Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация управления внешней политикой в России

Поиск

Внешняя политика России основана на принципе мирного сосуществования. Во взаимозависимом мире невозможно достичь внутреннего спокойствия посредством интенсивного заградительного огня по периметру государственной границы. Только честная и принципиальная позиция России в международной политике способна восстановить былой престиж державы.

Реалии, из которых должна исходить сегодня Россия, заключаются в:

— смене идеологического противостояния и блоковой конфронтации сложным сплетением новых противоречий;

— появлении новых мировых «центров силы» (прежде всего Индии и Китая);

— создании на постсоветском пространстве ряда независимых государств, не всегда проводящих дружественную России политику;

— проникновении в ближнее зарубежье агентов влияния и прямых посланцев других государств мира (США, Турции, Китая, Кореи, арабских стран);

— возникновении на российских границах «горячих точек»;

— растущем столкновении разнонаправленных интересов цивилизационных центров, культурных традиций и религиозных течений;

— угрозе оттеснения России на периферию мирового сообщества.

Исходя из этого полномочия правительства в области внешней политики определены как:

— руководство в сфере отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями и обеспечение представительства в них интересов страны;

— подготовка и подписание, в пределах своей компетенции, международных соглашений, обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдение за выполнением другими государствами указанных договоров и обязательств;

— отстаивание геополитических

!
интересов Российской Федерации, защита прав граждан Российской Федерации за ее пределами.

Головной фигурой, определяющей основные направления внешней политики, является президент Российской Федерации. В этой деятельности ему помогает Совет безопасности. Органом федеральной государственной власти, непосредственно реализующим внешнюю политику, является Министерство иностранных дел России (МИД).

В отличие от других министерств и ведомств основные подразделения МИД действуют не в российских регионах, а за рубежом. Система дипломатических

!
представительств России включает в себя постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, чрезвычайные и полномочные посольства Российской Федерации, миссии Российской Федерации. Помимо дипломатических организаций МИД руководит системой консульских
!
учреждений, основными функции которых являются защита интересов граждан России на территории зарубежных государств и обеспечение визовой помощи иностранцам.

С точки зрения государственного суверенитета перед внешнеполитической службой России стоят, прежде всего, задачи сохранения современной пространственной конфигурации. Колоссальный ресурс — территория, хранящая несметные природные богатства,— выступает в качестве гаранта будущего процветания России.

Необходимость создания по периметру государственной границы «зоны безопасности», защищающей внутренние центры страны, требует проведения продуманной и сбалансированной политики в отношении ближнего зарубежья. Ключевыми моментами внешней политики России являются отношения с США и Европейским союзом. Не менее значимы для России является налаживание системы добрососедских отношений с независимыми государствами постсоветского пространства, прежде всего странами – членами Содружества Независимых Государств (СНГ). Для реализации этой задачи в ведении МИД находится Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Целям построение системы союзнических отношений с этими странами служат (кроме СНГ) созданные по инициативе РФ международные организации – ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), а также ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Последняя из названных, кроме постсоветских государств, включает и стратегически важных для России партнеров (Китай, Индию, Монголию, Иран, Пакистан).

Нельзя не учитывать, что во внешнеполитической стратегии современной России идет борьба двух тенденций: старой имперской, исходящей из традиционных представлений о великодержавном статусе нашей страны и использующей соответствующие инструменты внешней политики, и новой геостратегической, оперирующей новаторскими подходами к разрешению геополитических проблем страны.

Резюме

1. В общественном сознании наиболее значимой воспринимается исполнительная власть.

2. Фактором, объясняющим ее значимость является постоянная непосредственная связь ее представителей с гражданами.

3. Система исполнительной власти охватывает все наиболее важные сферы деятельности общества.

4. Реализация направлений деятельности сталкивается как с разным пониманием приоритетов развития, так и с различными моделями этой реализации (монетаризм и градуализм, монополизм и антимонополизм, фритредерство и протекционизм и т. п.).

