Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Современный русский литературный язык.

Поиск

Вопрос 1.СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК.

СРЛЯ (письм.яз, станд.яз, яз.кул-ры, общий яз) - 1 из многочисл. пластов нац.яз., наряду с жаргон, простореч. Обработанная и образцов форма яз народа, объединяет чл. соц. общности; хар-ся наличием письм. нормализ и кодифиц формы, обяз-тью для всех гов-щих, полифункц-тью, стилистич. дифференц-й. Его отличия: нормиров-ть, общеизв-ть. Он известен кажд. носителю яз. охран-ся учёными, яз-ведами, культ.людьми, дикторами радио и теле, т.е. узуален; кодифицирован, т.е. закреплён в нормативн. сл-рях и грам-ках норм РЛЯ. Ист-ки изменчив. Норма - ист-ки сложивш. система правил, кот. отвеч. все ед. яз уровней: фонетич (звон’ишь), лексич (лек-сем: сиреневый огурец, т.е.смысл), граммат: морфол и синт (голубая бант). Яз, как и нормы, развив-ся. Изм-ть норм - медлен. проц-с, т.к. у общ. есть потреб-ть сохр-ть культ-е памятники, зафиксир в письм. текстах; их стар-ся стабилиз-ть. Различ. «старшую» и «млад» норму. Н-р, форма ж.р. у гл. имеет удар-е на оконч: родил’ась - старш.н., допустимо род’илась - младш.н., как и брал’ось-бр’алось. Чтобы норма стала общепризнанной, она д. появиться пр. всего в печати, т.е. д.б. зафиксирована письменно. Судьба нормы: может не устояться; м. сущ-ть наравне со «старш»; м. стать единств и вытеснить «старш». Н-р, «торт’ы” в 70-е гг. б. не лит-ным вар-том, как ныне «зв’онишь», но его част-ть растёт, может стать млад. нормой. СЛЯ не пред-ет единства, он диффер-н с учётом сф. употребл, реч. ситуации. Носители яз. избирают яз. ед. с учётом сф, в кот. общается: делопр-во, право, зак-во, к-ра и ис-во, радио, публ-ка, разг-бытов. Функц. стиль – выбор комплекса яз-х сред-в с учётом сф реч. деят-ти. Основные лит. стили: 1. Научн., цель: сообщ науч. сведений, науч. объяснение фактов; формы: учебник, справ-к, энциклоп, научн.статья, доклад; яз.ср: термины,проф-мы. 2. Офиц-делов, цель: орг-ция сф. правовых, служ-х и произв-ных отношений; формы: деловые бумаги (заявление, договор, протокол, резюме); яз.ср: точность, стандарт, стерео тип. 3. Публиц, цель: передача общ-значимой инф-ции; формы: СМИ; яз. ср: логичность, образ-ть, оцен-ть, призывность, общ-политич лексика. 4. Разг, цель: общение; формы: монологи, диалоги, записки, письма; яз.ср: спонтанность, простота, эмоц-ть, жесты, мимика. Мы не выделяем худож.стиль, т.к. это язык худож.лит-ры, вбирающ многообразие нац.яз: лит.яз +диал, жаргон,слэнг.

 

 

Вопрос 2. Конститутивные, артикуляционные и акустические признаки согласных и гласных звуков в фонетической системе РЯ.

Все зв. речи делятся на гласн. и согл., кот. разл. артик-но и акуст-ки. Сущ. 2 источника зв. речи. 1)колеб. голос. связок в момент прох. ч/з гортань струи воздуха. Это колеб. периодич., они созд. тон, муз. зв.; 2)шум, кот. возник. в рез-те преодол. возд. струей разл.препятствий. При образ. гласн. голос. связки дрожат, но возд. струя прох. своб. При образ. согл. она преод. препятствияв рот. полости.

ГЛАСНЫЕ - чисто тоновые зв. Кл-ция строится по 3 признакам: 1)наличие/отсутствие лабиал. 2) степень подъема яз 3) место подъёма языка. По участию губ: 1) огубл. (лабиал): меньшая огуб-ть – у о; большая – у у 2) неогубл. (нелабиал.) – а,э,и,ы.

По степени подъёма: 1) гл.верх.под. - ы,и,у 2) сред.под. – э,о 3)нижн. – а. По месту подъёма яз. – 1) гл.пер.ряда – и,э 2) средн.ряда - ы,а 3) зад.ряда – о,у.

