Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция поэтического творчества Есенина. Трагичность мировоззрения поэта.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Крестьянская Русь — центральный образ первых сборников Есенина «Радуница» (1916) и «Голубень» (1918). Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница — день поминовения умерших, обычно первый понедельник п/е пасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли на Руси первые весенние дни. Голубая, синяя — постоянные эпитеты есенинской России: Опять передо мною голубое поле.Качают лужи солнца рдяный лик. <...> Водою зыбкой стынет синь во взорах... Специфическое использование цвета характерное для всей поэзии начала XX века явление. Если у Блока «синий» — цвет разлуки, печали, недостижимости счастья, то в поэзии Есенина он почти всегда предметно закреплен, более конкретен. Смысловые ассоциации синих цветов — молодость, полнота светлых чувств, нежность. Ключевые образы ранней поэзии — звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия — это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»: Молочный дым качает ветром села, Но ветра нет, есть только легкий звон.И дремлет Русь в тоске своей веселой, Вцепивши руки в желтый крутосклон.(«Голубень») Россия Есенина — это лишь поэтический миф. Для молодого Е. она — воплощение рая. Однако постепенно этот образ осложняется. Примечательны переклички есенинского образа Руси с блоковской Россией. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» — другая, «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная. Но, вопреки всему, чувства лирического героя неизменны: «Тебе одной плету венок, / Цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить — /Я научиться не могу». Две России — «земная» и «небесная» — уживаются в душе поэта, хотя его тоска — о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина — «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что она — оставленная. Мотив покинутого отчего дома — один из ведущих в лирике Есенина. В качестве специфических черт лирического героя есенинской поэзии обычно выделяют следующие: — максимальная приближенность «биографии героя» к биографии автора; ― естественность тона, исповедальная открытость лирического героя; ― ощущение героем кровной, смертной связи со всем живым в мире; Несмотря на необыкновенную цельность есенинского художественного мира, на протяжении творческого пути стиль поэта менялся. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», — писал поэт в автобиографии. «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие новокрестьянские поэты, ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую Крестьянскую Республику. В 1917-1919 гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. Однако ожидания Есенина не оправдались. Весной 1920 г. было написано стих. «Я последний поэт деревни...»: Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост.За прощальной стою обеднейКадящих листвой берез. Стих - созданный средствами пейзажной живописи образ прощания и с вымирающей — деревянной деревней, и с ее последним поэтом — еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало. Е. будто заказывает панихиду по дорогому его сердцу «Обреченному миру». Есенин стал «последним поэтом» не только деревни, но и всей Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. Год 1920-й — переломный в творчестве Есенина. Мотивы покинутого дома усложняются у него конфликтом «Русь Советская» — «Русь уходящая». Сам поэт — в «узком промежутке» между ними: «Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец». Особенности поэтического стиля. Литературоведы обычно отмечают следующие черты поэтики Есенина: 1) Песенно-фольклорное начало. Это прежде всего песенная мелодичность. Ритмический рисунок есенинского стиха сходен с ритмикой народных песен и частушек. 2) Специфическая образность. Каждый есенинский образ («сказочный оборотень», по словам поэта) заключает в себе определение какой-то, не всегда легко, с ходу понятной поэтической мысли. В большинстве случаев «фигуральности Есенина», как правило, практически непереводимы на язык понятий. Для того чтобы глубже понять мысль поэта, необходимо учитывать весь контекст его творчества. Так, строка «все пройдет, как с белых яблонь дым» из знаменитого «Не жалею, не зову, не плачу...» скажет гораздо больше, если знать, что яблоня у Есенина — это и реальное дерево, и образ души поэта: Словесный образ Есенина отражает «узловую завязь природы и человека». Отсюда — два любимых художественных приема поэта — олицетворение и метафора, которые нередко совмещаются в одном образе: Изба-старуха челюстью порогаЖует пахучий мякиш тишины.(«О красном вечере задумалась дорога...») Своеобразное открытие Есенина — «олицетворение наоборот», когда происходящее с миром природы отождествляется с состоянием человека. Целиком на таком приеме построено стихотворение «Отговорила роща золотая...» «Роща золотая» — это и сам поэт, и его поэзия. Для Есенина поэзия — прекрасный сад, где слова — листья, а образы — яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком. Лирический герой Есенина часто наделяет себя «портретными» признаками деревьев (чаще всего — клена), цветка, листа: 3) Особенности цветовой и световой палитры. Преобладающие цвета в лирике Есенина — синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой: Несказанное, синее, нежное,Тих мой край после бурь, после гроз,И душа моя — поле безбрежное —Дышит запахом меда и роз. Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, а внутренний — пейзаж души лирического героя. «Не жалею, не зову, не плачу». Цикл «Москва кабацкая». Расстояние м/у автором и глав. героем сужается до предела, они практически сливаются. Общее настроение грусти напоминает нам о классич-м жанре элегии. Есть еще 1 ЛГ – образ природы, кот. проявл-ся в эпитетах, метафорах: «белых яблонь дым» и др. Первый ЛГ представлен в 2х ипостасях: воспомин-я о прошлом и рассуждения о настоящем и вечном. Второй ЛГ – природа тоже в 2х ипостасях – образ весны и образ осени. В композ-м плане стих-е можно разделить на 2 части: рассуждения о юности и философ-е рассуждения о смерти. В ст-и преобл-т зеленый, золотой и белый цвета. «Неуютная жидкая лунность» 2 героя – ЛГ и образ Руси. Настроение – грустное, по ходу стих-я оно усиливается до отчаяния и трагизма. Образ России: нищая, бедная, полевая. Срастание ЛГ с образом России. Цвета: желтый, розовый, серый, белый. Важен акустич-й аспект стих-я: скрип телеги, звук тишины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.008 с.) |