Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По ст. П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина «жан Пиаже. К анализу теории о развитии детского мышления». -в кн. : флейвелл дж. Генетическая психология жана Пиаже. - М. ,1967. - с. 609 и др.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Вот почему мы придаем такое значение методу поэтапного формирования умственных действий и понятий: в нем объединяется экспериментальная четкость условий с однозначным воспроизведением явления с заранее намеченными, заданными свойствами. В этом методе различаются две группы условий: условия построения действия и условия его усвоения; так как с помощью действия из его объектов выделяются определенные свойства, которые в процессе поэтапного формирования превращаются в содержание понятий, то условия построения и усвоения действия составляют вместе с тем и основные условия их формирования. В условия построения действия входит все, что необходимо испытуемому (И), обладающему необходимыми предварительными знаниями и умениями, чтобы с первого раза и каждый раз далее правильно выполнять новое действие; новое, т. е. действие, которое И выполнять не умеет и без какой-либо части этих условий может выполнить успешно лишь случайно. Такую систему условий мы называем «полной ориентировочной основой действия» (ОДП). Она представляет собой ясный, четко дифференцированный план, в который входят: строение и характеристика объекта, явления или процесса — того, что подлежит воспроизведению; строение и характеристика исходного материала действия, затем его орудий и, наконец, его самого, то есть состав, последовательность и способ выполнения его отдельных операций. Все это объединяется в общую картину, и ее характеристика в целом составляет самостоятельный раздел плана. В условия усвоения входит все, что обеспечивает формирование действий, а на их основе и понятий с заранее намеченными, заданными свойствами. Здесь первое место занимает полнота «ориентировочной основы действия» и способ ее разъяснения, — от них зависят ход формиро- вания и заключительные качества знаний и умений. Затем идут условия, обеспечивающие правильное применение ориентировочной основы действия. Это сначала ее внешнее изображение и такое же внешнее, развернутое и замедленное выполнение ее (ОДП) указаний. Для обеспечения желательного обобщения действия подбираются все типы материала (в диапазоне намеченного обобщения), а задания по этим типам предъявляются в порядке, максимально благоприятствующем отделению существенного от несущественного. По мере обобщения материала и освоения общей схемы действия процесс ориентировки в условиях начинает сокращаться, а исполнение действия становится все более слитным и ускоренным. Эти изменения доводятся лишь до такой степени, которая необходима для перехода на следующий уровень освоения. Он заключается в том, что все действие — и оно само, и его материал, и его общая схема (ОДП) переносятся в план громкой речи, подчиненной контролю другого лица и непосредственно не опирающейся на какие-нибудь внешние средства, кроме звуков самой речи. Здесь действие отрывается от своего первоначального материального плана и получает форму, в которой оно может быть планомерно перенесено во внутренний умственный план благодаря ориентации на требования контролирующего лица. И человек начинает относиться к своему действию с точки зрения других людей, а действие приобретает свойство, которое называется сознательностью. На следующей стадии это социализированное громко-речевое действие тщательно воспроизводится во внутреннем плане, где звуки речи сменяются ее звуковыми образами. Так получается новая форма действия — «внешняя речь про себя». Требуя от испытуемого сообщения о результате каждой операции, мы сохраняем контроль и над этим, уже умственным, действием. Когда и в этой форме действие выполняется правильно, быстро, безостановочно, мы снимаем пооперационный контроль, и тогда действие, уже хорошо к тому подготовленное, сокращается во всем, что освоено и только задерживало его течение. Благодаря такому сокращению действие приобретает форму, в которой для самонаблюдения оно выступает как мысль — мысль об этом действии, его объектах и результатах. Внешняя четкость разделения отдельных этапов зависит от того, как формируется ОДП. Если она преподносится в «готовом виде», то дальнейший ход формирования идет с подчеркнутым разделением этапов. Если же ОДП составляется самим И путем решения последовательного и обширного ряда задач, предлагаемых Э, то этот первый этап растягивается, но зато на его протяжении одновременно происходит освоение нового содержания, ОДП и ее речевой формы. Вследствие этого не только сокращаются последующие этапы, но и стираются границы между ними, нередко некоторые из них (этапов), особенно «громкоречевой» или «внешней речи про себя», уже не требуют специальной отработки и для неопытного глаза вообще перестают выделяться. Конечно, в этом случае особенно необходима проверка того, насколько действительно сложились те свойства действий и понятий, которые образуются на этих этапах, а эта проверка снова ведется по шкале поэтапного формирования. Формирование действий и понятий по схемам поэтапной методики разрывает тесную связь, которая до сих пор наблюдалась и признавалась между качеством умственных действий и понятий и возрастными особенностями мышления детей. Таким образом, процессы обучения и развития мышления были отчетливо разграничены. Возможности теоретического обучения оказались значительно выше наличного уровня мышления и гораздо большими, чем предполагалось до сих пор». ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Задание № 1. Формирующий эксперимент Какие этапы формирования умственных действий и понятий представлены в следующих примерах: 1. Родители мальчика 6 лет уверяют, что их ребенок прекрасно умеет считать и решать задачи, ведь они сами его этому научили. Перед психологом лежит тетрадь, в которой ребенком решены сложные примеры и записаны решения задач, где выполнены действия сложения, вычитания, деления, умножения. Психолог показывает ребенку десять фишек и спрашивает его: — Если ты возьмешь себе половину фишек, то сколько фишек останется у меня? Мальчик с недоумением смотрит то на фишки, то на психолога. После повторения вопроса ситуация не изменилась. Психолог записывает в тетради мальчика такой пример: 10:2=? Ребенок сразу выполняет действие в уме и верно называет ответ, записывая его. 2. Мальчику-первокласснику предлагается задание составить рассказ, где действуют арбуз, кот, банан, автомобиль. Все предметы, о которых должна идти речь, четко и в цвете изображены на карточках, которые выложены перед ребенком. Ребенок придумывает короткий рассказ (сам объявляет о его окончании), где действуют только арбуз и кот. 3. Ребенок, который давно читает про себя, встречая в тексте незнакомое слово, прочитывает его шепотом по слогам. 