Концепция становления идентичности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция становления идентичности



Говоря о вкладе Э. Эриксона в мировой психоанализ, следует начать с представления понятия “идентичность”.

Часто в качестве определения понятия “идентичность” можно встретить такие: тождественность самому себе или твердо усвоенные и принимаемый образ самого себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения собственным я независимо от изменения “я” и ситуации, а также способность личность к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе развития. Можно сделать вывод о том, что обладание сформированной идентичностью один из основных признаков зрелой и здоровой личности.

Сам Э. Эриксон, определяя содержание понятия идентичность, описывает ее как “субъективное и вдохновенное ощущение тождества и целостности” и далее, цитируя У. Джемса “это тот момент, когда внутренний голос говорит: “Это и есть настоящий я!”

Обретение идентичности - это длительный процесс, проходящий в течение всей жизни, складывающийся из последовательных Эго-синтезов. Идентичность – некая гибкая форма самосознания и самопереживания, которая включает в себя постоянно меняющийся и обогащающийся набор из конституциональной предрасположенности, либидных потребностей, способностей, наиболее значимых идентификаций, индивидуальный для каждого набор защитных механизмов, актуальных и потенциальных ролей.

Э. Эриксон разделил весь жизненный цикл на стадии от рождения до смерти. Для каждой из них характерна своя специфическая задача, решив которую человек постепенно строит свою идентичность.

Клиническая практика дала Э.Эриксону возможность понять, что первый телесный опыт ребенка ложится в основу его жизненного опыта вообще. В этом контексте важно понятие «модус органа». Вслед за З. Фрейдом, Э. Эриксон определял «модус органа» как зону концентрации либидинозной энергии. Каждый орган, связанный с определенной стадией развития предопределяет формирование определенного качества личности. По-мнению Э. Эриксона модусы являются центральной темой воспитания детей в любой культуре, для которой оказывается значим телесный опыт ребенка. Если общество придает должное значение модусу органа, то затем в силу включения ребенка в культурную среду, модус теряет изначальную прикрепленность к органу и образуется другое, поведенческое значение модуса. По Э. Эриксону существуют модусы: втягивания, удержания, вторжения и включения.

Можно привести пример взаимодействия матери и ребенка на оральной стадии. Э. Эриксон пишет о том, что важно не само взаимодействие через рот, а оральный способ взаимодействия с миром вообще. Из этого модуса формируется возможность получать что-то из внешней среды и от людей вообще, а не только пищу. Следовательно, формируется психическая модальность «вбирать». Эта возможность с наступлением второй фазы оральной стадии (с появлением зубов) дополняется еще и возможностью выхватывать что-то из общего фона (модус «кусать»), а, следовательно, концентрировать свое внимание на чем-то активно, взамен пассивному вбиранию на предыдущей фазе.

Аналогично этому в анальной фазе модусы расслабления и удержания трансформируются в социальные формы поведения – сохранение и уничтожение. В свою очередь модусы вторжения и включения на следующих стадиях создают возможность для включения ребенка в реальную взрослую совместную деятельность, создают качества активной предприимчивости и инициативы.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ

1. Раннее младенчество (Базовое доверие - недоверие (до 1 года).

Доверие – краеугольный камень жизнеспособности личности. У младенца в этот период времени существует огромная жажда внешних впечатлений. Эта стадия связана с чувством комфортного расслабления у ребенка и чувством довольства у матери. К концу стадии важно, чтобы ребенок мог спокойно, без чувства внутреннего дискомфорта и ощущения брошенности отпускать мать. Эта способность развивается тогда, когда отношения в диаде связаны с чувством постоянства, это укрепляет Эго ребенка. В этом случае внутренний мир сочетается с переживанием постоянства и предсказуемости внешнего мира. Ребенок впервые приобретает опыт проекции и интроекции. Впервые строит границы собственного Эго и это связано с ощущением Я и не-Я, внутри и вне меня. Отношения с матерью позволяют сформировать чувство идентичности самому себе. Возникают первые механизмы психической защиты: проекция и интроекция. Наиболее важным в этом возрасте оказывается наличие позитивного опыта эмоционального и телесного контакта с матерью. Признаки сформированного доверия:

· глубокий и спокойный сон;

· легкое кормление;

· общая ненапряженность внутренних органов ребенка.

Итак, основная задача этой стадии – формирование доверия и преодоление отчуждения и чувства разобщенности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.004 с.)