Десять золотых правил быстрого чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Десять золотых правил быстрого чтения



Правило первое: читайте без регрессий. Научно-технический текст любой сложности читается всегда один раз. Возвратные движения глаз недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно повторно прочитать текст, если в этом возникла необходимость.

Правило второе: читайте, мысленно укладывая информацию в блоки интегрального алгоритма. Помните постоянное содержание его блоков. В процессе чтения ищите ответы на стандартные вопросы, поставленные в блоках алгоритма.

Правило третье: читайте без артикуляции. Проговаривание - главный враг быстрого чтения. Выполнение упражнения с выстукиванием специального ритма в процессе чтения подавляет артикуляцию. Помните и постоянно мысленно повторяйте ритм. При снижении впоследствии скорости вновь повторите упражнение.

Правило четвертое: читайте вертикальным движением глаз. Развивайте периферическое зрение. Тренируйтесь с таблицами Шульте. Читайте узкие газетные колонки, затем книги, проведя карандашом линию посередине страницы. Читайте страницу за 15 секунд, стараясь понять лишь общее содержание. По мере отработки движений глаз переходите к осмысленному чтению страницы за 30 секунд.

Правило пятое: при чтении будьте внимательны. Быстрое чтение требует повышенного внимания. Систематически выполняйте рекомендуемые в книге упражнения.

Правило шестое: понимайте прочитанное в процессе чтения. При чтении текста выделяйте ключевые слова, смысловые опорные пункты - пункты понимания. Помните, что чтение - это поиск и обработка смысла и значения.

Правило седьмое: используйте при чтении основные приемы запоминания. Целью чтения определяется характер запоминания. Запоминается только то, что понято. Запоминайте не отдельные слова и фразы, а мысли и идеи автора.

Правило восьмое: читайте с переменной скоростью - это так же важно, как и умение быстро читать. Помните, что есть пять способов чтения. Умейте каждый раз выбирать необходимый.

Правило девятое: постоянно тренируйтесь, чтобы закрепить приобретенные навыки.

Правило десятое: читайте ежедневно норму - две газеты, один журнал по специальности и 50-100 страниц любого книжного текста

Занятия №№ 16-17

Зайцева В.В.,

учитель математики МБОУ лицея «Вектор », г. Хабаровск

 

Кто записывает, тот дважды читает.

(Пословица, дошедшая до нас из Древнего Рима)

Тема: Изучающее чтение.

Цель: обучающиеся научаться отбирать приемы изучающего чтения для понимания текста.

Задачи:

создать условия для овладения следующими приемами изучающего чтения:

· работать с текстом до чтения и во время чтения;

· пользоваться словарем;

· определению уровня понимания;

· применять основные приемы изучающего чтения;

· интерпретировать текст.

Задание 1.

Прочитайте внимательно текст, дополнив его словами, обозначающими основные виды чтения, их признаки.

Виды чтения:

Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп, глубина понимания, внимание к различным частям и отдельным деталям.

Чаще всего мы пользуемся двумя видами чтения.

Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует … чтение. Другими словами, … чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе … чтения мы, прежде всего, обращаем внимание на внешние данные книги: …

Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному … чтению.

Цель … чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения, и т.п.

Иначе говоря, целью … чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление ее осмыслить.

Следовательно, если читающий осознает цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, т.е. определяет:

1) с чего начинать чтение (знакомство с …);

2) как читать (… или …);

3) какой вид чтения (… или …) использовать.

Слова для справки и самопроверки: ознакомительное(чтение), изучающее(чтение); название книги, заголовки, эпиграф; автор книги или текста, оглавление, аннотация, внешние данные книги; быстро, медленно.

Основные приемы изучающего чтения:

- постановка вопросов,

- составление плана,

- составление комментариев,

- формулировка тезисов.

Полезные советы при изучающем чтении:

Перед чтением текста, который предстоит изучить (проанализировать, осознать, понять), нужно:

- вдуматься в его название, осмыслить заголовок; вспомнить, в какой степени тебе знаком автор книги (текста);

- проанализировать внешние данные книги (текста);

- попытаться предугадать содержание, структуру и смысл текста.

