Обзор основных концепций Х. Хартманна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор основных концепций Х. Хартманна



Хайнц Хартманн создал ЭГО-психологию как стройную систему внутри психоанализа. Несомненно, ещё сам З. Фрейд ввел понятие ЭГО в психоанализ и сформулировал ряд положений, позволивших начать исследование психического функционирования не только с позиций ид, но гораздо шире. Другие психоаналитики ставили в фокус исследования ЭГО и отдельные его функции. Однако до Хартманна все исследования ЭГО представляли собой не более чем частные концепции и находились в разрозненном, фрагментированном состоянии, привлекая лишь умеренное внимание в профессиональной среде. Именно Хайнц Хартманн объединил наработки в области ЭГО в единое целое, создав психоаналитическую ЭГО-психологию.

Если обратить свой взгляд немного в прошлое, то мы увидим насколько увлечение исследованием Ид доминировало в работах З. Фрейда и его последователей. Даже идеи самого З. Фрейда по поводу роли и значения ЭГО, его структурная теория встречали серьёзное сопротивление коллег. Этот период в последствие был назван «детством психоанализа». В каком-то смысле ранний психоанализ был психологией бессознательного.

Нельзя не отдать должное творчеству Анны Фрейд, которая сделала невероятно много, что бы расширить психоаналитический подход, убедить коллег в равной степени исследовать ЭГО, Супер-ЭГО и Ид. Однако Анна Фрейд исследовала ЭГО-функционирование лишь с позиций его защитной деятельности. Она изучала лишь одну функцию ЭГО, что не позволяло сделать качественный скачек из хаоса фрагментов к интегрированному целому.

До тех пор пока разработки в области ЭГО оставались не интегрированными, пока интерес к Ид доминировал в ущерб изучению ЭГО, возможности психоанализа были ограничены как в узких, так и глобальных вопросах. Терапевтическая успешность была связана недостаточным пониманием психического функционирования. Развитие психоанализа, как науки, удовлетворяющей общепринятым критериям, так же было невозможно без более объёмного понимания развития психики, её нормального функционирования. Психоанализ оставался слишком изолированным от других наук о человеке.

Создание ЭГО-психологии изменило распределение исследовательского и терапевтического интереса в пользу ЭГО и Супер-ЭГО, но не в ущерб Ид. Расширение исследовательских горизонтов, включение в сферу интересов областей ранее ошибочно считавшихся «неаналитическими» позволило психоанализу шагнуть вперёд и как терапевтическому методу, и как науке в целом.

Х. Хартманн считал, что психоанализ, развиваясь, в будущем сможет претендовать на роль общей науки о человеческой психике.

Благодаря своим энциклопедическим познаниям и Хартманн сумел привлечь к психоаналитическому рассмотрению такие вопросы, которые прежде считались вотчиной других наук (например - проблемы адаптации, врождённая оснащённость). Это позволило с одной стороны расширить границы психоанализа, а с другой стороны уменьшить пропасть разделявшую его с другими науками, перекинуть мостки взаимопонимания с академической психологией, физиологией, антропологией, социологией и др. Х. Хартманн сам называл ЭГО-психологию «стыковочной площадкой с неаналитической психологией».

ОПИСАНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.

Рассмотрение наследия Хайнца Хартманна трудное дело. Его концепции в совокупности представляют собой искусно сотканное полотно, где каждый из стежков и петель не может существовать вне контекста, вне связи с остальными.

Каждая из этих концепций порождает и в тоже время вытекает из ряда других. Они скорее похожи на модель ДНК, чем на цепь.

Одной из задач, поставленных им, было объединение разрозненных и фрагментированных концепций об Эго в систему. Таким образом, сформировался эгопсихологический подход, а затем и эго-психология.

Х. Хартманн утверждал, что Эго – это частично бессознательная структура. Он выделил структуру Эго и его элементы: комбинация защит, адаптация и интеграция.

Х. Хартманн увидел, что психоанализ может объяснить норму так же хорошо, как и патологию, и постулировал, что для эффективной терапии необходимо выстроить норму психического развития человека, чтобы лучше понимать где, на каком этапе и почему произошли негативные изменения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.004 с.)