I. Организация класса, приветствие учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Организация класса, приветствие учителя.



II. Вступительное слово учителя.

Главными задачами многоаспектного анализа исходного текста являются определения, осмысление и формирование его основных содержательных категорий:

§ темы текста,

§ идейного содержания,

§ проблематики,

§ позиции автора.

Сегодня предметом нашего разговора станет проблематика текста.

Проблематика текста - это какой-либо сложный вопрос, задача, требующая разрешения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения. Проблема текста может быть сформулирована как в виде повествовательного предложения, так и в виде вопроса.

Например:

Повествовательное предложение Вопросительное предложение (вопрос)
1. Проблема истинного патриотизма. 1. Что такое истинный патриотизм?
2. Проблема взаимоотношения человека и природы. 2. Какими должны быть взаимоотношения человека и природы?
3. Проблемы интеллигентности. 3. Кого можно считать истинным интеллигентом?

 

В тексте может быть несколько проблем. В таких случаях говорят о проблематике текста. Несколько проблем, затронутых в тексте, обычно могут быть объединены в одну общую, более значимую проблему.

 

III. Практикум.

3.1. Индивидуальная работа с текстом.

На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. Что виделось ему сейчас в этом мелководье? О чём думал он?

До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. Но мало кто помнил об этом тогда в России...

Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять их превосходящие выдающиеся способности. С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...

Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. Он вспоминал о дальних походах и сражениях. Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого (по В. Ганичеву).

Задания по тексту:

1. Внимательно и медленно прочитайте текст.

2. О чем (о ком) идет речь?

3. Прочитайте еще раз каждый абзац, обратите внимание на ключевые слова, а также выделите и запишите наиболее важные мысли автора, которые могут быть выражены прямо или в подтексте

4. На основе анализа и обобщения основных мыслей сформулируйте идейный смысл и авторскую позицию (основные выводы автора). Соответствующие положения запищите.

Обсуждение результатов работы.

3.2. Переходим к определению общих и частных проблем, описанных в тексте (проблематике текста) и их формулированию.

Можно использовать таблицу. В таблице даны возможные варианты формулировок.

 

Основные мысли автора Вопрос для определения проблемы Основная проблема
1. Природа - источник духовных сил человека. Чем является природа для человека? Проблема значения природы для человека. Проблема взаимоотношения человека и природы.

 

Сравниваем, если возможно, соотношение частных и общих проблем, которые могут быть применимы к одному тексту.

 

Проблема частного характера Общие проблемы
Проблема милосердия и сострадания к людям. Проблема уважения старших. Проблема взаимоотношения людей.

Определение проблем в представленном тексте В. Ганичева.

Задание 1 (базовый уровень).

Прочитайте текст и сформулируйте одну из проблем (хотя проблем в тексте может быть несколько).

Описание правильного ответа:

1. Проблема личности и общества. (Способно ли общество по достоинству оценить личность при жизни?)

2. Проблема исторической памяти. (Надо ли помнить имена соотечественников, прославивших себя в какой-либо области, таких, как, например, Федор Ушаков?)

3. Проблема одиночества. (Что заставляет человека чувствовать себя одиноким?)

Задание 2 (повышенный уровень).

Прочитайте текст и сформулируйте две основные проблемы текста и позицию автора по каждой из них.

Описание правильного ответа:

Основные проблемы текста Точка зрения автора текста на проблему
1. Проблема личности и общества. (Способно ли общество по достоинству оценить личность при жизни?) 1. Общество должно по достоинству оценивать личность при жизни
2.Проблема исторической памяти. (Надо ли помнить имена соотечественников, прославивших себя в какой-либо области, таких, как, например, Федор Ушаков?)   2. История должна сохранять имена людей, прославивших свое Отечество открытиями в какой-либо области, в том числе и в военно-морской; особенно бережно должна сохраняться память о защитниках Отечества в последующих поколениях.
3. Проблема одиночества. (Что заставляет человека чувствовать себя одиноким?)   3. Человек чувствует себя одиноким, когда он перестает приносить пользу людям, когда его достижения в какой-либо области остаются неоцененными.

 

Итог урока:

Чему мы научились в ходе урока?

- Определять тему, проблематику текста, видеть позицию автора, при этом четко соотносить её с формулировкой проблемы.

Литература

1. Загоровская, О.В., Григоренко, О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С. - М.: Просвещение, 2009. - 192 с.

2. Цыбулько, И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2014. - 192 с.