СОГЛАСНЫЕ: хар-ку согл. сост. 5 осн. признаков:

1) место образ-ия: оно завис. от активности органа, совершающего основную работу или со сближенностью его с пассивным органом, т.е. то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Быв: губно-губные (п,б,м), губно-зубные (ф,в), перед/языч.: зубные (с,з, л,н,т,д,ц) и передненёбные (ш,ж,р,ч), среднеязыч. (j), либо средне-небн. (к’, г’, х’), либо задне-небн.(к, г, х)

2) способ образования: это характеристика препятствия во рту на пути воздуш.струи. Согл. делятся на щелевые(в,ф,з,с,ж,ш,j,х,л,л’) и смычные: взрывные (п,б, т,д,к,г),аффрикаты (ц,ч), носовые (м,н), дрожащие (р).

3) по уровню шума согл.дел на сонорные (л,м,н,р,j) и шумные (б,в,г,д,ж,з,к,п,с,т,ф,х,ц,ч’,ш и др.)

4) по участию/неучастию голоса дел. на звонкие (р,л,м,н,j,б,в,г,д,х,з) и глухие(к,п,с,т,ф,х,ц,ч’,ш и др.).

5) по тверд/мягкости, и образуют пары. Йот не имеет пары.

Морфема, морф и субморф.

Морфема – это минимально значимая часть слова (морфемы не подлежат дальнейшему членению на значимые части).

Морф – это наименьшая формальная часть слова, имеющая значение. Дальнейшее деление морфа на части ведет к выделению незначимых элементов фонемы. Т.е. морфема – это обобщенная единица, а морфы – это конкретные представители морфемы, обнаруженной при членении слова.

Субморф – это не значимая часть слова, которая не имеет лексического значения (н-р, интерфикс).

Морфонологические явления: 1) чередование – это явление на границе морфем, в результате которого конец одного морфа изменяется, приспосабливаясь к началу другого(друг-друзья); 2)усечение – явление на границе морфем, при котором конец производящей основы отсекается и не входит в производное слово(самоцветный камень-самоцвет, заведующий-зав); 3)наложение(интерференция) – явление на границе морфем, когда конец одной морфемы объединяется с началом другой; 4)интерфиксация – соединение двух морфов интерфиксом(кофе й ный, пев у чий); 5) наращение -

Вопрос 10. Диахронные(неморфологические, неформантные) способы словообразования в русском языке: лексико-семантический; морфолого-синтаксический(субстантивация, адъективация, адвербиализация).

В отличие от морфологических способов словопроизводства, сущность которых заключается в присоединении к основам производящих слов различных аффиксов, неморфологические способы словообразования имеют принципиально иную основу.

Лексико-семантический способ – это такой способ словообразования, при котором новые лексические единицы возникают в результате изменений в семантике уже существующих в русском языке слов. Такие изменения приводят к созданию новых лексических единиц. Следует различать два пути образования новых слов лексико-семантическим способом: 1) связан с расхождением значений в структуре многозначного слова, т.е. значения многозначного слова превращаются в разные слова (омонимы): палата -1учреждение, 2помещение; 2)новые слова могут возникать и в силу того, что за словом закрепляется лексическое значение, которое не связано как производное с присущим ранее этому слову лексическим значением, т.е. происходит переосмысление уже существующего в русском языке слова: бригадир - 1офицерский чин в царской армии, 2руководитель.

При лексико-семантическом словообразовании новые слова образуются как на базе отдельных слов, так и на базе устойчивых сочетаний: атмосферные осадки -ранее употреблялось только вместе, теперь можно отдельно.

В результате лексико-семантического словообразования фонетически новых слов не возникает, образованное слово всегда принадлежит к той части речи, что и исконное.

Морфолого-синтаксический способ – это появление в языке новых лексических единиц в результате перехода слова или отдельной словоформы одного лексико-грамматического класса в другой (из одной части речи в другую). При морфолого-синтаксическом способе словообразования, в отличие от лексико-семантического, происходят изменения не только в семантике, но и в грамматических свойствах исходного слова, фонетических изменений при этом не происходит.

Разновидности:

1)субстантивация – это переход слов другой части речи в класс существительных (мороженое, столовая, учительская);

2)адъективация – это переход слов другой части речи (обычно причастий) в класс прилагательных (блестящие способности, изысканный вкус);

3)прономинализация – переход слов другой части речи в класс местоимений (в определенный момент, при следующих обстоятельствах);

4)адвербиализация – переход слов другой части речи в класс наречий (бегом, рядом, поодиночке);

5)переход слов другой части речи в служебные слова (благодаря, вокруг);

6)переход слов другой части речи в междометия (батюшки, караул, пли).

