Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции



Политические
!
партии являются неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества.

Возникновение института многопартийности — один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной степени свидетельствуют об эффективности политической системы общества, являются важными факторами укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.

Классически временем возникновения политических партий считается XIX в., когда в Англии, Франции, США, а затем и других странах появляются включенные в политическую систему представительской демократии официально зарегистрированные политические партии. Для России таким временем стало первое десятилетие XX в.

Наиболее общее определение партии следующее: это политическая общественная организация, которая борется за участие в осуществлении власти.

Можно отметить, что партия — в наибольшей степени политизированный институт гражданского общества, одна из его пограничных структур, стоящая на рубеже между первым и третьим секторами, ставящая своей задачей не только получение отклика государственной власти на свои требования (как иные группы интересов), но и проникновение во власть.

Следует согласиться с определением Кеннета Джанды: «Партия — это общественное объединение, которое ставит целью продвижение своих официальных представителей на посты в структурах государственной власти»[84].

Концентрированная функциональность партии заключается:

— в артикулировании и агрегировании политических интересов той или иной социальной группы;

— мобилизации своих сторонников и их ориентации на конкретные цели или абстрактные ценности;

— отборе и ротации кадров, составляющих как элиту данной партии, так и источник рекрутирования политической элиты государства;

— выдвижении альтернативных правительству программ развития общества.

Однако партия, как правило, не инкорпорируется непосредственно в систему государственной власти[85] и объединяет своих членов на добровольной основе, которая подразумевает, прежде всего, единство преследуемых целей. Эти цели декларируются публично, и для их достижения используются исключительно политические средства.

Следовательно, за рамки понятия «политическая партия» выводятся группы давления, пытающиеся путем воздействия на власть повлиять на процесс принятия политических решений.

Недавно доминировавшее представление о партии как политической организации, выражающей интересы общественного класса или его слоя, сегодня не отражает сущности партий. Большинство партий не акцентируют свою принадлежность к определенной социальной группе. Другое дело, что каждая партия имеет свою социальную базу и выражает политические интересы определенной социальной группы или претендует на это.

Интересы, выражаемые партией, должны носить общенациональный, а не узкокорпоративный характер. Это значит, что партия должна иметь четко сформулированную программную цель, предлагающую определенный проект развития общества. Разумеется, во главу угла могут ставиться интересы отдельной социальной группы, однако при этом проект должен учитывать интересы общества в целом (или хотя бы претендовать на это). Иначе мы имеем дело, в лучшем случае, с корпоративной организацией, если не просто с лоббистской группировкой.

Полноценная партия (в своем развитом состоянии) должна обладать разветвленной структурой, между различными частями которой существует строгое разделение полномочий и обязанностей. Партия должна иметь достаточное число активистов, сеть региональных отделений и выборные центральные органы.

Таким образом, за рамки понятия «политическая партия» также выводятся многочисленные карликовые организации, которые претендуют на активное участие в политической жизни, но не могут реализоваться в качестве реальных субъектов публичной политики.

Все перечисленные условия подразумевают высокий уровень политической культуры как всего общества, так и государственной элиты. Прежде всего общество должно не состоять из отдельных замкнутых общин, а быть именно гражданским — с дифференцированной, но одновременно единой социальной структурой, с формальным равенством отдельных членов и социальных групп, осознавших необходимость своего участия в политической жизни. Со своей стороны государственная власть должна представлять собой открытую систему, формирующуюся и функционирующую под известным контролем общества. Она должна включать в себя в качестве необходимого звена представительные органы и независимую судебную власть.

10.2. Генезис образования партий в России

В России появление реальной многопартийности в конце XIX — начале XX вв. было закономерным следствием социального структурирования в индустриальном обществе с достаточно определенными социально-классовыми предпочтениями, интересами, идеологемами и ценностными целями, в том числе и политическими.

Однако период российской многопартийности продлился недолго. Уже в ходе гражданской войны несоветские партии были запрещены и в дальнейшем уничтожены, а в скорее после этого были закрыты и так называемые советские партии, объявившие либо о своем самороспуске, либо о слиянии с правящей партией. В СССР установилась однопартийная система[86], после 1936 г. оформившаяся в такую политическую ипостась, как «блок коммунистов и беспартийных».