Во время чтения текста нужно активно мыслить, а именно:

- выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

- обдумывать, как ответить на возникшие вопросы, или искать в тексте ответы на них;

- выделять (подчеркивать, записывать) главное, трудное, неизвестное, непонятное.

«Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как? и Почему?

Кто? Что? Когда и Где?» (Р.Киплинг)

Задание 2.

Прочитайте текст. По ходу чтения сформулируйте вопросы, которые можно было бы включить в текст.

Язык и речь.

Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из трёх целей: общение с кем-либо, сообщение чего-ни­будь, воздействие на кого-нибудь.

В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нём выделяются разновидности,которые называются стилями: разговорный стиль, книжные стили (научный, художественный и др.).

Научный стиль – это стиль научных статей и книг, учебников и учебных пособий.Жанры устной научной речи – это научный доклад или сообщение, лекция, выступление в научном диспуте.

Признаки научного стиля: использование специальной лексики (терминов), употребление слов в их прямых значениях, чёткое построение предложений и др.

Предполагаемый вариант ответа.

Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из трёх целей: (какие же это три цели?) общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь.

Какой вопрос можно поставить к абзацу?

(1. Для каких целей используется язык?)

В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нём выделяются разновидности (какие? сколько их?), которые называются стилями: разговорный стиль, книжные стили (научный, художественный и др.). (для каких же целей используется язык в разговорном стиле, в научном, в художественном?).

(2. Что такое стили? Какие они бывают?)

Научный стиль – это стиль научных статей и книг, учебников и учебных пособий. (Это письменные формы. А существует ли научный стиль в устной речи?) Жанры устной научной речи – это научный доклад или сообщение, лекция, выступление в научном диспуте.

(3. В каких жанрах устной и письменной речи существует научный стиль?)

Признаки научного стиля: использование специальной лексики (терминов), употребление слов в их прямых значениях (а почему в научном стиле нельзя употреблять слова в переносных значениях?), чёткое построение предложений и др. (Есть ли другие признаки?)

(4. По каким признакам можно узнать текст научного стиля?)

Как вы думаете, почему такое чтение называется изучающим? Обратите внимание на слова, выделенные полужирным курсивом. Что они дают для понимания текста? Чтобы определить, поняли мы текст или нет, нужно ответить на вопросы к каждому абзацу.

Изучающим чтением нужно пользоваться, когда читаешь параграфы учебников, правила, определения, справочники.

Задание 3.

Прочитай текст. По ходу чтения выделите те его элементы (слова, словосочетания, предложения), которые являются наиболее важными для раскрытия основной мысли текста.

Процентные расчеты

Некоторые доли целого имеют свои собственные названия: половина, треть и четверть. Эти доли выражают довольно большие части целого. А в тех случаях, когда нужны маленькие части, обычно используют проценты.

Слово процент происходит от латинских слов pro centum(на сто) и означает сотую долю целого. Проценты обозначают с помощью специального значка «%». Например, 1% - это 0,01 часть целого, 12,5% - это 0,125 целого и т.п.

Проценты люди начали применять задолго до изобретения десятичных дробей, но и в наши дни трудно найти газету, в которой не говорилось бы о повышении или понижении каких – то величин на несколько процентов. О процентах по вкладам говорят в банке, да и в школе часто можно услышать, например о проценте успеваемости учащихся.

Задание 4.

Выписка (главное, существенное, значимое). Прочитайте текст. Представьте содержание прочитанного в виде таблицы (схемы), рисунка.

Десятичные дроби

Появление и развитие десятичных дробей было тесно связано с метрологией – учением о мерах. Уже во втором веке до н.э. существовала десятичная система мер длины. Примерно в третьем веке появилась десятичная система мер длины и объема. Тогда же возникло и понятие десятичной дроби.

Правила вычисления с десятичными дробями описал знаменитый ученый Джемшид ибн Масуд аль-Каши, живший в городе Самарканде в начале пятнадцатого века. Вместо запятой аль – Каши использовал вертикальную черту, отделявшую дробную часть. Через 150 лет после аль-Каши десятичные дроби заново изобрел фламандский инженер и ученый Симон Стевин.

