Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Современный русский литературный язык.↑ Стр 1 из 34Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос 1.СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. СРЛЯ (письм.яз, станд.яз, яз.кул-ры, общий яз) - 1 из многочисл. пластов нац.яз., наряду с жаргон, простореч. Обработанная и образцов форма яз народа, объединяет чл. соц. общности; хар-ся наличием письм. нормализ и кодифиц формы, обяз-тью для всех гов-щих, полифункц-тью, стилистич. дифференц-й. Его отличия: нормиров-ть, общеизв-ть. Он известен кажд. носителю яз. охран-ся учёными, яз-ведами, культ.людьми, дикторами радио и теле, т.е. узуален; кодифицирован, т.е. закреплён в нормативн. сл-рях и грам-ках норм РЛЯ. Ист-ки изменчив. Норма - ист-ки сложивш. система правил, кот. отвеч. все ед. яз уровней: фонетич (звон’ишь), лексич (лек-сем: сиреневый огурец, т.е.смысл), граммат: морфол и синт (голубая бант). Яз, как и нормы, развив-ся. Изм-ть норм - медлен. проц-с, т.к. у общ. есть потреб-ть сохр-ть культ-е памятники, зафиксир в письм. текстах; их стар-ся стабилиз-ть. Различ. «старшую» и «млад» норму. Н-р, форма ж.р. у гл. имеет удар-е на оконч: родил’ась - старш.н., допустимо род’илась - младш.н., как и брал’ось-бр’алось. Чтобы норма стала общепризнанной, она д. появиться пр. всего в печати, т.е. д.б. зафиксирована письменно. Судьба нормы: может не устояться; м. сущ-ть наравне со «старш»; м. стать единств и вытеснить «старш». Н-р, «торт’ы” в 70-е гг. б. не лит-ным вар-том, как ныне «зв’онишь», но его част-ть растёт, может стать млад. нормой. СЛЯ не пред-ет единства, он диффер-н с учётом сф. употребл, реч. ситуации. Носители яз. избирают яз. ед. с учётом сф, в кот. общается: делопр-во, право, зак-во, к-ра и ис-во, радио, публ-ка, разг-бытов. Функц. стиль – выбор комплекса яз-х сред-в с учётом сф реч. деят-ти. Основные лит. стили: 1. Научн., цель: сообщ науч. сведений, науч. объяснение фактов; формы: учебник, справ-к, энциклоп, научн.статья, доклад; яз.ср: термины,проф-мы. 2. Офиц-делов, цель: орг-ция сф. правовых, служ-х и произв-ных отношений; формы: деловые бумаги (заявление, договор, протокол, резюме); яз.ср: точность, стандарт, стерео тип. 3. Публиц, цель: передача общ-значимой инф-ции; формы: СМИ; яз. ср: логичность, образ-ть, оцен-ть, призывность, общ-политич лексика. 4. Разг, цель: общение; формы: монологи, диалоги, записки, письма; яз.ср: спонтанность, простота, эмоц-ть, жесты, мимика. Мы не выделяем худож.стиль, т.к. это язык худож.лит-ры, вбирающ многообразие нац.яз: лит.яз +диал, жаргон,слэнг.
