Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В каком порядке появляются эмоцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С. 19. «Считаясь только с теми, которые обнаруживаются первоначальными, т. е. не могут быть связаны с предыдущим. Я ограничусь их простым перечислением с указанием их главнейшего характера... 1. Боязнь есть первая по времени эмоция, согласно единодушным наблюдениям. По Прейеру, она обнаруживается со второго дня. Однако факт, который он приводит, мне кажется скорее похож на удивление, чем на боязнь, в собственном смысле слова. Во всех случаях, по свидетельству того же автора, она весьма ясно будто бы обнаруживается через двадцать три дня. Дарвин предполагает, что она наблюдается только к концу четырех месяцев. Перэ — спустя два месяца. Этот последний склоняется к тому, что эта эмоция вызывается сначала слуховыми ощущениями, позднее зрительными. 2. Вслед за оборонительной эмоцией появляется наступательная — в форме гнева. Перэ наблюдал ее между двумя и четырьмя месяцами. Прейер и Дарвин к десяти; они понимают под этим истинный гнев, сопровождающийся сморщиванием бровей и другими очень точными симптомами (кажется, и криком и т. д.). Разумеется, время, указанное для каждой эмоции, не представляет чего-либо строго определенного; оно должно варьировать, сообразно с темпераментом ребенка и обстоятельствами. 3. Далее появляется эмоция нежного характера (привязанность). Некоторые авторы употребляют слово симпатия, которое, на мой взгляд, очень неопределенно. Она проявляется в своей основной форме выражения: в виде тенденции притяжения, искажения, соприкосновения....Вот из этого-то инстинкта должны позднее произойти сложные формы чрезвычайной важности, социальные и моральные эмоции. С боязнью, гневом и любовью мы остаемся в той сфере эмоций, которые свойственны животным, наравне с человеком, ибо даже нежные эмоции встречаются на довольно низкой ступени в мире животных, по крайней мере в форме материнской любви. Эти три эмоции носят очень ясно характер всеобщности. Теперь мы сделаем шаг, который нас ведет в область чисто человеческую. 4. На этой стадии замечается появление эмоций, связанных с личностью, с «я». До сих пор мы имели дело с индивидуумом, с существом, живущим с сознанием своей жизни, более или менее определенным; но дитя (обыкновенно в возрасте около 3-х лет, по крайней мере) начинает познавать себя самого как личность. Тогда появляются новые эмоциональные рефлексы, источник которых, за неимением лучшего термина, может быть назван себялюбием, эгоистичной эмоцией и которая передается двояким образом: отрицательным, в виде чувства бессилия, слабости, и положительным, в виде чувства силы, смелости. Это чувство полноты и обилия служит источником, из которого позднее развиваются многочисленные формы эмоций (гордость, тщеславие, честолюбие). Быть может, сюда нужно причислить также те, которые выражают избыток жизни: потребность в физической деятельности, игру во всех ее видах, любопытство или любознательность, потребность творить путем воображения или какого-либо дела. 5. Остается половая эмоция; она — последняя в хронологическом порядке; момент появления ее легко уловить, так как она дает о себе знать объективными физиологическими признаками. Ошибочно предполагать, что она может происходить из эмоции нежного характера или что последняя происходит из нее, как это иногда допускали. Наблюдение над фактами вполне опровергло это положение и указывает, что они не могут быть сведены одна к другой». С. 23. «В наивысших областях науки, искусства, религии, морали эмоция достигает своего последнего пункта развития. Можно не колеблясь, с уверенностью сказать, что эти высшие формы недоступны большому числу людей, — быть может, одному из ста тысяч или миллиона; другие же не ведают их или же, понаслышке, и то с трудом, догадываются об их существовании. Это — обетованная земля, куда вступают немногие избранные. В самом деле, чтобы испытать чувства высшего порядка, требуется существование двух условий: во-первых, способности постигать и понимать общие идеи; во-вторых, эти идеи не должны быть только пустыми формами сознания, но должны вызывать собою известные чувства, соответственные стремления. Если недостает одного из этих условий, то эмоции не получится. Что касается формулы эволюции в течение этого периода, то она очень проста: порядок развития эмоций находится в строгой зависимости от порядка развития общих идей; эволюция идей вызывает за собою эволюцию чувств. В этом пункте мы вполне сходимся с интеллектуалистами». ВЫГОТСКИЙ Л. С. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ. Т. 2. - М.: ПЕДАГОГИКА, 1982 С. 429. «В учении К. Бюлера показаны чрезвычайно интересные сдвиги в психологической «топике» эмоций, т. е. в том, какое место занимают эмоции по отношению к различным психическим процессам. ...Момент удовольствия сдвигается по мере развития ребенка, меняя свое отношение к тем процессам, с которыми он связан. Первой стадией удовольствия является переживание, т. е. конечное удовольствие....Эмоциональное переживание, которое лежит в конце инстинктивной деятельности... Вторая стадия, по Бюлеру, функциональное удовольствие. ...Ребенку доставляет удовольствие не столько результат, сколько самый процесс деятельности: здесь удовольствие переместилось от конца процесса к его содержанию, к самому функционированию. Третья стадия связана с предвосхищением удовольствия, т. е. с эмоционально окрашенным переживанием, возникающим в начале самого процесса, когда ни результат действия, ни само выполнение не являются центральным пунктом в целостном переживании ребенка, а когда этот центральный пункт сдвигается к самому началу. Такими особенностями отличаются процессы творческой игры, отгадки, решение какого-нибудь вопроса. Здесь ребенок с радостью находит решение, а затем выполняет то, что он нашел, но получение того, что он должен получить в результате действия, уже не имеет для него существенного значения. ...Эмоциональные процессы, как показывает исследование Бюлера, не оседлые, а кочевые в нашей жизни, они не имеют закрепленного, раз навсегда данного места». С. 452. «...Связь обоих процессов — воображения и мышления — с аффективными моментами, участие эмоциональных процессов в процессах мышления, то увидим, что как воображение, так и реалистическое мышление могут характеризоваться высочайшей эмоциональностью и между ними нет противоположности. И обратно: мы увидим, что есть такие сферы воображения, которые сами по себе вовсе не являются подчиненными логике эмоций, логике чувств». СЕЛЬЕ Г. СТРЕСС БЕЗ БОЛЕЗНЕЙ. - В СТ.: СТРЕСС ЖИЗНИ:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.67.228 (0.008 с.) |