Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хар-ка основных лексико-грамматических разрядов местоимений.

Поиск

Выделяют: 1)личные мест-я – указывают на предметы, лица, участвующие или не участвующие в диалоге (общении), по их отношению к говорящему лицу(я, мы – непосредственно говорящий; ты, вы – собеседник, слушающий; он, она, оно, они – лица, предметы, не участвующие в диалоге, являются темой диалога); 2)возвратное (себя) – указывает на объект, тождественный субъекту того же предложения(я успокаивал себя); 3)притяжательные – выражают принадлежность какому-либо лицу(1-му, 2-му, 3-му). Семантически и по образованию соотносятся с личными и возвратными мест-ми и делятся на лично-притяжательные (мой, твой, его,ее, наш, ваш, их) и возвратно-притяжательное (свой); 4)указательные – указывают на предмет, близкий или отдаленный от говорящего во времени или пространстве (этот, тот, такой, сей, оный, таковой); 5)вопросительные – содержат в себе вопрос о предмете или признаке, неизвестном говорящему (кто, что, который, какой, чей, сколько, кой, каков); 6)относительные – внешне совпадают с вопросительными, ввязывают придаточную часть сложного предложения с главной, являются относительными словами; 7)неопределенные – указывают на предмет (лицо) или признак, неопределенный для говорящего (кто-то, что-то, какой-то, некоторый, нечто, некий); 8)отрицательные – выражают отрицание какого-либо предмета(лица), признака, кол-ва (никто, ничто, никакой, ничей, нисколько); 9)определительные – (весь, всякий, каждый, иной, другой, самый, сам).

Склонение местоимений.

Неоднородность морфологических признаков мест-й заставляет рассматривать изменение мест-й по разрядам.

Склонение личных местоимений:

И.п. – я ты он, оно, она мы вы они

Р.п. – меня тебя его ее нас вас их

Д.п. – мне тебе ему ей нам вам им

В.п. – меня тебя его ее нас вас их

Т.п. – мною тобою им ею нами вами ими

П.п. – (обо)мне тебе нем ней нас вас них

В парадигме склонения личных местоимений выявляются следующие особенности: 1)основа в косвенных падежах не совпадает с основой им.падежа, склонение супплетивно; 2)падежные формы местоимения третьего лица не совпадают с падежными формами 1-го и 2-го лица; 3)в основе местоимения 3-го лица после предлогов появляется начальное н.

Возвратное местоимение склоняется, как местоимение ты, но оно не имеет формы им.падежа и формы мн.числа: себя, себе, собою.

Вопросительные местоимения «кто, что» и все другие предметно-личные мест-я, образованные от вопросительных, по падежным формам почти не отличаются от склонения полных прил-х:

И.п.- кто кто-то никто что что-то ничто

Р.п.- кого кого-то никого чего чего-то ничего

Д.п.- кому кому-то никому чему чему-то ничему

В.п.- кого кого-то никого что что-то ничто

Т.п.- кем кем-то никем чем чем-то ничем

П.п.- (о)ком ком-то ни о ком чем чем-то ни о чем

Местоимения других разрядов склоняются, как полные прил-ые, изменяясь по родам и числам.

Вопросительное местоимение «сколько» имеет в косвенных падежах только формы мн.числа с неподвижным ударением на основе(скольких, скольким, сколькими). Также изменяется мест-ие «столько».

Вопросительное и относительное мест-ие «чей» склоняются, как притяжат-ые прил-ые «лисий»(чья, чьей, чью).

Мест-ия «таков, каков» изменябтся только по родам и числам, не изменяются по падежам.

Вопрос 17. Глагол как часть речи: общая хар-ка. Система форм русского глагола: инфинитив, спрягаемые и неспрягаемые формы. Основы и классы глагола. Глагольные категории: вид, время, наклонение, залог. Спряжение глаголов.

Глагол – это знаменательная часть речи, к-ая выражает действие или состояние как процесс, обладает грамматическими категориями вида, переходности-непереходности, залога, наклонения, времени, лица и в предложении обычно выступает в роли сказуемого(читать, нести).

Грамматические формы глагола делятся на два разряда: 1)инфинитив; 2)спрягаемые формы. Инфинитив – это неизменяемая, исходная (начальная) форма глагола, к-ая обозначает действие или состояние безотносительно к лицу, числу, времени и наклонению; образуется с помощью суф-сов ть ил ти, ть присоединяется к основам на гласный (читать, ходить), а ти – к основам на согласный (нести, везти, идти); у глаголов с конечными заднеязычными к, г в корне основы неопределенной формы оканчивается на чь (печь, течь, беречь); 2)спрягаемые формы выражают значение вида, залога, лица, числа, времени, наклонения. Формы прош.времени и сослагательного наклонения обладают значением рода, называются личными, т.к. они способны выражать значение лица. В предложениях выполняют функцию простого глагольного сказуемого.

Основы и классы глагола.

В отличие от сущ-х и прил-х глагол, как правило, имеет две формообразующие основы, у большинства глагольных слов последовательно отличаются по своему составу основа неопределенной формы(остается, если отбросить суф-сы инфинитива) и основа настоящего времени(получается путем отделения окончания третьего лица, мн.числа в форме наст.времени или простого будущего – крич-ат, шип-ят). От каждой основы образуется строго определенный набор форм: от основы инфинитива – формы прош.времени, сослагат.наклонения(сделать-сделал-сделал бы), от основы настоящего времени – форма наст. и буд.времени повелительного наклонения (делай-делаю-делаешь-делай).

Распределение глаголов по классам строится на соотношении основ инфинитива и настоящего времени. Если глагол имеет такое соотношение основ, к-ое встречается у вновь возникающих в СРЯ слов, то он относится к продуктивным классам. Если глагол имеет соотношение двух основ, к-ое не встречается у вновь образуемых слов, то он входит в одну из непродуктивных групп. Выделяется 5 продуктивных классов глаголов: 1)с основой инф-ва на а,я и основой наст.времени на – а,я +йот(прыгать, прыгают); 2)с осн.инф-ва на – е и наст.вр. на – е+йот (худеть, худеют); 3)с осно.инф. на – ова, Ева и осн.начт.вр. на – у, ю + йот (зимовать, зимуют); 4)с осно.инф. на – и, которое выпадает в осн.наст.времени (возить-возят)+глаголы «гнуть, льнуть, тянуть, тонуть, пнуть, минуть», в кот-х уже не выделяетс суф-с ну.

Непродуктивные классы: объединяют сравнительно небольшую группу слов, новыми словами не пополняются. По хар-ру соотношения основ наст.вр. и инфинитива глаголы непродуктивных классов образуют 17 групп. Х-р соотношения основ наст.вре. и инф-ва у этих глаголов нетипичен для современной системы образования личных глагольных форм: 1)искать-ищут, плакать-плачут; 2)молчать-молчат; 3)блестеть-блестят; 4)крепнуть-крепнут; 5)нести-несут; 6)жечь-жгут; 7)брести-бредут; 8)тереть-трут; 9)брить-бреют; 10)мыть-моют; 11)бороться-борются; 12)дуть-дуют; 13)жить-дивут; 14)давать-дают; 15)деть-денут; 16)взять-возьмут; 17)наказать-наказуют.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.100 (0.011 с.)