Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По ст. П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина «жан Пиаже. К анализу теории о развитии детского мышления». -в кн. : флейвелл дж. Генетическая психология жана Пиаже. - М. ,1967. - с. 609 и др.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте «Вот почему мы придаем такое значение методу поэтапного формирования умственных действий и понятий: в нем объединяется экспериментальная четкость условий с однозначным воспроизведением явления с заранее намеченными, заданными свойствами. В этом методе различаются две группы условий: условия построения действия и условия его усвоения; так как с помощью действия из его объектов выделяются определенные свойства, которые в процессе поэтапного формирования превращаются в содержание понятий, то условия построения и усвоения действия составляют вместе с тем и основные условия их формирования. В условия построения действия входит все, что необходимо испытуемому (И), обладающему необходимыми предварительными знаниями и умениями, чтобы с первого раза и каждый раз далее правильно выполнять новое действие; новое, т. е. действие, которое И выполнять не умеет и без какой-либо части этих условий может выполнить успешно лишь случайно. Такую систему условий мы называем «полной ориентировочной основой действия» (ОДП). Она представляет собой ясный, четко дифференцированный план, в который входят: строение и характеристика объекта, явления или процесса — того, что подлежит воспроизведению; строение и характеристика исходного материала действия, затем его орудий и, наконец, его самого, то есть состав, последовательность и способ выполнения его отдельных операций. Все это объединяется в общую картину, и ее характеристика в целом составляет самостоятельный раздел плана. В условия усвоения входит все, что обеспечивает формирование действий, а на их основе и понятий с заранее намеченными, заданными свойствами. Здесь первое место занимает полнота «ориентировочной основы действия» и способ ее разъяснения, — от них зависят ход формиро- вания и заключительные качества знаний и умений. Затем идут условия, обеспечивающие правильное применение ориентировочной основы действия. Это сначала ее внешнее изображение и такое же внешнее, развернутое и замедленное выполнение ее (ОДП) указаний. Для обеспечения желательного обобщения действия подбираются все типы материала (в диапазоне намеченного обобщения), а задания по этим типам предъявляются в порядке, максимально благоприятствующем отделению существенного от несущественного. По мере обобщения материала и освоения общей схемы действия процесс ориентировки в условиях начинает сокращаться, а исполнение действия становится все более слитным и ускоренным. Эти изменения доводятся лишь до такой степени, которая необходима для перехода на следующий уровень освоения. Он заключается в том, что все действие — и оно само, и его материал, и его общая схема (ОДП) переносятся в план громкой речи, подчиненной контролю другого лица и непосредственно не опирающейся на какие-нибудь внешние средства, кроме звуков самой речи. Здесь действие отрывается от своего первоначального материального плана и получает форму, в которой оно может быть планомерно перенесено во внутренний умственный план благодаря ориентации на требования контролирующего лица. И человек начинает относиться к своему действию с точки зрения других людей, а действие приобретает свойство, которое называется сознательностью. На следующей стадии это социализированное громко-речевое действие тщательно воспроизводится во внутреннем плане, где звуки речи сменяются ее звуковыми образами. Так получается новая форма действия — «внешняя речь про себя». Требуя от испытуемого сообщения о результате каждой операции, мы сохраняем контроль и над этим, уже умственным, действием. Когда и в этой форме действие выполняется правильно, быстро, безостановочно, мы снимаем пооперационный контроль, и тогда действие, уже хорошо к тому подготовленное, сокращается во всем, что освоено и только задерживало его течение. Благодаря такому сокращению действие приобретает форму, в которой для самонаблюдения оно выступает как мысль — мысль об этом действии, его объектах и результатах. Внешняя четкость разделения отдельных этапов зависит от того, как формируется ОДП. Если она преподносится в «готовом виде», то дальнейший ход формирования идет с подчеркнутым разделением этапов. Если же ОДП составляется самим И путем решения последовательного и обширного ряда задач, предлагаемых Э, то этот первый этап растягивается, но зато на его протяжении одновременно происходит освоение нового содержания, ОДП и ее речевой формы. Вследствие этого не только сокращаются последующие этапы, но и стираются границы между ними, нередко некоторые из них (этапов), особенно «громкоречевой» или «внешней речи про себя», уже не требуют специальной отработки и для неопытного глаза вообще перестают выделяться. Конечно, в этом случае особенно необходима проверка того, насколько действительно сложились те свойства действий и понятий, которые образуются на этих этапах, а эта проверка снова ведется по шкале поэтапного формирования. Формирование действий и понятий по схемам поэтапной методики разрывает тесную связь, которая до сих пор наблюдалась и признавалась между качеством умственных действий и понятий и возрастными особенностями мышления детей. Таким образом, процессы обучения и развития мышления были отчетливо разграничены. Возможности теоретического обучения оказались значительно выше наличного уровня мышления и гораздо большими, чем предполагалось до сих пор». ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Задание № 1. Формирующий эксперимент Какие этапы формирования умственных действий и понятий представлены в следующих примерах: 1. Родители мальчика 6 лет уверяют, что их ребенок прекрасно умеет считать и решать задачи, ведь они сами его этому научили. Перед психологом лежит тетрадь, в которой ребенком решены сложные примеры и записаны решения задач, где выполнены действия сложения, вычитания, деления, умножения. Психолог показывает ребенку десять фишек и спрашивает его: — Если ты возьмешь себе половину фишек, то сколько фишек останется у меня? Мальчик с недоумением смотрит то на фишки, то на психолога. После повторения вопроса ситуация не изменилась. Психолог записывает в тетради мальчика такой пример: 10:2=? Ребенок сразу выполняет действие в уме и верно называет ответ, записывая его. 2. Мальчику-первокласснику предлагается задание составить рассказ, где действуют арбуз, кот, банан, автомобиль. Все предметы, о которых должна идти речь, четко и в цвете изображены на карточках, которые выложены перед ребенком. Ребенок придумывает короткий рассказ (сам объявляет о его окончании), где действуют только арбуз и кот. 3. Ребенок, который давно читает про себя, встречая в тексте незнакомое слово, прочитывает его шепотом по слогам. 