Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парусно-гребные корабли новых типов.

Поиск


Параллельно с парусными кораблями в 16-м - 18-м веках продолжали развиваться и гребные, но уже совершенно непохожие на классические "плоские" галеры. Часто новые гребные суда продолжали называться галеасами. Но "галеас" в адекватном переводе означает: "галерище" - очень большое гребное судно. Это название до 18-го века часто применялось к любым большим гребным судам, в том числе к гигантским галерам и шебекам.
Гигантские галеры действительно были гигантскими, - до 1800 тонн весом. От классических галер их отличали не только размеры, но и совершенно иное устройство, - это были многопалубные артиллерийские галеры. Корпус они имели похожий на корпуса парусных кораблей того времени только более узкий и вытянутый. Кроме того, там где у парусников располагалась нижняя пушечная палуба, у галер была весельная палуба. Весел имелось до 50 на борт, а на каждом сидело по 4 человека, - всего гребцов могло быть 400. Кроме гребцов на борту могло находиться еще 150 моряков и 250 морских пехотинцев. Пушек было до 70 штук, что вполне соответствовало стандартам линейного корабля, которому такая галера и соответствовала по водоизмещению. Вот только это были слабые пушки, - почти исключительно 12-ти фунтовые. На 1800-тонных галерах было и немного 24-х фунтовых, но обычно они (гигантские галеры) были не настолько гигантскими. Проблема была даже не в том, что нижняя, самая подходящая для мощных пушек, палуба была занята, а в том, что отсутствие на ней тяжелых пушек смещало центр тяжести судна вверх. Следовательно и на верхних палубах можно было разместить меньше груза. Корпус такого корабля также пробивался 12-ти фунтовыми ядрами с близкой дистанции.
Парусное вооружение гигантской галеры не уступало таковому у чисто парусного корабля, но гребной движитель был неэффективен, - учитывая снижение КПД, можно сказать, что удельная мощность у гигантской галеры была в 10 раз хуже, чем у греческой триремы, в 7, чем у русской скампавеи и в 5, чем у римской пентеры. С другой стороны, корабль способный двигаться и маневрировать в ситуации, когда другие оказывались совершенно беспомощны, имел огромное преимущество. Но гигантские галеры были еще и очень дороги в производстве и эксплуатации, так что в Испании, Англии и Франции их строили единицами.
Более функциональным парусно-гребным судном нового поколения была шебека. Здесь конфликт между необходимостью разместить в несколько ярусов пушки и найти место для весел решался иначе, - в центре корабля оставлялась низкая гребная палуба, на носу и на корме оставались надстройки, в которых и размещалась артиллерия. Водоизмещение шебеки составляло 450-850 тонн, а вооружена он был 24-мя - 36-ю орудиями, включая 4 фальконета и до 8-ми 24-х фунтовых пушек на самых больших шебеках. Вооружением и защитой шебека также уступала тяжелым фрегатам, которым приблизительно соответствовала по стоимости, но во многих случаях имела превосходство в независимости от ветра. Шебека называлась шебекой в России и Турции. В Швеции называлась гемамом, а в других странах барколоном или галеасом. Знаменитый капитан Кидд (знаменитый тем, что умудрился осуществить пиратский захват вверенного его же командованию судна) плавал (или, как выражаются моряки, - ходил) на шебеке.
Гребной движитель шебеки состоял из 40-ка (20-ти на борт) 2-х или 3-х местных весел. Удельная мощность оказывалась еще хуже, чем у гигантской галеры, - весла шебеке служили почти только для маневрирования. Специальных гребцов не имелось, экипаж, насчитывавший до 350 человек выделял их из своего числа. Парусно-гребные корабли новых типов имели океанскую автономность, а шебеки, к тому же и отличную скорость под парусом. Важно также отметить, что, как и у парусников, абордаж не был уже назначением этих судов.

Брандеры.


