Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обоснование нововведения «Эвристическое обучение»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы выстраивать систему эвристического обучения, надо вскрыть и объяснить противоречия, существующие в традиционном обучении. Они прежде всего относятся к целеполаганию учебной деятельности. Учителя ставят достаточно обоснованные с точки зрения учебного предмета цели, но они понимаются и принимаются разными школьниками по-разному, а некоторыми из них не принимаются вовсе. Налицо противоречие между внешними заданными целями и индивидуальным их видением учениками. То же самое можно сказать о других элементах системы обучения — содержании, методах, формах обучения. Эвристическое обучение должно было изменить подобную ситуацию — сделать первичными те цели и задачи, которые ученики поставят (создадут) для себя сами. Роль учителя сводится к помощи ученикам в формулировании своих целей и последующем сопровождении деятельности по их достижению. Эвристическое обучение в данном смысле — сопровождающее, что не умаляет, а повышает значимость учителя, который из «транслятора знаний» превращается в организатора индивидуального образовательного движения учеников. Предпочтения учащихся в образовании формируются во многом благодаря применяемым учителями методическим подходам. На степень эвристичности обучения влияют многие факторы, в частности количество и качество задаваемых на занятиях вопросов. Наибольший эффект получается благодаря ученическим вопросам, но их количество, как подтверждает практика, с возрастом учеников уменьшается. Вопросы же учителей относятся чаще к контролирующей, а не познавательной или творческой функции обучения. Например, по данным психологов, лишь 10% вопросов учителей младших классов стимулируют активность учеников, а 80% всех вопросов — проверочные1. Поэтому включение ученического вопроса в структурную основу обучения — способ увеличения его эвристичности и эффективности. В данном направлении имеется успешное исследование А. Д. Короля[82], который разработал технологию организации учителем «вопрошающей» деятельности учеников. Например, учитель предлагает ученикам найти ответ на ключевой вопрос по теме урока, задавая учителю вопросы в следующей последовательности: что? как? почему? Если вопрос ученика будет задан с нарушением этой последовательности, то учитель ответит встречным вопросом на вопрос ученика. Перед учениками ставится главная проблема урока, и приводятся ключевые слова, значения которых ученик должен узнать с помощью своих вопросов. Далее учитель организует вопросоответные ситуации. Вопросы учеников оцениваются как продукты их деятельности. В ходе исследования была обнаружена проблема, заключающаяся в том, что консерватизм и заданность школьного образования формируют у учащихся соответствующие виды деятельности. Например, по данным социологов, 68 % старшеклассников предпочитают пассивные виды деятельности (читать, смотреть, слушать) и лишь 15 % учеников — активно-творческие виды деятельности[83]. Поэтому творческая направленность обучения обусловлена не только методами, применяемыми учителями, но и уже сформированной совокупностью доминирующих видов деятельности в традиционной школе. Критический анализ состояния педагогической практики выявил проблемы, связанные с отсутствием потребности педагогических коллективов школ в осмыслении своей роли в обществе, в необходимости формулирования образовательных целей школы, учителя, ученика. Традиционная ориентация школ на вступительные экзамены в вузы, проверяющие у абитуриентов уровень овладения формализованной «суммой знаний», привела к тому, что ученики вынуждены овладевать грузом пассивной информации вместо творческой самореализации в образовательных и профессиональных видах деятельности по будущей специальности. Перечисленные проблемы побудили активизировать поиски путей творческой самореализации учащихся, для чего необходимо было проанализировать опыт учителей-новаторов, инновационных школ и прогрессивных дидактических систем в образовании. Изучение практики работы отечественных учителей-новаторов показало, что в применяемых ими системах и технологиях присутствует эвристический компонент, хотя и в неравной мере. Проведенный анализ деятельности учителей-новаторов, беседы с ними, посещение их уроков, чтение книг выявили различные подходы к творческой самореализации учащихся. Основной базой для создания инновационной школы, реализующей эвристическое обучение, послужил экспериментальный опыт по созданию инновационной школы на базе традиционной.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.184.197 (0.007 с.) |