Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образ ученика и учителя инновационной школыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многие образовательные учреждения в той или иной степени работают в инновационном режиме. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что педагоги недостаточно готовы к принятию и реализации нововведений — это значительно снижает результативность вводимых в образовательный процесс новшеств. Проведенные исследования (Н. Ю. Посталюк) показали, что феномен готовности к нововведениям представляет такое личностное проявление творческого стиля деятельности педагога, в котором своеобразно сочетаются антиконформизм интеллекта, личностная направленность (стремление, потребность реализовать новые педагогические идеи), практические умения осуществлять новые способы и формы профессиональной деятельности. Этот аспект творческой педагогической деятельности можно условно назвать «вторичным творчеством», без которого, конечно, не может быть в полной мере реализовано творчество «первичное» (идея, проект, теоретическое решение проблемы). Обобщенные планируемые образовательные результаты обучения обозначим в виде образа ученика школы личностной ориентации — инновационной по отношению к массовой школе. Такой ученик характеризуется следующими параметрами: - знает свои индивидуальные особенности, черты характера, наиболее оптимальные темпы и формы занятий каждым из учебных предметов; - имеет опыт реализации своих наиболее творческих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, проведения конкурсов, праздников, олимпиад и т.д.; - осознает и умеет пояснить свои цели занятий тем или иным предметом, отчетливо понимая, зачем он ходит в школу и в чем себя реализует; - умеет поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности; составить план ее достижения; выполнить план, исходя из своих индивидуальных особенностей; получить и осознать свой результат; сравнить его с аналогичными результатами одноклассников; произвести рефлексию и самооценку своей деятельности; - имеет личностное понимание смысла каждого из изучаемых предметов; владеет базовыми знаниями, умениями и навыками; ориентируется в основных учебных предметах, проблемах соответствующих наук и искусств; - имеет личностные результаты образования, отличающиеся от федеральных и региональных образовательных стандартов глубиной, тематикой, наличием мнения, отличного от общепринятого; - способен обозначить свое понимание (или непонимание) по любым возникающим вопросам; умеет понять и оценить иную точку зрения, вести диалог или спор; - является носителем культурных норм и традиций, прожитых и усвоенных им; умеет аргументировать свои знания и полученные результаты; - умеет определять свои действия в ситуациях выбора; обладает раскованностью мыслей, чувств и движений, одновременно умеет выдерживать нормы поведения, которые задаются в школе и (или) семье; - имеет достойную цель в жизни, умеет выстроить свои дальнейшие планы обучения на перспективу. Из приведенного выше образа ученика следуют требования к профессиональным качествам учителя-инноватора личностно ориентированной школы, который: 1)диагностирует индивидуальный личностный потенциал учеников; 2)выявляет личностные особенности учеников в каждой конкретной образовательной области; 3)уточняет фундаментальные образовательные объекты, связанные с ними проблемы и другие элементы образовательной программы личностно ориентированного типа; 4)отбирает культурные аналоги предполагаемым и уже продемонстрированным продуктам ученической образовательной деятельности; 5)обеспечивает реализацию индивидуального набора личностных качеств и ролей каждого ученика в обучении; 6) организует и отслеживает технологию движения учеников по их индивидуальным образовательным траекториям; 7) фиксирует изменения в личностных качествах учеников и степень реализации их внутреннего потенциала, а также внешнюю образовательную продукцию учащихся (портфолио). Чтобы обладать необходимыми личностно-профессиональными качествами, требуется специальная подготовка. По мнению В.А.Сластёнина[88], формирование готовности учителя к инновационной деятельности предусматривает: - сознательный анализ на основе мотивов и диспозиций педагогической деятельности; - критическое отношение к педагогическим нормативам; - рефлексию и построение системы смыслов (смыслотворчество); - открытость среде и профессиональным новшествам; - творчески преобразующее отношение к миру, выход за пределы нормативной заданное™; - стремление к самореализации, воплощению в профессиональной деятельности своих намерений и образа жизни; - субъективирование элементов содержания в личностно-смысловое содержание, т. е. наделение личностным смыслом. Как видим, для участия в педагогических нововведениях учитель должен приобрести опыт выявления и формирования субъектного опыта организации инновационной педагогической деятельности. По мнению И. И. Цыркуна, максимальную креативность педагог приобретает в позиции инноватора при реализации инновационной модели предписания, предполагающей следующие правила: самодиагностику; изучение реального процесса обучения; описание и объяснение явлений; выявление инновационной проблемы; проектирование нового курса обучения; конструирование нового курса обучения; составление программы и сценария по его осуществлению; экспериментирование и оценку эффективности нововведения; защиту и распространение нововведения[89].