 

Вопрос 11. Синхронные (аффиксальные, формантные) способы словообразования. Образование слов с простой основой. Образование слов со сложной основой. Образование сложно-составных слов. Аббревиация и ее типы.

К синхронным способам словообразования относится морфологический способ – это наиболее продуктивный способ в русском языке, заключающийся в создании новых слов путем сочетания морфем. При морфологическом способе новые слова создаются по аналогии, т.е. по образцу уже существующих словообразовательных типов. В результате морфологического способа словообразования возникают новые в фонетико-морфологическом отношении слова, но из основ и аффиксов уже существующих в языке. В морфологическом способе словообразования выделяются:1)аффиксация; 2)безаффиксный способ; 3)сложение; 4)усечение производящей основы; 5)обратное словообразование.

Аффиксация – самый продуктивный способ. Это образование новых слов присоединением к производящим основам тех или иных словообразовательных аффиксов. В зависимости от того, какие аффиксы участвуют в образовании слов, различаются виды аффиксального словообразования: 1)суффиксальный – это присоединение к производящей основе суффиксов(солист – солист к а, глаз - глаз ниц а). От одной части речи с помощью суффикса может образоваться другая часть речи; 2)префиксальный – это присоединение к производящей основе префиксов. Образованное префиксальным способом слово всегда принадлежит к той же части речи, что и производящее (группа – под группа); 3)конфиксальный – это присоединение к производящей основе одновременно префикса и суффикса(нос - пере нос иц а); 4)постфиксальный – образование новых слов при помощи присоединения постфикса. Распространено среди глаголов (записать - записать ся); 5)конфиксально-постфиксальный – присоединение к производящей основе одновременно префикса, суффикса и постфикса (пере шепт ыва ть ся, пере гляд ыва ть ся); 6)суффиксально-постфиксальный - это присоединение к производящей основе одновременно суффикса и постфикса. Распространено только среди глаголов (горд и ть ся, толп и ть ся).

Безаффиксный способ – действует только среди существительных. Производящими основами могут быть только глаголы и прилагательные. Суть: производящая основа без присоединения каких-либо аффиксов становится основой существительного (вывихнуть – вывих, надписать - надпись). От прилагательных образуются только существительные женского рода (зеленый – зелень, сухой - сушь).

Сложение – это сложение двух или более основ или слов. Различаются: 1)основосложение; 2)словосложение – образуются составные слова, они хар-ся одним основным ударением, закрепленным местоположением компонентов, смысловым единством. Наиболее продуктивна модель «определяемое - определяющее» (вагон-ресторан, выставка-продажа). При основосложении образуются сложные слитные слова. могут соединяться полные и сокращенные основы. Полные соединяются с помощью интерфиксов о, е, между составляющими компонентами возможны сочинительные отношения (лесостепь) и подчинительные (снегопад, нефтеперерабатывающий). Сложносуффиксальный способ – слагаются полные основы с одновременным присоединением суффикса (головокружительный, земледелие). Сокращенные основы соединяются без посредства интерфиксов. В результате образуются сложносокращенные слова(аббревиатуры), имеющие тоже значение, что и исходное словосочетание. Виды аббревиатур: а)инициальные: -звуковые (БАМ, ФСБ); - буквенные (ЭВМ, МГУ); б)слоговые – сложение начальных частей слов (спецкор, завуч); в)слоговой+инициальный (Гос, ЦСКа); г)сокращенная основа+целое слово (главврач); д)начальная часть слова+форма косвенного падежа существительного(поммастера, управделами).

Усечение производящей основы – только среди существительных. Базой может служить существительное или устойчивое сочетание субстантивного типа (заведующий – зав, самоцветный камень - самоцвет). Как правило, оканчиваются на согласный и имеют форму мужского рода. Непродуктивный тип.

Обратное словообразование (редерривация) – соотносится с суффиксацией. От более сложного по структуре слова образуется более простое (доярка - дояр).

 

 

Вопрос 12. Части речи как грамматические классы слов, их основные признаки. Система частей речи в современном русском языке: традиционная классификация. Учения о частях речи в различных грамматических концепциях. Переходность частей речи и грамматическая омонимия.

Части речи – это лексико-грамматические разряды слов, к-ые разграничиваются выражаемым значением, по свойственным им морфологическим признакам и грамматическим категориям, по типам формообразования и словообразования, по своим синтаксическим функциям в составе словосочетаний и предложений. Имена противопоставляются глаголам. В глаголах обозначаемое ими действие не только называется, но так или иначе выражается в грамматических категориях вида и залога, времени и наклонения.

