По ст. П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина «жан Пиаже. К анализу теории о развитии детского мышления». -в кн. : флейвелл дж. Генетическая психология жана Пиаже. - М. ,1967. - с. 609 и др. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По ст. П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина «жан Пиаже. К анализу теории о развитии детского мышления». -в кн. : флейвелл дж. Генетическая психология жана Пиаже. - М. ,1967. - с. 609 и др.



«Вот почему мы придаем такое значение методу по­этапного формирования умственных действий и понятий:

в нем объединяется экспериментальная четкость условий с однозначным воспроизведением явления с заранее на­меченными, заданными свойствами. В этом методе разли­чаются две группы условий: условия построения действия и условия его усвоения; так как с помощью действия из его объектов выделяются определенные свойства, ко­торые в процессе поэтапного формирования превраща­ются в содержание понятий, то условия построения и усвоения действия составляют вместе с тем и основные условия их формирования.

В условия построения действия входит все, что необхо­димо испытуемому (И), обладающему необходимыми пред­варительными знаниями и умениями, чтобы с первого раза и каждый раз далее правильно выполнять новое дей­ствие; новое, т. е. действие, которое И выполнять не умеет и без какой-либо части этих условий может выполнить успешно лишь случайно. Такую систему условий мы назы­ваем «полной ориентировочной основой действия» (ОДП). Она представляет собой ясный, четко дифференцирован­ный план, в который входят: строение и характеристика объекта, явления или процесса — того, что подлежит воспроизведению; строение и характеристика исходного материала действия, затем его орудий и, наконец, его самого, то есть состав, последовательность и способ вы­полнения его отдельных операций. Все это объединяется в общую картину, и ее характеристика в целом составля­ет самостоятельный раздел плана.

В условия усвоения входит все, что обеспечивает фор­мирование действий, а на их основе и понятий с заранее намеченными, заданными свойствами. Здесь первое ме­сто занимает полнота «ориентировочной основы действия» и способ ее разъяснения, — от них зависят ход формиро-


вания и заключительные качества знаний и умений. Затем идут условия, обеспечивающие правильное применение ориентировочной основы действия. Это сначала ее внеш­нее изображение и такое же внешнее, развернутое и за­медленное выполнение ее (ОДП) указаний.

Для обеспечения желательного обобщения действия подбираются все типы материала (в диапазоне намечен­ного обобщения), а задания по этим типам предъявля­ются в порядке, максимально благоприятствующем от­делению существенного от несущественного. По мере обобщения материала и освоения общей схемы действия процесс ориентировки в условиях начинает сокращать­ся, а исполнение действия становится все более слитным и ускоренным. Эти изменения доводятся лишь до такой степени, которая необходима для перехода на следую­щий уровень освоения.

Он заключается в том, что все действие — и оно само, и его материал, и его общая схема (ОДП) пере­носятся в план громкой речи, подчиненной контролю другого лица и непосредственно не опирающейся на какие-нибудь внешние средства, кроме звуков самой речи. Здесь действие отрывается от своего первоначаль­ного материального плана и получает форму, в кото­рой оно может быть планомерно перенесено во внут­ренний умственный план благодаря ориентации на тре­бования контролирующего лица. И человек начинает относиться к своему действию с точки зрения других людей, а действие приобретает свойство, которое на­зывается сознательностью.

На следующей стадии это социализированное громко-речевое действие тщательно воспроизводится во внутрен­нем плане, где звуки речи сменяются ее звуковыми обра­зами. Так получается новая форма действия — «внешняя речь про себя». Требуя от испытуемого сообщения о ре­зультате каждой операции, мы сохраняем контроль и над этим, уже умственным, действием.

Когда и в этой форме действие выполняется правиль­но, быстро, безостановочно, мы снимаем поопераци­онный контроль, и тогда действие, уже хорошо к тому подготовленное, сокращается во всем, что освоено и только задерживало его течение. Благодаря такому сокра­щению действие приобретает форму, в которой для са­монаблюдения оно выступает как мысль — мысль об этом действии, его объектах и результатах.

Внешняя четкость разделения отдельных этапов зави­сит от того, как формируется ОДП. Если она преподно­сится в «готовом виде», то дальнейший ход формирова­ния идет с подчеркнутым разделением этапов. Если же ОДП составляется самим И путем решения последова­тельного и обширного ряда задач, предлагаемых Э, то этот первый этап растягивается, но зато на его протяже­нии одновременно происходит освоение нового содер­жания, ОДП и ее речевой формы.

Вследствие этого не только сокращаются последующие этапы, но и стираются границы между ними, нередко некоторые из них (этапов), особенно «громкоречевой» или «внешней речи про себя», уже не требуют специальной отработки и для неопытного глаза вообще перестают вы­деляться. Конечно, в этом случае особенно необходима проверка того, насколько действительно сложились те свойства действий и понятий, которые образуются на этих этапах, а эта проверка снова ведется по шкале поэтапно­го формирования.

Формирование действий и понятий по схемам поэтап­ной методики разрывает тесную связь, которая до сих пор наблюдалась и признавалась между качеством ум­ственных действий и понятий и возрастными особеннос­тями мышления детей.

Таким образом, процессы обучения и развития мыш­ления были отчетливо разграничены. Возможности тео­ретического обучения оказались значительно выше на­личного уровня мышления и гораздо большими, чем предполагалось до сих пор».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1. Формирующий эксперимент

Какие этапы формирования умственных действий и понятий представлены в следующих примерах:

1. Родители мальчика 6 лет уверяют, что их ребенок прекрасно умеет считать и решать задачи, ведь они сами его этому научили. Перед психологом лежит тетрадь, в которой ребенком решены сложные примеры и записаны решения задач, где выполнены действия сложения, вы­читания, деления, умножения.