5. Система исполнительной власти нуждается в постоянном обновлении структуры и кадров в связи с перманентно возникающими новыми проблемами и появлением современных моделей управления.

Вопросы и задания

1. Какой конституционный орган осуществляет исполнительную власть в России?

2. Какие организационные формы используются в системе федеральных органов исполнительной власти?

3. Каковы основные функции правительства в сфере экономической политики

4. Что означает понятие «эмиссия»?

5. Какие органы исполнительной власти относятся к фискальным?

6. Назовите основные органы исполнительной власти, обеспечивающие национальную безопасность Российской Федерации, в том числе внешнюю и внутреннюю.

7. Какие виды войск составляют Вооруженные силы?

8. В чем заключаются геополитические интересы России?

9. Как вы понимаете выражение «социальное государство»?

10. Назовите возможности отставки правительства.

11. В чем заключается угроза инфляции?

12. Оцените плюсы и минусы вступления России в ВТО

13. Какие примеры протекционистской политики вы можете привести?

 

Библиографический список

1. Агарков, М. Модернизация вертикали: госстроительство / М. Агарков, Н. Силаев
// Эксперт. - 2010. - № 4. - С. 64-66.

2. Агафонова, Т.П. Рациональная модель исполнительной власти в России / Т. П. Агафонова// Гос. власть и мест. самоупр. - 2010. - № 4. - С. 19-21.

3. Бусыгина, И.М. Политическая модернизация в России как условие роста ее международного влияния / И. М. Бусыгина, М. Г. Филиппов// Полис. - 2010. - № 5. - С. 96-110.

4. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ; под общ. ред. А. В. Возженикова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 222, [1] с.

5. Клещевникова, Л. Современные тенденции становления исполнительной власти в РФ / Л. Клещевникова // Власть. - 2010. - № 6. - С. 23-25.

6. Кондратов, А.И. Основные формы внешнеполитической деятельности государства / А. И. Кондратов// Социология власти. - 2010. - № 2. - С. 125-133.

7. Краснолуцкий, Г.Н. Правовое и социальное государство: политологические исследования и пути становления / Г. Н. Краснолуцкий // Упр. консультирование. - 2009. - № 2. - С. 81-106.

8. Лутовинов, В.И. Военная политика Российской Федерации в условиях глобализации: учеб. пособие / В. И. Лутовинов, Ю. Н. Мотин; под общ. ред. С. В. Смульского; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 161, [2] с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 159-160.

9. Морозов О. Молодежная идеологическая политика / О. Морозов // Полит. класс. - 2007. - № 5. - С. 105-109.

10. Расторгуев, В.Н. Социальное государство: институциональные ниши российской политики и доктринальный уровень политического планирования / В. Н. Расторгуев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Полит. науки. - 2008. - № 1. - С. 3-16.

Тема 7
ОРГаНЫ СудебнОГО СООБЩЕСТВА в политической системе Рф

7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации.

7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия.

7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации.

7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России.

7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора.

7.1. Система правосудия и законности
в Российской Федерации

Показателями правового характера российского государства являются принципы формирования и функционирования судебной системы. Конституция

!
определяет основные принципы осуществления судебной власти и правосудия в России.

В статье 118 Конституции констатируется, что правосудие в Российской Федерацииосуществляется только судом. Судебная власть в Российской Федерациисамостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Она принадлежит только судам в лице судей и привлекаемым в установленном законом порядке представителям народа (народным, присяжным и арбитражным заседателям).

Однако на практике отмечаются нарушения этого принципа законодателями регионального уровня. Печальную известность получили в «нулевые» годы такие понятия как «басманное правосудие» и «телефонное право», символизирующие зависимость судей от других ветвей власти.