Вопрос 2. Конститутивные, артикуляционные и акустические признаки согласных и гласных звуков в фонетической системе РЯ. Все зв. речи делятся на гласн. и согл., кот. разл. артик-но и акуст-ки. Сущ. 2 источника зв. речи. 1)колеб. голос. связок в момент прох. ч/з гортань струи воздуха. Это колеб. периодич., они созд. тон, муз. зв.; 2)шум, кот. возник. в рез-те преодол. возд. струей разл.препятствий. При образ. гласн. голос. связки дрожат, но возд. струя прох. своб. При образ. согл. она преод. препятствияв рот. полости. ГЛАСНЫЕ - чисто тоновые зв. Кл-ция строится по 3 признакам: 1)наличие/отсутствие лабиал. 2) степень подъема яз 3) место подъёма языка. По участию губ: 1) огубл. (лабиал): меньшая огуб-ть – у о; большая – у у 2) неогубл. (нелабиал.) – а,э,и,ы. По степени подъёма: 1) гл.верх.под. - ы,и,у 2) сред.под. – э,о 3)нижн. – а. По месту подъёма яз. – 1) гл.пер.ряда – и,э 2) средн.ряда - ы,а 3) зад.ряда – о,у. СОГЛАСНЫЕ: хар-ку согл. сост. 5 осн. признаков: 1) место образ-ия: оно завис. от активности органа, совершающего основную работу или со сближенностью его с пассивным органом, т.е. то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Быв: губно-губные (п,б,м), губно-зубные (ф,в), перед/языч.: зубные (с,з, л,н,т,д,ц) и передненёбные (ш,ж,р,ч), среднеязыч. (j), либо средне-небн. (к’, г’, х’), либо задне-небн.(к, г, х) 2) способ образования: это характеристика препятствия во рту на пути воздуш.струи. Согл. делятся на щелевые(в,ф,з,с,ж,ш,j,х,л,л’) и смычные: взрывные (п,б, т,д,к,г),аффрикаты (ц,ч), носовые (м,н), дрожащие (р). 3) по уровню шума согл.дел на сонорные (л,м,н,р,j) и шумные (б,в,г,д,ж,з,к,п,с,т,ф,х,ц,ч’,ш и др.) 4) по участию/неучастию голоса дел. на звонкие (р,л,м,н,j,б,в,г,д,х,з) и глухие(к,п,с,т,ф,х,ц,ч’,ш и др.). 5) по тверд/мягкости, и образуют пары. Йот не имеет пары. Морфема, морф и субморф. Морфема – это минимально значимая часть слова (морфемы не подлежат дальнейшему членению на значимые части). Морф – это наименьшая формальная часть слова, имеющая значение. Дальнейшее деление морфа на части ведет к выделению незначимых элементов фонемы. Т.е. морфема – это обобщенная единица, а морфы – это конкретные представители морфемы, обнаруженной при членении слова. Субморф – это не значимая часть слова, которая не имеет лексического значения (н-р, интерфикс). Морфонологические явления: 1) чередование – это явление на границе морфем, в результате которого конец одного морфа изменяется, приспосабливаясь к началу другого(друг-друзья); 2)усечение – явление на границе морфем, при котором конец производящей основы отсекается и не входит в производное слово(самоцветный камень-самоцвет, заведующий-зав); 3)наложение(интерференция) – явление на границе морфем, когда конец одной морфемы объединяется с началом другой; 4)интерфиксация – соединение двух морфов интерфиксом(кофе й ный, пев у чий); 5) наращение - Вопрос 10. Диахронные(неморфологические, неформантные) способы словообразования в русском языке: лексико-семантический; морфолого-синтаксический(субстантивация, адъективация, адвербиализация). В отличие от морфологических способов словопроизводства, сущность которых заключается в присоединении к основам производящих слов различных аффиксов, неморфологические способы словообразования имеют принципиально иную основу. Лексико-семантический способ – это такой способ словообразования, при котором новые лексические единицы возникают в результате изменений в семантике уже существующих в русском языке слов. Такие изменения приводят к созданию новых лексических единиц. Следует различать два пути образования новых слов лексико-семантическим способом: 1) связан с расхождением значений в структуре многозначного слова, т.е. значения многозначного слова превращаются в разные слова (омонимы): палата -1учреждение, 2помещение; 2)новые слова могут возникать и в силу того, что за словом закрепляется лексическое значение, которое не связано как производное с присущим ранее этому слову лексическим значением, т.е. происходит переосмысление уже существующего в русском языке слова: бригадир - 1офицерский чин в царской армии, 2руководитель. При лексико-семантическом словообразовании новые слова образуются как на базе отдельных слов, так и на базе устойчивых сочетаний: атмосферные осадки -ранее употреблялось только вместе, теперь можно отдельно. В результате лексико-семантического словообразования фонетически новых слов не возникает, образованное слово всегда принадлежит к той части речи, что и исконное. Морфолого-синтаксический способ – это появление в языке новых лексических единиц в результате перехода слова или отдельной словоформы одного лексико-грамматического класса в другой (из одной части речи в другую). При морфолого-синтаксическом способе словообразования, в отличие от лексико-семантического, происходят изменения не только в семантике, но и в грамматических свойствах исходного слова, фонетических изменений при этом не происходит. Разновидности: 1)субстантивация – это переход слов другой части речи в класс существительных (мороженое, столовая, учительская); 2)адъективация – это переход слов другой части речи (обычно причастий) в класс прилагательных (блестящие способности, изысканный вкус); 3)прономинализация – переход слов другой части речи в класс местоимений (в определенный момент, при следующих обстоятельствах); 4)адвербиализация – переход слов другой части речи в класс наречий (бегом, рядом, поодиночке); 5)переход слов другой части речи в служебные слова (благодаря, вокруг); 6)переход слов другой части речи в междометия (батюшки, караул, пли).