Способом уничтожения кораблей на стоянке были брандеры. В брандер мог быть превращен любой военный или торговый корабль, если своим владельцам он был без надобности. Экипаж из нескольких человек выводил его на позицию, закреплял штурвал, поджигал фитили и сваливал на шлюпке. Фитили вели к бочкам с порохом, кроме того на брандер загружались любые горючие материалы, которые удавалось достать, - главным образом это были пакля и смола, которых во флотских запасах имелось немеряно. Сталкиваясь, или просто проходя мимо вражеского судна, брандер перепутывался с ним своим такелажем и останавливался. Это, кстати, означало, что брандер не мог быть слишком мал, - а то не достал бы своими реями до вражеских снастей, да и не должно было по идее такое судно топиться единственным выстрелом из фальконета. Когда фитили догорали - брандер взрывался разбрасывая тюки горящей пакли. Так он мог поджечь даже несколько кораблей. Для того, чтобы обезвредить брандер его надо было отпутывать и оттаскивать баркасом. Или добровольцы спускались на него, чтобы найти и погасить фитили. И то и другое требовало времени и способности организовано действовать в кризисных ситуациях. Одного либо другого обычно не хватало.
Однако, атака брандером могла иметь успех только против врага не ожидающего нападения. Обычно на стоянке в угрожаемом районе пушки самых мощных кораблей были наведены на вход в бухту и готовы к выстрелу. С моря стоянку мог прикрывать корабль ни какими якорями не привязанный. Кроме того, уже тогда были известны боны из бревен скованных цепями. Кстати, еще византийская "цепь" перегораживавшая по преданию Босфор, наверняка представляла собой боны из бревен, - они были прочнее, дешевле и эффективнее, чем цепь из металлических колец, а главное, в отличие от такой цепи, боны могли существовать реально.
Реже брандерная атака производилась толпой парусных лодок, каждая из которых управлялась двумя смертниками. Подойдя к борту вражеского судна, экипаж брандера крепил лодку к нему подручными средствами (крюком за край порта или еще как-то), поджигал фитиль и спасался вплавь. Понятно, это не прокатывало если противник высыпал на палубы с мушкетами или хотя бы с пустыми бутылками в руках. Обычно, такое старались устроить ночью или в тумане. Но и просто эффективность плавучих мин такого размера была недостаточной, - черный порох в деревянной бочке был очень сомнительным взрывчатым веществом. Больше - дымо- и звукообразующим. Бомба такого устройства ныне называется "взрывпакет". Другой вопрос, если порох загорался в трюме судна, давление быстро подскакивало до такой степени, что корабль лопался как мыльный пузырь.
В общем, - если команда считала ворон (или чаек), враги изыскивали способ уничтожить корабль.

Транспортные корабли.


