Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Междометия и звукоподражательные слова.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Междометия – слова, к-ые служат для выражения чувств и волеизъявления говорящего(ай, ой, ах, ну, а, э и т.д.). в структурном отношении неоднородны. Многие состоят из одного звука (э, а, о, у). Разряд междометий лишь условно можно расчленить на звуки (ГМ, Тпр, Цсс), они выходят за границы фонетических норм языка. Другие междометия, сложившиеся на основе знаменательных слов, по форме совпадают с полнозначными, но будучи междометиями не членятся на морфемы (Господи, Батюшки). Значительная группа междометий представлена устойчивыми словосочетаниями (Держт карман, Вот так штука, Черт возьми). Звукоподражательными – называются слова, к-ые используются для передачи характерных звучаний, издаваемых людьми, животными и предметами(ха-ха, ку-ку, тик-так, пиф-паф). В качестве лексических единиц входят в словообразовательную систему языка и на их основе создаются новые слова: глаголы и отглагольные сущ-ые(кукарекать-кукареканье, мяукать-мяуканье). 20. Словосочетание как единица синтаксиса. Различные концепции словосочетания. Виды связи между компонентами словосочетания. Типология словосочетаний. Словосочетание – это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) полнозначных слов (или форм слов), проявляющее их подчинительное свойство (полет ракеты, желание работать). Компонентами словосочетания являются: главное слово (стержневое) и зависимое слово. Главное слово – грамматически независимое; зависимое – формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова. Несмотря на некоторую близость к слову словосочетание отграничивается от него прежде всего тем, что оно является всегда совокупностью грамматически организованных компонентов. Эта грамматическая организованность возникает в результате появления у слова распространителя, который в зависимости от своих лексико-грамматических возможностей приспосабливается к этому стержневому слову. Т.к. словосочетание состоит из распространяемого и распространяющего компонента его система форм опирается на систему форм распространяемого слова (осенний день, осеннего дня, осеннему дню). Грамматическая организованность в словосочетании, проявляющаяся в грамматической зависимости одного компонента от другого, позволяет говорить о структуре словосочетания, однако для структуры словосочетания не характерны те синтаксические категории, которые свойственны структуре предложения (категория предикативности, включающая модальность и синтаксическое время), не свойственна словосочетанию и интонационная завершенность. Анализ словосочетания и его отношения к слову и к предложению похволяет сделать выводы: 1) словосочетание как грамматически организованное не предикативное объединение полнозначных слов участвует в построении предложения, подчиняясь структуре предложения; 2) участвующие в построении предложения словосочетания сами выкристаллизовываются в предложении и вычленяются из него; 3) отрицание коммуникативной функции у словосочетания влечет за собой исключение из разряда словосочетаний пары слов, образуемой подлежащим и сказуемым, т.к. здесь отношения, возникающие только в предложении (предикативность); 4) из разряда словосочетаний исключаются и такие объединения слов, которые соединяются по принципу равноправных синтаксических элементов, т.е. по принципу сочинения (группы однородных членов не составляют словосочетаний, т.к. это не замкнутые ряды слов, их нельзя считать распространенными словами); 5) не образуют словосочетания и конструкции, состоящие из обособленного оборота и слова, к которому он относится. В зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые и сложные. Простые состоят из двух полнозначных слов. К числу простых примыкают и словосочетания, в которых зависимый компонент представляет собой синтаксическое и фразеологическое единство (человек низкого роста, девушка шестнадцати лет, работать спустя рукава). Иногда такие словосочетания считают образованиями переходного типа от простых к сложным, т.к. семантически они являются простыми, а структурно – сложными. Сложные словосочетания – состоят более чем из двух полнозначных слов. Они представляют собой различные комбинации простых словосочетаний или слова и простого словосочетания: 1) простое словосочетание + зависимая от него отдельная словоформа (часто применяемый в клинике, красивое платье в горошек); 2) стержневое слово + зависимое от него простое словосочетание (здание с белыми колоннами, прочитать интересную книгу); 3) стержневое слово + две (и более) зависимые словоформы, не образующие словосочетание (не связанные друг с другом). Это некоторые глагольные сочетания, в которых глагол способен распространяться двумя существительными (положить доски в ряд, завернуть книгу в бумагу). Наряду с трехсловными словосочетаниями могут образовываться и четырехсловные, пятисловные и т.