Вопрос 11. Синхронные (аффиксальные, формантные) способы словообразования. Образование слов с простой основой. Образование слов со сложной основой. Образование сложно-составных слов. Аббревиация и ее типы. К синхронным способам словообразования относится морфологический способ – это наиболее продуктивный способ в русском языке, заключающийся в создании новых слов путем сочетания морфем. При морфологическом способе новые слова создаются по аналогии, т.е. по образцу уже существующих словообразовательных типов. В результате морфологического способа словообразования возникают новые в фонетико-морфологическом отношении слова, но из основ и аффиксов уже существующих в языке. В морфологическом способе словообразования выделяются:1)аффиксация; 2)безаффиксный способ; 3)сложение; 4)усечение производящей основы; 5)обратное словообразование. Аффиксация – самый продуктивный способ. Это образование новых слов присоединением к производящим основам тех или иных словообразовательных аффиксов. В зависимости от того, какие аффиксы участвуют в образовании слов, различаются виды аффиксального словообразования: 1)суффиксальный – это присоединение к производящей основе суффиксов(солист – солист к а, глаз - глаз ниц а). От одной части речи с помощью суффикса может образоваться другая часть речи; 2)префиксальный – это присоединение к производящей основе префиксов. Образованное префиксальным способом слово всегда принадлежит к той же части речи, что и производящее (группа – под группа); 3)конфиксальный – это присоединение к производящей основе одновременно префикса и суффикса(нос - пере нос иц а); 4)постфиксальный – образование новых слов при помощи присоединения постфикса. Распространено среди глаголов (записать - записать ся); 5)конфиксально-постфиксальный – присоединение к производящей основе одновременно префикса, суффикса и постфикса (пере шепт ыва ть ся, пере гляд ыва ть ся); 6)суффиксально-постфиксальный - это присоединение к производящей основе одновременно суффикса и постфикса. Распространено только среди глаголов (горд и ть ся, толп и ть ся). Безаффиксный способ – действует только среди существительных. Производящими основами могут быть только глаголы и прилагательные. Суть: производящая основа без присоединения каких-либо аффиксов становится основой существительного (вывихнуть – вывих, надписать - надпись). От прилагательных образуются только существительные женского рода (зеленый – зелень, сухой - сушь). Сложение – это сложение двух или более основ или слов. Различаются: 1)основосложение; 2)словосложение – образуются составные слова, они хар-ся одним основным ударением, закрепленным местоположением компонентов, смысловым единством. Наиболее продуктивна модель «определяемое - определяющее» (вагон-ресторан, выставка-продажа). При основосложении образуются сложные слитные слова. могут соединяться полные и сокращенные основы. Полные соединяются с помощью интерфиксов о, е, между составляющими компонентами возможны сочинительные отношения (лесостепь) и подчинительные (снегопад, нефтеперерабатывающий). Сложносуффиксальный способ – слагаются полные основы с одновременным присоединением суффикса (головокружительный, земледелие). Сокращенные основы соединяются без посредства интерфиксов. В результате образуются сложносокращенные слова(аббревиатуры), имеющие тоже значение, что и исходное словосочетание. Виды аббревиатур: а)инициальные: -звуковые (БАМ, ФСБ); - буквенные (ЭВМ, МГУ); б)слоговые – сложение начальных частей слов (спецкор, завуч); в)слоговой+инициальный (Гос, ЦСКа); г)сокращенная основа+целое слово (главврач); д)начальная часть слова+форма косвенного падежа существительного(поммастера, управделами). Усечение производящей основы – только среди существительных. Базой может служить существительное или устойчивое сочетание субстантивного типа (заведующий – зав, самоцветный камень - самоцвет). Как правило, оканчиваются на согласный и имеют форму мужского рода. Непродуктивный тип. Обратное словообразование (редерривация) – соотносится с суффиксацией. От более сложного по структуре слова образуется более простое (доярка - дояр).