Среди частей речи принято различать слова знаменательные (полнозначные, самостоятельные) и служебные (несамостоятельные). К знаменательным словам относятся сущ-ое, прил-ое, числит-ое, местом-ие, глаголы, причастия, деепричастия, наречия, слова категории состояния. Они: 1)отражают различные явления объективной действительности (предметы и их качества, процессы, состояния и т.д.), обладают номинативной функцией; 2)являются членами предложения. По хар-ру значения среди знаменательных частей речи выделяются местоимения и числительные. Местоимения ничего не называют, а только указывают на предметы, признаки, отношения. числительные выражают числовое значение. К служебным словам относятся предлоги, союзы, частицы; они не имеют самостоятельной номинативной функции, не являются членами предложения и как бы «обслуживают» самостоятельные слова, удовлетворяя их грамматические потребности. Предлоги выражают падежные значения существительных, союзы служат для связи слов и различных синтаксических конструкций, частицы выражают разнообразные смысловые модально-волевые, эмоционально-экспрессивные значения. В особую группу выделяют модальные слова – выражают отношение высказывания к действительности, устанавливаемое говорящим (очевидно, вероятно), не изменяются, не являются членами предложения, грамматически не связаны с другими словами в составе предложения, выделяются интонацией, выполняют функцию вставного слова. Также особую группу составляют междометия – служат для выражения различных чувств и волевых побуждений (ах, эх, ну, айда), не являются членами предложения, в высказывании выделяются интонацией, слабо связаны грамматически с другими словами.

Склонение имен прил-х.

Склонение прил-х ограничивается изменением по падежам полных прил-х. в зависимости от конечного согласного основы различаются твердая, мягкая и смешанная разновидности склонения прил-х. прил-ые с основой на ж, ш, ц склоняются по твердой разновидности (свежего-свежей). По мягкой разновидности склоняются прил-ые с мягким конечным согласным в основе(синий, синего и т.д.). по смешанной разновидности склоняются прил-ые с конечными мягкими к, г, х в основе (строгий-строгого и т.д.). склонение прил-х имеет некоторые морфологические особенности: 1)в жен.роде совпадают формы род., дат., тв., предл. падежей ед.числа (школьной, синей). Но в тв.падеже возможно окончание ою (ею); 2)формы прил-х в муж. и среднем роде различаются только в им. и вин.падежах ед.числа; 3)в сочетании с одушевленными сущ-ми муж.рода 1-го склонения ед.числа (юноша, дядя и др.) прил-ые выражают грамматическую категорию одушевленности, тогда как сущ-ые по форме вин.падежа не отличаются от неодушевленных (родного дядю, но родную землю).

Вопрос 15. Имя числительное как часть речи: общая хар-ка. Лексико-грамматические разряды числительных: состав и хар-ка. Склонение числительных.

Имя числительное – часть речи, характеризующаяся: а)обозначением отвлеченных чисел или кол-ва предметов и их порядка по счету(семантический признак); б)почти полным отсутствием категорий рода и числа и особыми формами склонения и словообразования (морфологический признак); в)способностью сочетаться в качестве количественного определителя только с именами сущ-ми, образуя с ними синтаксически неделимые сочетания, функционирующие как единый член предложения, и неспособностью определяться именами прил-ми (синтаксический признак).

Склонение числительных.

Колич-ые числит-ые склоняются неоднотипною числ-ое «один» изменяется по падежам, как полные прил-ые типа «красный»(в ед.ч.)асныйолные прил-ые типа "№-ое "): один, одного и т.д., один, одних и т.д. в ед.ч. – твердое различие, а во мн.ч. – мягкое. Числ-ые «два, три, четыре» образуют особое склонение:

И.п. – два, две три, четыре

Р.п. – двух трех, четырех

Д.п. – двум трем, четырем

В.п. – два, две три, четыре

Т.п. – двумя тремя, четырьмя

П.п. – (о) двух трех, четырех

Числит-ые от «пяти» до «20» и числит-ое «30» склоняются как сущ-ые жен.родаа, ед.ч., 3-го склонения: ср.: пять-кость, пяти-кости, пятью-костью…

Числит-ые 50, 60, 70, 80 склоняются по образцу сущ-х ж.р.,ед.ч.,3-го скл., но при склонении у них изменяются обе части: пятидесяти, пятидесяти, пятьдесят, пятьюдесятью…

Числит-ые 40, 90, 100 имеют всего две падежные формы: Им. и В.падежи(сорок, девяносто, сто) и косвенные падежи с окончанием а (сорока, девяноста, ста).

