Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нововведения в традиционной школеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Большинство школ работают традиционно. Многие из них стремятся к изменениям, введению тех или иных новшеств. Для этого составляются программы, осуществляются определенные действия, анализируются полученные результаты. Однако результаты нововведений подчас оказываются никак не связанными с поставленными целями. Например, в основу эксперимента «по созданию личностно ориентированной педагогической системы» в двух школах Ижевска были положены следующие принципы[75]. 1.В каждом воспитаннике педагог должен видеть уникальную личность и добиваться того, чтобы каждый воспитанник увидел уникальную личность в себе. 2.Воспитание должно рассматриваться как взаимодействие личностей. Казалось бы, данные принципы должны быть выражены в соответствующей системе целеполагания, а полученные результаты на стадии их диагностики и оценки должны быть соотнесены с заданными ориентирами. Однако ничего подобного в данном исследовании не произошло. Результатом исследования оказались выявленные условия оптимального личностно-творческого, профессионального развития педагогического коллектива школы: - наличие потребности в изменении существующей системы в целях разрешения имеющихся противоречий; - поиск оригинальной идеи для результативной работы школы (в данном случае — идея индивидуально-творческого развития личности учащегося и педагога в педагогической системе школы); - коллективная разработка оригинального содержания и соответствующих форм, средств и методов его реализации; - разработка педагогами авторских учебных планов и программ; - разработка проектов и создание авторских кабинетов, учебно-методических материалов; - создание авторских традиций коллектива школы. Мы видим, что в ходе инновационной деятельности произошло замещение одних ориентиров на другие. К сожалению, аналогичные ситуации несоблюдения рамочных оснований характерны для многих инновационных процессов, что еще раз подтверждает необходимость их обеспечения методологическим инструментарием. Каковы причины такого положения? Во-первых, нововведения в традиционных школах имеют свою специфику. Во-вторых, уровень развития педагогической инноватики и ее методологии еще не позволяет достаточно точно описывать инновационную педагогическую действительность в традиционных школах. В-третьих, методологическая грамотность большинства учителей и организаторов инноваций недостаточна. Например, В. Робский[76], анализируя опытно-экспериментальную работу краснодарской школы по вовлечению наиболее способных учителей в инновационные процессы, называет следующие этапы. 1. «Ухты!». Побуждение (внешний толчок). Как правило, педагоги являются свидетелями чьего-либо интересного начинания, которое вызывает восторг и зависть: «Ух ты, как работают!» 2. «Имы!». Попытки подражать примеру порождают потребность в общении с себе подобными, с кем обычно разговаривают особым языком, почему-то названным «птичьим». Это очень интересно! 3. МУ. Это период «Методологического Угара», в дыму которого происходит повальное планирование деятельности и создаются «новые» программы, методики, школы и т.д. Начинает ощущаться некая нехватка специальной подготовки, а потому всевозможные курсы, семинары и фестивали необходимы. 4. Страна ОЗ. Этап Осуществления Замыслов. Очень ответственный и нелегкий. Встречаемые трудности кажутся временными и имеющими причину, конечно же, в сопротивлении «непонимающих консерваторов» новым идеям. 5. Ямы! Столкновение с результатом собственной деятельности. Вот где начинается настоящая проблематизация! 6. Стоп! Период отрезвления и скепсиса (здорового и нездорового — у всех по-разному). Необходимость в пересмотре своей деятельности, ее оценке. Приходит понимание ограниченности знаний, средств, необходимости самообразования. 7. Труд. Труд тяжелый, кропотливый, часто совершенно нетворческий. Понимание того, что для эффективного развития системы необходима и какая-то ее стабильность. В некоторых регионах инновационная деятельность школ поставлена почти «на поток». Например, в информационно-методическом центре Мурманской области с целью упорядочения, систематизации инновационной деятельности учителя инноваторы в каждой школе заполняют карту инноваций по определенной форме, включающей проблему, цель, сущность, прогнозируемый результат, стадию инновации и т.д. Научно-методические или методические советы школ проводят обработку и анализ карт инноваций, после чего разрабатывают графики контроля (экспертизы) и регулирования инновационных процессов. Эти планы обсуждаются и утверждаются на педагогическом совете. Таким образом, создается банк инноваций школы, а затем с помощью районного Центра новых информационных технологий (ЦНИТ) формируется информационный банк округа[77]. Разумеется, столь активное «обобщение инновационного опыта» может быть эффективным при условии достаточно мощной теоретико-методологической и организационной базы. В противном случае все будет лишь очередной кампанией, не имеющей действительного отношения к изменению образовательной реальности. Данные факты замечаются местными управленческими структурами в регионах. Например, В. Р. Имакаев из Перми пишет, что рост педагогических инициатив и опытничества практически ничем не сдерживается и никем не контролируется. Местные органы управления образованием оказываются неспособными к управлению этим движением (нет критериев, нет специалистов, нет структур, обеспечивающих такую работу, и т.д.)[78]. Автор предлагает следующие элементы экспертизы инновационных школ: - культуросообразные корни инновации; - системность изменений; - необходимость проекта инновации; - необходимость планирования работ по соорганизации экспериментальной и обычной частей школы, «оестествления» инновации; - налаживание всех систем обеспечения эксперимента (методической, финансовой, научной, управленческой и т.д.); - установка на реальный результат, а не на его имитацию. Одна из причин отсутствия ожидаемого эффекта при распространении новаций — массовая установка на так называемый «обмен опытом». Разумеется, никакой опыт, в том числе инновационный, не может быть передан. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Практика, факт — дело единичное, и если в воспитании признать деятельность одной практики, то даже и такая передача советов невозможна. Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт...»[79].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.198.173 (0.006 с.) |