Процессы и механизмы развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессы и механизмы развития.



Дифференциация и интеграция.

Эта концепция довольно легко и кратко формулируется, но простота и ясность сочетаются в ней с глубиной и огромной значимостью для понимания роста и развития психической структуры.

Развитие человеческой психики происходит в ритме дифференциации и интеграции, причём интеграция, как правило, происходит на более высоком уровне. Этот процесс одновременно происходит на разных уровнях.

Дифференциация – специализация функций.

Интеграция – появление новой функции из ранее не связанного набора функций и реакций.

Кроме того, Х. Хартманн предложил в развитии человека разделить 2 процесса.

Созревание – процессы роста, которые происходят относительно независимо от влияния окружающей среды.

Развитие – процессы роста, в которых осуществляется тесное взаимодействие среды и созревания.

Х. Хартманн утверждал, что основные структурные элементы психики существуют у ребенка к 5-6 годам. Последующее развитие – модернизация, обогащение и ограничение уже существующей структуры.

КОНЦЕПЦИЯ НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ МАТРИЦЫ

Хартманн не оспаривал структурную теорию З. Фрейда, он полностью принимал трёхчленное деление психического аппарата на ИД, ЭГО и Супер-ЭГО.

Однако некоторые идеи З. Фрейда отличались противоречивостью и неполнотой. Хорошо известны высказывания его о том, что ЭГО формируется путём выделения, вычленения из ИД. Это подробно описано в знаменитой работе «Я и ОНО».

Х. Хартманн спорил с З. Фрейдом по вопросу стартовой точки психического развития, и в работе 1946 г. предложил концепцию недифференцированной матрицы. Содержанием матрицы являются Эго, ИД и способность к развитию. Сразу после рождения психика младенца находится в состоянии недифференцированности. В ранний период происходит созревание аппаратов, которые впоследствии перейдут под контроль Эго и получат возможность использовать среду для развития. Концепция недифференцированной матрицы повлекла за собой концепцию дифференциации, которая, вместе с интеграцией, становится фундаментальным элементом в теории развития Эго. Весь процесс развития можно описать, как бесконечное чередование процессов дифференциации и интеграции, каждый раз на более высоком структурном уровне.

ПЕРВИЧНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Изначально, существование ребенка характеризуется абсолютной недифференцированностью восприятия. Ребенок способен получать огромную массу информации, однако она лишена психологического смысла. Все восприятие базируется вокруг переживания напряжения и разрядки. В представлении ребенка еще отсутствуют субъект и объект. Первые восприятия расплывчаты и недифференцированы. В дальнейшем, воспоминания об удовлетворении будут все более и более накапливаться, увеличиваясь как в объеме, так и качественно. Вейко Техке в книге «Психика и ее лечение: психоаналитический подход», обобщая концептуальные разработки эго-психологов о дифференциации, сформулировал условия, необходимые для дифференциации.

Условия, необходимые для дифференциации:

1. Количественная достаточность воспоминаний о ситуациях, приносящих удовлетворение.

2. «Следы памяти» должны обладать качеством временной предсказуемости, следовательно, удовлетворение должно быть повторяющимся. Таким образом закладывается базовое доверие.

3. Качественная согласованность удовлетворений. Мать должна адекватно реагировать на конкретную потребность ребенка, давая удовлетворение именно этой потребности. Таким образом, происходит различение всего спектра человеческих потребностей и способов их удовлетворения.

4. Синхронизация пока еще недифференцированного материала в диадных отношениях (мать – ребенок). Синхронизация заключается в доступности матери, ее способности использовать комплементарные (согласующиеся) отклики и реакции. Это те эмоциональные реакции побуждения к действию, которые возникают у человека как немедленные отклики на выражаемые здесь и сейчас вербальные и невербальные послания.

Что заставляет ребенка перейти от попыток галлюцинаторного ( в психоанализе этот термин можно понимать как фантазийное ) удовлетворения к воспринимаемой дифференциации между Я и объектом?

В психике царит принцип удовольствия. Любой шаг в развитии совершается в том случае, если он является лучшим способом получения удовольствия. Следовательно, дифференциация возникает в качестве лучшей альтернативы недифференцированным галлюцинациям в попытке получить удовольствие. По мере накопления опыт, ребенок вовлекается в 2 последовательности событий:

1. Потребность – галлюцинаторное представление об удовлетворении – отсутствие реального удовлетворения.

2. Потребность – возникновение и невозможность галлюцинаторного представления об удовлетворении – реальное удовлетворение.

Ребенок регистрирует эти опыты как различные. Если второй путь более предпочтителен, осуществляется выбор еще недифференцированной психикой в пользу построения отношений с реальностью и построения различий между первым и вторым опытом. Здесь нет психической жизни, т.к. основой еще является принцип удовольствия.

Выбирая второй путь, ребенок выбирает более тесную связь с реальностью, когда галлюцинаторное представление оказывается неспособным приносить удовлетворение. Это создает скачек в развитии.

Х. Хартманн считал, что дифференциация начинается с открытия ребенком того факта, что его крик способен принести удовлетворение, тогда как галлюцинаторное представление не способно само по себе дать удовлетворение.

Первое психическое восприятие собственного крика и его связи с удовлетворением становится ядром в восприятии собственного Я (Сэлф). Крик приобретает сигнальную функцию, становится активным призывом. Ребенок осознает, что удовлетворение приходит извне.

Происходит дифференциация образа себя и объекта. Они группируются вокруг 2-х ядер (самостных фрагментов). Этот процесс проиллюстрирован на рис.1.

1. Преднамеренный призыв ребенка (ядро Сэлф).

2. Удовлетворение от чего-то извне, управляемого собственной активностью (ядро объекта).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.160 (0.006 с.)