Торговые корабли в те дремучие времена обычно бывали вооружены. Собственно, до середины 19-го века без оружия уважающее себя судно в море не появлялось. Однако, на торговых кораблях пушек было намного меньше, чем на военных. Прорезание портов в бортах снижало живучесть судна, а установка пушек на верхней палубе снижала остойчивость, так что на кораблях, от которых требовалась способность преодолевать огромные водные пространства череватые тяжелыми штормами, имелось только несколько фальконетов на надстройках, - испанские и португальские галеоны (нао) были не вооружены, - море казалось страшнее пиратов.
Не велик, обычно, был и размер корабля, - что в 16-м, что в 18-м веке, большинство имело водоизмещение 50-200 тонн, совершенствовалось только парусное вооружение, так как скорость оборота капиталов была прямо пропорциональна скорости судна. Вооружение 200 тонной шхуны могло состоять насчитывать до дюжины пушек, в том числе могло быть 6-8 12-ти фунтовых. Очевидно, что с таким вооружением она была бы безопасна от пиратов, - сосчитав порты они поняли бы, что груза на ней быть не может и не стали бы домогаться. Чаще вооружение такого корабля насчитывало от одной до десяти пушек калибром менее 12-ти фунтов, то есть из фальконетов. Если же 12-ти фунтовки и были, то смотрели они назад - в направлении вероятного подхода противника. Иногда, если пушка была одна, она устанавливалась на тумбе в центре корпуса. Но это не могла быть пушка сильнее 8-ми фунтов. Даже и под шестифунтовую пушку тумба на небольшом корабле представляла собой бревно проходящее через все палубы и соединенное с килем, - отдача обычных морских пушек амортизировалась канатами, но пушка на тумбе давала резкую отдачу, причем имела солидный рычаг. Огневая мощь не превышала одного фунта на 6-7 тонн. Обороняясь, торговый корабль стрелял преимущественно по парусам. Так же действовали и пираты. В любом случае, пушки торгового корабля не могли иным способом предотвратить абордаж.
Экипаж небольшого торгового судна мог насчитывать от нескольких до 20-30 матросов и больше. Чем меньше было народу, тем меньше денег уходило на найм, тем меньше требовалось брать припасов, но 7-10 человек не всегда могли достаточно долго противостоять стихии, да и оборонять корабль они практически не были способны. Когда Колумб отправлялся открывать неизвестные земли, он нанял экипажи максимальной численности.
Достаточно распространены были и корабли большего размера, - тонн 500-1000. То есть, достигающие размеров тяжелого фрегата. Более легкий корпус позволял взять больше груза, но у испанских галеонов корпус как раз был бронирован, - не столько для защиты от ядер, сколько для большей живучести во время шторма. Это было второй причиной, по которой галеон не нес серьезной артиллерии. Другие же корабли этих размеров, сделанные из сравнительно дешевого дерева и имеющие борта толщиной 5-10 сантиметров, вооружались основательно, - количество 12-ти фунтовых пушек могло достигать 10-ти - 16-ти. Такой купец вполне мог сопротивляться легкому фрегату, - при достаточной выучке экипажа, и в первую очередь капитана. Экипаж насчитывал 50-100 человек. Не считая пассажиров. На галеоне, кстати, всегда был отряд солдат, как и на любом корабле перевозившем ценный груз. Они защищали его от расхищения матросами.
Очень редко встречались торговые корабли водоизмещением до 2000 тонн и больше. Такие гиганты появились уже в 16-м веке, но даже в конце 18-го их было мало. Вооружались они не сильнее, чем корабли среднего размера, а в 18-м веке вооруженность торгового флота стала снижаться, - пиратов становилось меньше.

Пиратские корабли.


