Эволюция взглядов З. Фрейда на Эго. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция взглядов З. Фрейда на Эго.



З. Фрейд в работе «Проект научной психологии» дал первое определение и понятие Эго (1895). Эго – особая группа нейронов, сцепленных друг с другом и обладающих постоянством. Это высокоорганизованная группа, которая работает как единая структура, мало подвержена изменениям и пребывает в энергетически связанном состоянии.

Свойства Эго по З. Фрейду:

· часть психического,

· организованность,

· целостность,

· способность накапливать приятные воспоминания,

· противостоять неприятным путем отделения восприятия от желания.

З. Фрейд приводит некоторые правила. «Защита (именно в этой работе введен термин) исходит от Эго, а неприятные для Эго представления подлежат вытеснению. К непременным функциям Эго относится способность накапливать негативный опыт вопреки первичному стремлению избегать неудовольствия. Происходит это через воспоминание о собственной младенческой реакции, о плаче. Это объясняет, почему именно негативный опыт больше всего способствует обособлению Эго от остальной психики и почему экспрессия, а в дальнейшем развитая речь участвует в деятельности Эго в качестве несомненных составляющих».

Постепенно затухающие болезненные воспоминания объясняются тем, что Эго постепенно усваивает их. Это тезис о том, что мышление стремится достичь идентичности восприятия и воспоминания. Это источник, из которого, возможно, вырастает синтезирующая функция Эго.

Позднее в центре комплекса Эго стоит уже не группа нейронов, а группа представлений и понятие защиты («Этюды об истерии»). Защита, в понимании З. Фрейда, это оборонительное сооружение, которым наделено Эго.

Эго устанавливает связь с вытесненным представлением, интегрирует его в мыслительный акт. Это уравновешивающая работа Эго, которое способно к сглаживанию противоречий, свободному взаимодействию представлений.

З. Фрейд тщательно анализирует типы защит с помощью которых Эго избавляется от невыносимых переживаний (1894, «Защитные психоневрозы»:

· истерия – конверсия,

· невроз навязчивых состояний - отделение представления от аффекта и перенос его на другое представление,

· психоз – отрыв от реальности, изменение Я,

· паранойя – проекция.

Итак, в рассмотренных работах Эго понимается с позиции защиты, а личность в целом с позиции защищающегося Эго.

Обсуждение З. Фрейдом отношений между Эго и объектом.

1. Объект возникает на генитальной стадии.

2. Объектом на определенной стадии становится собственное тело (между аутоэротизмом и объектной любовью).

Следовательно, необходимо разделение сексуальных влечений и любви. «Любовь никогда не может быть выражена отдельным влечением, но всегда характеризует общее отношение Я к своему объекту» - пишет З. Фрейд. Также он говорит о постепенном включении сексуального влечения в Эго. В начале у человека имеются отдельные влечения, формирующие побуждения, направленные на удовлетворение потребности в самосохранении и достижении удовольствия. Только там, где они объединяются, вступая в отношения с объектом, может возникать Эго. Следовательно, Эго является первым целостным объектом, т.к. Эго как с субъект, как единство влечений конституируется в качестве первого объекта.

Кроме того, З. Фрейд подчеркивает, что Эго это «резервуар», но с другой стороны его границы гибкие и форма крайне изменчива. Это основная черта нового понимания Эго. Границы Эго могут порой выходить за границы тела. Например, образы параноиков, которые воспринимают собственные мысли как голоса, звучащие вне их самих. З. Фрейд говорит о разрастании Эго вследствие отступления либидо от объектов и перетекания в Эго, что и является причиной исчезновения мира. То же самое может быть из-за оскудения Эго. В этих случаях Эго и мир больше не противостоят друг другу. Они совпадают. Следовательно, в нормальном развитии должно быть раннее состояние, где Эго не делает различий между собой и другим человеком. Это первичное единство между матерью и ребенком (идея в дальнейшем разрабатывалась М. Балинтом и Д. Винникоттом).

З. Фрейд: «нарциссическая первозданность не могла бы развиться, если бы каждое отдельное существо не прошло через стадию беспомощности и опеки, когда его потребности удовлетворены извне». («Влечения и их судьба», 1915). З. Фрейд пишет: «ощущение противопоставления Я – не Я невольно возникает у индивида уже в раннем возрасте благодаря опыту, что он может усмирить внешние раздражители моторным актом, но перед импульсами влечений – он беззащитен».

