Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание инновационной школы на базе традиционной

Поиск

Лето 1991 г. было посвящено подготовке открытия 1 сентября Школы свободного развития в качестве особого учебного заве­дения, полностью бравшего на себя комплексное образование детей. Прошло два педагогических семинара для учителей, в том числе и двухнедельный семинар по Вальдорфской педагогике. В августе состоялась презентация концепции на Международном фестивале «Новая школа» в Крыму. Впоследствии концепция шко­лы была обнародована на Всесоюзной встрече организаторов част­ных школ (Москва, октябрь 1991 г.) и в «Учительской газете» (1991, № 45).

В основе школы — принцип человекосообразности. Задача учи­теля — не вложить в ребенка готовые знания и ценности, а со­здать условия для раскрытия его индивидуальности, помочь реа­лизовать личную программу образования.

Учитель — заботливый садовник, ухаживающий за растениями в своем саду. Педагогика взращивания противоположна педагоги­ке формирования. Вместо преподавания учитель ведет сопровож­дающее обучение, т. е. организует деятельность учеников по добы­ванию ими личных знаний и опыта.

Программа образования человека заложена в нем самом. Сте­пень ее реализации зависит от условий, в которых он живет и действует. Главная цель школы — создать такую систему условий, в которой каждый ученик, учитель и родитель может осознать, понять и обрести себя в отношении к внешнему миру.

Ключевые элементы системы образовательных условий создан­ной школы — природа, культура, история России. Через эти пер­воосновы дети познают не только себя и свой народ, но и другие времена и народы. Идейные предпосылки для разработки содер­жания образования можно найти в трудах русских философов: Л.Н.Толстого, Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, К.Э.Циолков­ского, В.И.Вернадского, П.А.Флоренского, Д.Л.Андреева и дру­гих.

Школа рассчитана на 12-летний срок обучения. Число учени­ков в ней не должно быть более 200 человек. Возможны разновоз­растные классы. Запланирована специальная школа для малышей 4 — 6 лет.

С 1 сентября 1991 г. в школе были организованы два класса — I и VI — по 12 человек. Действовала родительская школа. Раз в неде­лю с родителями проводились специальные занятия, на которых они анализировали происходившие в детях изменения, обсужда­ли содержание и ход образования, делились успехами и пробле­мами.

Учительский коллектив состоял из постоянно работающих пе­дагогов и нескольких временно приглашенных на контрактной ос­нове специалистов.

Каждый учитель разрабатывал и вел свой собственный курс, соответствующий его личной педагогической позиции и образо­вательной концепции школы. По своему участию в обучении все учителя делятся на учителей-интеграторов, учителей-предмет­ников и руководителей творческих лабораторий. В VI классе, на­пример, велись три авторских интегративных курса: мироведе­ние, русская словесность и математическая культура. Предмет­ные курсы — это история, биология, английский язык, народ­ные игры. Творческие лаборатории ученики выбирали в допол­нение к перечисленным выше базовым курсам. Работали лабора­тории живописи, естествознания, народных танцев, лепки, те­атра, рукоделия и др.

В I классе предметов в обычном понимании не было. Были обо­значенные направления деятельности (метапредметы), которые вели четыре учителя. Вот эти направления: «Природа», «Культу­ра», «Числа и формы», «Буквы и слова», «Цвета», «Сказки», «Музыка», «Игры», «Прикладное искусство», «Чайный этикет». Занятия организовывались по типу «свободный класс».

Всю работу в классе координировал учитель-классовод. Он орга­низовывал диагностику детей, фиксировал изменения и дости­жения детей, давал качественные характеристики, составлял рас­писание занятий, вел родительскую школу.

Еженедельно проводились родительские сборы, на которых разрабатывались стратегические образовательные направления, координировались предметные программы, обсуждались текущие проблемы школы.

Содержание образования не определялось заранее в виде кон­кретных разделов и тем. Тщательно обдумывались и обсуждались лишь ключевые общеобразовательные и предметные установки. Сама же учебная программа в обычном ее понимании непосред­ственно рождалась в ходе образования. Текущая рефлексия позво­ляла осознавать, уточнять и даже переоценивать исходные обра­зовательные цели. Следом за диагностикой шла непрерывная кор­рекция обучения.

Базовое образование определялась не столько набором пред­метов, сколько видами деятельности. Перечень и объем курсов в учебном плане школы не были жестко заданными и могли ме­няться в зависимости от решаемых задач. Однако образователь­ные курсы должны были охватывать все спектры внешнего мира (природу, основные науки, искусства, общество, семью), обес­печивать гармоничное развитие основных сфер внутреннего мира детей.

Главным принципом организации занятий было соответствие учебного дня, недели, года естественным природным циклам, культурно-историческому календарю, а также коллективным и индивидуальным ритмам учеников. Базовые занятия проходили с 8.30 до 12.30 по типу «погружений» и уроков-блоков. После обеда работали творческие лаборатории по выбору.

Учебный день начинался обычно с рассказов детей и их пред­ложений о том, как его провести. Ритм дня совпадал с естествен­ным природным ритмом детей. Например, сначала проводились два-три 20-минутные коллективные занятия с переменами в клас­се, затем подвижные игры и занятия на улице; далее были чаепи­тие и свободные индивидуальные занятия. День заканчивался под­ведением итогов. Учитель записывал в журнал личные достиже­ния каждого ученика за день (обычно со слов самого ученика).

Последний день учебной недели — пятница — был рефлексив­ным. В этот день анализировалось все, что делал класс и каждый ученик в отдельности в течение недели. Составлялись планы на следующую неделю. В пятницу проходили учительские и родитель­ские занятия. Начало и продолжительность учебного года, кани­кул, учебных занятий определялись педагогическим советом школы в соответствии с природными ритмами, культурно-историческим календарем и индивидуальными особенностями детей.

Раз в четверть ученики защищали свои творческие работы: трак­таты, поделки, рисунки, стихи, спектакли, газеты и т.д. Лучшие


работы учеников отмечались. Каждый учитель давал каждому уче­нику качественную оценку его достижений по предмету, где от­мечал изменения, которые произошли, по его мнению, у ребен­ка. Дети также оценивали себя, но не в баллах, а качественно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.31 (0.006 с.)