д.. Но такие словосочетания строятся по тому же принципу: распространения уже имеющихся слов в словосочетании простом или сложном трехсловном. В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи различаются лексико-грамматические типы словосочетаний: глагольные, именные и наречные. Глагольные: 1) глагольные с зависимым существительным или местоимением: а) беспредложные (купить хлеба, понравиться ей); б) предложные (сесть на землю, обратиться к нему); 2)глагольные с зависимым инфинитивом или деепричастием (просить приехать, сидеть задумавшись); 3) глагольные с зависимым наречием (поступать правильно, повторять дважды). Именные: 1) субстантивные (с главным словом существительным): а) с сущ-ым в кач-ве зависимого слова: беспредложные (красота речи0; предложные (стол под дерево); б) с прилагательным в кач-ве зависимого слова (железная кровать, соболья шапка); в) с местоименным прилагательным (моя книга, чья-то история); г) с порядковым числительным (второй день, шестая рота); д)с причастием (прочитанная книга); е)с наречием (удар наотмашь, шапка набекрень); ж)с инфинитивом (умение рассказывать). 2) Адъективные (с главным словом прилагательным): а)с сущ-ым в кач-ве зависимого слова: беспредложные (покорный судьбе); предложные (черный от загара); б)с местоимением: беспредложные (нужный нам, приятный вам0; предложные (трудный для нас); в)с наречием (очень страшный, по-весеннему зеленый); г)с инфинитивом (готовый бороться, способный любить); 3)с именем числительным в кач-ве главного слова (третий от конца, две книги); 4) с местоимением в кач-ве главного слова (каждый из нас, мы с братом). Наречные словосочетания: 1)с наречием в кач-ве зависимого слова (очень ловко, весьма искусно, совершенно одинаково); 2)с сущ-ым в кач-ве зависимого слова: а)беспредложные (быстрее птицы, лучше других); б)предложные (смешно до слез, далеко от друзей). Синтаксические отношения между компонентами словосочетания: 1)атрибутивные отношения(возникают при семантико-грамматическом взаимодействии существительных): а)с прилагательными (письмо из Волгограда); б)с согласуемыми местоимениями (моя книга); в)с порядковыми числительными (первый поход); г)с полными формами причастий (решенная задача); д)с предложными и беспредложными формами существительных (привычка с детства, волосы да плеч); е)с наречиями (езда шагом, дом напротив); ж)с инфинитивом (желание учиться). 2)Объектные отношения (возникают при семантико-грамматическом взаимодействии глаголов, в том числе причастий и деепричастий с сущ-ми, реже с инфинитивом: 1)с главным словом глаголом: а) с сущ. В форме В.п. (купить книгу), с Р.п. части (выпить воды, купить молока), с Д.п. лица или предмета (доверять другу), с Т.п. орудия (писать ручкой), с местоимением (ждать его), с числительным (увидеть двоих), с субстантивированным прилагательным (опросить учащихся), с инфинитивом (принести ужинать); 2)с главным словом прилагательным (бодрый духом, гордый победой); 3)с главным словом существительным (доверие к людям). 3)Субъектные отношения (характеризуют словосочетания, возникновение которых связано со страдательными оборотами. Такие словосочетания опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и страдательных причастий. Зависимая форма сущ-х в них обозначает субъект, лицо или предмет, н-р, данные людьми, опрокинутый ветром). 4)обстоятельственные отношения (свойственны глагольным словосочетаниям, т.к. обстоятельственные значения сопутствуют тем или иным действиям или состояниям): а)определительно-обстоятельственные (бежать быстро); б)временные (приехать вечером); в) пространственные (идти лесом); г) причинные (сказать по ошибке); д)целевые (упасть нарочно, прийти на свидание). 5)комплетивные отношения (возникают из потребности некоторых слов в обязательном смысловом дополнении. Здесь зависимая словоформа восполняет информативную недостаточность стержневого слова, н-р, четыре угла, три сестры, назваться гостем). Виды синтаксических связей в словосочетании: Согласование – вид подчинительной связи, при которой форма рода, числа, падежа зависимого слова предопределяется формой рода, числа, падежа главного слова: а)полное (в роде, числе и падеже); б)неполное (наша врач – числе и падеже, озеро Байкал – в числе, на семи ветрах – в падеже); в)корреляция (женщина-космонавт). Управление – подчиненное слово принимает форму того или иного падежа в зависимости от грамматических возможностей господствующего слова и выражаемого им значения: а)сильное (господствующее слово предопределяет обязательное появление управляемой падежной формы, н-р, послать письмо, уйма времени, верен долгу); б)слабое (распространение господствующего слова падежной формой факультативно, н-р, поливать из лейки, стучать по столу). Примыкание – подчиненное слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей свою зависимость от господствующего слова выражает только лексически (читать вслух, работать вдвоем, сидеть согнувшись).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.12.7 (0.01 с.) |