Числит-ые 200,300, 400, 500, 600, 700, 800, 900 при склонении изменяют обе части. Первая часть изменяется как соответствующее простое числит-ое, вторая часть (сто) – как сущ-ое ср.рода типа «село» во мн..числе.

И.п. – двести, пятьсот

Р.п. – двухсот, пятисот

Д.п. – двуустам, пятистам

В.п. двести, пятьсот

Т.п. – двумястами, пятьюстами

П.п. – (о) двухстах, пятистах

Числит-ое 1000 скл-ся как сущ-ое ж.р. 1-го скл. типа «дача». Только в Т.п. ед.числа наряду с формой «тысячей» (дачей) употр-ся и форма «тысячью».

Числ-ые «миллион, миллиард» имеют такие же падежные формы, как и сущ-ые: ср.: миллион-бульон, миллиона-бульона и т.д.

Собирательные числит-ые склоняются как полные прил-ые во мн.числе:

И.п. – двое, четверо

Р.п. – двоих, четверых-

Д.п. – двоим, четверым

В.п. – двое, четверо

Т.п. – двоим, четверым

П.п. – (о) двоих, четверых.

 

Вопрос 16. Местоимение как часть речи: общая хар-ка. Принципы классификации местоимений. Хар-ка основных лексико-грамматических разрядов местоимений. Склонение местоимений.

Местоимение – это ч.речи, которая обозначает предметы (лица) и признаки по их отношению к говорящему лицу, не называя самих предметов (лиц) или признаков.

Таким значением обладают слова не только указывающие на предметы (лица) и признаки, но и слова, указывающие на обстоятельства (там, так, туда, по-моему, где, везде и т.д.). местоимениями признаются только изменяемые указательные слова, а неизменяемые (типа там, здесь) считаются наречиями, образованными от местоимений. Семантика мест-й хар-ся высокой степенью обобщенности и отсутствием постоянной предметной соотнесенности. Обобщенность местоименного значения проявляется в том, что мест-ие способно указывать на любой предмет (лицо) или признак. Отсутствие постоянной предметной отнесенности проявляется в том, что в разных контекстах одно и то же мест-ие может указывать на разные предметы (лица) или признаки.

Склонение местоимений.

Неоднородность морфологических признаков мест-й заставляет рассматривать изменение мест-й по разрядам.

Склонение личных местоимений:

И.п. – я ты он, оно, она мы вы они

Р.п. – меня тебя его ее нас вас их

Д.п. – мне тебе ему ей нам вам им

В.п. – меня тебя его ее нас вас их

Т.п. – мною тобою им ею нами вами ими

П.п. – (обо)мне тебе нем ней нас вас них

В парадигме склонения личных местоимений выявляются следующие особенности: 1)основа в косвенных падежах не совпадает с основой им.падежа, склонение супплетивно; 2)падежные формы местоимения третьего лица не совпадают с падежными формами 1-го и 2-го лица; 3)в основе местоимения 3-го лица после предлогов появляется начальное н.

Возвратное местоимение склоняется, как местоимение ты, но оно не имеет формы им.падежа и формы мн.числа: себя, себе, собою.

Вопросительные местоимения «кто, что» и все другие предметно-личные мест-я, образованные от вопросительных, по падежным формам почти не отличаются от склонения полных прил-х:

И.п.- кто кто-то никто что что-то ничто

Р.п.- кого кого-то никого чего чего-то ничего

Д.п.- кому кому-то никому чему чему-то ничему

В.п.- кого кого-то никого что что-то ничто

Т.п.- кем кем-то никем чем чем-то ничем

П.п.- (о)ком ком-то ни о ком чем чем-то ни о чем

Местоимения других разрядов склоняются, как полные прил-ые, изменяясь по родам и числам.

Вопросительное местоимение «сколько» имеет в косвенных падежах только формы мн.числа с неподвижным ударением на основе(скольких, скольким, сколькими). Также изменяется мест-ие «столько».

Вопросительное и относительное мест-ие «чей» склоняются, как притяжат-ые прил-ые «лисий»(чья, чьей, чью).

Мест-ия «таков, каков» изменябтся только по родам и числам, не изменяются по падежам.

Вопрос 17. Глагол как часть речи: общая хар-ка. Система форм русского глагола: инфинитив, спрягаемые и неспрягаемые формы. Основы и классы глагола. Глагольные категории: вид, время, наклонение, залог. Спряжение глаголов.

