Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивация трудовой деятельности↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Лекция Тема МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть - в мотивации. Ли Якокка Образовательная задача Формирование у студентов понимания современной концепции управления мотивацией трудовой деятельности. Основные понятия Потребность Мотив Интерес Стимул Мотивация Тип мотивации Содержание 1. Мотивация и эффективность трудовой деятельности. 2. Классификация и характеристика современных теорий мотивации. 3. Модели мотивации трудовой деятельности; 4. Основы проектирования системы мотивации трудовой деятельности. Литература 1. Асеев ВТ. Мотивационная регуляция поведения человека. М., 1995. 2. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. М.: Издательство ЭКСМОС, 1999. 3. Основы управления персоналом / Под ред. Б.М. Генкина. М.: Высшая школа. 1996. 4. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект-пресс, 1998. 5. Самыгин СИ., Столяренко ЛД. Менеджмент персонала. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1997. 6. Управление персоналом организации / Под ред. Л.Я. Кибанова. М.: Инфра-М. 2002. 1. Мотивация и эффективность трудовой деятельности Одной из стратегических задач управления персоналом является повышение эффективности п результативности работы сотрудников. В решении этой задачи наиболее важным направлением является мотивация трудовой деятельности сотрудников. Существует много определений мотивации. Ряд авторов считают, что мотивация - это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение целей организации. Так, В.М. Генкин определяет мотивацию как «процесс создания индивидууму стимулов для достижения поставленных перед ним целей» [3|; СИ. Самыгин и Л.Д. Столяренко, - как «процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации» [5|. Однако стимулирование, т.е. побуждение сотрудников к oопределенным действиям, предполагает выполнение ими «чужой воли» менеджера. При таком подходе основная задача менеджера заключается в создании условий, при которых могут быть достигнуты высокие результаты труда. Важную роль в повышении эффективности и результативности работы человека играют его ценностные ориентации, убеждения, взгляды, потребности. С учетом этих позиций мотивация - это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и «внешних факторов» [5|. К внутриличиостным факторам могут быть отнесены природные свойства индивида и индивидуально-психологические особенности (темперамент, характер, способности), а также система потребностей, мотивов, интересов. Именно внутриличностные факторы объясняют различие мотивационных структур отдельных людей, разную степень влияния на них одинаковых стимулов. Вместе с тем, человек не рождается с готовой мотивацией, ее формирование во многом обусловлено ситуацией общественной жизни в целом и социально-экономическими условиями в стране. Наиболее полным и отражающим различные аспекты является определение Л.Я. Кибанова: «Мотивация это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа повеления, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов» [6]. Разработкой проблем мотивации человеческой деятельности занимались представители различных научных школ и направлений. 'Гак, в рамках психологического подхода известны работы Л. Адлера, Л.И. Божович, Л. Выготского, Б. Зейгарник, А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б. Скиннера, 3. Фрейда, К. Юнга, П.М. Якобсона и др. Социально-психологическое направление в мотивации представлено работами Ш. Блонделя, М. Гальбвакса, Г. Гофстед, II. Жане, Л. Леви-Брюля, В. Меде, Н.K. Михайловского, Г. Мэрфи, Л. Фишера; социально-политическое - работами Дж. Роулза. Изучением мотивации с позиций менеджмента занимались С. Адаме, В. Врум,Ф. Герцберг, К. Левин, Э. Лоулер, Л. Мак Клелланд, А. Маслоу, Л. Портер и др. Особую актуальность мотивация трудовой деятельности приобретает в условиях кризиса труда. Специалисты рассматривают стимулирование, предполагающее ориентацию практики управления на фактическую структуру ценностных установок и интересов работника, как практику решения проблемы повышения эффективности их труда. Цель стимулирования -наиболее полная реализация имеющегося трудового потенциала работника. Мотивация рассматривается как стратегия преодоления кризиса труда и предполагает долговременное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры его ценностных ориентации и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала. 2. Классификация и характеристика современных теорий мотивации В настоящее время можно выделить 3 основные группы теорий мотивации: • первоначальные, • содержательные, • процессуальные.
