Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разделение властей как показатель демократичности российского государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важным показателем демократичности государства является недопустимость сосредоточения всей полноты власти в одних руках. Этому служит принцип разделения властей — на светскую и духовную, военную и гражданскую, центральную и местную, на законодательную, исполнительную и судебную. Гарантией реализации этого принципа являются система «сдержек и противовесов» между полномочиями тех или иных органов власти, механизм паритетного участия в решении тех или иных вопросов. Так, при формировании избирательных комиссий их члены назначаются на региональном и местном уровнях двумя ветвями власти — исполнительной и законодательной — на паритетных началах; при формировании Центральной избирательной комиссии — тремя институтами: президентом, Советом Федерации и Государственной думой (по 5 человек от каждого). Существует система взаимного контроля отдельных институтов власти: — президента — над формированием и функционированием правительства, ходом законодательного процесса в парламенте, формированием кадрового состава федеральных судей; — правительства — над механизмами принятия бюджета,
— Федерального собрания — над правительством (вотум недоверия), над президентом
— судов и прокуратуры — над всеми ветвями власти в виде контроля за соблюдением ими законодательства. Ежегодно судами Российской Федерации выносится до полутора тысяч решений о признании тех или иных нормативно-правовых актов недействительными. Юридическим выражением системы «сдержек и противовесов» в построении высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти является ряд статей Конституции Российской Федерации. В статьях 102, 103, 111 определены вопросы исключительного ведения Государственной думы, механизмы, обеспечивающие правомочность ее решений, и условия, сдерживающие ее свободу. Так, в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных президентом кандидатур на должность главы правительства президент без ее согласия осуществляет назначение, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Конституция также определяет исключительные прерогативы других органов власти: Совета Федерации, правительства, высших судов Российской Федерации, Счетной палаты, уполномоченного по правам человека, Центрального банка. Проявлением принципа разделения властей является и запрет совмещать депутатскую деятельность с работой в исполнительных органах власти и с коммерческой деятельностью. Кроме вертикального разделения властей на три ветви (законодательную, исполнительную, судебную) различают горизонтальное разделение властей на три уровня: центральный (федеральный), региональный (субъектный) и местный (муниципальный). Третий вид разделения властей восходит к наличию триады «личность — общество — государство». Этакратически сформированный менталитет нашего общества на первое место в этой триаде традиционно ставит государство, затем общество и только в конце совокупность прав и свобод человека и гражданина. Между тем сущность демократии заставляет эту пирамиду приоритетов вернуть в исконное состояние. В Конституции Российской Федерации и других основополагающих актах государства неустанно подчеркивается, что первичны интересы граждан. Их личные (частные) интересы в случае совпадений приобретают социальный характер и позволяют создавать те или иные добровольные объединения — институты гражданского общества. Итак, определяющим документом в системе «сдержек и противовесов» выступает Конституция Российской Федерации. В этой связи необходимо специально остановиться на проблеме изменения ее отдельных положений. Статья 135 Конституции определяет порядок изменения глав 1 («Основы конституционного строя»), 2 («Права и свободы человека и гражданина») и 9 («Конституционные поправки и пересмотр Конституции), согласно которой изменение может быть осуществлено только специально созванным Конституционным собранием при поддержке 3/5 всех членов Федерального собрания. Принятие поправок к главам 3—8 Конституции регулируется федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Федеральные законы о таких поправках принимаются квалифицированным большинством голосов депутатов Государственной думы (2/3) и членов Совета Федерации (3/4), после чего направляются на рассмотрение в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации. Для окончательного принятия закона о поправках к Конституции необходимо одобрение его законодательными (представительными) органами власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации и подписание закона президентом Российской Федерации. Более подробно механизм этого процесса прописан в федеральном законе «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.113 (0.007 с.) |