Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоаналитическая концепция отношений Я – обществоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Являясь, по сути, последователем и учеником З. Фрейда, Э. Эриксон в своих исследованиях сделал акцент на изучении на тот момент мало интересующей психоаналитиков топики психики – Эго. Он попытался иначе, чем З. Фрейд, трактовать невротический конфликт, считая, что в его основе лежат отношения Я - общество. Его работы знаменуют новый этап в развитии психологии и психоанализа, благодаря иному пути исследования психики – психоисторическому. Такой подход предполагает, что локус внимания исследователя направлен в равной мере, как на Я, так и на тот общественно-исторический контекст, в котором Я зарождается, развивается и, реализует задачу адаптации. Благодаря этнографическим исследованиям Э. Эриксон получил возможность изучать культуру материнства в самых разнообразных социальных общностях, и сделал вывод о том, что адекватный стиль материнского воспитания всегда учитывает потребности социальной группы, к которой будет принадлежать ребенок. Его задача, кроме развития своих индивидуально-личностных черт, интеллектуальных характеристик, еще и оправдать ожидания класса, касты, племени и т.д., к которым он принадлежит. Именно таким способом развивается групповая идентичность, не менее важная, чем индивидуальная, создающая у человека чувство своего психического, внутреннего времени, непрерывности своего Я, в процессе роста и развития. На каждом возрастном этапе общество, по-мнению Э. Эриксона, выдвигает перед человеком задачи адаптации, которые необходимо решить для благополучного продвижения вперед. Культура даже самых на наш взгляд примитивных народов, равно как и высокоорганизованных животных, не является источником внутрипсихического конфликта, как считал З. Фрейд, а создает дополнительные возможности для включения в социум благодаря ритуализации. Ритуализация также является способом преодоления агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях. Анализируя филогенез ритуалов, Э. Эриксон пришел к выводу, что основная его цель – построение взаимосвязи, содержание которой - обмен сообщениями. Он обозначил критерии подлинных ритуальных действий: · Общее значение для всех участников взаимодействия при сохранении различий между индивидами; · Способность к развитию по стадиям жизненного цикла, в ходе которого достижения предыдущих стадий в дальнейшем, на более позднем этапе обретают символическое значение; · Способность сохранять известную новизну при всех повторениях, игровой характер. Для человека ритуализация, присутствующая уже в самых ранних взамодействиях матери и ребенка, чрезвычайно важна, так как пробуждает эмоциональный мир, расширяет вербальный и двигательный репертуар. Во многом такие повторяющиеся с некоторой позиции формальные, но, в то же время не лишенные индивидуальности ритуальные действия (игра, агукание, ритуалы общение, имя ребенка), делают мир предсказуемым, а человеческий опыт протяженным во времени и непрерывным. Ритуализации и в детстве и в более зрелом возрасте помогает преодолеть разобщенность, отчуждение, дает ощущение близости с другими людьми, помогает преодолеть безнадежность и чувство покинутости. В этом суть ритуала узнавания, взаимности – самого раннего (Таблица 1). За ним следует критический ритуал, который позволяет ребенку научиться различать добро и зло. Формирование этого вида ритуализации приходится на период приучения ребенка к опрятности. В первую очередь роль родителей состоит в ритуализации одобрения – неодобрения поведения ребенка, но не его самого. Важным моментом является то, что впервые в этом ритуале возникает и развивается свободная воля ребенка. Ритуализация отношений между взрослым и ребенком в этот период помогает последнему справиться с амбивалентностью, научиться следовать определенным правилам, строить границы отношений и действий, научиться уступать в тех ситуациях, где это необходимо. Во взрослой жизни критический элемент присутствует в судебной процедуре. Игровой возраст порождает новый элемент ритуала - драматический. Развитие ребенка позволяет конструировать некоторые ситуации, воссоздавая их в игре. Его интеллект способен предвосхищать события. Ребенок впервые пробует примерять на себя роли взрослых. В это время формируется Супер-Эго, а вместе с ним появляется чувство вины и самоосуждение. На этой стадии ритуализации подлежат моральные запреты. Э. Эриксон считал, что ритуализация в данный период возможна только в групповых играх и напоминает театр. Вступление ребенка в пору школьного возраста несет с собой новый элемент ритуализации – совершенство исполнения. В данном случае задача Эго – поддерживать активное напряжение, позволяющее следовать правилам школьной дисциплины, порядка, при понимании их необходимости. Итак, формальный элемент ритуала – осознанный порядок, в котором человек принимает участие. Последний элемент ритуала добавляется в юности и создает идеологическую осмысленность состоявшейся последовательности развития ритуалов. Это тесно связано с формированием интегрированной Эго-идентичности. Ритуализация в этом возрастном периоде, кроме формальной стороны, имеет еще и существенный элемент импровизации, и это ярко проявляется в подростковых ритуалах. Таким образом, общество с помощью формальных процедур признания взрослости, которые существуют во всех культурах с одной стороны, а референтная подростковая группа с другой, позволяют смягчить конфликт поколений и отделиться от родителей. Кроме того, этот преиод – время творчества собственных индивидуальных ритуалов, которые потом поддерживаются всю жизни и передаются следующему поколению. Таблица 1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.219.131 (0.006 с.) |