Выв ! Применение первоначальных теорий мотивации на практике позволяет обеспечить качественное выполнение сотрудником должностных обязанностей, но не способствует формированию внутреннего побуждения человека к эффективному труду. Теория К. Альдерфера Клейтон Альдерфер объединил потребности человека в три группы: 1. Потребности существования; 2. Потребности связи; 3. Потребности роста. Группы потребностей данной теории соотносятся с группами потребностей теории Л. Маслоу. Потребности существования включают в себя потребности безопасности и физиологические потребности; группа потребностей свяли - принадлежности и причастности; потребности роста - потребности самовыражения. Однако, в отличие от теории А. Маслоу. К. Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. Процесс движения вверх по уровням потребностей К. Алдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз - процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность (см. рис. 3). Рис. 3. Схема восхождения и обратного хода вниз иерархии потребностей К. Альдерфера
Пример 2 Если у организации нет достаточных средств и возможностей для удовлетворения потребностей человека в росте, то, разочаровавшись, он может с повышенным интересом переключиться на потребности связи. В этом случае организация сможет предоставить ему возможности для удовлетворения данной потребности, увеличивая тем самым потенциал мотивирования данного человека. Пример3 Если человек находится на руководящей позиции и имеет высокую потребность властвования, то для успешного осуществления управленческой деятельности желательно, чтобы потребность в соучастии была у него относительно слабо выражена. Пример 4 Низкий уровень заработной платы является, как правило, демотиватором трудовой деятельности, а заработная плата в соответствии с конкретными результатами работы человека - мотиватором. Цель менеджера заключается в создании таких условий, чтобы гигиенические факторы стали мотиваторами трудовой деятельности. К мотивирующим факторам Ф. Герцберг относит то. что всегда способствует повышению Эффективности труда работников. Таблица 3. Модель Ф. Герцберга
Следовательно. если устранить (факторы недовольства работников трудовым окружением, то можно (формировать мотивы его трудовой деятельности, используя факторы удовлетворенности трудом. В талице 4приведены основные принципы обогащения содержания работы для мотивации трудовой деятельности. Таблица 4. Принципы обогащения содержания работы по Ф. Гер-цбергу
Вывод: Применение содержательных теории мотивации на практике заключается в выявлении доминирующей потребности сотрудника и разработке стимулирующих мероприятий для ее удовлетворения с целью повышения эффективности трудовой деятельности. Группы потребностей, предложенные разными авторами содержательных теорий, достаточно наглядно между собой соотносятся (см. рис. 4). Рис.4
Теория ожидания В. Врума Основана па положении, что чем больше оправдываются ожидания сотрудника, тем более эффективным будет его труд. В. Врум выделяет 3основные ожидания сотрудника в процессе труда: чтобы его трудовые усилия приносили конкретные результаты, согласно которым он будет подумать вознаграждение, которое будет ожидаемым (см. рис. 5). Рис. 5. Модель мотивации В. Нрума
3-Р Р-В валентность
Валентность - предполагаемая степень относительного удовлетворения (неудовлетворения), возникающая при получении вознаграждения. Если прямой связи между затрачиваемыми усилиями идостигаемыми результатами нет, то мотивация будет ослабевать. Пример 5 На практике для эффективной мотивации менеджер должен четко сформулировать цели работы сотрудника и ожидаемые результаты, которые он должен получить в процессе труда; установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением; сформулировать, на какие виды вознаграждении может рассчитывать сотрудник. Теория справедливости С. Адамса Согласно теории справедливости люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других люден, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает, что коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у сотрудника возникает психологическое напряжение, для восстановления справедливости необходимо либо изменить уровень затрачиваемых усилии, либо изменить вознаграждение. Специалисты отмечают, что обычно, когда люди считают, что им не доплачивают, он и начинают работать менее интенсивно. Если же считают, что им переплачивают, они менее склонны изменять свое поведение и деятельность. Модель Портера-Лоулера Л. Портер и Э. Лоулер в своей теории мотивации соединили элементы теории ожидания и теории справедливости (см. рис. (6). Рис. 6. Интегративная модель Портера-Лоулера