Десятичную запятую или точку для отделения целой части стали использовать с семнадцатого века. Точка для отделения целой части от дробной и сейчас используется в США, Англии и некоторых других странах.

В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в первом российском учебнике математики.

Широкое применение десятичные дроби получили в девятнадцатом веке после введения метрической системы мер и весов.

Чтобы понять учебно-научный текст нужно:

Памятка читателю:

- задавать вопросы автору и искать ответы в самом тексте;

- обращать внимание на те слова, которые выделены шрифтом, так как они являются ключевыми;

- подумать, на какой вопрос отвечает каждый абзац;

- решить, какая информация главная, какая второстепенная.

Приемы понимания текста:

Понимание -это соотнесение учебного материала с собственной имеющейся в памяти смысловой системой знаний. Если ваше сознание не в состоянии соотнести, присоединить новый материал к усвоенной смысловой системе знаний, то это означает, что учебный материал вами не понят.

Основной признак понимания - умение изложить учебный материал своими словами.

Элементы понимания: отдельные слова, предложения, текст, речевые сообщения, различная знаковая информация.

Понимание слова. Каждое слово имеет свое значение. Благодаря значениям мы понимаем, о каких вещах говорит автор.

Для того, чтобы точно знать какой предмет обозначается данным словом, надо уметь давать слову объяснение, определение ( предложения, в которых разъясняется значение новых слов называют определениями). Для этого сначала необходимо установить, к какому виду объектов принадлежит предмет, обозначаемый словом. Затем сказать, чем отличается этот предмет от других, похожих на него.

Понимание слов в случае необходимости уточняют в толковом словаре русского языка.

Задание 1. Значения слов.

Дайте определение словам.

Арбуз -

Ромашка -

Море -

Учебник -

Задание 2. Объясните значение выражения: море аплодисментов.

Понимание предложения. Для понимания смысла предложения надо знать, какое слово в предложении является ключевым. В устной речи на этом слове обычно ставят логическое ударение. В письменной речи надосамим догадаться, на каком слове его поставить.

Встречающиеся трудности: неправильная расстановка знаков препинания, парадоксы, логические противоречия (Казнить, нельзя помиловать или казнить нельзя, помиловать).

Понимание текста. Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват.

Ступени понимания:

1. Предвосхищение. Предварение собственного понимания, предчувствие, предположение того, что нужно понять («Понимаю, что не понимаю»).

2. Смутное понимание. Понимание началось, но представлено пока в общем, неразвернутом, неопределенном виде (понимаете, о чем идет речь).

3. Кажущееся понимание. Понимание субъективно переживается как уже достигнутое, однако передать информацию другому человеку вы не можете («понимаю, а сказать не могу»).

4. Отчетливое понимание. Можете изложить воспринятое другому (близко к подлиннику).

5. Присвоение. Понятое подверглось творческой переработке, переведено на свой язык, становится своим. Вы освобождены от скованности в объяснении и применении понятого.

Задание 3.

Прочитайте внимательно высказывания известных людей, выберите 2-3, которые с вашей точки зрения, наиболее точно отражают роль понимания в усвоении знаний.

- Понимание ценнее знания (П. Ланжевен).

- Самое непонятное – что такое понятное (Е. Никитин).

- Понимание есть истинное страдание (Б. Спиноза).

- Гораздо легче найти ошибку, чем истину (И. Гете).

- Стараясь быть кратким, я становлюсь непонятным (лат).

- Мысль никогда не равна прямому значению слов (Л. Выготский).

- То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов, которых не понимают вовсе (Г. Флобер).

- Нельзя обладать тем, чего не понимаешь (И. Гете).

Задание 4.

Распределитесь на две группы, одна группа будет передавать какую – либо информацию с помощью жестов. Каждый из играющих одной группы берет себе какое-нибудь животное и придумывает один жест, который подходил бы этому животному), например:

- цапля – поднятая одна нога;

- кошка – поглаживание себя по щеке;

- суслик – руки, прижатые к груди, с опущенными кистями и т.д.