Глагол – это знаменательная часть речи, к-ая выражает действие или состояние как процесс, обладает грамматическими категориями вида, переходности-непереходности, залога, наклонения, времени, лица и в предложении обычно выступает в роли сказуемого(читать, нести).

Грамматические формы глагола делятся на два разряда: 1)инфинитив; 2)спрягаемые формы. Инфинитив – это неизменяемая, исходная (начальная) форма глагола, к-ая обозначает действие или состояние безотносительно к лицу, числу, времени и наклонению; образуется с помощью суф-сов ть ил ти, ть присоединяется к основам на гласный (читать, ходить), а ти – к основам на согласный (нести, везти, идти); у глаголов с конечными заднеязычными к, г в корне основы неопределенной формы оканчивается на чь (печь, течь, беречь); 2)спрягаемые формы выражают значение вида, залога, лица, числа, времени, наклонения. Формы прош.времени и сослагательного наклонения обладают значением рода, называются личными, т.к. они способны выражать значение лица. В предложениях выполняют функцию простого глагольного сказуемого.

Основы и классы глагола.

В отличие от сущ-х и прил-х глагол, как правило, имеет две формообразующие основы, у большинства глагольных слов последовательно отличаются по своему составу основа неопределенной формы(остается, если отбросить суф-сы инфинитива) и основа настоящего времени(получается путем отделения окончания третьего лица, мн.числа в форме наст.времени или простого будущего – крич-ат, шип-ят). От каждой основы образуется строго определенный набор форм: от основы инфинитива – формы прош.времени, сослагат.наклонения(сделать-сделал-сделал бы), от основы настоящего времени – форма наст. и буд.времени повелительного наклонения (делай-делаю-делаешь-делай).

Распределение глаголов по классам строится на соотношении основ инфинитива и настоящего времени. Если глагол имеет такое соотношение основ, к-ое встречается у вновь возникающих в СРЯ слов, то он относится к продуктивным классам. Если глагол имеет соотношение двух основ, к-ое не встречается у вновь образуемых слов, то он входит в одну из непродуктивных групп. Выделяется 5 продуктивных классов глаголов: 1)с основой инф-ва на а,я и основой наст.времени на – а,я +йот(прыгать, прыгают); 2)с осн.инф-ва на – е и наст.вр. на – е+йот (худеть, худеют); 3)с осно.инф. на – ова, Ева и осн.начт.вр. на – у, ю + йот (зимовать, зимуют); 4)с осно.инф. на – и, которое выпадает в осн.наст.времени (возить-возят)+глаголы «гнуть, льнуть, тянуть, тонуть, пнуть, минуть», в кот-х уже не выделяетс суф-с ну.

Непродуктивные классы: объединяют сравнительно небольшую группу слов, новыми словами не пополняются. По хар-ру соотношения основ наст.вр. и инфинитива глаголы непродуктивных классов образуют 17 групп. Х-р соотношения основ наст.вре. и инф-ва у этих глаголов нетипичен для современной системы образования личных глагольных форм: 1)искать-ищут, плакать-плачут; 2)молчать-молчат; 3)блестеть-блестят; 4)крепнуть-крепнут; 5)нести-несут; 6)жечь-жгут; 7)брести-бредут; 8)тереть-трут; 9)брить-бреют; 10)мыть-моют; 11)бороться-борются; 12)дуть-дуют; 13)жить-дивут; 14)давать-дают; 15)деть-денут; 16)взять-возьмут; 17)наказать-наказуют.

Спряжение глаголов.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях. Выделяется два продуктивных типа спряжения – первое и второе. Они различаются системой окончаний: -у(ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(ют) – I спряжение; -у(ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(ят) – II спряжение. Ко II спряжению относятся глаголы на –ить, кроме брить, стелить и 11 глаголов: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; слышать, дышать, гнать, держать. Остальные глаголы с безударными окончаниями I спряжения. Три глагола (хотеть, бежать, чтить) относятся к разноспрягаемым: у глагола «хотеть» в ед.числе окончания I спряжения, во мн.числе окончания II спряжения; глаголы «бежать, чтить» в 3-м лице мн.числа имеют окончание I спряжения (бегут, чтут), во всех остальных лицах и числах – окончания II спряжения.

 

 

Вопрос 18. Причастия и деепричастия современного русского языка. Место в системе частей речи: семантика, грамматические признаки, образование. Происхождение причастий и деепричастий в современном русском языке.