Эго-субъект в этот период связан с удовольствием, а внешний мир с равнодушием или является источником неприятных раздражений. Однако импульсы влечений могут доставлять неудовольствие и, своим постоянством могут вызывать чувство беспомощности и бессилия, с которыми Я (Эго) каждый раз борется интроецируя удовлетворение и доставляющие удовольствие объекты, ощущая их помощь как свое могущество. Неприятное проецируется вовне, воспринимается как не Я.

Следовательно, некоторую «плохую» часть себя ребенок извергает во внешний мир. Это пример субъективной динамики, в которой Эго и объект могут меняться местами и замещать друг друга. Это отношение увидел З. Фрейд в обращении влечения против себя и в механизмах идентификации и проекции.

В качестве сильнейшего мотива в гипотезе о нарциссизме З. Фрейд называет нарциссический выбор объекта, в соответствии с которым человек любит то, чем он является, был или хотел бы быть. Возможно человека, который является частью его личности. В таких случаях Эго уступает место объекту, любовь к которому равна по силе любви к себе. Обратный процесс - мазохизм и эксгибиционизм. Меланхолия работает по тому же принципу.

Одна часть Эго противопоставляется другой, критически его оценивает, превращая в объект. Эта инстанция отщеплена от Эго и может проявить свою самостоятельность. Это совесть – важнейший институт Эго, наряду с тестированием реальности и цензурой сознания. Т.о. Эго – совокупность различных организаций.

Структурная модель психики.

На основе заключений З. Фрейда можно сказать, что «ненависть, как отношение к объекту, древнее, чем любовь». Она способствует отторжению раздражающего внешнего мира со стороны нарциссического Эго. Т.е., для своего возникновения и сохранения Эго должно возненавидеть объект и от него отделиться; очерк «Я и Оно (1923) представляет структурную модель психики.

Эго – связная организация душевных процессов в личности. Эго связано с сознанием и имеет отношение к отводу возбуждений во внешний мир. Эта та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. От Эго исходит вытеснение.

Сознательное в Эго: чувственное восприятие, ответные внутренние чувства и ощущения.

Здесь у З. Фрейда исчезает тот нарциссический объект, который изображался либо в качестве человека, заботящегося о ребенке, либо внешнего мира. Эго превращается из объекта в некий орган. Понятие вытесненного не относится к Эго. Эта часть З. Фрейдом называется Ид. Индивид теперь – психическое Ид, непознанное и бессознательное, на поверхности которого покоится Эго. Эти две инстанции не отделены строго друг от друга и частично сливаются. Ид – резервуар для либидо. Все либидинозные катексисы исходят из него. Первично они направлены на объекты и только вторично при вынужденном отступлении либидо - на Эго. Т. о. Эго – объект для Ид.

Стараясь привлечь к себе энергию влечений Ид, Эго десексуализирует ее и устремляет на новые цели.

Эго – центр восприятия и управления не границе между Ид и внешним миром является, по сути, психическим репрезентантом тела и обладает известной независимостью от Ид. (Х. Хартманн развивал эту мысль в тезисе о первичной автономии Эго).

Эдипов конфликт. Возлюбленный родитель чем-то обижает ребенка (например: рождением сиблинга), а чинящий препятствие и враждебно воспринимаемый - вызывает восхищение и зависть. В норме притязания ребенка разбиваются о перевешивающие силы родителей (страх кастрации), но не исчезают полностью. Ребенок перенимает восхищающие качества ограничивающего родителя, пытаясь присвоить его силу и сохранить его любовь, налагая сам себе запрет на свои отвергнутые желания. Внешний конфликт становится внутренним. Эта модель для разрешения любого внутреннего конфликта. Это изменение Эго сохраняет свое особое положение, Ид противостоит содержанию Эго – идеал или Супер-эго.

Итак, З. Фрейд рассматривает отношение Эго, Ид, Супер-эго. З. Фрейд предпочитал работать с бессознательным. Техника работы с Эго не была разработана. (Х. Хартманн сосредоточивает внимание на отношениях Эго и внешнего мира с точки зрения приспособления).

Характеристики Эго по З. Фрейду:

· доступность непосредственному исследованию,

· структурированность,

· частичная осознанность,

· определение временной последовательности существования человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.01 с.)