Пирамида норм права в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пирамида норм права в Российской Федерации



 
 

 

 


Схема 2.

 

Конституция Российской Федерации является системообразующим элементом всей российской пирамиды права. Ни один закон Российской Федерации или ее субъектов не должен противоречить ей, также как ни один подзаконный акт не должен вступать в противоречие с законами.

Важным признаком государства и составным показателем степени
!
государственного суверенитета является гражданство. Согласно международно-принятому определению Гаагского суда, «гражданство есть правовая связь, имеющая в своей основе общественный факт привязанности, подлинного соединения существования, интересов и чувств наряду с наличием взаимных прав и обязанностей»[8]. К таким правам и обязанностям можно отнести воинскую обязанность, систему льготного налогообложения, права личности (прежде всего брак, развод, опека), дипломатическую защиту и прочее.

В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются Федеральным законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», принятым 31 мая 2002 г. В нем зафиксировано исключительное право самого гражданина определять свою принадлежность к тому или иному государству в виде гражданства. В статье 4 закона однозначно фиксируется, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Издревле гражданство приобреталось на основании двух принципов: jus solu («право почвы»), связывающего приобретение гражданства с местом рождения в данном государстве и действующего, например, в США, Франции и ряде латиноамериканских государств, и jus sanguinis («право крови»), основанного на принадлежности родителей к данному гражданству.

Право на упрощенное получение гражданства Российской Федерации имеют лица, рожденные на территории России либо когда-нибудь проживавшие на ее территории («право почвы»), потомки («право крови») и супруги российских граждан.

Россия предусматривает различные облегченные возможности приобретения своего гражданства лицам, беженцам (в том числе и политическим), а также тем, кто имеет «высокие достижения в области науки, техники и культуры», «особые заслуги перед Российской Федерации», обладает «профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации» (статья 13 закона).

В случае приема в гражданство России претендент должен проживать на территории нашей страны, соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, иметь законный источник существования и владеть государственным (русским) языком.

Вместе с тем в последние годы в закон «О гражданстве Российской Федерации» внесены поправки, затрудняющие порядок получения российского гражданства. Если в 90-е гг. российское гражданство
!
ежегодно получали от 300 до 400 тыс. иностранных граждан и апатридов и Россия занимала пятое место в мире по привлекательности гражданства, то в нулевые годы число лиц, получивших этот статус исчислялось несколькими сотнями человек. В 2003 году Россия вышла в лидеры по числу граждан, обратившихся к правительствам других стран с просьбами о предоставлении политического убежища (23 тыс. человек).[9]

Приобретение гражданином России иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. В настоящее время в Государственной думе разрабатывается федеральный
!
закон о двойном гражданстве (бипатридах).

Выход из гражданства Российской Федерации осуществляется на основе добровольного волеизъявления такого лица.

Российское законодательство дает только три основания для отказа о выходе из гражданства:

— наличие не выполненных перед Россией обязательств;

— привлечение данного лица к уголовной ответственности либо исполнение им обвинительного приговора суда;

— отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения.

Спецификой суверенитета некоторых республик в составе Российской Федерации в 1990-е гг. было наличие республиканского гражданства (двойного с гражданством России). Так, в январе 1993 г. было введено понятие гражданства Республики Саха (Якутии), которое предоставлялось лицам, родившимся в Республике и прожившим там более 10 лет. Аналогичные нормы были в законодательстве ряда других субъектов в составе Российской Федерации. В феврале 2002 г. субъекты Российской Федерации потеряли право на установление собственного гражданства, так как Конституция Российской Федерации не содержит для этого правовых оснований.

Особую проблему имеет защита прав российских граждан, постоянно проживающих за рубежом. В 140 зарубежных странах проживает более 1 млн. россиян. Наиболее крупные диаспоры российских граждан находятся в Казахстане (300 тыс. человек), Туркменистане (110 тыс.), Эстонии (более 100 тыс.), Украине (62 тыс.), Белоруссии (50 тыс.), Латвии (до 40 тыс.), Таджикистане (24 тыс.), Узбекистане (20 тыс.), Киргизии (18 тыс.), Литве (15 тыс.), Армении (12 тыс.). Крупные колонии россиян существуют также в Израиле (100 тыс. человек), Германии (43 тыс.). В США проживает до 7 млн. выходцев из бывшего СССР, из них — 2,5 русскоязычных.

Важным правовым признаком государственного суверенитета выступает факт
!
международной легитимации. Во многом она зависит от характера прихода к власти данного политического режима.

Признание независимой России как правопреемника СССР было всеобщим и достаточно оперативным, то ряд других государств, возникших на постсоветском пространстве, добивались своего признания мировым сообществом с большими трудностями. Ряд из них, существующих de facto, практически не имеют международного признания: Приднестровская Республика, (не признана никем), Республика Карабах (признана только Арменией), Республика Абхазия и Республика Южная Осетия (признаны в 2008 г. Россией и Никарагуа, в 2009 г. - Венесуэлой и Науру). Мировой опыт показывает, что существование таких непризнанных государств может длиться десятилетиями (Турецкая Республика Северного Кипра, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Тибет).

