Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Абсолютно хороший и абсолютно плохой объектСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
рис. 1
Первым репрезентантом становится образ собственного Я (Селф) с неограниченным абсолютным стремлением к удовлетворению. Объект наделяется неограниченной возможностью дать это удовлетворение. На этом этапе объект – абсолютно хороший, т.к. идеализированное собственное Я зависит от обладания и доступности абсолютно хорошего объекта. Однако реальный объект не может быть абсолютно хорошим. Фрустрация с его стороны неизбежна. Это угрожает существованию объекта и дифференциации. Х. Хартманн считал, что существует витальная потребность психики в дифференциации, и ребенок защищается от фрустрации, расщепляя представление об объекте как об абсолютно хорошем или абсолютно плохом. Такое расщепление позволяет быть более независимым от восприятия реального объекта (матери). На этапе первичной дифференциации психика ребенка обладает двумя наборами объектных представлений и материнский объект колеблется от абсолютно хорошего до абсолютно плохого образа.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ СТРУКТУР Функции эго. Насколько часто употребляется этот термин, насколько самоочевидным и понятным он кажется вначале, настолько сложным, неоднозначным он становится, когда мы пытаемся дать ему чёткое определение. Ещё З. Фрейд ввёл это понятие в психоанализ, и, казалось бы, его формулировками мы и должны пользоваться. Но кто возьмётся дать единое определение ЭГО по З.Фрейду? При ближайшем рассмотрении эта проблема окажется довольно сложной. Современные исследователи подсчитали в скольких различных смыслах использовано З. Фрейдом понятие ЭГО в Стандартном издании. 27 различных смыслов!!! З. Фрейд создавал свои определения психических систем, не вводя каких-либо чётких критериев для дифференциации их друг от друга. Его определения недостаточно чёткие и содержат противоречивые положения. Он писал: «Для нас ЭГО является концепцией другого порядка. Это субструктура психики, которая определяется по своим функциям». Х. Хартманн предложил для создания более точных формулировок при определении трех субструктур принимать в качестве критерия относящиеся к ним функции. Он считал, что психические структуры определяются с помощью функций, которые они выполняют: Функции Ид выстраиваются вокруг базисных потребностей человека и стремления к удовольствию, Функции Супер-эго – вокруг моральных требований, формирования идеалов и ценностей. Функции Эго – вокруг отношений с реальностью. Эго, как субструктура личности определяется набором основных функций: · обеспечение репрессивно-оппозиционного отношения к Ид, · формирование характера человека, · организация психической жизни (интеграция и дифференциация). ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭГО З. Фрейд выделил 2 фактора развития Эго: 1. Влияние влечений. 2. Влияние внешней реальности. Постоянный поиск компромиссов в борьбе этих двух титанов приводит к всё большему и большему усложнению психического аппарата. Появление ЭГО, по мнению З. Фрейда, есть одно из следствий этого многогранного процесса. Х. Хартманн предположил, что при всей справедливости фрейдовских идей, в этом уравнении пропущена ещё одна переменная и предложил третий фактор: 3. Унаследованные характеристики Эго (врожденная оснащенность). ВРОЖДЕННАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ Неаналитическая психология задолго до Х. Хартманна исследовала развитие так называемого «физиологического базиса», например, моторный аппарат, используемый в действии или специфические паттерны, обеспечивающие питание, экскреторную деятельность… Хайнц Хартманн был одним из первых, кто предложил принципиально иной подход. Он полагал, что деление на сугубо физиологическое и ментальное в человеке искусственно и неправомочно. Гораздо более ценным в научном смысле будет понять, что же в процессах развития является врождённым, а что возникло в ходе созревания. Необходимость изучения врождённой оснащённости состоит в том, что она является относительно независимым фактором, участвующим в развитии ЭГО. Х. Хартманн сформулировал концепцию врожденной оснащенности. Еще З. Фрейд в 1925 г. Предположил возможность наследования психического аппарата. В 40-50е гг. в связи с бурным развитием физиологии популярным становится мнение о том, что психические характеристики наследуются. Действительно, некоторые физиологические характеристики, управляются Эго и становятся его функциями (моторная активность). Уже в начале 30-х гг. Х. Хартманн утверждает, что младенец не слепой исполнитель влечений. Он обладает врожденными аппаратами, которые выполняют функции, впоследствии относящиеся к Эго и Ид. Процесс дифференциации это не только создание новых аппаратов, но и принятие функций ранее выполняемых примитивными аппаратами. Будучи врождёнными, то есть существующими задолго до появления ЭГО, некоторые паттерны переходят под контроль и управление ЭГО с