Психолог показывает ребенку десять фишек и спраши­вает его:


— Если ты возьмешь себе половину фишек, то сколько фишек останется у меня?

Мальчик с недоумением смотрит то на фишки, то на психолога. После повторения вопроса ситуация не изме­нилась.

Психолог записывает в тетради мальчика такой при­мер: 10:2=? Ребенок сразу выполняет действие в уме и верно называет ответ, записывая его.

2. Мальчику-первокласснику предлагается задание со­ставить рассказ, где действуют арбуз, кот, банан, авто­мобиль. Все предметы, о которых должна идти речь, чет­ко и в цвете изображены на карточках, которые выложе­ны перед ребенком.

Ребенок придумывает короткий рассказ (сам объявля­ет о его окончании), где действуют только арбуз и кот.

3. Ребенок, который давно читает про себя, встречая в тексте незнакомое слово, прочитывает его шепотом по слогам.

4. Ребенок обрывает взрослого, пытающегося ему объяс­нить, кто и что делает:

— Не говори словами, я все глазами понимаю.

5. Маленький ребенок пробует написать букву и со­крушается: «Почему мои руки глаз не слушаются?»

Задание № 2. Для самопроверки

Их можно использовать для самопроверки или группо­вой проверки на занятиях.

1. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Любая система объективного научного знания может быть ис­пользована в качестве...... познания действительности».

2. Вместо точек вставить пропущенные слова:

«Метод — это определенным образом упорядоченная...... для достижения поставленной цели».

3. Вместо точек вставить пропущенные слова:

«Метод — это «совокупность...... и операций практи­ческого и теоретического освоения действительности».

4. Вместо точек вставить пропущенные слова:

«Важен не только хороший метод, но и опыт его........

5. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Основу объективного метода в психологическом исследовании составляет единство сознания и........

6. Вместо точек вставить пропущенные слова:

«Наблюдение становится методом в том случае, если оно не ограничивается регистрацией психологических......

а приходит к научному объяснению вызвавших их........

7. Вместо точек вставить пропущенные слова:

«Эксперимент предполагает активное...... исследова­теля в изучаемый процесс».

8. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«Психология — это наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанав­ливаются внечувственным путем, интроспективно».

9. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«Психология — наука, изучающая процессы актив­ного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятии, понятий, чувств и других явлений психики».

10. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«Психология — наука о закономерностях, механиз­мах и фактах психической жизни человека и животных».

11. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«Психология — наука о феноменальных (бестелес­ных) сущностях, которые образуют содержание отдель­ного «Я», т. е. сознания индивида.

12. Расскажите ваше мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Единственный источник познания психических про­цессов есть само наблюдение».

13. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«О сознательности человека судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что и как он делает».

14. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, дви­жениях, речевых реакциях, в изменениях работы внут­ренних органов и т. д».

15. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«Чужой душевной жизни мы не можем воспринять, сама она навсегда остается вне пределов возможного опыта».

16. Выскажите ваше мнение по поводу следующего выс­казывания:

«При изучении психических явлений всегда следу­ет устанавливать материальные причины их возникно­вения».

17. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«Психическое определяется только психическим, поэтому невозможно ставить эксперимент над мыслью».

18. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:


«Предметом психологии является не внутренний мир сам по себе, а отражение во внутреннем мире внешнего мира, иначе говоря, активное взаимодействие человека с реальностью».

19. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Знание методологии важнее знания самой дисцип­лины... Для творцов науки важнее всего сам светильник, т. е. метод, освещающий дорогу, нежели пройденный уча­сток пути»\

20. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Ни одна теория не рождается без участия соответ­ствующего метода. И все же во взаимодействии теорети­ческих знаний и методов первичными оказываются те или иные объективные связи, отношения объективного мира, зафиксированные в человеческих знаниях».

21. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Метод — это та же теория, но повернутая своим острием на процесс дальнейшего познания и преобразо­вания мира».

22. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Метод — самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследо­вания. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет рабо­тать впустую и не получит никаких ценных, точных зна­ний».

23. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения:

«С непогрешимой достоверностью я различаю только свои ощущения, свои мысли и чувства, ни о чем другом я не имею такого отчетливого знания, как о порождениях собственной души — незримых для других психических продуктах».

24. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Мыслящий индивид не может расщепиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждениями».

25. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Поскольку психика — это особый, замкнутый в себе внутренний мир, особая духовная субстанция, не связан­ная с внешним миром, то ее познание возможно только единственным способом — внутренним зрением, интрос­пекцией».

26. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Объективный метод в психологии требует, чтобы объяснение субъективного как вторичного, производного шло из того объективного, что является по отношению к психике первичным».

27. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Все материальное, физическое, внешнее дано опос­редованно через психику, психические же переживания субъекта есть единственная первичная, непосредственная данность. И поэтому данные интроспекции абсолютно достоверны, безошибочны».

28. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Метод самонаблюдения, как один из наиболее ча­стных и специфических методов, имеет достаточно узкую, хотя и разнообразную, сферу применения. Его едва ли целесообразно использовать как самостоятельный метод. Вместе с тем он может быть эффективным дополнением и источником ценного материала в структуре психологи­ческого исследования в комплексе с другими методами... Ни один из психологических методов не гарантирует по­лучения совершенно достоверных и ценных научных дан­ных».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.028 с.)