Ответьте на вопросы:

- по каким признакам вы поняли, что задумано именно это животное (параметры выписываются на доску);

- в какой ситуации вы столкнулись с непониманием; причины непонимания;

- каковы условия, позволили вам прийти к пониманию, и что мешало пониманию?

Тест "Определение уровня понимания"

Отвечая на вопросы, выберите одну из оценок: 3,2,1,0,-1,-2,-3. Суммируйте полученные баллы.

Вопросы Оценка
  Мне практически всегда ясно, с какой целью проводится урок 3,2,1,0
  Если преподаватель задает вопросы аудитории, я задумываюсь над ними, пытаюсь мысленно ответить 3,2,1,0
  Я думаю, что услышанное на уроке – именно то, что важно для моей будущей деятельности 3,2,1,0
  Обычно я вижу связь материала конкретного урока с тем, о чем шла речь ранее 3,2,1,0
  Я с удовольствием веду конспекты урока, все, что нужно, успеваю оформить и записать 3,2,1,0
  Я изучаю предмет с большим интересом 3,2,1,0
  Обычно после урока я самостоятельно изучаю материал, о котором говорилось на занятии 3,2,1,0
  Я могу выделить главное в уроке 3,2,1,0
  Если учитель ошибается, то я обычно замечаю ошибки 3,2,1,0
  Я всегда задаю вопросы учителю, если мне что-то непонятно 3,2,1,0
  После объяснения материала я могу пересказать основные мысли учителя 3,2,1,0
  Мне обычно непонятно с какой целью проводится урок -1,-2,-3
  Если преподаватель задает вопросы аудитории, я не задумываюсь над ними, не пытаюсь мысленно ответить -1,-2,-3
  Я не думаю, что услышанное на уроке – именно то, что важно для моей будущей деятельности -1,-2,-3
  Материал каждого урока я воспринимаю вне связи с изученным ранее -1,-2,-3
  Я с трудом заставляю себя вести конспекты урока, не успеваю записать все, что нужно -1,-2,-3
  Я изучаю предмет без всякого интереса -1,-2,-3
  Обычно я не возвращаюсь к самостоятельному изучению материала прослушанного урока -1,-2,-3
  Я не могу выделить главное в уроке -1,-2,-3
  Если учитель ошибается, я обычно не замечаю ошибок -1,-2,-3
  Я никогда не задаю вопросов учителю, если мне что-то непонятно -1,-2,-3
  После объяснения учителя, я должен сам разобраться в материале, чтобы рассказать урок -1,-2,-3

 

Интерпретация результатов: 0-10 баллов – у вас средний уровень понимания, на таких учеников и рассчитано все школьное образование. Результаты выше или ниже – понимание у вас соответственно выше или ниже среднего.

Изучающеее чтение связано с запоминанием прочитанного.

Советы для осмысленного запоминания:

- переформулировать определения, правила, выводы (перевести прочитанное на «свой язык»);

- представить основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;

- потренироваться в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).

 

 

Занятия №№ 18-20

Перепелица Е.В.,

учитель математики МБОУ лицея «Вектор», г. Хабаровск

Тема: Интерпретация текста.

Комментарии к теме: Большинство детей испытывают трудности при решении задач. Одной из причин является неумение читать задачу. Понимание текста задачи осложняется такими факторами, как наличие длинных предложений, сложная внутренняя структура, информативная насыщенность текста. Поэтому важно научить детей интерпретации текстов. Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать данное умение:

- восстановление развития сюжета по серии рисунков;

- завершение серии рисунков до полного восстановления сюжета;

- выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

- определение вариантов утверждений соответствующих/не соответствующих содержанию текста;

- установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста;

- нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм;

- заполнение пропусков в тексте предложениями, словом, формулой;

- расположение «перепутанных фрагментов» текста в правильной последовательности;

- дополнение таблиц/схем на основе прочитанного;

- заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;

Цель: ученик получит возможность сформировать умение целенаправленно читать учебный текст; задавать проблемные вопросы; вести обсуждение в группе.