!
Ситуация стала меняться с началом перестройки и дозированного плюрализма. Уе в 1988 г. в российской провинции появляются отделения Демократического союза; в 1989 г.— союзы кадетов; в 1990 г. организационно оформляются анархисты, христианские демократы и т. п.

Августовские события 1991 г., неспособность КПСС удержать контроль над положением дел, ее последующий роспуск — все это дало толчок дальнейшему развитию партийного строительства, которое шло преимущественно на полярных полюсах политического спектра.

В наибольшей степени стимулятором дальнейшего партийного строительства являлась та или иная электоральная кампания, прежде всего общенационального масштаба. За период суверенного существования в России прошли пять парламентские (1993 г., 1995 г., 1999 г., 2003 г., 2007 г.) и четыре президентские (1996 г., 2000 г. 2004 г. и 2008 г.) кампании.

Количество общественно-политических объединений, имеющих право на выдвижение кандидатов в депутаты Государственной думы, менялось следующим образом:

— 1993 г.— 55 партий и движений и 98 общественных организаций;

— 1995 г.— 272 общественные организации;

— 1999 г.— 149 политических общественных объединений.

— 2003 г.— 44 партии и 20 общероссийских общественных объединений.

— 2007 г. — 17 политических партий

— 2011 г. —7 политических партий[87]

В рамках президентских кампаний в 1996 г. своих кандидатов выдвигали шесть политических партий и организаций: КПРФ (Г. А. Зюганов), ЛДПР (В. В. Жириновский), «Яблоко» (Г. А. Явлинский), Партия самоуправления трудящихся (Св. Федоров), Русская социалистическая партия (В. Брынцалов) и Социалистическая народная партия (М. Шаккум). В 2000 г. количество партийных выдвиженцев немного сократилось: вновь участвовали в выборах лидеры КПРФ, ЛДПР и «Яблока», а также руководители общественно-политических движений «За гражданское достоинство» Э. Памфилова и «Духовное наследие» А. Подберезкин. В 2004 г. официальными представителями партий на президентских выборах были Н. М. Харитонов (КПРФ), О. А. Малышкин (ЛДПР), С. М. Миронов (Российская партия жизни); еще два кандидата (С. Ю. Глазьев и И. М. Хакамада) формально шли как независимые кандидаты, но отражали интересы вполне определенных политических сил. В 2008 г. традиционно своих лидеров выдвигали КПРФ и ЛДПР, как независимые кандидаты шли лидер Демократической партии России А.В.Богданов и беспартийный Д.А.Медведев, выдвинутый четырьмя политическими партиями («Единая Россия», «Справедливая Россия», «Гражданская сила» и Аграрная).

Партийную деятельность активизировали требования законодательства об избрании в региональные представительные органы не менее половины депутатов по партийным спискам и переход к избранию депутатов Государственной думы только по партийным спискам.

Вместе с тем обилие партий и их активное участие в политической жизни не связаны с широким участием граждан в партийной деятельности.

По данным опросов, проводимых в 1993—1995 гг. Институтом социологии парламентаризма Нугзара Бетанели, членами тех или иных партий считали себя не более 2—3 % российских избирателей[88]. Сходная картина сложилась и 4 года спустя. Согласно опросу НИЦ социального анализа и статистики, 97,7 % респондентов не состоят ни в какой политической партии и только 1,8 % являются членами той или иной партии; 0,4 % респондентов не ответили на этот вопрос[89]. В 2011 г. общая численность всех семи зарегистрированных политических партий не превышала 3,1 млн. человек (или 3% избирателей России).

Трудности в формировании российской многопартийности объясняются многими факторами, среди которых и незавершенность процессов социальной стратификации в стране, и неразвитость гражданской культуры, и жестко проявившаяся в последние годы тенденция к усилению государственного контроля за партиями.

Следует отметить и то, что одна из основных функций политических партий — лоббирование — выполняется главным образом другими институтами и преимущественно на партикулярном, а не на институциональном уровне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.007 с.)