Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проза Платонова. социальная, философская и этическая проблематика его творчества. Стилистическое своеобразие платоноской прозы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(1899—1951) по художественному стилю (понимаемому широко, как система образов, пристрастие к определенным типам героев, конфликтов, преобладающему пафосу, и более су-женно, как словесная ткань, отбор средств выразительности, лексики и т. д.) — явление уникальное, резко индивидуальное. В его стиле мы часто находим в едином сплаве противоположные начала — пафос строительства новой жизни и — скептицизм, сомнения, иронию, пародирование канцелярского стиля, захлестнувшего советскую печать, деловое и неделовое общение в 20-е годы — и серьезное отношение к этому стилю как знаку эпохи. Сочетание столь разных, противоположно направленных стилевых примет связано с эволюцией мировосприятия писателя. В годы революции и гражданской войны романтик Платонов был, как и многие молодые люди, в плену мечты о царстве справедливости — социализме. О его очарованности великой Утопией говорят десятки написанных им публицистических статей, стихов, агиток. Позже, когда мировосприятие и оценка социальной реальности изменились, отношение Платонова к своей мечтательной и деятельной юности сочетало в себе любовь к молодому энтузиазму и святой вере в идеал и сострадание, боль за того юношу с горящим взором, который смотрел поверх жизни, не видя репрессий, жестокости военного коммунизма. Агитационная риторика, царившая в печати, державшая в плену тысячи и миллионы душ, позже возмущала, вызывала у писателя иронию, смех. Рассказы А. Платонова 20—30-х годов («Песчаная учительница», «На заре туманной юности», «Фро» и другие) переполняет светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира, в котором он живет. Все его герои — молодые, честные люди, деятельные народные характеры, возникшие из глубин русской жизни. Они полны горячих надежд, несут в себе свежую силу чувств. Они еще и подвижники. Порою превозмогая жалость к себе, они вкладывают свою жизнь и судьбу в общее дело, ставшее для них своим. Такова юная Мария Нарышкина, изображенная в «Песчаной учительнице» (1927). Посланная на край света, на границу с безжалостными песками пустыни, она вместе с жителями обреченного на вымирание поселка Хошуто во борется с песками, очеловечивает пустыню, которая раскрывает свои сокровенные тайны. Рассказ «Возвращение» («Семья Иванова») (1946) свидетельствует о быстром осмыслении писателем послевоенной жизни: как жить человеку, его близким, его детям после всего, что было перенесено и понято на войне. Война воспринималась Платоновым как глобаль-. ная попытка уничтожения милосердия, надежд на силу добра и человечности. Своей мечте о всечеловеческом счастье Платонов нашел место в стране детства, в душе мальчика Петруши из «Возвращения». В рассказе нет изображения войны. И главные герои в нем не Алексей Алексеевич Иванов и его жена Любовь Васильевна. Сюжет построен на том, что возвращается с войны отец. Откровенность жены в ее рассказе о тяжелой жизни и трагических переживаниях, об одиночестве, о Семене Ев-сеиче, который бывал у них, затронули его самолюбие. Вспышка оскорбленного «я» гонит его из дому, от своих детей, не только от них, но, как он думает, к новой, беззаботной жизни. Сын Петруша вместе с сестренкой Настей сотворил переворот в душе отца. «Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они сразу оба упали, поднялись и опять побежали вперед. Больший из них поднял одну свободную руку и, обратив лицо по ходу поезда в сторону Иванова, махал рукой к себе, как будто призывая кого-то, чтобы тот возвратился к нему. И тут же они снова упали на землю-Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко стало у него в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действи- тельней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем. Он еще раз поглядел со ступенек вагона в хвост поезда на удаленных детей. Он уже знал теперь, что это были его дети, Петрушка и Настя. Они, должно