Задачи:

- научить устанавливать соответствие между исходным текстом задачи и высказываниями, которые содержат в одном предложении одну мысль;

- научить создавать концепту текста для уменьшения объёма текста;

- развивать умение интерпретации текста в трёхчастную форму;

- научить устанавливать последовательность высказываний по заданной структуре в соответствии с исходным текстом задачи;

Ход занятия:

I. Мотивационный этап.

Учащимся предлагается текст и ставится задача быстрого запоминания текста. Многие учащиеся будут испытывать затруднения. Учитель предлагает учащимся передать содержание текста с помощью рисунков, схем или условных обозначений. Эти шпаргалки ученики отдают учителю. Затем ученики, по желанию, подходят к учителю и берут шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Таким образом, учащиеся делают вывод, что для лучшего запоминания текста его нужно перевести на более доступный, наглядный язык, т. е. интерпретировать.

II. Содержательный этап.

Если текст задачи объёмный, содержит длинные и сложные предложения, то интерпретация заключается в разбиении предложений на более короткие по длине и простые для понимания.

Задача 1.

Ширина прямоугольного параллелепипеда, равная 1,2 м, составляет ¾ его длины, а высота в 1,5 раза меньше ширины. Что меньше и на сколько: объём данного параллелепипеда или объём куба с ребром 1,2 м.

Задание: Выберите высказывания, которые передавали бы смысл первого предложения.

1. Ширина прямоугольного параллелепипеда равна 1,2 м.

2. Ширина составляет ¾ длины.

3. Высота в 1,5 раза меньше ширины.

Задача 2.

Объём прямоугольного параллелепипеда в 3 раза больше объёма куба с ребром 1 дм. Высота параллелепипеда, равная 2 дм его длины. Найдите ширину параллелепипеда.

Задание: Составьте план решения задачи.

(Работа в парах, обсуждение.)

Часто встречаются тексты, где основное содержание ситуации изложено не в условии, а в вопросе. В этом случае надо чётко разграничить условие и вопрос. Составить новый текст, располагая по порядку данные условия и данные вопроса.

Задача 3.

Для урока труда ученице 5 класса из листа картона со сторонами 54 см и 36 см надо вырезать без отходов равные квадраты наибольшей площади. Хватит ли 4-х листов картона на класс из 25 человек, при условии что у каждого ученика для выполнения аппликации должен быть один квадрат картона.

Задание: Составьте новый текст задачи в соответствии с заданной структурой.

Начало задачи – вступление.

Основная часть задачи – основные взаимосвязи между величинами.

Заключение – вопрос.

Также затрудняют понимание текста употребление наречий, местоимений, частиц. Необходимо найти эти слова в процессе работы с текстом и заменить.

III. Рефлексия.

Предложить учащимся составить синквейн. Ключевое слово – текст или задача, или учащиеся могут выбрать слово самостоятельно.

 

 

Занятия №№ 21-22

Баранова М.П.

учитель МБОУ лицея «Вектор», г. Хабаровск

Тема: Конспектирование при чтении и подготовке к сообщению(2 часа).

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цели: обучающиеся научаться логическому построению конспекта по степени его значимости для ученика.

Задачи:

- познакомить обучающихся с видами конспекта: текстуальным, плановым, схематически-плановым, селективным, сводным;

- обеспечить отработку приемов сжатия текста;

- создать условия для развития рефлексии способов и условий действия; контроля и оценки процесса и результатов собственной деятельности;

- осознать значимость освоения способов сжатия текстов для успешного освоения знаний на протяжении всей жизни.