Подвиги пиратов несколько преувеличиваются массовой культурой. Суть в том, что из всей этой братии на крупные операции отваживались только Дрейк и Морган, - но они в тот момент состояли на тайной или явной службе Ее Величества, снаряжали корабли и нанимали людей за счет Англии. Короче, имели крышу. Остальные, "дикие", пираты грабили по мелочи, - деревни (носившие иногда до удивления звучные названия), торговые корабли. Их разбой наводил на испанцев такой ужас, что они однажды послали целый фрегат захватить Тортугу и перебить пиратов. Что и было сделано десантом в 200 человек. Но потом Тортугу испанцы оставили, так как Франция сказала, что западло захватывать чужие острова. Действительно, Франция была сильнее, и испанцам стало стыдно.
Любимым оружием пиратов был мощный фитильный мушкет, чем тяжелее - тем лучше. Мушкет все-таки стрелял вдвое дальше аркебузы, что было важно при перестрелке между кораблями, кроме того, от его пуль трудно было укрыться за надстройками, - тяжелая пуля не столько пробивала, сколько проламывала самые толстые доски. Для рукопашного боя предназначалась короткая абордажная сабля-кортик. Такое же оружие имелось и у законопослушных моряков.
"Серебряный флот" редко прорывался в Кадис без боя, - но к пиратам это отношения не имело, - галеоны стремились захватить регулярные флоты европейских государств. Обычно они нападали уже у берегов Испании. Галеоны ходили по Карибскому бассейну по одному и без эскорта, но даже и так редко становились добычей пиратов. Хотя Дрейк захватил даже два галеона. Но это был Дрейк.
Обычный пиратский корабль имел водоизмещение 150-200 тн, и экипаж из 150-200 человек. Пушек иногда не было вовсе, так как обстреливать "купца" пираты опасались, - вдруг потонет? Но чаще несколько пушек имелось. Собственно, вооружением и оснасткой стандартный пиратский корабль, соответствовал небольшому торговому кораблю того времени, - коим и являлся обычно при рождении. Таких в карибском море в 16-м-17-м веках одновременно обычно имелось около десятка. Иногда, если корабль погибал на рифах, пираты сами строили себе другой. Очень редко, почти исключительно у "пиратов на службе", были корабли специальной постройки, - в бортах быстроходной яхты прорезались порты для нескольких мощных пушек.
Основным тактическим аргументом пиратов был подавляющий численный перевес при абордаже,- обычно в 5-10 раз, что делало сопротивление команды бесполезным, даже если она имела преимущество в высоте. Пиратский корабль легко захватывал приблизительно равное ему судно, - если мог догнать. Крупные торговые корабли со сравнительно сильными пушками и многочисленной командой считались достаточно безопасными. Однако, пираты иногда действовали группами по несколько вымпелов.
Случаи, когда в руках пиратов оказывались военные корабли можно пересчитать по пальцам. Кажется, в 16-м веке, пиратами был захвачен испанский 10-ти пушечный шлюп, потом, в 1602 году голландские пираты угнали находившийся в доке 64-х пушечный линейный корабль и продали его в Алжире. Потом, еще Кид захватил свой собственный корабль. На самом деле, если к пиратам попадала стоящая посудина, - они ее просто продавали, как добычу. Даже Дрейк совершал свои рейды во главе эскадры небольших кораблей гражданского типа, - предпочтительно там, где встреча с испанским флотом была исключена. Другой вопрос, что однажды он ворвался даже в Кадис, - но, как уже отмечалось выше, - это был Дрейк.
Обычно, капитаны пиратских судов имели каперские патенты от какого-либо государства. Любопытно, что каперскими патентами торговал и Иван Грозный, - так он натравил 7 датских кораблей разбойничать на Балтике во время Ливонской войны. Флотилия развалилась, когда у России не оказалось порта, где бы датчане могли ремонтировать корабли и сбывать трофеи.
Сложность с учетом пиратских подвигов в Карибском море связана с тем, что грань между пиратами, моряками с торговых кораблей и военными моряками была необычайно тонкой. По большому счету, кроме пиратов, тогда по морям ни кто и не плавал. Судно везущее ценный груз боле всего рисковало быть захваченным собственным экипажем, а не абордажем с чужого корабля. Да и пиратские фрегаты существовали на самом деле, - это были английские, французские, голландские и испанские военные корабли, капитаны которых считали хорошей идеей поправить свои дела путем грабежа иностранных судов. Мало ли, что войны нет, - может и есть, - Европа далеко, не возможно знать кто там и с кем сейчас воюет. Опять же и торговый корабль с пустыми трюмами не упускал случая напасть на посильную добычу. На Тортуге и в Порт-Ройяле находились крупнейшие пункты скупки краденого, - ни кто не спрашивал, откуда товар.
Такой беспредел на море наблюдался до начала 18-го века, пока европейские державы не пришли к выводу, что торговать выгоднее, чем грабить, и приняли законы затрудняющие сбыт пиратской добычи. Военное пиратство прекратилось, а "дикие" пираты отправились искать счастья на Индийский и Тихий океаны.
Корабли пиратов 18-го века, действовавших на Индийском океане, были более крупными, - до 250-300 тонн, и лучше вооружены. На Карибском море пираты грабили прибрежные деревни и мелкие корабли, но в новых условиях столь легкой добычи не имелось, - корабли рассчитанные на путь из Индии в Европу, вокруг Африки, все как на подбор были не мелкими, - меньше 200 тонн попадались редко. Соответственно, и пиратам приходилось использовать более крупные корабли. Лучше были вооружены и сами пираты 18-го века, - почти у всех были мушкеты или пистолеты. У карибских пиратов огнестрельного оружия было мало.

В 17-м - 18-м веках наиболее употребительным оставалось холодное оружие, именно оно вызывало от 70 до 90% всех боевых потерь. Исход сражения в ту эпоху все еще решался в рукопашной схватке. Так что, по-моему, есть смысл уделить некоторое внимание этому оружию.