Вопрос 12. Части речи как грамматические классы слов, их основные признаки. Система частей речи в современном русском языке: традиционная классификация. Учения о частях речи в различных грамматических концепциях. Переходность частей речи и грамматическая омонимия. Части речи – это лексико-грамматические разряды слов, к-ые разграничиваются выражаемым значением, по свойственным им морфологическим признакам и грамматическим категориям, по типам формообразования и словообразования, по своим синтаксическим функциям в составе словосочетаний и предложений. Имена противопоставляются глаголам. В глаголах обозначаемое ими действие не только называется, но так или иначе выражается в грамматических категориях вида и залога, времени и наклонения. Среди частей речи принято различать слова знаменательные (полнозначные, самостоятельные) и служебные (несамостоятельные). К знаменательным словам относятся сущ-ое, прил-ое, числит-ое, местом-ие, глаголы, причастия, деепричастия, наречия, слова категории состояния. Они: 1)отражают различные явления объективной действительности (предметы и их качества, процессы, состояния и т.д.), обладают номинативной функцией; 2)являются членами предложения. По хар-ру значения среди знаменательных частей речи выделяются местоимения и числительные. Местоимения ничего не называют, а только указывают на предметы, признаки, отношения. числительные выражают числовое значение. К служебным словам относятся предлоги, союзы, частицы; они не имеют самостоятельной номинативной функции, не являются членами предложения и как бы «обслуживают» самостоятельные слова, удовлетворяя их грамматические потребности. Предлоги выражают падежные значения существительных, союзы служат для связи слов и различных синтаксических конструкций, частицы выражают разнообразные смысловые модально-волевые, эмоционально-экспрессивные значения. В особую группу выделяют модальные слова – выражают отношение высказывания к действительности, устанавливаемое говорящим (очевидно, вероятно), не изменяются, не являются членами предложения, грамматически не связаны с другими словами в составе предложения, выделяются интонацией, выполняют функцию вставного слова. Также особую группу составляют междометия – служат для выражения различных чувств и волевых побуждений (ах, эх, ну, айда), не являются членами предложения, в высказывании выделяются интонацией, слабо связаны грамматически с другими словами. Склонение имен прил-х. Склонение прил-х ограничивается изменением по падежам полных прил-х. в зависимости от конечного согласного основы различаются твердая, мягкая и смешанная разновидности склонения прил-х. прил-ые с основой на ж, ш, ц склоняются по твердой разновидности (свежего-свежей). По мягкой разновидности склоняются прил-ые с мягким конечным согласным в основе(синий, синего и т.д.). по смешанной разновидности склоняются прил-ые с конечными мягкими к, г, х в основе (строгий-строгого и т.д.). склонение прил-х имеет некоторые морфологические особенности: 1)в жен.роде совпадают формы род., дат., тв., предл. падежей ед.числа (школьной, синей). Но в тв.падеже возможно окончание ою (ею); 2)формы прил-х в муж. и среднем роде различаются только в им. и вин.падежах ед.числа; 3)в сочетании с одушевленными сущ-ми муж.рода 1-го склонения ед.числа (юноша, дядя и др.) прил-ые выражают грамматическую категорию одушевленности, тогда как сущ-ые по форме вин.падежа не отличаются от неодушевленных (родного дядю, но родную землю). Вопрос 15. Имя числительное как часть речи: общая хар-ка. Лексико-грамматические разряды числительных: состав и хар-ка. Склонение числительных. Имя числительное – часть речи, характеризующаяся: а)обозначением отвлеченных чисел или кол-ва предметов и их порядка по счету(семантический признак); б)почти полным отсутствием категорий рода и числа и особыми формами склонения и словообразования (морфологический признак); в)способностью сочетаться в качестве количественного определителя только с именами сущ-ми, образуя с ними синтаксически неделимые сочетания, функционирующие как единый член предложения, и неспособностью определяться именами прил-ми (синтаксический признак). Склонение числительных. Колич-ые числит-ые склоняются неоднотипною числ-ое «один» изменяется по падежам, как полные прил-ые типа «красный»(в ед.ч.)асныйолные прил-ые типа "№-ое "): один, одного и т.д., один, одних и т.д. в ед.ч. – твердое различие, а во мн.ч. – мягкое. Числ-ые «два, три, четыре» образуют особое склонение: И.п. – два, две три, четыре Р.п. – двух трех, четырех Д.п. – двум трем, четырем В.п. – два, две три, четыре Т.п. – двумя тремя, четырьмя П.п. – (о) двух трех, четырех Числит-ые от «пяти» до «20» и числит-ое «30» склоняются как сущ-ые жен.родаа, ед.ч., 3-го склонения: ср.: пять-кость, пяти-кости, пятью-костью… Числит-ые 50, 60, 70, 80 склоняются по образцу сущ-х ж.р.,ед.ч.,3-го скл., но при склонении у них изменяются обе части: пятидесяти, пятидесяти, пятьдесят, пятьюдесятью… Числит-ые 40, 90, 100 имеют всего две падежные формы: Им. и В.падежи(сорок, девяносто, сто) и косвенные падежи с окончанием а (сорока, девяноста, ста). Числит-ые 200,300, 400, 500, 600, 700, 800, 900 при склонении изменяют обе части. Первая часть изменяется как соответствующее простое числит-ое, вторая часть (сто) – как сущ-ое ср.рода типа «село» во мн..числе. И.п. – двести, пятьсот Р.п. – двухсот, пятисот Д.п. – двуустам, пятистам В.п. двести, пятьсот Т.п. – двумястами, пятьюстами П.п. – (о) двухстах, пятистах Числит-ое 1000 скл-ся как сущ-ое ж.р. 1-го скл. типа «дача». Только в Т.п. ед.числа наряду с формой «тысячей» (дачей) употр-ся и форма «тысячью». Числ-ые «миллион, миллиард» имеют такие же падежные формы, как и сущ-ые: ср.: миллион-бульон, миллиона-бульона и т.д. Собирательные числит-ые склоняются как полные прил-ые во мн.числе: И.п. – двое, четверо Р.п. – двоих, четверых- Д.п. – двоим, четверым В.п. – двое, четверо Т.п. – двоим, четверым П.п. – (о) двоих, четверых.