Ход занятия:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Мотивация к учебной деятельности Задача – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на обучение, создание ситуации успеха. Приветственное слово учителя. - Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем и получим новые необходимые в учении знания. Приветствие учащихся
2. Актуализация знаний Задача: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. Учитель: Продолжается наше путешествие по модулю "Смысловое чтение". Но чтобы войти в модуль и увидеть его во всей красе, надо знать пароль. А пароль этот - ответ на вопрос: что такое КОНСПЕКТ. Перед вами текст А. Прочтите его и через 5 минут допишите предложения. (Слайд 1.) Вывод: - Следовательно, мы доказали, что конспект.... I. Тезис. Конспект - это.... II. Доказательства. 1.Систематизируют прочитанное или услышанное. 2. Можно воспользоваться позже, дать кому-либо. 3. Помогают воспринимать информацию любой сложности. 4. Используя конспект, можно создавать творческие и научные работы. 5. В-пятых,...
3. Постановка учебной задачи. Задача: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. Учитель: Мы уже знакомы с составлением плана, с отбором ключевых слов, с тезисами, со значением заголовка. Кажется, всё просто: составить конспект при таких знаниях легко. НО тексты бывают разные - художественные, научные, публицистические. Из каких-то мне нужны только главные мысли, из других - цифры, из третьих - куски текста целиком, а из четвёртого и пятого я возьму только общую проблему. Как вы думаете, одинаково ли мы станем составлять конспекты, если цели конспектирования - разные? Как вы думаете, где кроется ответ? - Что вам нужно знать и уметь, чтобы правильно выбрать вид конспекта и грамотно законспектировать текст? ( Слайд 2.) Предполагаемый ответ учащихся: -познакомиться с разными видами конспектов; - научиться выбирать вид под цель при решении разных учебных и социальных задач; научиться писать эти виды конспектов.
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения. Задача: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. Предлагает провести мини-исследование. Фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске. Теперь мы можем беспрепятственно попасть в наш модуль и продолжить знакомство с ним. (Слайд 3.) - Перед нами таблица с разными видами конспектов. - Определите, какими из этих видов конспектов можно пользоваться при сокращении научных, художественных, публицистических, деловых текстов. - Какие из названных конспектов вы уже применяете, а какие вам ещё не знакомы. (Слайд 4.) –Вывод: 1. Плановый конспект знаком (разбить текст на смысловые части и озаглавить их самостоятельно, либо словами из данного текста) - художественные и научные тексты конспектировать. 2. Схематическийплановый не знаком (каждый смысловой отрезок - вопросительное предложение) - научный, публицистический тексты. 3. Текстуальный знаком частично (важны отрывки из текста, цитаты, термины) научный и художественный тексты. 4. Селективный знаком (только нужная мне информация из текста) публицистика, научный. 5. Сводный знаком (несколько источников по одной проблеме, задаче) научный, публицистический. 6. Свободный не знаком (сложен в использовании, но самый эффективный) включает несколько способов работы с текстами и материалами). Плановый – художественные и научные тексты. Схематическийплановый – научный, публицистический тексты. Текстуальный – научный и художественный тексты. Селективный – научный, публицистический тексты. Сводный – научный, публицистический тексты. Свободный – любые тексты.
5. Первичное закрепление знаний. Задача: помочь обучающимся усвоить новый способ действия. Предлагает группам по 2 человека прочитать текст А и сделать его схематический плановый конспект. Работают в группах.
6.Физ. минутка (пауза релаксации). Создаёт игровую ситуацию. Давайте, ребята, проведем такую игру, встаньте. Я буду называть вам термины. Если термин вам знаком, вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши. Если термин не знаком, вы приседаете. ИТАК: заголовок, тезис, аннотация, абзац, алгоритм, конспект, цитата, пример, план, таблица, график, компрессия, этногенез, апробация, концепция.  
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задача: интериоризировать (т.е. пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию (коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия. Организовывает самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность). 1) Сейчас проверим, можем ли мы с вами сделать один конспект, выделив одну проблему из двух источников, одинаковым у всех способом или по-разному оформленными. Способ конспектирования для всех - Сводный. - Прочитайте лежащие перед вами тексты Б и В.(Слайд 5.) Найдите общую тему и сделайте сводный конспект. Слайд №_ показан на интерактивной доске или смотрите в свои тетради. Не забывайте, что информацию сворачиваете в удобной для вас форме: таблица, график, рисунок, предложения, цитаты... Обсуждение результатов: варианты конспекта вывешиваются группами на доску и защищаются. Доказательства выбора конспектирования своего варианта приводят не менее 3. В тетради оцениваются самими учащимися (+/-) что получилось и то, что не получилось сделать.   Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +, - и др.). Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.
8.Рефлексия деятельности. Задача: помочь учащимся оценить собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий. Организует рефлексию учащихся по вопросам «Самооценка», используя выводы по уроку.) (Слайд 6.) Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы: 1. Сегодня на уроке я узнал (а) что? 2. Сегодня на уроке я научился (лась) чему? 3. Сегодня на уроке научился (лась) лучше делать что? 4. Самым неожиданным для меня сегодня стало что? 5. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше - что сделать? 6. Осталось непонятным что? Обращаются к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю».
9.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. Слайд 7. Запишите домашнее задание: 1) Сделайте любым способом конспект статьи из учебника истории, литературы или русского языка. 2) Найдите способ (метод) конспектирования Била Гейтса, Тони Бьюзана, метод Корнелла. Объясните их сходство и отличие. 3) Начните составлять список слов-сокращений для написания конспектов. (Свой список я продемонстрирую тоже.) Слушают задание на дом. Выбирают вариант заданий по сложности.

