Обоснование нововведения «Эвристическое обучение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование нововведения «Эвристическое обучение»



 

Чтобы выстраивать систему эвристического обучения, надо вскрыть и объяснить противоречия, существующие в традицион­ном обучении. Они прежде всего относятся к целеполаганию учеб­ной деятельности. Учителя ставят достаточно обоснованные с точки зрения учебного предмета цели, но они понимаются и принима­ются разными школьниками по-разному, а некоторыми из них не принимаются вовсе. Налицо противоречие между внешними за­данными целями и индивидуальным их видением учениками. То же самое можно сказать о других элементах системы обучения — содержании, методах, формах обучения.

Эвристическое обучение должно было изменить подобную си­туацию — сделать первичными те цели и задачи, которые учени­ки поставят (создадут) для себя сами. Роль учителя сводится к помощи ученикам в формулировании своих целей и последую­щем сопровождении деятельности по их достижению. Эвристи­ческое обучение в данном смысле — сопровождающее, что не умаляет, а повышает значимость учителя, который из «трансля­тора знаний» превращается в организатора индивидуального об­разовательного движения учеников.

Предпочтения учащихся в образовании формируются во мно­гом благодаря применяемым учителями методическим подходам. На степень эвристичности обучения влияют многие факторы, в частности количество и качество задаваемых на занятиях вопро­сов.

Наибольший эффект получается благодаря ученическим во­просам, но их количество, как подтверждает практика, с возрас­том учеников уменьшается. Вопросы же учителей относятся чаще к контролирующей, а не познавательной или творческой функ­ции обучения. Например, по данным психологов, лишь 10% во­просов учителей младших классов стимулируют активность уче­ников, а 80% всех вопросов — проверочные1. Поэтому включение ученического вопроса в структурную основу обучения — способ увеличения его эвристичности и эффективности.

В данном направлении имеется успешное исследование А. Д. Ко­роля[82], который разработал технологию организации учителем «во­прошающей» деятельности учеников. Например, учитель предла­гает ученикам найти ответ на ключевой вопрос по теме урока, задавая учителю вопросы в следующей последовательности: что?

как? почему? Если вопрос ученика будет задан с нарушением этой последовательности, то учитель ответит встречным вопросом на вопрос ученика. Перед учениками ставится главная проблема уро­ка, и приводятся ключевые слова, значения которых ученик дол­жен узнать с помощью своих вопросов. Далее учитель организует вопросоответные ситуации. Вопросы учеников оцениваются как продукты их деятельности.

В ходе исследования была обнаружена проблема, заключающая­ся в том, что консерватизм и заданность школьного образования формируют у учащихся соответствующие виды деятельности. На­пример, по данным социологов, 68 % старшеклассников предпо­читают пассивные виды деятельности (читать, смотреть, слушать) и лишь 15 % учеников — активно-творческие виды деятельности[83]. Поэтому творческая направленность обучения обусловлена не толь­ко методами, применяемыми учителями, но и уже сформирован­ной совокупностью доминирующих видов деятельности в тради­ционной школе.

Критический анализ состояния педагогической практики вы­явил проблемы, связанные с отсутствием потребности педаго­гических коллективов школ в осмыслении своей роли в обще­стве, в необходимости формулирования образовательных целей школы, учителя, ученика.

Традиционная ориентация школ на вступительные экзаме­ны в вузы, проверяющие у абитуриентов уровень овладения формализованной «суммой знаний», привела к тому, что уче­ники вынуждены овладевать грузом пассивной информации вместо творческой самореализации в образовательных и про­фессиональных видах деятельности по будущей специально­сти.

Перечисленные проблемы побудили активизировать поиски путей творческой самореализации учащихся, для чего необходи­мо было проанализировать опыт учителей-новаторов, инноваци­онных школ и прогрессивных дидактических систем в образова­нии.

Изучение практики работы отечественных учителей-новаторов показало, что в применяемых ими системах и технологиях при­сутствует эвристический компонент, хотя и в неравной мере. Про­веденный анализ деятельности учителей-новаторов, беседы с ними, посещение их уроков, чтение книг выявили различные подходы к творческой самореализации учащихся.

Основной базой для создания инновационной школы, реали­зующей эвристическое обучение, послужил экспериментальный опыт по созданию инновационной школы на базе традицион­ной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.004 с.)