1. Железные сплавы. Металлургия.


Вопрос о металлургии приходится затронуть, так как прежде чем вести речь об оружии (по большей части железном), придется установить терминологию для описания того рода железа, из которого оно было сделано.
Прежде всего надо сказать, что до 18-го века включительно каменный уголь в металлургии не использовался - из-за высокого содержания вредных для качества продукта примесей, - в первую очередь, - серы. Устранять их тогда коксованием не умели. Эта технология появилась в Англии в 1735 году, а в других странах только в 19-м веке. Собственно, в 17-м веке уголь и добывался только в Англии и Китае - и то, для бытовых нужд. Так что, уже само по себе то, что в игре уголь - один из основных ресурсов, достаточно забавно. В качестве же источника самого железа мог использоваться как качественный магнетит, так и песок (или даже болотная жижа) с небольшим содержанием окиси железа. Найти подобный ресурс в количестве необходимом для кустарной кузницы проблемы не составляло - такое железо имелось везде (даже викинги, высадившись в Америке, сразу начали разработку какой-то лужи). Но для вооружения многочисленной армии такие методы не подходили, так что Петру Великому в первую голову пришлось организовать в России разработку настоящих руд. Сам процесс выплавки железа я описывать не стану (за экономией места), но скажу, что он был мучительным для всех действующих сторон, - как для кузнеца, так и для руды, - извлекалась лишь малая часть железа, которое к тому же в процессе проковки на 80-90% окислялось обратно. Соответственно, то немногое что оставалось, ценилось очень высоко.
Смешав в различных пропорциях руду и древесный уголь и основательно поработав кувалдометром, кузнец для начала мог получить два рода сплавов железа (как химического элемента) с углеродом, а именно, мягкое и ковкое железо и твердую, но хрупкую сталь. Представление о первом материале можно получить посмотрев на гвоздь. Чем являлась тогдашняя "сталь" можно понять на примере напильника. Впрочем, сейчас уже мало осталось напильников разбивающихся при падении на каменный пол. Были конечно и переходные формы металла, из которых можно было изготовить, например, ломающиеся гвозди и гнущиеся напильники. Но такие изделия не пользовались спросом. Фокус, таким образом, заключался в том, что ни железо, ни сталь сами по себе для изготовления оружия не годились. Из стали можно было сделать средних размеров нож или топор (типа "колун"). Для того, что бы изготовить, например, меч, приходилось делать бутерброд из двух пластин железа, между которыми закладывалась стальная пластина. При заточке мягкое железо стачивалось и появлялась режущая кромка из стали. Еще проще было приварить стальное лезвие к железному обуху, - но такой тесак или топор приходил в полную негодность после стачивания стальной части. Реже, железный сердечник оковывали сталью снаружи. Такое оружие, сваренное из нескольких слоев с разными механическими свойствами, называлось сварным. Общими недостатками этой технологии являлись массивность и недостаточная прочность изделий. Сварной меч весил не менее 6-ти килограммов и не мог пружинить, вследствие чего неизбежно ломался или гнулся при ударе о непреодолимую преграду. Профессия "оруженосец" возникла не случайно, - было что и зачем подносить своему сюзерену.
В принципе, достаточно очевидно, что свойства изделия улучшались по мере того, как увеличивалось количество и разнообразие слоев металла. С того момента, как оно достигало нескольких десятков (лучше, нескольких десятков тысяч), изделие приобретало принципиально новое свойство - упругость. Это означало, что меч можно сделать тонким и легким, - он уже не сломается при ударе, а спружинит. Острота режущей кромки достигалась за счет того, что при заточке на поверхность всегда оставались только самые твердые волокна. Такой материал назывался дамаском, или "дамасской сталью", ибо дикие европейцы впервые увидели такие мечи у арабов во время крестовых походов. Технология эта возникла в Азии за долго до нашей эры, имелась (в примитивной форме) в Европе еще в эллинистический и римский периоды, но потом была утрачена. Снова упругую сталь научились делать в Европе только с 16-го столетия (хотя