Причастие – это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает признак предмета, протекающий во времени, и объединяет в себе свойства глагола и прилагательного(читающий, читавший, читаемый, читанный). Признаки глагола: вид, переходность/непереходность, залог, время, управление, сочетаемость с наречиями, общность основы с исходным глаголом. Признаки прилагательного: обозначают признаки предметов, изменяются в едю.числе по родам, числам, падежам, при склонении образуют одинаковую с прилагательными систему падежных окончаний, согласуются с определяемыми сущ-ми, в предложении выполняют функции определения и сказуемого. Причастия страдательного залога имеют полные и краткие формы.

Причастия делятся на действительные и страдательные: 1)действительные называют признак по действию, которое производит сам предмет (девочка, одевающая куклу); 2)страдательные – называют признак предмета по действию, которое этот предмет испытывает(кукла, одеваемая девочкой). Действительное причастие может иметь и значение страдательного залога (дом, строящийся рабочими).

У причастий есть только форма наст. и прош. времени. глаголы несов.вида образуют причастия как наст. так и прош.времени(делать-делающий-делавший). Глаголы сов.вида образуют только причастия прош.времени (сделать-сделавший).

Способы образования причастий:

1)формы действит.причастий наст.времни образуются от основ наст.времени с помощью суф-ов ущ, ющ (от глаголов I спряжения) и суф-ов ащ, ящ (от глаголов II спряжения) – говорящий, смотрящий;

2)форма действит.причастий Прош.времени обр-ся от основ инф-ва с помощью суф-ов вш,ш (рассмотреть-рассмотервший);

3)форма страдат.прич-й наст.времени обр-ся от основ наст.времени с помощью суф-ов ем, ом (от глаг. I спряжения) и им (от глаг. II спряжения): приобретать-приобретают-приобретаемый; носить-носят-носимый;

4)формы страдат.прич-й Прош.времени обр-ся от основ инф-ва+ суф-с нн (при основе на ай), суф-са енн (при основе на согласный и и) и суф-са т (после суф-са ну и корневых гласных е, у, и, о, ы): разукрасить-разукрашенный, скрыть-скрытый.

Происхождение причастий. В древнем языке прич-я имели полную и краткую формы. Краткие первичны, а полные возникли как полные прил-ые. Суф-сы прич-й восходят к индоевропейским суф-ам ontj и entj. В праславянскую эпоху в этих суф-ах произошли фонетические изменения, связанные с ЗВЗ и ЗСС. По ЗВЗ изменились ДС с носовыми, возникли носовые гласные, а по ЗСС изменился t под воздействием j, произошла закономерная йотовая палатализация, в результате tj↔ч. Носовые гласные в 8 веке утратились on→у; en’а. к началу письменной эпохи в др/рус языке у действит-х прич-й был суф-с уч и ’ач, но происходит сильное южнославянское влияние и у причастий (как книжной части речи) закрепляется книжный ст/славянский суф-с ущ, ющ, и ащ,ящ, а исконный др/рус суф-с переосмысляется как суф-с прил-го (горячий-горящий, колючий-колющий).

Деепричастие – это неспрягаемая форма глагола, к-ая выражает добавочное, второстепенное действие при главном и объединяет в себе признаки глагола и наречия(работая, занимаясь, прочитав). Признаки наречия: неизменяемость и синтаксическая функция обстоятельства. Признаки глагола: общность основы и лексического значения, вид, залог, управление, способность определяться наречием.

Образование деепричастий:

1)дееприч. несов.вида обр-ся от основ наст.времени+ суф-с а,я (моргая). Некоторое группы глаголов не имеют деепричастий несов.вида: а)глаголы с односложной основой на – а в инфинитиве (звать0; б) глаголы с односложной основой на – и (бить, лить); в) глаголы с односложной основой на заднеязычный (печь-пекут); г) глаголы с односложной основой на шипящий (резать-режу); д)глаголы с суф-м длительности ну (вянуть); е)если основа состоит из одних согласных (жнут, мнут). Исключение: если глагол имеет суффикс ва, то деепричастие образуется от основы инф-ва (создавать-создают-создавая);

2)деепричастия сов.вида обр-ся от основ инф-ва суф-сы в, вши, ши (заскочить-заскочив-заскочивший; вырасти-выросший). Иногда от основ на согласный образуются деепричастия сов.вида с суф-ом а,я (отвезти-отвезя; прочесть-прочтя).