Вопрос 16. Местоимение как часть речи: общая хар-ка. Принципы классификации местоимений. Хар-ка основных лексико-грамматических разрядов местоимений. Склонение местоимений. Местоимение – это ч.речи, которая обозначает предметы (лица) и признаки по их отношению к говорящему лицу, не называя самих предметов (лиц) или признаков. Таким значением обладают слова не только указывающие на предметы (лица) и признаки, но и слова, указывающие на обстоятельства (там, так, туда, по-моему, где, везде и т.д.). местоимениями признаются только изменяемые указательные слова, а неизменяемые (типа там, здесь) считаются наречиями, образованными от местоимений. Семантика мест-й хар-ся высокой степенью обобщенности и отсутствием постоянной предметной соотнесенности. Обобщенность местоименного значения проявляется в том, что мест-ие способно указывать на любой предмет (лицо) или признак. Отсутствие постоянной предметной отнесенности проявляется в том, что в разных контекстах одно и то же мест-ие может указывать на разные предметы (лица) или признаки. Склонение местоимений. Неоднородность морфологических признаков мест-й заставляет рассматривать изменение мест-й по разрядам. Склонение личных местоимений: И.п. – я ты он, оно, она мы вы они Р.п. – меня тебя его ее нас вас их Д.п. – мне тебе ему ей нам вам им В.п. – меня тебя его ее нас вас их Т.п. – мною тобою им ею нами вами ими П.п. – (обо)мне тебе нем ней нас вас них В парадигме склонения личных местоимений выявляются следующие особенности: 1)основа в косвенных падежах не совпадает с основой им.падежа, склонение супплетивно; 2)падежные формы местоимения третьего лица не совпадают с падежными формами 1-го и 2-го лица; 3)в основе местоимения 3-го лица после предлогов появляется начальное н. Возвратное местоимение склоняется, как местоимение ты, но оно не имеет формы им.падежа и формы мн.числа: себя, себе, собою. Вопросительные местоимения «кто, что» и все другие предметно-личные мест-я, образованные от вопросительных, по падежным формам почти не отличаются от склонения полных прил-х: И.п.- кто кто-то никто что что-то ничто Р.п.- кого кого-то никого чего чего-то ничего Д.п.- кому кому-то никому чему чему-то ничему В.п.- кого кого-то никого что что-то ничто Т.п.- кем кем-то никем чем чем-то ничем П.п.- (о)ком ком-то ни о ком чем чем-то ни о чем Местоимения других разрядов склоняются, как полные прил-ые, изменяясь по родам и числам. Вопросительное местоимение «сколько» имеет в косвенных падежах только формы мн.числа с неподвижным ударением на основе(скольких, скольким, сколькими). Также изменяется мест-ие «столько». Вопросительное и относительное мест-ие «чей» склоняются, как притяжат-ые прил-ые «лисий»(чья, чьей, чью). Мест-ия «таков, каков» изменябтся только по родам и числам, не изменяются по падежам. Вопрос 17. Глагол как часть речи: общая хар-ка. Система форм русского глагола: инфинитив, спрягаемые и неспрягаемые формы. Основы и классы глагола. Глагольные категории: вид, время, наклонение, залог. Спряжение глаголов. Глагол – это знаменательная часть речи, к-ая выражает действие или состояние как процесс, обладает грамматическими категориями вида, переходности-непереходности, залога, наклонения, времени, лица и в предложении обычно выступает в роли сказуемого(читать, нести). Грамматические формы глагола делятся на два разряда: 1)инфинитив; 2)спрягаемые формы. Инфинитив – это неизменяемая, исходная (начальная) форма глагола, к-ая обозначает действие или состояние безотносительно к лицу, числу, времени и наклонению; образуется с помощью суф-сов ть ил ти, ть присоединяется к основам на гласный (читать, ходить), а ти – к основам на согласный (нести, везти, идти); у глаголов с конечными заднеязычными к, г в корне основы неопределенной формы оканчивается на чь (печь, течь, беречь); 2)спрягаемые формы выражают значение вида, залога, лица, числа, времени, наклонения. Формы прош.