4. Ребенок обрывает взрослого, пытающегося ему объяснить, кто и что делает: — Не говори словами, я все глазами понимаю. 5. Маленький ребенок пробует написать букву и сокрушается: «Почему мои руки глаз не слушаются?» Задание № 2. Для самопроверки Их можно использовать для самопроверки или групповой проверки на занятиях. 1. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Любая система объективного научного знания может быть использована в качестве...... познания действительности». 2. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Метод — это определенным образом упорядоченная...... для достижения поставленной цели». 3. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Метод — это «совокупность...... и операций практического и теоретического освоения действительности». 4. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Важен не только хороший метод, но и опыт его........ 5. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Основу объективного метода в психологическом исследовании составляет единство сознания и........ 6. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Наблюдение становится методом в том случае, если оно не ограничивается регистрацией психологических...... а приходит к научному объяснению вызвавших их........ 7. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Эксперимент предполагает активное...... исследователя в изучаемый процесс». 8. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Психология — это наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно». 9. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Психология — наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятии, понятий, чувств и других явлений психики». 10. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных». 11. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Психология — наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я», т. е. сознания индивида. 12. Расскажите ваше мнение по поводу следующего утверждения: «Единственный источник познания психических процессов есть само наблюдение». 13. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «О сознательности человека судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что и как он делает». 14. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, движениях, речевых реакциях, в изменениях работы внутренних органов и т. д». 15. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Чужой душевной жизни мы не можем воспринять, сама она навсегда остается вне пределов возможного опыта». 16. Выскажите ваше мнение по поводу следующего высказывания: «При изучении психических явлений всегда следует устанавливать материальные причины их возникновения». 17. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Психическое определяется только психическим, поэтому невозможно ставить эксперимент над мыслью». 18. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию: «Предметом психологии является не внутренний мир сам по себе, а отражение во внутреннем мире внешнего мира, иначе говоря, активное взаимодействие человека с реальностью». 19. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Знание методологии важнее знания самой дисциплины... Для творцов науки важнее всего сам светильник, т. е. метод, освещающий дорогу, нежели пройденный участок пути»\ 20. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Ни одна теория не рождается без участия соответствующего метода. И все же во взаимодействии теоретических знаний и методов первичными оказываются те или иные объективные связи, отношения объективного мира, зафиксированные в человеческих знаниях». 21. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Метод — это та же теория, но повернутая своим острием на процесс дальнейшего познания и преобразования мира». 22. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Метод — самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит никаких ценных, точных знаний». 23. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «С непогрешимой достоверностью я различаю только свои ощущения, свои мысли и чувства, ни о чем другом я не имею такого отчетливого знания, как о порождениях собственной души — незримых для других психических продуктах». 24. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Мыслящий индивид не может расщепиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждениями». 25. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Поскольку психика — это особый, замкнутый в себе внутренний мир, особая духовная субстанция, не связанная с внешним миром, то ее познание возможно только единственным способом — внутренним зрением, интроспекцией». 26. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Объективный метод в психологии требует, чтобы объяснение субъективного как вторичного, производного шло из того объективного, что является по отношению к психике первичным». 27. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психические же переживания субъекта есть единственная первичная, непосредственная данность. И поэтому данные интроспекции абсолютно достоверны, безошибочны». 28. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Метод самонаблюдения, как один из наиболее частных и специфических методов, имеет достаточно узкую, хотя и разнообразную, сферу применения. Его едва ли целесообразно использовать как самостоятельный метод. Вместе с тем он может быть эффективным дополнением и источником ценного материала в структуре психологического исследования в комплексе с другими методами... Ни один из психологических методов не гарантирует получения совершенно достоверных и ценных научных данных».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.145 (0.01 с.) |