4. Ребенок обрывает взрослого, пытающегося ему объяснить, кто и что делает: — Не говори словами, я все глазами понимаю. 5. Маленький ребенок пробует написать букву и сокрушается: «Почему мои руки глаз не слушаются?» Задание № 2. Для самопроверки Их можно использовать для самопроверки или групповой проверки на занятиях. 1. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Любая система объективного научного знания может быть использована в качестве...... познания действительности». 2. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Метод — это определенным образом упорядоченная...... для достижения поставленной цели». 3. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Метод — это «совокупность...... и операций практического и теоретического освоения действительности». 4. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Важен не только хороший метод, но и опыт его........ 5. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Основу объективного метода в психологическом исследовании составляет единство сознания и........ 6. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Наблюдение становится методом в том случае, если оно не ограничивается регистрацией психологических...... а приходит к научному объяснению вызвавших их........ 7. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Эксперимент предполагает активное...... исследователя в изучаемый процесс». 8. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Психология — это наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно». 9. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Психология — наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятии, понятий, чувств и других явлений психики». 10. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных». 11. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Психология — наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я», т. е. сознания индивида. 12. Расскажите ваше мнение по поводу следующего утверждения: «Единственный источник познания психических процессов есть само наблюдение». 13. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «О сознательности человека судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что и как он делает». 14. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, движениях, речевых реакциях, в изменениях работы внутренних органов и т. д». 15. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Чужой душевной жизни мы не можем воспринять, сама она навсегда остается вне пределов возможного опыта». 16. Выскажите ваше мнение по поводу следующего высказывания: «При изучении психических явлений всегда следует устанавливать материальные причины их возникновения». 17. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Психическое определяется только психическим, поэтому невозможно ставить эксперимент над мыслью». 18. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Предметом психологии является не внутренний мир сам по себе, а отражение во внутреннем мире внешнего мира, иначе говоря, активное взаимодействие человека с реальностью». 19. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Знание методологии важнее знания самой дисциплины... Для творцов науки важнее всего сам светильник, т. е. метод, освещающий дорогу, нежели пройденный участок пути»\ 20. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Ни одна теория не рождается без участия соответствующего метода. И все же во взаимодействии теоретических знаний и методов первичными оказываются те или иные объективные связи, отношения объективного мира, зафиксированные в человеческих знаниях». 21. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Метод — это та же теория, но повернутая своим острием на процесс дальнейшего познания и преобразования мира». 22. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Метод — самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит никаких ценных, точных знаний». 23. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «С непогрешимой достоверностью я различаю только свои ощущения, свои мысли и чувства, ни о чем другом я не имею такого отчетливого знания, как о порождениях собственной души — незримых для других психических продуктах». 24. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Мыслящий индивид не может расщепиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждениями». 25. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Поскольку психика — это особый, замкнутый в себе внутренний мир, особая духовная субстанция, не связанная с внешним миром, то ее познание возможно только единственным способом — внутренним зрением, интроспекцией». 26. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Объективный метод в психологии требует, чтобы объяснение субъективного как вторичного, производного шло из того объективного, что является по отношению к психике первичным». 27. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психические же переживания субъекта есть единственная первичная, непосредственная данность. И поэтому данные интроспекции абсолютно достоверны, безошибочны». 28. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Метод самонаблюдения, как один из наиболее частных и специфических методов, имеет достаточно узкую, хотя и разнообразную, сферу применения. Его едва ли целесообразно использовать как самостоятельный метод. Вместе с тем он может быть эффективным дополнением и источником ценного материала в структуре психологического исследования в комплексе с другими методами... Ни один из психологических методов не гарантирует получения совершенно достоверных и ценных научных данных».
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.27 (0.008 с.) |