времени и сослагательного наклонения обладают значением рода, называются личными, т.к. они способны выражать значение лица. В предложениях выполняют функцию простого глагольного сказуемого. Основы и классы глагола. В отличие от сущ-х и прил-х глагол, как правило, имеет две формообразующие основы, у большинства глагольных слов последовательно отличаются по своему составу основа неопределенной формы(остается, если отбросить суф-сы инфинитива) и основа настоящего времени(получается путем отделения окончания третьего лица, мн.числа в форме наст.времени или простого будущего – крич-ат, шип-ят). От каждой основы образуется строго определенный набор форм: от основы инфинитива – формы прош.времени, сослагат.наклонения(сделать-сделал-сделал бы), от основы настоящего времени – форма наст. и буд.времени повелительного наклонения (делай-делаю-делаешь-делай). Распределение глаголов по классам строится на соотношении основ инфинитива и настоящего времени. Если глагол имеет такое соотношение основ, к-ое встречается у вновь возникающих в СРЯ слов, то он относится к продуктивным классам. Если глагол имеет соотношение двух основ, к-ое не встречается у вновь образуемых слов, то он входит в одну из непродуктивных групп. Выделяется 5 продуктивных классов глаголов: 1)с основой инф-ва на а,я и основой наст.времени на – а,я +йот(прыгать, прыгают); 2)с осн.инф-ва на – е и наст.вр. на – е+йот (худеть, худеют); 3)с осно.инф. на – ова, Ева и осн.начт.вр. на – у, ю + йот (зимовать, зимуют); 4)с осно.инф. на – и, которое выпадает в осн.наст.времени (возить-возят)+глаголы «гнуть, льнуть, тянуть, тонуть, пнуть, минуть», в кот-х уже не выделяетс суф-с ну. Непродуктивные классы: объединяют сравнительно небольшую группу слов, новыми словами не пополняются. По хар-ру соотношения основ наст.вр. и инфинитива глаголы непродуктивных классов образуют 17 групп. Х-р соотношения основ наст.вре. и инф-ва у этих глаголов нетипичен для современной системы образования личных глагольных форм: 1)искать-ищут, плакать-плачут; 2)молчать-молчат; 3)блестеть-блестят; 4)крепнуть-крепнут; 5)нести-несут; 6)жечь-жгут; 7)брести-бредут; 8)тереть-трут; 9)брить-бреют; 10)мыть-моют; 11)бороться-борются; 12)дуть-дуют; 13)жить-дивут; 14)давать-дают; 15)деть-денут; 16)взять-возьмут; 17)наказать-наказуют. Спряжение глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях. Выделяется два продуктивных типа спряжения – первое и второе. Они различаются системой окончаний: -у(ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(ют) – I спряжение; -у(ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(ят) – II спряжение. Ко II спряжению относятся глаголы на –ить, кроме брить, стелить и 11 глаголов: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; слышать, дышать, гнать, держать. Остальные глаголы с безударными окончаниями I спряжения. Три глагола (хотеть, бежать, чтить) относятся к разноспрягаемым: у глагола «хотеть» в ед.числе окончания I спряжения, во мн.числе окончания II спряжения; глаголы «бежать, чтить» в 3-м лице мн.числа имеют окончание I спряжения (бегут, чтут), во всех остальных лицах и числах – окончания II спряжения.
