Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовой потенциал как объект исследования

Поиск

На протяжении десятилетий в триаде «человеческие - материальные -финансовые» ресурсы менялось стратегическое значение каждой из составляющих в зависимости от задач экономического развития.

Вплоть до 60-х годов 20 века созидательные способности человека еще не играли определяющей роли в экономическом развитии, и проблемы, касающиеся процессов формирования рабочей силы, не вызывали особого интереса у ученых экономистов. Традиционно считалось, что рынок труда располагает неограниченным запасом рабочих рук и в случае нехватки трудовых ресурсов в каком-либо из секторов экономики достаточно повысить в нем ставки заработной платы, чтобы вызвать перелив рабочей силы из других отраслей и обеспечить требуемое количество кадров любой квалификации. Вместе с тем, в мире, с переходом в фазу постиндустриального развития, набирает силу тенденция, в рамках которой главным фактором устойчивого развития становится человеческий потенциал. Победителем в 21 веке окажется не тот, у кого больше природных ресурсов или основных производственных фондов, а тот, у кого больше интеллектуально развитых человеческих ресурсов, для которых созданы условия развития и максимально эффективного использования их потенциальных способностей к труду.

Вопросы формирования, совершенствования и использования способностей человека к труду, их роли и места в экономической системе общества всегда вызывали значительный интерес у экономистов. Представители различных экономических школ называли развитые физические и умственные созидательные силы человека «действительным богатством», «главной производительной силой общества», а все вещное, в том числе машины и заводы, - мимолетным моментом общественного производства.


Оплата и качества труда, а также не удовлетворяют самих сотрудников. Причина кроется в устаревших подходах и методах управления вообще и управления развитием трудового потенциала в частности.

Отмеченные негативные тенденции, актуальность решения задачи развития трудового потенциала, недостаточная исследованность данной проблемной области, ее теоретических и практических аспектов обусловили выбор темы исследования.

Первым среди экономистов выдвинул новую категорию «живые действующие силы» основоположник английской школы политической экономии У. Петти. Данное понятие у него обобщает и объединяет в себе разнообразные свойства и способности человека, используемые в производственном процессе. Он предложил считать эти силы составной частью того общенационального богатства, которое является «результатом прежнего или прошлого труда»[1]. А.Смит полагал, что самым бесспорным свидетельством процветания всякой страны служит возрастание численности ее населения. А способности человека к труду, являясь частью состояния определенного лица, вместе с тем становятся частью богатства всего общества, к которому этот человек при­надлежит. Он утверждал, что живые производительные силы самого человека играют первостепенную роль в экономике любой страны. «Увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения работника, а затем от улучшения машин и инструментов, при помощи которых он работает»[2].

Формированию и развитию творческих способностей К.Маркс придавал первостепенное значение не только потому, что без знаний невозможно, по его мнению, раскрыть тайны капиталистического производства и воспроизводства в целом, но и потому, что сами эти способности являются «главным накопителем богатства, важнейшим сохраненным результатом предшествующего труда»[3]. Таким образом, развитые физические и духовные свойства и качества человека К.Маркс считал «действительным богатством», «главной производительной силой общества». К. Маркс был согласен с польским экономистом Фредериком Скарбеком, который делил «производственные или производительные сущностные силы человека на две части: 1) на индивидуальные, от природы присущие человеку силы - его разум и специальная склонность или способность к определенному труду; 2) на проистекающие из общества, а не из реального индивида, силы -разделение труда и обмен». [4] Трудовой потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно 3 уровня связей и отношений.

1. Отражает прошлое, то есть представляет собой совокупность
свойств, накопленных системой в процессе ее становления и
обуславливающих ее возможность к функционированию и развитию. В этом
плане «потенциал» фактически принимает значение понятия «ресурс».

2. Характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей. В этой функции понятие «потенциал» совпадает с понятием «резерв».

3. Ориентирован на развитие (будущее): в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности. Представляя собой, единство устойчивого и изменчивого состояния, потенциал содержит в себе в качестве «потенции» элемент будущего развития. Уровень потенциала, характеризуя наличное состояние системы, обусловлен тесным взаимодействием всех трех вышеперечисленных ее границ, что и отличает его от таких, на первый взгляд близких ему понятий, как «ресурс» и «резерв». Термин «потенциал» этимологически означает «скрытые возможности, мощность, силу». Широкая трактовка смыслового понятия «потенциал» состоит в его рассмотрении как «источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». Следовательно, термины «потенциал», «потенциальные» означают наличие у кого-либо (будь то отдельная личность, конкретное предприятие, общество в целом) скрытых, еще не проявившихся возможностей или способностей в соответствующих сферах жизнедеятельности. В настоящее время сформировались три точки зрения о потенциале. Сторонники первого представления считают, что потенциал - это совокупность необходимых для функционирования или развития системы различных ресурсов, главным образом, экономических, непосредственно связанных с производством и развитием НТП. В литературе такая трактовка потенциала находит все больше сторонников. Многие ученые под потенциалом понимают средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы для достижения определенной цели и решения поставленной задачи, то есть как совокупность определенных накопленных ресурсов. К составным частям потенциала в этом смысле относятся трудовые, материальные, финансовые и информационные ресурсы, вовлекаемые в сферу совершенствования производства. Сюда же включают и совокупность ресурсов, обеспечивающих надлежащий уровень организации и переподготовки кадров. Однако «ресурсное» понимание потенциала, имея важное значение для планирования и управления производственной деятельностью, не исчерпывает всех его характеристик и особенно такой сложной системы, как трудовой потенциал. Сторонники второго представления рассматривают потенциал как систему материальных и трудовых факторов (условий), составляющих, обеспечивающих достижение целей производства. Основанием для такого подхода служит высказывание К. Маркса о том, что факторы производства выступают лишь в возможности, то есть в потенциале. Исходя из этой трактовки потенциала, исследования факторов производства должны базироваться на потенциальных возможностях производства. Сторонники третьего представления считают, что потенциал - это способность комплекса ресурсов решать поставленные перед ними задачи, то есть потенциал - это целостное выражение совокупной возможности коллектива для выполнения каких-либо задач. На этой основе делается вывод о синергетическом эффекте, совокупной возможности коллектива, то есть чем удачнее сложилась структура объекта, чем в большем соответствии находятся его структурные и функциональные элементы, тем выше его потенциал и эффективность. Автор работы разделяет эту точку зрения, так как она позволяет в наиболее полной мере отобразить структуру творческим потенциала, а также разработать необходимую теоретическую базу для решений проблем управления творческим потенциалом с позиций целей и задач организации. Исходя из представлений о потенциале, определяется и подход к его оценке и измерению. Если потенциал рассматривается как совокупность ре­сурсов, его оценка заключается в установлении качественных и количест­венных характеристик значений отдельных видов ресурсов, причем их вза­имное влияние друг на друга не учитывается. Когда мы говорим о системе ресурсов, то характеристика ее отдельных компонентов должна дополняться характеристиками всей системы в целом. Между тем, говоря о потенциале как о способности давать определенные результаты, следует учитывать не только отдельные характеристики, но и результирующие оценки, знать способы их использования и управления. Иными словами, надо знать не только ресурсы, но и накопленные, однако пока не используемые резервы. Различие между понятиями «потенциал» и «резервы» заключается в том, что «потенциал» содержит как уже существующее, так и возможное, а «резервы» только возможное, неиспользованное. Таким образом, резервы -это значительная часть потенциала. Важнейшей их функцией является предотвращение нарушений хода воспроизводства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.75.169 (0.012 с.)