Слайд №1. Текст А.

А) Конспект (от лат. conspectus – обзор) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспект ировать – значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспект а, как правило, близка к стилю первоисточника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то ещё, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид. В процессе учёбы или при решении какой-то задачи в общем объёме информации мы выделяем самое важное и необходимое, вносим в конспект, таким образом, упрощая понимание материала. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и чётко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя за конспект ированные сведения, легче создавать творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.

Слайд №2.

I. Тезис.

Конспект - это....

II. Доказательства.

1. Во-первых¸ систематизирует прочитанное или услышанное.

2. Во-вторых, можно воспользоваться позже, дать кому-либо.

3. В-третьих, помогает воспринимать информацию любой сложности.

4. В-четвертых, используя конспект, можно создавать творческие и научные работы.

5. В-пятых,...

6. В-шестых,....

III. Вывод:

- Следовательно, мы доказали, что конспект....

Слайд №3.

Виды конспектов:

Вид конспекта Особенность вида
  Плановый предварительно сделанный план произведения, каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта
  Текстуальный создаётся в основном из цитат, отрывков из источника, терминов (наука, литература)
  Схематический плановый отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений. Каждый пункт плана состоит из вопросительного предложения, с последующим точным ответом на него
  Селективный отбирается только нужная мне информация из общего отвлечённого текста
  Сводный из нескольких источников по одной проблеме сведения, но анализ получается разносторонний и более объективный
  Свободный сочетает в себе несколько способов работы над источниками: выписки, цитаты, план, тезисы
  Тематический даёт более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос - тему: обзорный, хронологический

 

Слайд №4.

1. Плановый конспект знаком (разбить текст на смысловые части и озаглавить их самостоятельно, либо словами из данного текста) - художественные и научные тексты конспектировать.

2. Схематический плановый не знаком (каждый смысловой отрезок - вопросительное предложение) - научный, публицистический тексты.

3. Текстуальный знаком частично (важны отрывки из текста, цитаты, термины) научный и художественный тексты. Сложен - нужно чётко выделять значимые цитаты, которые дают представление о материале.

4. Селективный знаком (только нужная мне информация из текста) публицистика, научный.

5. Сводный знаком (несколько источников по одной проблеме, задаче) научный, публицистический.

6. Свободный не знаком (сложен в использовании, но самый эффективный) включает несколько способов работы с текстами и материалами).

Слайд №5. Текст Б.

- Поделись впечатлением с соседом: что понравилось, какое чувство вызвало занятие.

_________________________________________________________

 

Слайд №6.

Оцени свою работу на уроке. Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) ____________________________________________________ 2. Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) ___________________________________________________

3. Сегодня на уроке научился (лась) лучше делать (что?) _________________________________________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) _________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) _________________________________________________________

6. Осталось непонятным (что?)

Слайд №7.

Запишите домашнее задание:

1) Сделайте любым сп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.155 с.)