Вопрос 18. Причастия и деепричастия современного русского языка. Место в системе частей речи: семантика, грамматические признаки, образование. Происхождение причастий и деепричастий в современном русском языке. Причастие – это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает признак предмета, протекающий во времени, и объединяет в себе свойства глагола и прилагательного(читающий, читавший, читаемый, читанный). Признаки глагола: вид, переходность/непереходность, залог, время, управление, сочетаемость с наречиями, общность основы с исходным глаголом. Признаки прилагательного: обозначают признаки предметов, изменяются в едю.числе по родам, числам, падежам, при склонении образуют одинаковую с прилагательными систему падежных окончаний, согласуются с определяемыми сущ-ми, в предложении выполняют функции определения и сказуемого. Причастия страдательного залога имеют полные и краткие формы. Причастия делятся на действительные и страдательные: 1)действительные называют признак по действию, которое производит сам предмет (девочка, одевающая куклу); 2)страдательные – называют признак предмета по действию, которое этот предмет испытывает(кукла, одеваемая девочкой). Действительное причастие может иметь и значение страдательного залога (дом, строящийся рабочими). У причастий есть только форма наст. и прош. времени. глаголы несов.вида образуют причастия как наст. так и прош.времени(делать-делающий-делавший). Глаголы сов.вида образуют только причастия прош.времени (сделать-сделавший). Способы образования причастий: 1)формы действит.причастий наст.времни образуются от основ наст.времени с помощью суф-ов ущ, ющ (от глаголов I спряжения) и суф-ов ащ, ящ (от глаголов II спряжения) – говорящий, смотрящий; 2)форма действит.причастий Прош.времени обр-ся от основ инф-ва с помощью суф-ов вш,ш (рассмотреть-рассмотервший); 3)форма страдат.прич-й наст.времени обр-ся от основ наст.времени с помощью суф-ов ем, ом (от глаг. I спряжения) и им (от глаг. II спряжения): приобретать-приобретают-приобретаемый; носить-носят-носимый; 4)формы страдат.прич-й Прош.времени обр-ся от основ инф-ва+ суф-с нн (при основе на ай), суф-са енн (при основе на согласный и и) и суф-са т (после суф-са ну и корневых гласных е, у, и, о, ы): разукрасить-разукрашенный, скрыть-скрытый. Происхождение причастий. В древнем языке прич-я имели полную и краткую формы. Краткие первичны, а полные возникли как полные прил-ые. Суф-сы прич-й восходят к индоевропейским суф-ам ontj и entj. В праславянскую эпоху в этих суф-ах произошли фонетические изменения, связанные с ЗВЗ и ЗСС. По ЗВЗ изменились ДС с носовыми, возникли носовые гласные, а по ЗСС изменился t под воздействием j, произошла закономерная йотовая палатализация, в результате tj↔ч. Носовые гласные в 8 веке утратились on→у; en→’а. к началу письменной эпохи в др/рус языке у действит-х прич-й был суф-с уч и ’ач, но происходит сильное южнославянское влияние и у причастий (как книжной части речи) закрепляется книжный ст/славянский суф-с ущ, ющ, и ащ,ящ, а исконный др/рус суф-с переосмысляется как суф-с прил-го (горячий-горящий, колючий-колющий). Деепричастие – это неспрягаемая форма глагола, к-ая выражает добавочное, второстепенное действие при главном и объединяет в себе признаки глагола и наречия(работая, занимаясь, прочитав). Признаки наречия: неизменяемость и синтаксическая функция обстоятельства. Признаки глагола: общность основы и лексического значения, вид, залог, управление, способность определяться наречием. Образование деепричастий: 1)дееприч. несов.вида обр-ся от основ наст.времени+ суф-с а,я (моргая). Некоторое группы глаголов не имеют деепричастий несов.вида: а)глаголы с односложной основой на – а в инфинитиве (звать0; б) глаголы с односложной основой на – и (бить, лить); в) глаголы с односложной основой на заднеязычный (печь-пекут); г) глаголы с односложной основой на шипящий (резать-режу); д)глаголы с суф-м длительности ну (вянуть); е)если основа состоит из одних согласных (жнут, мнут). Исключение: если глагол имеет суффикс ва, то деепричастие образуется от основы инф-ва (создавать-создают-создавая); 2)деепричастия сов.вида обр-ся от основ инф-ва суф-сы в, вши, ши (заскочить-заскочив-заскочивший; вырасти-выросший). Иногда от основ на согласный образуются деепричастия сов.вида с суф-ом а,я (отвезти-отвезя; прочесть-прочтя). Происхождение деепричастий. По происхождению восходят к кратким действительным причастиям настоящего и прошедшего времени. Краткие причастия имели не одну, а три предикативных функции: 1)ф-ия простого сказуемого; 2)ф-ия именной части состаного сказуемого; 3)ф-ию побочного сказуемого. Утрачивается первая ф-ия, затем вторая, остается только третья, но третьей ф-ии свой род и число не нужны, т.к. оно только сопровождает→краткое причастие утрачивает изменение по родам и числам. Так появилась новая часть речи(глагольная форма) деепричастие. При образовании деепричастия происходило следующее: 1)ослабевала связь кр.причастия с подлежащим; 2)усиливалась связь с основным сказуемым; 3)в результате этого новая форма утрачивает не только род и число, но и собственное время(поэтому время деепричастия зависит от категории вида).
