Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфликтологический подход к развитию Эго и сфера Эго свободная от конфликтаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Следуя за З. Фрейдом, Х. Хартманн утверждал, что конфликт – один из способов развития человека. Он писал: «поведение человека может быть описано как череда конфликтов, которые необходимо разрешить в борьбе между Ид и Супер-эго. Если мы еще сюда включим конфликт с внешним миром, то увидим войну человеческого Эго на 3 фронта». Однако, поддерживая конфликтный подход, Х. Хартманн сделал вывод о его недостаточности. Х. Хартманн призвал осознать, что хотя «эго определенно растет на конфликтах, они не являются единственными корнями развития эго». (Х. Хартманн «ЭГО-психология и проблемы адаптации») Он писал: «Не каждая адаптация к окружающей среде и не каждый процесс обучения и взросления являются конфликтом. Я говорю о развитии внеконфликтного понимания, намерения, объектного постижения, мышления, языка, феноменов воспоминания, продуктивности, хорошо известных фаз моторного развития, восприятия, ползания, хождения и процессов обучения и взросления, подразумеваемых во всех них и многих других. Я определенно не подразумеваю, что перечисленные мной детские виды деятельности, а также и другие подходящие виды деятельности, остаются не затронутыми психическим конфликтом; я также не намекаю на то, что нарушения в их развитии не дадут, в свою очередь, начало конфликтам, я также не имею в виду, что они не становятся впутанными в другие конфликты. Напротив, я хочу подчеркнуть, что их трансформации играют важную роль в хорошо известных типических и индивидуальных развитиях и конфликтах инстинктивных влечений, и в облегчении или затруднении способности индивида овладеть этими функциями» (Х. Хартманн «ЭГО-психология и проблемы адаптации»). Он постулировал сферу Эго свободную от конфликта. «Это не область разума, где нет конфликта, но это процессы, которые имеют выраженный потенциал развития без вовлечения в конфликтный опыт». В области ума это: восприятие, формирование отношения, намерение, целеполагание, объективное понимание, размышление, речь, память. В области моторики: схватывание, ползание, ходьба и другие процессы взросления и обучения. Свобода от конфликта не означает, что эти действия и процессы не могут, при некоторых обстоятельствах, быть вовлечены в конфликт. Вслед за З. Фрейдом, Х. Хартманн использовал военные метафоры для иллюстрации своих идей: «Развитие эго может быть описано путем рассмотрения тех конфликтов, которые оно должно решить в своей борьбе с ид и Супер-эго, и если мы включим также конфликты с внешним миром, тогда мы увидим развитие эго на языке войны, которую оно ведет на три фронта. Используя эту метафору, можно увидеть, описание страны, нации, государства, включает в себя, помимо его вовлеченности в войны с соседями, его мирные границы и мирное передвижение через его границы. Оно также включает в себя мирное развитие его населения, экономику, социальную структуру, администрацию, и т.д. Государство может также рассматриваться как система институтов, которая функционирует через законодательство, отправление правосудия, и т. д.». Итак, сфера Эго, свободная от конфликта – это все те функции, которые в любое время осуществляются вне сферы психических конфликтов. Важно, что здесь не подразумевается область психики, которая в принципе свободна от конфликта, а идет речь о процессах, которые остаются вне сферы конфликта. КОНЦЕПЦИЯ АДАПТАЦИИ Х. Хартманн придавал этой концепции особое значение. Практически во всех его работах есть ссылки на эту тему. Рассматривая процессы адаптации животных и человека, Х. Хартманн делится интересным наблюдением. Если реализация инстинктивных потребностей у животных в целом ведёт к успешной их адаптации, то у человека проведение в жизнь принципа удовольствия приведёт к разрушению индивида. Из этого Х. Хартманн делает вывод том, что процессы адаптации управляются у человека совсем иначе. ЭГО – является специальным органом адаптации. Иначе говоря, одной из важнейших функций ЭГО является адаптация индивида, хотя если двигаться от общего к частному, правильнее было бы сказать, что всё множество функций ЭГО в норме служит адаптации. Почему вопросам адаптации Х. Хартманн уделяет такое большое внимание? С самого рождения психоанализа главным критерием, мерилом ценности и справедливости его утверждений являлась терапевтическая успешность, а целью всякой терапии является адаптация личности к внутренней и внешней реальности. Вот об этой важнейшей связи между терапевтическими результатами и успешности адаптации Х. Хартманн и призывал не забывать. Он призывал к тщательнейшему анализу всех психических феноменов, терапевтических действий и результатов с точки зрения адаптационной значимости. Подход с позиции адаптации выполняет порой роль лакмусовой бумаги в химическом опыте, свидетельствуя о чём-то, что простому глазу наблюдателя иначе было бы не недоступно. Итак, одной из ключевых в теории Х. Хартманна является концепция адаптации. В свою очередь адаптация является одной из функций Эго. Определение: Адаптация – реципрокное взаимоотношение между организмом и средой, которое обеспечивается аппаратами врожденной оснащенности, их взрослением и созреванием и эго-регуляторными механизмами, поддерживающими отношения индивида со средой. Виды адаптации. Аллопластическая – изменения происходят во внешней среде. Аутопластическая – изменения себя самого (описаны в работе З. Фрейда «Проблема дилетантского анализа»). По-мнению, Х. Хартманна, аллопластические изменения могут быть вредными (безадаптивными) в отличие от аутопластических, которые структурируют личность и являются полезными (адаптивными). В каждой конкретной ситуации высшие Эго-функции решают, какого рода изменения предпочтительны. Следует помнить о том, что задача адаптации индивида может входить в конфликт с адаптацией вида (популяции). Адаптация также может быть прогрессивной и регрессивной. Х. Хартманн считал, что развитие использует регрессию также хорошо, как и прогресс для адаптации. Регрессия может быть в некоторых случаях к ранним стадиям, когда было единство с объектом, чувство целостности. Х. Хартманн акцентировал внимание на комплексности, многофакторности человеческого поведения. Он говорил: «потребность в отступлении нельзя рассматривать как расстройство. Она периодически может быть даже более подходящей, чем развитие». Для эффективной адаптации необходима слаженная работа всего ансамбля влечений, эго-функций, аппарата эго и принципа регуляции. Таким образом можно достичь адаптации в среднеожидаемой среде (но не экстремальной). Важнейшими инструментами этого ансамбля являются: l Фантазии. Психоаналитикам столь часто приходилось иметь дело с проявлениями патологий в фантазиях пациентов, что фантазийная деятельность сама по себе стала ошибочно отождествляться с патологией. Неправомочность таких соответствий проявляется немедленно, как только мы пытаемся протестировать данное психическое явление с позиций адаптационной значимости. Фантазирование является неотъемлемой частью психического функционирования. Ребёнок учится владеть окружающим миром через фантазию. Игра насквозь пронизана фантазированием. Никакая отсрочка в удовлетворении желания невозможна без фантазии. Мы фантазируем, моделируя в уме последствия предполагаемых действий. Фантазия приносит утешение и помогает терпеть фрустрации всем от мала до велика. Как ни парадоксально, но фантазирование лежит в основе всех «точных» наук, ведь в природе не существует, например, такого явления как «число» - по своей сути это лишь наша фантазия. Итак, человек получает связь с реальностью благодаря фантазиям. Он таким образом тестирует реальность. Фантазии связывают потребности и цели и «подсказывают» возможные пути их реализации. · Рациональные действия, которые позволяют познавать реальность, накапливать опыт, прогнозировать, планировать, структурировать знания о внешнем мире. Наилучшего функционирования в реальности невозможно достичь только через знания о ней. Этот путь лежит через влечения, иррациональную, бессознательную жизнь. · Аффекты, которые иногда бывают важнее, чем рациональные действия, так как они могут организовывать и подталкивать к развитию многие функции Эго, а так же обладают сигнальной функцией, организуя поведение в целом. Очень важным моментом в психоаналитической терапии является рассмотрение адаптивной значимости терапевтических достижений на разных этапах лечения. Существует множество аспектов этого вопроса. Можно долго говорить об этом, но ограничимся несколькими примерами. Очевидно, что психоаналитическая терапия направлена на улучшение адаптивных возможностей человека. Однако давайте задумаемся: а о какой именно адаптации идёт речь. Ведь адаптация может быть индивидуальной, когда стихают бури внутрипсихических конфликтов, отнимавших столько жизненных сил личности, или выстраиваются реалистичные репрезентации самости и объектов. Благодаря этому образы окружающих смягчаются и становятся менее угрожающими, а самопредставление более целостным и удовлетворяющим. СТРУКТУРАЛИЗАЦИЯ Формирование структуры, обслуживающей адаптацию – Супер-эго. Супер-эго является результатом адаптации, а также результатом продолжения развития Эго, включающем процессы идентификации. С другой стороны идентификация отражает природу процесса адаптации к родительским фигурам. Х. Хартманн: «внутри Супер-ЭГО мы живем в предыдущих поколениях так же хорошо, как в самом себе». Супер-эго сцепляет поколения, и психическая структура становится растущим комплексом элементов психики. Адаптация человека идет двунаправлено. Он что-то забирает из внешнего мира и возвращает обратно с улучшениями. Следовательно, человеческое бытие зависит от среды, мыслей и действий индивида в отличие от животных, у которых доминируют инстинкты. КОНЦЕПЦИЯ АВТОМАТИЗМОВ Х. Хартманнутверждал, кто концепция автоматизмов очень важна для понимания того, как образуется структура и феномен переноса. Он обнаружил, что не только поведение, но перцепция и мышление демонстрируют автоматизмы. В двигательной сфере постоянное повторение интегрирует соматические системы так, что движение становится автоматическим (выработка навыка). Этим достигается более экономное использование энергии. В ментальной сфере повторение является автоматизацией методов решения проблемы. Х. Хартманн считал, что так образуются привычки и лишь позднее Эго начинает наблюдать за действиями человека. Итак, автоматизмы служат примером относительно стабильной адаптации. Для здоровья и зрелости Эго необходима и гибкость и автоматизмы. Тотальная гибкость Эго – иллюзия и она не может быть целью психоанализа. Х. Хартманн писал, что автоматизмы используют только соматический и предсознательный аппарат Эго и играют важнейшую роль в адаптации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.171 (0.01 с.) |