быть, видели его, когда вагон проходил по переезду, и Петрушка звал его домой к матери, а он смотрел на них невнимательно, думал о другом и не узнал своих детей». Кто же такой этот Петрушка, юный герой, вернувший отца в семью? Двенадцатилетний мальчик в условиях войны почувствовал себя взрослым, опорой матери. У него, маленького хозяина, характерное выражение глаз — они «глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок. У него нет ни болезненного чувства сиротства, ни детского любопытства. Его ранняя взрослость, зрелость, его мелочная смышленость (когда родители разговаривают за столом при свете лампы, он упрекает их, что зря жгут керосин, который на исходе), конечно, печальны и делают его маленьким старичком. Нужда и голод военных лет приучили его, «старшего» в доме, смотреть за порядком. Рассудительность, постоянный учет дел и нужд дома и семьи определили его характер. Отец-фронтовик изумлен: «...вон Петрушка что за человек вырос — рассуждает как дед, а читать небось забыл». Война приучила Петрушку преодолевать разрушительную силу горя, нужды, людского ожесточения. Он всего себя отдал подвигу нравственного созидания, избавляя мать и сестренку от мук одиночества и сиротства. Их всех спасала вносимая им мелкая целесообразность повседневных практических дел, не дающих унывать, жаловаться, сосредоточиться на горестном. Петрушка и сейчас, в присутствии отца, по привычке подгоняет мать и сестру, распоряжается, держит в напряжении. Подсказывает, как лучше чистить картошку, предусмотрительно подсказывает сестре: «А Настька пускай завтра к нам во двор за водой никого не пускает, а то много воды из колодца черпают: зима вот придет, вода тогда ниже опустится, и у нас веревки не хватит бадью опускать, а снег жевать не будешь». Мальчик не спит, слушает спор родителей. Он всей душой на стороне матери. Платонов как проницательный психолог рисует гордыню Иванова, черты честолюбия и тщеславия, навыки соблюдать свой интерес. Услышав бесхитростный рассказ жены о Семене Евсеевиче, потерявшем семью, которая погибла в Могилеве, о том, что он сердцем прислонился к детям, к чужому семейному огоньку, Иванов высокомерно-бездушно судит Любу. Все доводы жены разбиваются об эту горделиво-твердую позицию. «— Ты воевал, а я по тебе здесь обмирала, у меня руки от горя тряслись, а работать надо было с бодростью... Мать говорила спокойно, только сердце ее мучилось, и Петрушке было жаль мать: он знал, что она научилась сама обувь чинить себе и ему с Настей, чтобы дорого не платить сапожнику, и за картошку исправляла электрические печки соседям». Жизнь в войну складывалась из таких малых, ежедневных подвигов в той сфере, что зовется бытом. Итог только один — «детей ведь я выходила, они у меня почти не болели и на тело полные». Этот итог на его взгляд совсем не героический, даже заурядный. Интуитивно Люба понимает, что кроме сына Петрушки никто ее мук не оценит и не поймет. Потому в ее попытках оправдаться перед мужем звучит усталость и безнадежность. Это и заставляет Петрушку, слышавшего весь ночной разговор, вмешаться в эту родительскую распрю... Подлинное возвращение к сокровенному, жившему высшей истиной человеку произошло в тот момент, когда Иванов, ушедший из семьи, чтобы жить («Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить еще хочу»), вдруг увидел бегущих за поездом детей. Не стал ли Иванов, со своим железным кодексом бесчувственной гордости, запоздалой жертвой войны, стихии ожесточения? Не оставляет ли он своего ребенка, с его взрослым опытом и мудростью, без помощи и теперь, после войны? Не возлагает ли он на него новое бремя забот о семье? Кому придется гасить новую вспышку отчаяния в брошенной матери, скрашивать горе сиротства в маленькой сестренке? Все ему, Петрушке. И не узнать этому маленькому мудрецу уже ничего из сказки детства. Думал ли об этом Иванов? Или это только мысли писателя, оставшиеся между строк? Это Петрушка и Настя собрали семью вместе, возвратили душевное зрение отцу, заставили прислушаться к своему сердцу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.011 с.) |