Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В каком порядке появляются эмоции

Поиск

С. 19. «Считаясь только с теми, которые обнаруживаются первоначальными, т. е. не могут быть связаны с предыдущим. Я ограничусь их простым перечислением с указанием их глав­нейшего характера...

1. Боязнь есть первая по времени эмоция, согласно еди­нодушным наблюдениям. По Прейеру, она обнаруживает­ся со второго дня. Однако факт, который он приводит, мне кажется скорее похож на удивление, чем на боязнь, в соб­ственном смысле слова. Во всех случаях, по свидетельству того же автора, она весьма ясно будто бы обнаруживается через двадцать три дня. Дарвин предполагает, что она на­блюдается только к концу четырех месяцев. Перэ — спустя два месяца. Этот последний склоняется к тому, что эта эмоция вызывается сначала слуховыми ощущениями, позд­нее зрительными.

2. Вслед за оборонительной эмоцией появляется насту­пательная — в форме гнева. Перэ наблюдал ее между дву­мя и четырьмя месяцами. Прейер и Дарвин к десяти; они понимают под этим истинный гнев, сопровождающийся сморщиванием бровей и другими очень точными симпто­мами (кажется, и криком и т. д.). Разумеется, время, ука­занное для каждой эмоции, не представляет чего-либо строго определенного; оно должно варьировать, сообраз­но с темпераментом ребенка и обстоятельствами.


3. Далее появляется эмоция нежного характера (привя­занность). Некоторые авторы употребляют слово симпатия, которое, на мой взгляд, очень неопределенно. Она проявля­ется в своей основной форме выражения: в виде тенденции притяжения, искажения, соприкосновения....Вот из этого-то инстинкта должны позднее произойти сложные формы чрезвычайной важности, социальные и моральные эмоции.

С боязнью, гневом и любовью мы остаемся в той сфере эмоций, которые свойственны животным, наравне с че­ловеком, ибо даже нежные эмоции встречаются на до­вольно низкой ступени в мире животных, по крайней мере в форме материнской любви. Эти три эмоции носят очень ясно характер всеобщности. Теперь мы сделаем шаг, ко­торый нас ведет в область чисто человеческую.

4. На этой стадии замечается появление эмоций, свя­занных с личностью, с «я». До сих пор мы имели дело с индивидуумом, с существом, живущим с сознанием сво­ей жизни, более или менее определенным; но дитя (обык­новенно в возрасте около 3-х лет, по крайней мере) на­чинает познавать себя самого как личность. Тогда появля­ются новые эмоциональные рефлексы, источник кото­рых, за неимением лучшего термина, может быть назван себялюбием, эгоистичной эмоцией и которая передается двояким образом: отрицательным, в виде чувства бесси­лия, слабости, и положительным, в виде чувства силы, смелости. Это чувство полноты и обилия служит источни­ком, из которого позднее развиваются многочисленные формы эмоций (гордость, тщеславие, честолюбие).

Быть может, сюда нужно причислить также те, кото­рые выражают избыток жизни: потребность в физической деятельности, игру во всех ее видах, любопытство или любознательность, потребность творить путем воображе­ния или какого-либо дела.

5. Остается половая эмоция; она — последняя в хроно­логическом порядке; момент появления ее легко уловить, так как она дает о себе знать объективными физиологи­ческими признаками.

Ошибочно предполагать, что она может происходить из эмоции нежного характера или что последняя проис­ходит из нее, как это иногда допускали. Наблюдение над фактами вполне опровергло это положение и указывает, что они не могут быть сведены одна к другой».

С. 23. «В наивысших областях науки, искусства, рели­гии, морали эмоция достигает своего последнего пункта развития.

Можно не колеблясь, с уверенностью сказать, что эти высшие формы недоступны большому числу людей, — быть может, одному из ста тысяч или миллиона; другие же не ведают их или же, понаслышке, и то с трудом, догадываются об их существовании. Это — обетованная земля, куда вступают немногие избранные.

В самом деле, чтобы испытать чувства высшего поряд­ка, требуется существование двух условий: во-первых, способности постигать и понимать общие идеи; во-вто­рых, эти идеи не должны быть только пустыми формами сознания, но должны вызывать собою известные чувства, соответственные стремления. Если недостает одного из этих условий, то эмоции не получится. Что касается формулы эволюции в течение этого периода, то она очень проста:

порядок развития эмоций находится в строгой зависимо­сти от порядка развития общих идей; эволюция идей вы­зывает за собою эволюцию чувств. В этом пункте мы впол­не сходимся с интеллектуалистами».

ВЫГОТСКИЙ Л. С. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ. Т. 2. - М.:

ПЕДАГОГИКА, 1982

С. 429. «В учении К. Бюлера показаны чрезвычайно ин­тересные сдвиги в психологической «топике» эмоций, т. е. в том, какое место занимают эмоции по отношению к различным психическим процессам.

...Момент удовольствия сдвигается по мере развития ребенка, меняя свое отношение к тем процессам, с кото­рыми он связан. Первой стадией удовольствия является переживание, т. е. конечное удовольствие....Эмоциональ­ное переживание, которое лежит в конце инстинктивной деятельности...

Вторая стадия, по Бюлеру, функциональное удовольствие.

...Ребенку доставляет удовольствие не столько резуль­тат, сколько самый процесс деятельности: здесь удоволь­ствие переместилось от конца процесса к его содержа­нию, к самому функционированию.

Третья стадия связана с предвосхищением удоволь­ствия, т. е. с эмоционально окрашенным переживанием, возникающим в начале самого процесса, когда ни резуль­тат действия, ни само выполнение не являются централь­ным пунктом в целостном переживании ребенка, а когда этот центральный пункт сдвигается к самому началу.

Такими особенностями отличаются процессы творчес­кой игры, отгадки, решение какого-нибудь вопроса. Здесь


ребенок с радостью находит решение, а затем выполняет то, что он нашел, но получение того, что он должен по­лучить в результате действия, уже не имеет для него су­щественного значения.

...Эмоциональные процессы, как показывает исследо­вание Бюлера, не оседлые, а кочевые в нашей жизни, они не имеют закрепленного, раз навсегда данного места».

С. 452. «...Связь обоих процессов — воображения и мыш­ления — с аффективными моментами, участие эмоцио­нальных процессов в процессах мышления, то увидим, что как воображение, так и реалистическое мышление могут характеризоваться высочайшей эмоциональностью и между ними нет противоположности. И обратно: мы уви­дим, что есть такие сферы воображения, которые сами по себе вовсе не являются подчиненными логике эмо­ций, логике чувств».

СЕЛЬЕ Г. СТРЕСС БЕЗ БОЛЕЗНЕЙ. - В СТ.: СТРЕСС ЖИЗНИ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.234 (0.008 с.)