Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод ролевой персонификации

Поиск

Похож на метод самоидентификации, однако инструк­ция другая: «Предположим, что вы втроем проводите где-то вечер. Что это может быть за место? Как будут разви­ваться события? Как поведете себя вы? Как поведут себя другие?» Можно использовать и множество других усло­вий и ситуаций, что предоставит испытуемому большую свободу в ответах.

Совмещенный метод полного контекста с методом ролевой персонификации

Карточки с написанными на них названиями элемен­тов раскладываются на столе перед испытуемым, и ему предлагается рассортировать их на группы. После этого в каждую группу помещается карточка «я сам», и экспери­ментатор задает те же вопросы, что и при использовании

метода ролевой персонификации. Примерная форма воп­роса может быть следующей: «Предположим, что вы дол­жны провести вечер с этими людьми. Что при этом, ско­рее всего, произойдет?» и т. д.

...Можно выявить субъективное видение человеком сво­его взаимодействия с другими людьми и взаимодействия других людей между собой. Именно в ходе такого разгово­ра исследователь может подметить те реальные конструк­ты, которые использует данный человек.

ЛАЗУРСКИЙ А. Ф. ОЧЕРК НАУКИ О ХАРАКТЕРАХ. — СПБ., 1908. — С. 333 — 351

ПРОГРАММА № 1 (РУКОВОДЯЩАЯ)

I. ощущение. восприятия. Острота восприятии. Обилие и богатство их. Точность восприятии.

II. память. Запоминание. Сохранение в памяти. Способ­ность узнавания. Легкость воспроизведения. Точность вос­произведения. Преобладание одного из видов памяти (па­мять материальная и формальная). Тип воспроизведенных представлений. Способность точно локализировать воспро­изведенные представления.

III. ассоциации. Обилие или бедность ассоциаций. Раз­витие внешних ассоциаций. Развитие внутренних ассо­циаций.

IV. внимание. Легкость привлечения внимания. Сила его сосредоточения (отвлекаемость). Развитие произвольного (активного) внимания. Устойчивость или неустойчивость внимания. Его объем.

V. мышление. Наклонность к составлению суждений. Правильность, обоснованность суждений. Их субъективность или объективность. Большая или меньшая способность к отвлечению. Широта или узость понятий. Способность к умо­заключению. Наклонности к анализу и синтезу. Наклонность к индукции и дедукции.

VI. речь. Обилие словесных образов. Преобладающий тип их. Легкость сочетания словесных образов. Связь представ­лений и понятий с их словесными обозначениями.

VII. воображение. Способность к образованию новых представлений и их комбинаций. Богатство или бедность воображения. Живость, яркость его. Степень реальности новообразованных представлений.

VIII. ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ УМСТВЕННОЙ СФЕРЫ. БыстрО-та или медленность умственных процессов. Преобладание сознательных или бессознательных психических процес-


сов. Преобладание внешних восприятии над внутренними или обратно. Наличность или отсутствие направляющих идей в умственной сфере. Умственная утомляемость. Ум­ственная упражняемость (привыкание).

IX. настроение и аффекты. Преобладающее настроение. Постоянство или изменчивость настроения. Способность испытывать радость и горе. Наклонность к гневу. Наклон­ность к испугу. Наклонность к страху или ее отсутствие (различные виды страха).

х. чувства, зависящие от контраста. Чувство удивле-ния. Интерес ко всему новому.

XI. ЧУВСТВА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ. Низшие органические чувства. Забота о благосостоянии своей личности. Забота о своем превосходстве над други­ми (самолюбие). Чувства, связанные с оценкой собствен­ной личности.

хи. чувства по отношению к другим людям. Родствен­ные привязанности. Чувство симпатии (различные виды симпатии). Общественные чувства.

XIII. высшие идейные чувствования. Интеллектуаль-ное чувство. Эстетическое чувство (различные его виды). Нравственное чувство, религиозное чувство (степень их развития и характер проявлений).

XIV. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. Воз-будимость чувствований. Их сила, интенсивность. Их про­должительность, устойчивость. Обилие или бедность вне­шних проявлений чувства. Влияние чувств на умственные и волевые процессы.

XV. движения. Обилие или бедность движений. Их быс­трота или медленность. Их сила или слабость. Степень ко­ординации сложных движений. Двигательная утомляемость. Двигательная упражняемость.

XVI. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ. ПРОЦЕСС ВЫБОРА. Сила ИЛИ сла-бость желаний и влечений. Наклонность к борьбе мотивов. Быстрота выбора. Наклонность к обсуждению мотивов. Способность к принятию решений. Устойчивость приня­тых решений. Ясность, определенность желаний и реше­ний. Систематичность сложных действий.

xvil. сознательное волевое усилие. Степень развития руководящих идей и стремлений. Способность к внутрен­ней (психической) задержке. Способность к физической (психомоторной) задержке. Способность к положительному волевому усилию. Большая или меньшая продолжитель­ность волевого усилия. Степень сопротивляемости внешним влияниям (различные ее виды).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.01 с.)