Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление социальной политикой государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Еще Адам Смит писал: «То, что улучшает условия большинства, никоим образом не может быть признано вредным для целого. Ни одно общество, без сомнения, не может процветать и быть счастливым, если значительная часть его членов бедна и несчастна». Однако вплоть до XX в. идеи социального
Первым в мире социальным государством стала Россия, объявившая в 1917 г. задачу реализации социальных ценностей приоритетной. В советский период были достигнуты такие социальные завоевания, как всеобщая занятость, бесплатное образование и здравоохранение. Граждане советской страны имели систему жилищно-коммунальных льгот, уделялось специальное внимание социальной заботе о детях, беременных женщинах, инвалидах, пенсионерах. Во многом под влиянием достижений нашей страны происходила активная социализация политики капиталистических государств, разрабатывавших и внедрявших различные модели государства благосостояния (welfare state). þ В мире сложились три типа (модели) социальных государств: — Либеральная (англосаксонская) модель, в которой государственные обязательства сведены к минимуму и распространяются только на самые неблагополучные слои населения. — Скандинавская (социал-демократическая) модель, предусматривающая базисное обеспечение социальных гарантий всем гражданам за счет всеобщих налогов. — Континентально-европейская модель, ориентированная на долевое отчисление взносов как работников, так и работодателей и сочетание борьбы против бедности с обеспечением достойного уровня жизни всем. Социальные государства в тех или иных своих проявлениях должны реализовывать следующие функции: — компенсаторную (функцию возмещения); — инвестиционную (развитие и модернизацию общественной инфраструктуры, образования, науки); — эмансипаторскую (защиту личности от социальных рисков); — распределительную (перераспределительную); — интегративную; — легитимационную. В начале 90-х гг. ХХ в. перед новым российским государством встали задачи необычайной сложности: во-первых, сохранить ресурсы государственной социальной политики, во-вторых, расширить их с целью приближения к зарубежным стандартам. Новая социальная политика первой половины 90-х гг. строилась на ложной посылке быстрого выхода России из кризиса, что должно было позволить решить эти задачи. Именно этим объясняется декларированный Конституцией и законодательством широкий спектр социальных гарантий с одновременным неисполнением их в связи с нехваткой ресурсов. Одновременно возникли новые негативные факторы и явления (безработица, вынужденная миграция, имущественное расслоение, бездомность, беспризорность, массовая наркомания и т. п.). Все это сопровождалось остаточным принципом финансирования социальных программ. Подобный дисбаланс стал мощным социальным раздражителем, который должен быть погашенным рациональной системой социального правления. К полномочиям правительства в социальной сфере Конституция Российской Федерации относит: — обеспечение единой государственной социальной политики; — меры по реализации трудовых прав граждан; — разработку и реализацию программ сокращения и ликвидации безработицы; — меры по реализации социального обеспечения; — обеспечение единой миграционной политики; — реализацию прав граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое и экологическое благополучие; — развитие физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы; — содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, реализацию молодежной политики; — государственную поддержку развития науки; — обеспечение единой государственной политики в области образования; — государственную поддержку культуры, в том числе культурного наследия народов Российской Федерации; — взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями. Головным органом решения этих проблем является Министерство здравоохранения и социального развития, которое обеспечивает реализацию конституционного права граждан на благоприятные условия жизни, через подведомственные федеральные службы курирует вопросы защиты прав на труд и социальное обеспечение, здравоохранение и права потребителей. Сходные социальные задачи по обеспечению здорового образа жизни решает Министерство спорта, по туризма и молодежной политики с подведомственными федеральными агентствами. Министерство образования и науки является основным органом по осуществлению управлением развития научных исследований и реформированию системы просвещения. В этом направлении активно работает и Министерство культуры. 24 мая 2011 г. указом Президента РФ в ведении правительства для правовой защиты авторских прав образована Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Важной является проблема разрешения ситуации с неблагоприятными условиями жизни: это и переселение россиян из неблагополучных районов, и переселение граждан России и русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья в Россию, и реализация прав граждан на жилье, на свободное перемещение и выбор места жительства. В той или иной степени перечисленные вопросы курирует Федеральная миграционная служба. Несмотря на разветвленную систему социальных органов власти, мы вынуждены констатировать, что государство демонстрирует некомплексность и безадресность социальной политики, крайне неудовлетворительно использует ее основные механизмы: — рост денежных доходов съедается нехваткой ресурсов и инфляцией; — организация адресной социальной защиты плохо структурирована; — натуральная безвозмездная помощь эпизодична; — долгосрочное кредитование не налажено; — отсутствует система семейных пособий; — бюджетное финансирование образования, здравоохранения и культуры недостаточно и малоэффективно; — соотношение минимального размера оплаты труда (МРОТ, 4611 руб.), прожиточного минимума (в 2010 г. по стране 5688 руб.[46]), абсурдно; — оплата труда бюджетников катастрофически занижена; — неоправданно велика отраслевая дифференциация доходов. Трудности в реализации социальной политики связаны с тем, что правительство не понимает, что выполнение социальной функции заключается не в физическом предоставлении какой-то услуги, а в организации того, чтобы эта услуга на рынке появилась и в компенсации для тех, кому эта услуга недоступна. Это наиболее наглядно видно на примерах политики в области образования, здравоохранения или так называемой монетизации льгот, приведших к реальному снижению социального благополучия населения. Неудовлетворенность граждан социальной политикой опасна не только как фактор общественной нестабильности, но и как отрицательный показатель роста экономической эффективности производства. Остаточное финансирование сферы образования приводит к вымыванию наиболее подготовленных педагогических кадров, снижению уровня образования и, как следствие, приходу на производство малоподготовленных работников. Низкая оплата труда других бюджетных категорий трудящихся способствует аналогичным негативным процессам и в этих сферах. Непонимание непосредственной связи эффективной социальной политики с успешным ходом реформ является мощным тормозящим фактором создания современного государства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.172 (0.008 с.) |