина кроется в устаревших подходах и методах управления вообще и управления развитием трудового потенциала в частности. Отмеченные негативные тенденции, актуальность решения задачи развития трудового потенциала, недостаточная исследованность данной проблемной области, ее теоретических и практических аспектов обусловили выбор темы исследования. Первым среди экономистов выдвинул новую категорию «живые действующие силы» основоположник английской школы политической экономии У. Петти. Данное понятие у него обобщает и объединяет в себе разнообразные свойства и способности человека, используемые в производственном процессе. Он предложил считать эти силы составной частью того общенационального богатства, которое является «результатом прежнего или прошлого труда»[1]. А.Смит полагал, что самым бесспорным свидетельством процветания всякой страны служит возрастание численности ее населения. А способности человека к труду, являясь частью состояния определенного лица, вместе с тем становятся частью богатства всего общества, к которому этот человек принадлежит. Он утверждал, что живые производительные силы самого человека играют первостепенную роль в экономике любой страны. «Увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения работника, а затем от улучшения машин и инструментов, при помощи которых он работает»[2]. Формированию и развитию творческих способностей К.Маркс придавал первостепенное значение не только потому, что без знаний невозможно, по его мнению, раскрыть тайны капиталистического производства и воспроизводства в целом, но и потому, что сами эти способности являются «главным накопителем богатства, важнейшим сохраненным результатом предшествующего труда»[3]. Таким образом, развитые физические и духовные свойства и качества человека К.Маркс считал «действительным богатством», «главной производительной силой общества». К. Маркс был согласен с польским экономистом Фредериком Скарбеком, который делил «производственные или производительные сущностные силы человека на две части: 1) на индивидуальные, от природы присущие человеку силы - его разум и специальная склонность или способность к определенному труду; 2) на проистекающие из общества, а не из реального индивида, силы -разделение труда и обмен». [4] Трудовой потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно 3 уровня связей и отношений. 1. Отражает прошлое, то есть представляет собой совокупность 2. Характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей. В этой функции понятие «потенциал» совпадает с понятием «резерв». 3. Ориентирован на развитие (будущее): в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности. Представляя собой, единство устойчивого и изменчивого состояния, потенциал содержит в себе в качестве «потенции» элемент будущего развития. Уровень потенциала, характеризуя наличное состояние системы, обусловлен тесным взаимодействием всех трех вышеперечисленных ее границ, что и отличает его от таких, на первый взгляд близких ему понятий, как «ресурс» и «резерв». Термин «потенциал» этимологически означает «скрытые возможности, мощность, силу». Широкая трактовка смыслового понятия «потенциал» состоит в его рассмотрении как «источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». Следовательно, термины «потенциал», «потенциальные» означают наличие у кого-либо (будь то отдельная личность, конкретное предприятие, общество в целом) скрытых, еще не проявившихся возможностей или способностей в соответствующих сферах жизнедеятельности. В настоящее время сформировались три точки зрения о потенциале. Сторонники первого представления считают, что потенциал - это совокупность необходимых для функционирования или развития системы различных ресурсов, главным образом, экономических, непосредственно связанных с производством и развитием НТП. В литературе такая трактовка потенциала находит все больше сторонников. Многие ученые под потенциалом понимают средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы для достижения определенной цели и решения поставленной задачи, то есть как совокупность определенных накопленных ресурсов. К составным частям потенциала в этом смысле относятся трудовые, материальные, финансовые и информационные ресурсы, вовлекаемые в сферу совершенствования производства. Сюда же включают и совокупность ресурсов, обеспечивающих надлежащий уровень организации и переподготовки кадров. Однако «ресурсное» понимание потенциала, имея важное значение для планирования и управления производственной деятельностью, не исчерпывает всех его характеристик и особенно такой сложной системы, как трудовой потенциал. Сторонники второго представления рассматривают потенциал как систему материальных и трудовых факторов (условий), составляющих, обеспечивающих достижение целей производства. Основанием для такого подхода служит высказывание К. Маркса о том, что факторы производства выступают лишь в возможности, то есть в потенциале. Исходя из этой трактовки потенциала, исследования факторов производства должны базироваться на потенциальных возможностях производства. Сторонники третьего представления считают, что потенциал - это способность комплекса ресурсов решать поставленные перед ними задачи, то есть потенциал - это целостное выражение совокупной возможности коллектива для выполнения каких-либо задач. На этой основе делается вывод о синергетическом эффекте, совокупной возможности коллектива, то есть чем удачнее сложилась структура объекта, чем в большем соответствии находятся его структурные и функциональные элементы, тем выше его потенциал и эффективность. Автор работы разделяет эту точку зрения, так как она позволяет в наиболее полной мере отобразить структуру творческим потенциала, а также разработать необходимую теоретическую базу для решений проблем управления творческим потенциалом с позиций целей и задач организации. Исходя из представлений о потенциале, определяется и подход к его оценке и измерению. Если потенциал рассматривается как совокупность ресурсов, его оценка заключается в установлении качественных и количественных характеристик значений отдельных видов ресурсов, причем их взаимное влияние друг на друга не учитывается. Когда мы говорим о системе ресурсов, то характеристика ее отдельных компонентов должна дополняться характеристиками всей системы в целом. Между тем, говоря о потенциале как о способности давать определенные результаты, следует учитывать не только отдельные характеристики, но и результирующие оценки, знать способы их использования и управления. Иными словами, надо знать не только ресурсы, но и накопленные, однако пока не используемые резервы. Различие между понятиями «потенциал» и «резервы» заключается в том, что «потенциал» содержит как уже существующее, так и возможное, а «резервы» только возможное, неиспользованное. Таким образом, резервы -это значительная часть потенциала. Важнейшей их функцией является предотвращение нарушений хода воспроизводства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.75.169 (0.012 с.) |