В заключение обзора признаков государственного суверенитета необходимо выделить группу политических признаков, которая состоит из системы представительных органов и независимой исполнительный власти, независимой судебной системы, Вооруженных сил и других атрибутов государственного механизма, подробно рассматриваемых в последующих темах пособия.

Резюме

1. Суверенитет как концентрированная воля единственного источника власти — многонационального российского народа — является важнейшим показателем государственности России.

2. Реализация продекларированных принципов суверенности затруднена как внешними и внутренними, так и субъективными и объективными причинами. Внешними причинами являются, с одной стороны, столкновения суверенных интересов России с интересами других независимых государств, с другой — изменение в мировом сообществе самих принципов суверенности, всевозрастающий переход от суверенного монополизма к взаимным интеграционным выгодам различных государств. Внутренними причинами являются, прежде всего,недостаточные мощь и влияние государства. Так, Россия не имеет возможности не только эффективно отстаивать свои суверенные права на международной арене, но и преодолевать деструкции общественного сознания последних десятилетий, размывшие существовавшую идеологию, общественную, политическую и культурную ориентацию, а также создавать новую совокупность государственных ценностей, воспринимаемых большинством народа.

3. Процесс становления суверенитета всегда носит длительный характер, требующий постоянных коллективных усилий государства и общества.

Вопросы и задания

1. Какая форма правления установлена в Российской Федерации? Обоснуйте ответ, опираясь на Конституцию Российской Федерации.

2. Можно ли считать понятие «суверенитет» синонимом слова «независимость»?

3. Какие политические термины являются однокоренными со словом «суверенитет»?

4. Найдите в Конституции Российской Федерации указание на то, кто является носителем государственного суверенитета в Российской Федерации.

5. Какие два механизма осуществления народного суверенитета предусматривает Конституция Российской Федерации?

6. Является ли, по вашему мнению, продажа объектов недвижимости (земли, предприятий и сооружений) иностранцам отступлением от принципа суверенитета?

7. Означает ли провозглашение нейтралитета отказ государства от такого признака суверенитета, как Вооруженные силы?

8. Какие правовые признаки суверенитета имеют общероссийский характер, а какие принадлежат субъектам Российской Федерации?

Библиографический список

  1. Авдеев, Д.А. Особенности российской модели формы правления / Д. А. Авдеев// Государство и право. - 2010. - № 12. - С. 14-21.
  2. Динес, В. Российская государственность в контексте модернизации / В. Динес, А. Федотов // Власть. - 2010. - № 1. - С. 9-14.
  3. Егоров, В. Государство ХХI века и новое качество институтов власти в России / В. Егоров// Гос. служба. - 2007. - № 4. - С. 5-11.
  4. Ельцов, А.В. Природа и сущность государства как основания выделения системообразующих функций государства / А. В. Ельцов// Гос. власть и мест. самоупр. - 2010. - № 4. - С. 3-6.
  5. Занфира, В.М. Форма государства: социально-философский анализ / В. М. Занфира// Философия и о-во. - 2010. - № 4. - С. 110-118.
  6. Иванов, В. Формы правления и политического режима / В. Иванов// Свобод. мысль. - 2009. - № 6. - С. 175-192.
  7. Катаева, Н.В. Суверенитет как признак государственной власти / Н. В. Катаева// Культура. Образование. Право: материалы междунар. науч.-практ. конф., 28-29 апр. 2009 г., Екатеринбург. Вып. 2. - Екатеринбург, 2009. - С. 254-257.
  8. Кильюнен, К. Государства и флаги: энциклопедия / К. Кильюнен; [пер. с фин. Ж. Носковой; под ред. С. Ивановой]. - 2-е изд., доп. - М.: РОССПЭН, 2008. - 751 с.: цв. ил.
  9. Краснолуцкий, Г.Н. Правовое и социальное государство: политологические исследования и пути становления / Г. Н. Краснолуцкий// Упр. консультирование. - 2009. - № 2. - С. 81-106.
  10. Ляпин, И. Децентрализация власти в унитарных государствах / И. Ляпин// Гос. служба. - 2010. - № 1. - С. 89-93.

11. Пастухова Н.Б. Национально-государственный суверенитет в контексте глобализации, интеграционных процессов в мире, новых вызовов и угроз // Lex Russica – 2006 - №1 – с.26-43

  1. Устименко, С. Дуалистический характер российского государственного устройства / С. Устименко, А. Иванов// Власть. - 2007. - № 7. - С. 3-8.

Тема 3
политическАЯ демократиЯ в РоссиИ

3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства.

3.2. Непосредственная демократия и механизмы ее реализации в России.

3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях.

3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства.

3.5. Принципы правового государства.

3.6. Дискуссии о характере политического режимав России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.013 с.)