момента его появления. Например, паттерны или врождённые аппараты, отвечающие за мимическую активность, выражающую примитивные аффекты, уже в первые недели жизни, когда и речи нет о существовании ЭГО – они частично переходят во владение ЭГО, в чём каждый из нас может убедиться, нахмурившись или улыбнувшись друг другу. Разного рода двигательная активность – изначально подчинена целям разрядки напряжения и присутствует ещё во внутриутробной жизни. С развитием ЭГО и его функций, эта деятельность всё более и более подчиняется ЭГО контролю, хотя очевидно, что полностью этот процесс никогда не завершается. Мы не станем подносить руку к огню благодаря контролю со стороны ЭГО, но мгновенно отдёрнем ее, случайно обжегшись и без всякого участи ЭГО. Еще пример: на 2-3 день жизни ребенок отличает запах матери от всех других. Итак, Эго это более чем продукт влияния реальности на влечения. Оно обладает первичной автономией. Врожденные аппараты и функции, выполняемые ими, переходят под контроль Эго. Некоторые врожденные аппараты активизируются у младенца инстинктными потребностями, однако их использование относительно независимо от непосредственных инстинктных потребностей. Трудно найти прямое соответствие в прошлом таким зрелым ЭГО-функциям как суждение, мышление. Поэтому не всякое развитие врождённых аппаратов можно рассматривать, как переход под контроль ЭГО. Иногда это легче формулировать как передача функций от примитивных средств к более совершенным аппаратам ЭГО. Например, изначально, примитивные аппараты, являющиеся частью врождённой оснащённости, позволяют фиксировать и дифференцировать ощущения удовольствия и неудовольствия. Благодаря такому различению, организм в своём поведении стремится от неудовольствия к удовольствию. Однако очевидно, что этот примитивный выбор и аппараты, его осуществляющие, принципиально отличаются от тех зрелых структур ЭГО, которые реализуют сложные функции анализа и вынесения суждения у зрелой личности. В данном примере можно говорить о том, что зрелые аппараты ЭГО принимают на себя функции, которые ранее в отсутствии ЭГО выполнялись на более примитивном уровне, более примитивными средствами. Одним из аспектов развития ЭГО или линией его развития является принятие аппаратами ЭГО на более высоком уровне функций, которые первоначально реализовывались в недифференцированной матрице более примитивными средствами. Х. Хартманн писал о сложной взаимосвязи, существующей между тремя группами факторов, участвующих в формировании ЭГО. В процессе эволюции внешние условия оказывали влияние на создание инстинктивных потребностей и, конечно, участвовали в формировании врождённой оснащённости. Человеческий младенец рождается готовым к встрече с воздушной средой определённой температуры и газового состава именно потому, что неисчислимые поколения его предшественников уже прошли через это. Инстинктивные потребности так же в процессе эволюции приводили к формированию неких паттернов, ценных для выживания, повторяясь от поколения к поколению, они могли быть закреплены в виде врождённых аппаратов. И наоборот, что-то из врождённого набора, утратившее своё значение для удовлетворения инстинктивных потребностей, может постепенно исчезнуть или замениться. Врождённая оснащённость влияет на то, насколько успешным будет удовлетворение инстинктивных и прочих потребностей и, в конечном итоге, скажется в том, как в процессе адаптации индивид будет менять окружающую среду. Тесные взаимосвязи групп факторов – это один из аспектов вопроса. Другой важной характеристикой является относительная автономия каждой из групп от прочих в развитии конкретной личности. Говоря о врождённой оснащённости, Х. Хартманн заявил, что врождённая оснащённость, несмотря на свою тесную эволюционную связь с прочими является относительно автономным фактором в развитии ЭГО – отличным от влияния инстинктивных потребностей и условий внешней среды. Итак, элементы Эго, которые возникают из унаследованного ядра, и развитие которых, хотя и не является абсолютно независимым от развития других факторов, вступают в процесс развития как независимая переменная. Они называются автономные факторы в развитии Эго и составляют первичную автономию Эго. ВТОРИЧНАЯ АВТОНОМИЯ ЭГО Известно, что многие развитые функции зрелого ЭГО имеют в качестве своих предшественников функции примитивных аппаратов, которые существовали ещё до дифференциации недифференцированной матрицы на ЭГО и ИД. Существует тенденция к возврату или, выражаясь языком психоанализа, – к регрессу к этим генетическим предшественникам. Эта обратимость присутствует у любого здорового или нездорового человека. Развитые функции ЭГО наряду с регрессивной тенденцией демонстрируют так же и сопротивляемость этому возврату. Способность зрелых ЭГО-функций сохранять свою стабильность и быть относительно свободными от потенциальных регрессий к своим генетическим предшественникам называется вторичной автономией ЭГО.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.22 (0.008 с.) |