Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сонанты неслоговые и сонорные слоговые как промежуточные классы звуков.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сонант – 1)согласный звук, способный выступать в качестве слогообразующего. Таким может быть сонорный звук в беглой речи при сильной редукции соседнего гласного (сделъла); 2)то же, что и сонорный согласный. Наше речь членится на слова, а слова – на слоги. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (слогообразующий), остальные – неслоговые. В СРязыкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях (Аванесов). По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный – слоговой звук. Остальные звуки-неслоговые. Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают самый звучные из согласных – сонорные. По степени звучности можно обозначить: 4)гласные; 3)звонкие сонорные согласные; 2)звонкие шумные согласные; 1)глухие согласные; 0)пауза. Вопрос 3. Фонема как единица языка. Сильные и слабые позиции фонемы. Основная реализация фонемы, ее позиционные варианты и вариации. Архифонема. Гиперфонема и разрешение гиперфонемной ситуации на письме. Морфонема. Фонематическая транскрипция. Фонема – это кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями, служащая для различения и отождествления слов и морфем. Функции фонемы: 1)сигнификативная – различать разные слова, разные морфемы (в словах бар, бор, бур – фонемы а, о, у различают эти слова); 2)перцептивная – способствует отождествлению одних и тех же слов и морфем (в словах лез и залез один и тот же корень, корни в этих словах произносятся одинаково и это позволяет нам их отождествлять). Сильные и слабые позиции фонемы. Фонологические позиции – это условия употребления, реализации фонемы в речи: в разных позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах. Позиции могут быть сильными и слабыми. В сильных позициях фонема наилучшим образом выполняет свои функции. В слабых позициях возможности выполнения фонемой своих функций ограничены. В перцептивно сильной позиции фонема выступает в своем основном звуковом облике: звук не испытывает редукции и воздействия соседних звуков, он как бы вне позиции. В перцептивно слабых позициях фонема представлена другими звуками. Они связаны именно с данной позицией и являются результатом редукции или воздействия соседних звуков. Так в словах чай, печь, печник фонема <ч’> реализована звуком [ч’] – своим основным представителем. Перед звонким шумным согласным позиция для <ч’> перцептивно слабая: здесь происходит обязательная замена глухого [ч’] звонким [д’ж’]: пе[д’ж’]горит. Звук [д’ж’] обусловлен этой позицией и употребляется только в ней. В сигнификативно сильной позиции фонема отличается от других фонем, реализуется особым звуком(так фонемы <о> и <а> под ударением после твердого согласного реализуются звуками [о] и [а]: б[о]к, б[а]к). сигнификативно слабая позиция - это позиция неразличения фонем (в словах бочок и бачок - в первом предударном слоге <о> и <а> не различаются, реализуясь одним звуком [˄]). Архифонема. В сигнификативно слабых позициях нейтрализующиеся фонемы перестают различаться. Так фонемы <т> и <д> не конце слова и перед глухим согласным совпадают в звуке [т] (отключиться - подключиться); перед звонким шумным - в звуке [д] (о[д]гадать – по[д]гадать). Языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, составляющих общую часть нейтрализованных фонем, называется архифонемой (или слабой фонемой). Архифонема обладает меньшим набором дифференциальных признаков, чем соответствующие ей парные фонемы: признак, по которому противопоставлены нейтрализующие фонемы, у архифонемы отсутствует. Так фонема <т> глухая, а <д> звонкая; но архифонема <т-д> не обладает этим признаком: в позиции нейтрализации отсутствует противопоставление <т> - <д> по глухости/звонкости. Гиперфонема. Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной (дома - дом). Но в некоторых случаях такая проверка невозможна, н-р, в словах собака, собаковод первый гласный корня [˄] не бывает под ударением в родственных словах. Эти позиционно чередующиеся звуки могут быть представителями только фонем <о> и <а>, но какой из них, решить здесь невозможно. В этом случае выступает гиперфонема <о/а>. Гиперфонема – это Архифонема или часть ряда входящих в нее звуков, не приводимая в данный момент однозначно к одной из нейтрализованных фонем. Фонематическая транскрипция. Фонетическая транскрипция передает звуковой состав слова, фонематическая – передает его фонемный состав. Она связана с пониманием фонемы в разных фонологических школах. Так, слово стог [сток] содержит следующий состав фонем: с т.зр. Петебрургской школы - /сток/; с т.зр. Московской школы - <с/зтог>; с т.зр. Пражской школы - <СтоК>(выделяются еще и архиыонемы).