В законодательстве Российской Федерации фиксируется ряд цензовых ограничений для лиц, занимающихся судебной деятельностью. Прежде всего, это возрастные ограничения: не менее 25 лет — для судей арбитражного и конституционного (уставного) судов субъекта, районных судов, гарнизонных военных судов, для мировых судей, не менее 30 лет — для судей суда субъекта Российской Федерации, федерального арбитражного суда округа, не менее 35 лет — для судей Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, не менее 40 лет — для судьи Конституционного суда Российской Федерации. С 1 января 2005 г. установлен и верхний возрастной предел для судей в 70 лет. Кроме того, для занятия судебной должности необходимо наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет — для судей Конституционного суда Российской Федерации, не менее 10 лет — для судей Верховного суда и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, не менее 7 лет — для судей суда субъекта Российской Федерации, федерального арбитражного суда округа, не менее 5 лет — для судей иных федеральных судов и мировых судей. Кандидаты в судьи должны пройти медицинское освидетельствование, а также предъявить факты личной биографии для подтверждения безупречности репутации.

Независимость судебной власти от иных ветвей обеспечивается принципами несменяемости судей в течение всего срока их полномочий, неприкосновенности судей, финансирования судов только из федерального бюджета, запретом на совмещение судебной деятельности с депутатской работой. Единственными органами, регулирующими деятельность судей, являются советы судей и квалификационные коллегии, созданные в каждом субъекте Федерации.

Право назначения по представлению президента Российской Федерации судей, заместителей председателя и председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации, а также Генерального прокурора, принадлежит Совету Федерации. Судьи иных федеральных судов назначаются непосредственно президентом Российской Федерациипо представлению председателей Верховного суда Российской Федерациии Высшего арбитражного суда Российской Федерациис учетом либо по согласованию с законодательными органами субъектов Федерации. Вне компетенции федеральных органов власти находятся вопросы назначения (избрания) мировых судей и членов конституционных судов (уставных палат) субъектов Федерации: механизм их назначения (избрания) устанавливается законодательными органами субъектов Федерации.

Полномочия судей не определяются сроком (если иное не определено законом). Судьи несменяемы. В случае нарушения судьями морально-этических либо правовых норм их полномочия могут быть прекращены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

þ Некоторые правоведы и политологи считают, что система независимости судей излишне широка. Так, юрист В. Филиппов полагает, что «судьи стали носителями власти и безграничных прав. При этом закон не обременяет их обязанностями и ответственностью, они вольны безнаказанно чинить произвол». Он приводит ряд примеров в подтверждение своих суждений и делает вывод, что «такого закона не знает ни одна страна мира»[49]. Частично согласен с этим и председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации Л. Жеребцов: «Закон был рассчитан на крепкий, профессиональный состав судейского корпуса. Некоторая часть судей… поняли независимость односторонне, посчитали себя неприкасаемыми. Началось явное бравирование своей независимостью, за которой порой стоит судебный произвол»[50].

Механизмом предотвращения подобных случаев является как совершенствование законодательства, так и усиление надзирающей функции органов прокуратуры и органов юстиции соответствующего уровня. Так, недавними поправками внесены изменения в состав квалификационных коллегий, куда помимо представителя президента вводятся избираемые Советом Федерации представители общественности. Предусмотрена возможность привлечения судей к дисциплинарной и административной ответственности, упрощена процедура прекращения полномочий судей и ужесточен контроль за исполнением судебных решений Конституционного суда Российской Федерации. Вместе с тем, 9 ноября 2009 г. по инициативе президента Д. Медведева принят ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» как апелляционной инстанции для жалоб на лишение судей полномочий. Новый судебный орган формируется из числа судей Верховного и Высшего арбитражного судей.

Судебная система России включает

!
федеральные суды (Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные, окружные, городские, районные, военные и специальные суды, Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации), а также федеральных мировых судей и конституционные суды (уставные палаты).

Федеральные суды в России делятся на три ветви судебной власти:

— конституционного контроля;

— общей юрисдикции;

— экономического арбитража.

Наличие в стране трех высших судов — явление в мировой практике редкое. Исключением является Германия, где насчитывается шесть высших судов, а в остальных странах действует только один высший суд. Деятельность трех ветвей судебной власти в России порождает ряд столкновений в разграничении полномочий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.008 с.)