3. Мартынова, Л.А. Подготовка к экзаменационному изложению в 9 классе: практические рекомендации /Л.А. Мартынова.- М.: 2014.

Тексты для работы на уроке:

Текст 1.

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго - да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

- Но прежде всего, определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.

- Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того... Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка - разговорного и письменного, - вот это и будет интеллигентный человек (по Д.С. Лихачёву).

Текст 2.

Золотая полка - это та, которая заводится исключительно для любимых книг.

- Но где же раздобыть такую? Пожалуй, нужно заказать столяру. Но я ограничиваюсь только мечтой, как будто трудно и в самом деле позвать столяра, потолковать с ним, описать ему, что я именно имею в виду. Увы, всё же не зову, и мечта почему-то остается неисполненной.

- Может быть, не завожу этой полки из-за отсутствия в продаже золотой бумаги? Наверно, теперь её продают. Помню эти золотые с тиснёным рисунком листы, которые так украшали детство. Для чего они продавались? Кажется, они применялись при изготовлении ёлочных игрушек. Лист был величиной с нормальный лист писчей бумаги, обратная сторона которого, в данном случае хочется сказать подкладка, была белая и какая-то странная, чуть-чуть пушистая. На ней был тиснёный рисунок с цветами.

Может быть, я не могу осуществить свою мечту потому, что не так легко золотой полке стать реальностью. Всё же это золотая полка, а на ней должны стоять золотые книги, которые трудно собрать.

Парадоксально, но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, забываются, не удерживаются в памяти. Казалось бы, должно быть наоборот: книга, произведшая на нас впечатление да ещё читанная не однажды, должна была бы запомниться во всех подробностях. Нет, этого не происходит. Разумеется, мы знаем, о чём в основном идёт в этой книге речь, но как раз подробности для нас неожиданны, новы. Безусловно, так. 3амечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов золотых книг: они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени. Каждый из нас в течение всей жизни собирает свою золотую полку, и это дело очень непростое, но эти книги, их герои помогают нам жить и лучше понимать жизнь (по Ю. Олеше).

Текст 3.

Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.

Во-первых, кличка. Звали его Борожай. Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! 3овут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает.

В-третьих... Да что там, в-третьих... Всё у этого пса не поймёшь как. Играет с цыплятами... Где это видано: собака играет с цыплятами?! Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. Тоже мне охотник! Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат. А двор я охранять буду?

Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. У соседей загорелся дощатый сарай. Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, людей зовёт, потом раз – и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. Тут уж мужики не выдержали, встрепенулись, схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. Насмерть перепуганного, угоревшего, но живого. А Борожай мой в дыму, видать, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задохнулся. Потом, когда огонь потушили, его вытащили.

Странный был пёс! Какая ещё собака в огонь полезет?! Потом бывшие хозяева, у кого мой отец Борожая брал щенком, мне сказали, что мы имя нечаянно исказили. По-настоящему его звали Поражай. От слова «поражать»! А отец, наверное, не расслышал, вот и получилась дурацкая кличка. После у нас жили другие собаки. Нормальные. Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску (по М. Лоскутову).

Занятие № 8

Байсан В.И .,

учитель английского языка

МБОУ лицея «Вектор», г. Хабаровск

Тема: Ознакомительное чтение.

Цель: обучающий научится осуществлять выбор текста или книги до его (её) прочтения.

Задачи:

- определить понятие «ознакомительное чтение»;

- создать условия для разработки алгоритма по работе с содержанием текста;

- создать условия для овладения приёмами ознакомительного чтения.

Ход занятия:

I.Мотивационный этап.

Учитель: Ребята, умеете ли вы читать?

Тогда быстро, в течение минуты, прочитайте три рассказа и определите тот, в котором говорится о фауне.

- Кто успел? Что вам помогло определить рассказ, в котором говорится о фауне?

- Кто не успел? В чем причина?

II. Содержательный этап.

Беседа.

Учитель:

- Как вы думаете, что такое «ознакомительное чтение»?

- Каковы цели ознакомительного чтения? (извлечь основную информацию, выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д.).

Задание 1. Создание алгоритма по работе с содержанием рассказа.

Учитель: Ребята, давайте выясним, что же помогает нам извлечь содержащуюся в рассказе основную информацию при быстром чтении текста и составим алгоритм.

Работа в микрогруппе по составлению алгоритма.

Обсуждение результатов работы микрогрупп через выброс на доску. После обсуждения знакомство с алгоритмом учителя и корректировка собственных продуктов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.027 с.)