Происхождение деепричастий. По происхождению восходят к кратким действительным причастиям настоящего и прошедшего времени. Краткие причастия имели не одну, а три предикативных функции: 1)ф-ия простого сказуемого; 2)ф-ия именной части состаного сказуемого; 3)ф-ию побочного сказуемого. Утрачивается первая ф-ия, затем вторая, остается только третья, но третьей ф-ии свой род и число не нужны, т.к. оно только сопровождает→краткое причастие утрачивает изменение по родам и числам. Так появилась новая часть речи(глагольная форма) деепричастие. При образовании деепричастия происходило следующее: 1)ослабевала связь кр.причастия с подлежащим; 2)усиливалась связь с основным сказуемым; 3)в результате этого новая форма утрачивает не только род и число, но и собственное время(поэтому время деепричастия зависит от категории вида).

 

Вопрос 19. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы (образование, значение, структура, употребление). Вопрос о модальных словах в системе частей речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Служебные части речи – слова, служащие для выражения отношений между явлениями действительности, названными знаменательными словами, и употребляющиеся только в соединении с последними. К служебным словам относят предлоги, союзы, частицы.

Предлоги – это служебные слова, которые в сочетании с именем в косвенном падеже выражают зависимость данного имени от других слов в предложении или словосочетании, передают различные отношения между зависимым именем и другими словами в предложении или словосочетании(вид из окна, книга лежит на столе). По передаваемым отношениям предлоги делятся: 1)пространственные – указывают на место (в, на, из-за, под, около, вокруг, у, над – ехать в город); 2)временные (через, к, до, с, перед, в течение – работать до ночи); 3)причинные (по, от, вследствие, из-за – дрожать от холода); 4)целевые (для, ради, на – остановиться для ночлега); 5)образа действия(с, без, в, по – говорить по душам); 6)дополнительные – указывают на предмет, на который направлено действие (о, об, про, с, по, насчет – забыть про неприятности).

По происхождению делятся на: 1)непроизводные – предлоги, не соотносительные по своему образованию с какой-либо частью речи(в, на, под, из-за, от); 2)производные – соотносительны по образованию с производящей частью речи; делятся на: а)наречные(вопреки, среди, вблизи); б)отыменные(в течение, в продолжение, в силу, путем); в)отглагольные (благодаря, исключая, спустя). По структуре производные предлоги делятся на: 1)простые – однословные (среди, благодаря); 2)составные: а)предлог+сущ-ое в косвенном падеже+предлог (в борьбе за); б)наречие+предлог(незадолго до); в)деепричастие+предлог (судя по).

Союз – это служебная часть речи, к-ая выражает грамматические отношения между членами предложении, частями сложного предложении и отдельными предложениями в составе связного текста. Делятся на: 1)простые (состоят из одного слова): а)непроизводные (и, но, а); б)производные (будто, хотя, чтобы); 2)составные – состоят из нескольких слов (после того как, потому что, так как, с тех пор как). Союзы бывают: а)одиночные (и, что); б)повторяющиеся(и..и, или…или, то..то); в)двойные (едва..как, если..то, как..так). по синтаксической функции делятся на: 1)сочинительные – соединяют однородные члены предложения и части ССП: а)соединительные (да, и, ни..ни, не только..но и); б)разделительные(или, либо, то..то); в)противительные(а, зато, но, однако, также, тоже); г)пояснительные (именно, то есть, как-то); 2)подчинительные – служат для присоединения придаточной части к главной(что, когда, как только, потому что).

Частицы – это служебные слова, которые сообщают различные смысловые, модальные и эмоционально-экспрессивные значения словам, частям предложения и всему высказыванию. Выделяются: 1)частицы, выражающие смысловые оттенки значений: а)указательные – указывают на предметы и явления внешнего мира(во, вон, вот, оно, это); б)определительные – служат для уточнения смысла какого-либо слова или выражения (именно, как раз, почти, точно); в)выделительно-ограничительные - придают слову ограничительный оттенок, выделяя это слово логически (все, всего-навсего, лишь, просто); г)усилительные – придают отдельному слову или предложению большую выразительность или убедительность (даже, еще, же, просто, уж); 2)частицы, вносящие эмоционально-экспрессивный оттенок – усиливают выразительность речи, подчеркивают эмоционально-оценочную сторону высказывания (ведь, как, ну и, страсть, то-то); 3)модальные частицы – служат для субъективной передачи чужой речи: а)модально-ролевые – выражают волю говорящего (бы, да, давай, ну, пускай, пусть); б)модальные – выражают отношение к достоверности явлений действительности (было, будто, едва-ли, как будто); в)утвердительные(да, ага, так); г)отрицательные (не, нет, ни); д)вопросительные (а, да, да ну, ли, неужели); е)частицы разговорного характера, употребляемые для



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.47 (0.016 с.)