Вопрос 19. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы (образование, значение, структура, употребление). Вопрос о модальных словах в системе частей речи. Междометия и звукоподражательные слова. Служебные части речи – слова, служащие для выражения отношений между явлениями действительности, названными знаменательными словами, и употребляющиеся только в соединении с последними. К служебным словам относят предлоги, союзы, частицы. Предлоги – это служебные слова, которые в сочетании с именем в косвенном падеже выражают зависимость данного имени от других слов в предложении или словосочетании, передают различные отношения между зависимым именем и другими словами в предложении или словосочетании(вид из окна, книга лежит на столе). По передаваемым отношениям предлоги делятся: 1)пространственные – указывают на место (в, на, из-за, под, около, вокруг, у, над – ехать в город); 2)временные (через, к, до, с, перед, в течение – работать до ночи); 3)причинные (по, от, вследствие, из-за – дрожать от холода); 4)целевые (для, ради, на – остановиться для ночлега); 5)образа действия(с, без, в, по – говорить по душам); 6)дополнительные – указывают на предмет, на который направлено действие (о, об, про, с, по, насчет – забыть про неприятности). По происхождению делятся на: 1)непроизводные – предлоги, не соотносительные по своему образованию с какой-либо частью речи(в, на, под, из-за, от); 2)производные – соотносительны по образованию с производящей частью речи; делятся на: а)наречные(вопреки, среди, вблизи); б)отыменные(в течение, в продолжение, в силу, путем); в)отглагольные (благодаря, исключая, спустя). По структуре производные предлоги делятся на: 1)простые – однословные (среди, благодаря); 2)составные: а)предлог+сущ-ое в косвенном падеже+предлог (в борьбе за); б)наречие+предлог(незадолго до); в)деепричастие+предлог (судя по). Союз – это служебная часть речи, к-ая выражает грамматические отношения между членами предложении, частями сложного предложении и отдельными предложениями в составе связного текста. Делятся на: 1)простые (состоят из одного слова): а)непроизводные (и, но, а); б)производные (будто, хотя, чтобы); 2)составные – состоят из нескольких слов (после того как, потому что, так как, с тех пор как). Союзы бывают: а)одиночные (и, что); б)повторяющиеся(и..и, или…или, то..то); в)двойные (едва..как, если..то, как..так). по синтаксической функции делятся на: 1)сочинительные – соединяют однородные члены предложения и части ССП: а)соединительные (да, и, ни..ни, не только..но и); б)разделительные(или, либо, то..то); в)противительные(а, зато, но, однако, также, тоже); г)пояснительные (именно, то есть, как-то); 2)подчинительные – служат для присоединения придаточной части к главной(что, когда, как только, потому что). Частицы – это служебные слова, которые сообщают различные смысловые, модальные и эмоционально-экспрессивные значения словам, частям предложения и всему высказыванию. Выделяются: 1)частицы, выражающие смысловые оттенки значений: а)указательные – указывают на предметы и явления внешнего мира(во, вон, вот, оно, это); б)определительные – служат для уточнения смысла какого-либо слова или выражения (именно, как раз, почти, точно); в)выделительно-ограничительные - придают слову ограничительный оттенок, выделяя это слово логически (все, всего-навсего, лишь, просто); г)усилительные – придают отдельному слову или предложению большую выразительность или убедительность (даже, еще, же, просто, уж); 2)частицы, вносящие эмоционально-экспрессивный оттенок – усиливают выразительность речи, подчеркивают эмоционально-оценочную сторону высказывания (ведь, как, ну и, страсть, то-то); 3)модальные частицы – служат для субъективной передачи чужой речи: а)модально-ролевые – выражают волю говорящего (бы, да, давай, ну, пускай, пусть); б)модальные – выражают отношение к достоверности явлений действительности (было, будто, едва-ли, как будто); в)утвердительные(да, ага, так); г)отрицательные (не, нет, ни); д)вопросительные (а, да, да ну, ли, неужели); е)частицы разговорного характера, употребляемые для
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.47 (0.016 с.) |