Подготовка будущего учителя к инновационной деятельности
Одним из недостатков педагогики высшей школы является то, что процесс становления будущего учителя не моделирует структуру инновационной деятельности. Целенаправленного изучения педагогической инноватики в действующих образовательных стандартах высшего профессионального образования не предусмотрено. Студентов педвузов в лучшем случае ориентируют на творческий подход к передовому педагогическому опыту, что позволяет им понимать его идею, а не технику, выделять признаки всеобщего, особенного и единичного[90]. Такое положение дел не способствует развитию инновационного образования. Поэтому возникла необходимость в специальной системе подготовки будущих учителей к работе в школе через их ориентацию на инновационную деятельность уже на стадии вузовской подготовки. С целью подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности ведется много исследований[91], разрабатываются специальные курсы педагогики[92], методика решения инновационных задач[93]. В.А.Сластёнин и Л.С.Подымова предлагают следующую последовательность подготовки будущего учителя к инновационной деятельности. I этап — развитие творческой индивидуальности учителя, формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а также развитие общей технологии творческого поиска: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта, определение структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа, комбинирование ранее усвоенных способов деятельности с новыми применительно к возникшей проблеме, развитие критичности мышления. II этап — овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику. Студенты знакомятся с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями, творчески интерпретируют альтернативные подходы к организации школы, изучают основные источники развития альтернативной школы, знакомятся с различными типами инновационных учебных заведений и т.д. III этап — освоение технологии инновационной деятельности. Студенты знакомятся с методикой составления авторской программы, этапами экспериментальной работы в школе, участвуют в создании авторской программы, анализируют и прогнозируют дальнейшее развитие новшества, трудности внедрения. IV этап — практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной деятельности. На этом этапе формируется инновационная позиция учителя как система его взглядов и установок в отношении новшества. Таким образом, данное построение учебного процесса способствует разрешению проблемы подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности. Для обеспечения инновационных процессов необходима подготовка учителей в рамках самой школы. Эту задачу ставят почти все инновационные школы. Например, в школе-гимназии № 121 г. Казани разработана схема профессионального роста учителя для опытно-экспериментальной работы, в основе которой лежит идея личностно ориентированного преподавания. Схема профессионального роста учителя в этой школе включает следующие этапы: - научно-педагогическую подготовку; - анализ собственного методического опыта; - выдвижение идей по совершенствованию; - конструирование нового опыта; - апробацию; - внедрение в практику. В течение учебного года учитель работает над индивидуальной методической темой, находит ее решение на дидактическом уровне, приобретает навыки переконструирования программного материала в соответствии с выбранной технологией обучения, овладевает различными диагностиками. Для учителя в современной школе есть две альтернативы: быть инновационно-ориентированным педагогом или консерватором. Если учитель привыкает без раздумий принимать к буквальному исполнению все, что ему рекомендуют и предлагают, его инновационные способности постепенно угасают. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше готовых образцов педагогической деятельности. Это помогает ему адаптироваться в педагогическом сообществе, но при этом снижается его творческий уровень и инновационный потенциал. В каком направлении будут развиваться учителя, во многом зависит от их руководителя.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.33 (0.007 с.) |