Вопрос 4. Слово как основная номинативная единица языка. Особенности лексического и грамматического значения слова. Аспекты (виды) лексического значения: денотативный, сигнификативный, структурный, прагматический. Структура лексического значения слова: сема, семема; типология сем и их иерархия. Слово – это фокус, в котором отражаются все важнейшие св-ва языка (Виноградов). Имеется множество определений слова, но они слишком односторонни. Н.М.Шанским была предпринята попытка создать идеальное определение слова. Он выделил 12 признаков слова:1)фонетическая оформленность; 2)семантическая валентность(наличие значения, к-ое закреплено в сознании всех говорящих на этом языке); 3)непроницаемость(внутрь слова нельзя добавить другое, не разрушив его); 4)недвуударность; 5)лексико-грамматическая отнесенность(принадлежность к определенной части речи) – основные признаки слова. 6)постоянство звучания и значения; 7)воспроизводимость; 8)цельность и единооформленность; 9)преимущественное употребление в сочетании; 10)изолируемость; 11)номонативность; 12)фразеологичность(единое значение, к-ое не создается из отдельных компонентов слова - идеоматичночть) – это факультативные признаки слова. Выделяют грамматическое и лексическое значение слова. Лексическое – это то, что фиксируется в слове (смысл, содержание); грамматическое – включает в себя указание на принадлежность слова к той или иной части речи, н-р, грам.зн-ие сущ-го – это род, число, падеж. Аспекты (виды) лексического значения: Лексическое значение многообразно. Выделяют: 1)сигнификативное (собственно семантическое)- выделяется через отношение знака к смыслу, это словарное значение, дает обобщенное представление о смысловой стороне слова и отвечает на вопрос «что значит слово?»; 2)структурное – отношение данных знаков к другим знакам внутри системы. Выделяют:а)синтагматическое (хар-ет линейные отношения знаков, лексическую сочетаемость, валентность),б) парадигматическое (хар-ет нелинейные отношения); 3)прагматическое - отражает отношение говорящих к употребляемым знакам (добавочное, непредметное). Выделяют:а)оценочное;б)экспрессивное(может сопровождаться оценочным. Это субъективное выражение отношения говорящего);в)эмоциональное(отражение эмоций в семантике языковых средств);г)образное(в семантике образа присутствуют живые и стершиеся образы). 4)денотативное (предметное или ситуативное) – это отношение языковой единицы к конкретному предмету в данной ситуации. Отвечает на вопрос «что обозначает слово в данной ситуации?». В связи с этим выделяют:а)значение, соответствующее первичной семантике; б)значение, соответствующее вторичной семантике. В связи с денотативным значением вводят понятие «смысл». Денотативное значение предполагает выражение знаний о предмете. Структура лексического значения. Минимальный компонент лексического значения – сема. Сумма сем образует семему, которая реализуется как одно из значений слова. Внутри семемы семы располагаются иерархически. Типология сем м их иерархия. Внутри семы выделяется архисема(интергрированная сема или родовая сема, или гиперсема). Эта сема выражает общие признаки определенного класса единиц. Еще выделяются дифференцированные семы(гипосемы, видовые семы). Также выделяют контекстуальные семы(окказиональные, потенциальные) – это сема, к-ая выражается лишь в конкретном тексте. Эти семы входят в коннотацию слова. Также выделяют грамматические семы(грамемы).
Вопрос 5. Семасиологические лексико-семантические категории. Моносемия. Многозначность(полисемия). Типы полисемии. Типы лексических значений в многозначном слове. Омонимия. Классификация омонимов. Разграничение омонимии и полисемии. Явления, сходные с омонимией (омофоны, омоформы, омографы). Семасиология – раздел языкознания, изучающий значения слов и выражений и изменения этих значений. В современном русском языке не мало слов, кот-ые имеют одно лексическое значение, устойчиво закрепленное за определенным звуковым комплексом(термины: аппендицит, агат и т.д.). Подобные слова хар-ся четко выраженной предметной соотнесенностью, семантические границы их вполне определены – это моносемантичные слова(однозначные). Свойства слов иметь одно значение – моносемия. Эти слова противопоставляются другой группе слов – полисемантичным(многозначным), а само св-во иметь множество значений называется полисемией. Все значения слова при этом между собой связаны, образуя довольно сложное семантическое единство, кот-ое назыв-ся семантической структурой слова. Слово приобретает многозначность не сразу: некот-ые значения появляются в процессе функционирования его в речи, затем становятся фактом языка, т.е. входят в лексическую систему, при этом иногда прямое значение слова выпадает из активного состава, а вторичное становится основным(утлый – 1)дырявый – база для переносн.зн-ия «ненадежный» - теперь основное – убогий, жалкий, бедный).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.008 с.) |