Согласно модели достигнутые результаты зависят от приложенных усилии, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит и существование прочной связи между затратами усилии и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутренние вознаграждения (чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения) и внешние вознаграждения (похвала руководителя, премия, продвижение по службе). Удовлетворение - это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Без удовлетворения не может быть эффективной работы. Лекция Тема МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть - в мотивации. Ли Якокка Образовательная задача Формирование у студентов понимания современной концепции управления мотивацией трудовой деятельности. Основные понятия Потребность Мотив Интерес Стимул Мотивация Тип мотивации Содержание 1. Мотивация и эффективность трудовой деятельности. 2. Классификация и характеристика современных теорий мотивации. 3. Модели мотивации трудовой деятельности; 4. Основы проектирования системы мотивации трудовой деятельности. Литература 1. Асеев ВТ. Мотивационная регуляция поведения человека. М., 1995. 2. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. М.: Издательство ЭКСМОС, 1999. 3. Основы управления персоналом / Под ред. Б.М. Генкина. М.: Высшая школа. 1996. 4. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект-пресс, 1998. 5. Самыгин СИ., Столяренко ЛД. Менеджмент персонала. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1997. 6. Управление персоналом организации / Под ред. Л.Я. Кибанова. М.: Инфра-М. 2002. 1. Мотивация и эффективность трудовой деятельности Одной из стратегических задач управления персоналом является повышение эффективности п результативности работы сотрудников. В решении этой задачи наиболее важным направлением является мотивация трудовой деятельности сотрудников. Существует много определений мотивации. Ряд авторов считают, что мотивация - это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение целей организации. Так, В.М. Генкин определяет мотивацию как «процесс создания индивидууму стимулов для достижения поставленных перед ним целей» [3|; СИ. Самыгин и Л.Д. Столяренко, - как «процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации» [5|. Однако стимулирование, т.е. побуждение сотрудников к oопределенным действиям, предполагает выполнение ими «чужой воли» менеджера. При таком подходе основная задача менеджера заключается в создании условий, при которых могут быть достигнуты высокие результаты труда. Важную роль в повышении эффективности и результативности работы человека играют его ценностные ориентации, убеждения, взгляды, потребности. С учетом этих позиций мотивация - это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и «внешних факторов» [5|. К внутриличиостным факторам могут быть отнесены природные свойства индивида и индивидуально-психологические особенности (темперамент, характер, способности), а также система потребностей, мотивов, интересов. Именно внутриличностные факторы объясняют различие мотивационных структур отдельных людей, разную степень влияния на них одинаковых стимулов. Вместе с тем, человек не рождается с готовой мотивацией, ее формирование во многом обусловлено ситуацией общественной жизни в целом и социально-экономическими условиями в стране. Наиболее полным и отражающим различные аспекты является определение Л.Я. Кибанова: «Мотивация это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа повеления, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов» [6]. Разработкой проблем мотивации человеческой деятельности занимались представители различных научных школ и направлений. 'Гак, в рамках психологического подхода известны работы Л. Адлера, Л.И. Божович, Л. Выготского, Б. Зейгарник, А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б. Скиннера, 3. Фрейда, К. Юнга, П.М. Якобсона и др. Социально-психологическое направление в мотивации представлено работами Ш. Блонделя, М. Гальбвакса, Г. Гофстед, II. Жане, Л. Леви-Брюля, В. Меде, Н.K. Михайловского, Г. Мэрфи, Л. Фишера; социально-политическое - работами Дж. Роулза. Изучением мотивации с позиций менеджмента занимались С. Адаме, В. Врум,Ф. Герцберг, К. Левин, Э. Лоулер, Л. Мак Клелланд, А. Маслоу, Л. Портер и др. Особую актуальность мотивация трудовой деятельности приобретает в условиях кризиса труда. Специалисты рассматривают стимулирование, предполагающее ориентацию практики управления на фактическую структуру ценностных установок и интересов работника, как практику решения проблемы повышения эффективности их труда. Цель стимулирования -наиболее полная реализация имеющегося трудового потенциала работника. Мотивация рассматривается как стратегия преодоления кризиса труда и предполагает долговременное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры его ценностных ориентации и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала. 2. Классификация и характеристика современных теорий мотивации В настоящее время можно выделить 3 основные группы теорий мотивации: • первоначальные, • содержательные, • процессуальные.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.189 (0.011 с.) |