эксперименты проводились с 12 века, - но массовое производство наладить не удавалось), а средневекового арабского уровня достигли только в 18 столетии. Приблизительно в эти же сроки с дамаском познакомились и японцы. Громкая слава японских катан разнеслась только благодаря американскому кинематографу. Во время второй мировой войны американцы столкнулись с этими мечами (штатным оружием японских офицеров) и их способность перерубать ствол винтовки врезалась в память американским солдатам. Но ствольная сталь - мягкая (хотя на ощупь это и не чувствуется), а златоустовские и золингеновские сабли были не хуже, и появились раньше. Вообще, классический образ японского самурая сформировался только в 18-м веке.
В России дамаск был известен еще в домонгольский период, и назывался булатом. Однако, мастеров способных делать такое оружие было не много. Другим недостатком технологии был большой расход материала. Уже готовые железо и сталь теряли 85% веса, пока превращались в дамаск.
Проблемой древних металлургов было то, что расплавить железо они не могли. Температура плавления железа обратно пропорциональна содержанию в нем углерода, так что плавить в средневековье могли только чугун. Да и то, первые доменные печи появились в Европе на рубеже 15-16 веков. Упругие же свойства сталь приобретает при возникновении в ней кристаллической структуры, что возможно только при медленном застывании расплава. Собственно, сварная и дамасковая технологии имитировали этот эффект, на макроскопическом, так сказать, уровне. Однако, древние мастера не могли знать, что достичь температуры плавления железа их средствами заведомо не возможно, - знакомые им металлы, - медь, олово, золото, - плавились отлично. Двигаясь в этом направлении, еще в начале первого тысячелетия до нашей эры древние индусы умудрились добиться правильной кристаллизации при сравнительно низких температурах. После того, правда, как изобрели доменные печи, стали применять в металлургии графит и сделали еще ряд выдающихся открытий. Их метод, - тема для отдельной статьи, но изгильнуться им пришлось сильно. Полученная по их технологии сталь превосходила все, что удавалось создать до середины 19 века и называлась булатом. Производство булата из-за сложности технологии было налажено в немногих местах, - главным образом в Индии, - только здесь в промышленных масштабах. Какое-то время булат производили в Ассирии или Вавилонии (не установлено), и в не очень значительных объемах - в Китае.
Тайна булата была раскрыта цивилизованному человечеству русским исследователем Аносовым только в 1830 году. Однако, очень скоро после этого были разработаны более совершенные технологии получения стали сочетавшей твердость и упругость.
Индийские заводы энергично работали на экспорт, но не могли производить эту сталь в объеме необходимом для вооружения армий всего мира. Индийский булат почти не попадал в Европу, почти целиком оседая в Азии, в свете этого может быть, что панические донесения римских войск, о парфянском оружии, которое "ни чем не пробивается, но само все пробивает", имело под собой кроме эмоциональной, еще и материальную основу.
В целом же, даже самое заурядное железо стоило дорого. Когда описывают вооружение какого-нибудь варяга, обязательно забывают упомянуть, что имеют в виду оружие вождя, откопанное в его кургане. Варвары попроще, которым курганы не полагались, не имели ни доспехов, ни мечей (даже сварных). Каменные топоры в Западной Европе употреблялись как боевое оружие вплоть до 11-го века, костяные наконечники для стрел - до 14-го.
Характерно, что в период расцвета, в 13-м веке Новгород выставлял ополчение в кольчугах и шлемах (8000 человек, при том, что во все Европе того времени не набралось бы и 50000 таких комплектов вооружения, причем существенно худшего качества), и еще нанимал профессиональную кавалерию в полном вооружении (половину от того, что могли собрать Священная Римская Империя или Франция, - и лучше вооруженных). А после экономического упадка, в 14-15 веках новгородский ополченец выступал в поход только с топором и луком. Иметь по 20-30 килограммов железа на каждого воина могли позволить себе очень не многие народы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.77 (0.013 с.)