Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдение и созерцание с точки зрения феноменологического метода

Поиск
НАБЛЮДАТЬ (видеть) СОЗЕРЦАТЬ (смотреть)
(содержание) (содержание)
точно знать, что фиксировать и знать, как это делать обосновывать для себя его необходимость без цели не фиксировать процесс смотрения, раствориться в нем отдаться чувствам, впечатлениям
планировать заранее без предварительно плана
отслеживать выполнение плана без рефлексивного самоконтроля
описывать результаты, находить критерии описания, обобщать его в слове результат — это новые переживания
(результат) (результат)
протокол с фиксированной датой, точным временем, описанием объекта наблюде­ния обогащение феноменологического поля, интуиции, переживаний, картины мира
параметров наблюдения, их изменения и в примеча­нии — наблюдатель-иссле­дователь, который а) вклю­чен в процесс, б) вне его полная включенность, растворение в объекте, сопричастность ему и со­переживание
       

 

АППЕРЦЕПЦИЯ: через интуитивно поставленную задачу и случайное наблюдение может осуществить связь процессов наблю­дения и созерцания

Понятие апперцепции*

«Понятие апперцепции — это одно из тех понятий, которое в психологии имеет длинное прошлое, которое несомненно имеет огромное значение для течения всех психических процессов, но которое в то же время разны­ми психологами понималось различным образом, так как выдвигались на первый план то те, то другие стороны процесса апперцепции.

* Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная — Л 1925 -С. 89-90.


Для того чтобы дать вам представление о том, что такое апперцепция, я приведу пример. Положим, вы слушаете лекцию; речь идет о каком-то сложном материале, кото­рый мало вас затрагивает, который ничего не объясняет из вашей прошлой жизни, не стоит в связи с вашими ин­тересами. Вы воспринимаете далеко не все, думаете о по­стороннем, не сосредоточиваясь на этом предмете. Но вдруг лектор начинает говорить о близком вам предмете, кото­рый всегда вас интересовал, о котором вы сами думали. Вы сразу превращаетесь в слух и каждое слово лектора воспри­нимаете очень ясно и отчетливо, вы сосредоточиваете все ваше внимание на выслушивании слов лектора и на стара­нии уяснить их. Психологи скажут, что вначале процесс протекал без участия апперцепции, а во втором случае мы имеем право говорить о наличности апперцепции.

Итак, чем характеризуется процесс апперцепции? Во-первых, — большей яркостью, живостью и отчетливос­тью воспринимаемых впечатлений; в этом отношении ап­перцепцию можно отождествить с сознательностью или с вниманием. Во-вторых, — большей напряженностью, большей активностью; в этом отношении процесс ап­перцепции приближается к волевому усилию. В-третьих, вы воспринимаете апперцептивно то, что вас больше зат­рагивает, интересует, больше касается вашего «я»; в этом смысле процесс апперцепции является теснейшим обра­зом связанным с личностью. Как я вам обрисовал, про­цесс апперцепции в этом смысле является действитель­ным отражением вашей личности, потому что, зная, чем интересуется данный человек, вы до некоторой степени можете заключить о том, что такое он из себя представ­ляет. Таким образом, об апперцепции мы можем гово­рить в тех случаях, когда в психическом про­цессе активно участвует наше «я», ядро нашей личности, благодаря чему и самый процесс становится ярче и интенсивнее.

Процесс апперцепции часто получал в старой психо­логии чисто метафизическое освещение — как явление чистой активности личности и т. п.

Реалистически же понятый процесс апперцепции яв­ляется выражением того, что накопленный личностью и окрашенный ее интересами опыт всегда так или иначе участвует в психической деятельности личности.

С этой точки зрения ни один из актов поведения чело­века не является чисто пассивным: он всегда включает в

себя наряду с накоплением нового опыта и воздействие старого опыта на восприятия и реакции человека.

Это и может быть в тесном смысле названо апперцеп­цией. Этим я пока ограничусь по вопросу об апперцеп­ции, так как впоследствии нам еще придется к нему вер­нуться».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.009 с.)