Непосредственная демократия и виды ее реализации в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Непосредственная демократия и виды ее реализации в России



В мире известны два основных способа
!
осуществления демократии: прямой (непосредственной) и представительный. Прямое волеизъявление граждан осуществляется на собраниях, сходах, референдумах.

Представительная демократия реализуется путем избрания депутатов представительных органов или руководителей исполнительных органов власти.

þ Единственный в СССР всесоюзный референдум прошел 17 марта 1991 г. Гражданам СССР был задан вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В Литве, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении и Молдавии республиканские власти референдум не проводили, однако часть граждан все-таки проголосовала. Всего в референдуме участвовали 75,4 % граждан, «да» ответили 76,4 % опрошенных.

Одновременно с общесоюзным 17 марта 1991 г. проводился всероссийский референдум о введении института президентства. В нем приняли участие 75,09 % россиян, из них 69,85 % поддержали предложение.

Второй общероссийский референдум, содержащий четыре вопроса, проходил 25 апреля 1993 г. Граждане России поддержали политику президента и одновременно высказались против досрочных перевыборов органов федеральной власти.

Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации прошло 12 декабря 1993 г. В нем участвовали 54,79 %, одобрили проект 58,42 % голосовавших.

По закону инициативное право на проведение референдума имеют 2 млн. граждан (причем на 1 субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 % инициаторов) либо специально созванное Конституционное собрание.

Законодательство запрещает выносить на референдальное обсуждение вопросы, связанные с изменением статуса субъектов Федерации, досрочным прекращением или продлением полномочий президента и палат парламента, изменением федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, объявлением амнистии и помилования. Референдум не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения. Повторно один и тот же вопрос может быть вынесен на референдум не ранее чем через год после оглашения результатов предыдущего. Итоги референдума носят окончательный характер и не требуют дополнительного законодательного определения.

Следует задуматься о причинах того, что за последнее десятилетие в стране не было ни одного общенационального референдума. По нашему мнению, это происходит как по объективным, прежде всего материальным (референдум является достаточно дорогим мероприятием), так и по субъективным причинам. Коррекция первоначального акта о референдуме 1991 г. значительно сузила спектр вопросов, подлежащих референдальному обсуждению, и серьезно усложнила процедуру его легитимации. Причины этому видятся в стремлении властных органов государства (и депутатов, и исполнительной власти) реально сократить возможности участия избирателей в непосредственном принятии политических решений. Так, вместо предусмотренного законом всенародного голосования по вопросу об объединении с Белоруссией был использован демократически ущербный вариант «всенародного обсуждения», результатом которого стали поспешное подписание и стремительная ратификация договоров об образовании Сообщества России и Белоруссии (2 апреля 1996 г.), Союза Белоруссии и России (2 апреля 1997 г.), Союзного государства (8 декабря 1999 г.), слабая жизнеспособность которых уже всем очевидна.

Ограничением прав граждан можно также считать внесенные в закон 27 сентября 2002 г. поправки, вводящие мораторий на проведение всероссийского референдума в период общефедеральных избирательных кампаний, а также в случае, если его проведение приходится на последний год полномочий президента или Государственной думы. Иными словами, более четверти времени функционирования высших органов власти являются закрытыми от референдального воздействия граждан.

Новая редакция федерального конституционного закона «О референдуме», принятая 28 июня 2004 г., ужесточила условия проведения референдума. Отныне для его инициации необходимо создание групп сторонников (численностью не менее 100 человек) в более половины субъектов Российской Федерации; введено требование нотариального заверения подписей всех участников собрания региональных подгрупп, установлена норма обязательной регистрации каждой подгруппы в теризбиркоме субъекта РФ; сокращены сроки регистрации инициативных групп до 2 месяцев и сбора подписей в поддержку референдума с 3 месяцев до 45 дней. 30 декабря 2006 г. запрещены пожертвования в фонд референдума некоммерческих организаций, финансируемым из иностранных источников.

Как следствие этого, за последние 18 лет в стране не было проведено ни одного общероссийского референдума Так, федеральными органами многократно блокировалась по разным причинам инициатива референдума о привязке минимальной заработной платы к прожиточному минимуму. Отказы систематически получают и другие инициативные группы.

Политическая практика современной России знает институты городских, районных и областных референдумов, наиболее известными из которых были плебисциты об объединении субъектов Федерации. Однако и на этом уровне референдальные права граждан сокращаются. Так, принадлежащее ранее только референдуму право отрешать от должности избранных мэров передано региональным депутатским ассамблеям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.172.3 (0.005 с.)