Этическая ответственность журналиста.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этическая ответственность журналиста.



 

Этика (греч. etos «обычай») - наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали (лат. mores «нравы») как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей.

Требования морали не формулируются в законодательных актах. Они разрабатываются в ходе общественной прак­тики, а контролируется их выполнение общественным мнением, общест­венными (в журналистике - журналистскими) организациями, трудовыми коллективами, создающими порой «суды чести» или подобные органы, действующие на общественных началах.

Соблюдение этических норм контроли­руется и «изнутри»: это совесть журналиста, которая в зависимости от характера поведения или заставляет его пере­живать стыд, унижение, самоосуждение, или вызывает гордость, удовле­творение.

Этические кодексы прежде всего формулируют общие принципы нравст­венного поведения журналиста. Так,

  • В США дейст­вуют:

- «Каноны журналистики», принятые в 1923 году Американским обществом газетных редакторов

- «Кодекс этики» (1929) Национальной ас­социации владельцев радиовещательных и телевизионных станций, допол­ненный затем «Кодексом радио» и «Кодексом телевидения», и др. документы.

  • Национальный союз журналистов Великобритании требует в своих этичес­ких правилах соблюдать точность, исправлять ошибочные сообщения, вы­ступает против искажений и замалчивания; отстаивает свободу точек зре­ния; настаивает на получении информации только честным путем; запрещает вторгаться в частную жизнь; указывает на сохранение конфи­денциальности источников информации; запрещает брать взятки, использо­вать журналистом информацию в личных целях; выступает против дискри­минации по национальным, расовым, религиозным и другим признакам.
  • «Международные принципы профессиональной журналистской этики».
  • В нашей стране первый кодекс профессиональ­ной этики был принят Союзом журналистов в 1989 году. В основе его лежат принципы ответственности, правдивости, объективности, добросовестнос­ти, честности, уважения чести и достоинства личности, уважения общече­ловеческих ценностей, профессиональной солидарности и др.
  • В 1994 г. разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Области этических норм:

1. «журналист - аудитория».Это нравственная обязанность, ясно представ­ляя себе «свою» аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному и эффективному удовлетворению ее потребностей и интересов в сфере информации. Памятуя, что журналист творит для аудитории, каждый раз важно решать:

- Нужно ли это произведение аудито­рии?

- Пра­вильно ли будет воспринята информация аудиторией; адекватно ли будут поняты факты и суждения; как «сработает» аргументация; насколько продвинется аудитория в осознании действительности благодаря его уси­лиям?

Если попытаться одним словом определить этическую норму в сфере отношений «журналист - аудитория», то, пожалуй, этим словом будет «до­бросовестность».

2. «журналист - источник информации».Контакты журналиста с источником информации могут носить «открытый» характер (когда журналист предстает перед но­сителем информации как официальный сотрудник СМИ и сообщает о сво­их намерениях) или «скрытый» (скрытое наблюдение).

Открытый сбор:

- представиться тем частным и должностным лицам, ознакомить их с намерениями редакции и кругом интересующих его вопросов.

- для бесед с должностными лицами и получения от них доку­ментов обычно требуется согласие их руководителей,

- для участия в официальных мероприятиях, деловых совещаниях и т.п., не носящих пуб­личного характера, - приглашение или разрешение присутствовать.

- в процессе контактов с частными лицами стремление получить макси­мум информации не может переходить в развязную и безапелляционную требовательность, сопровождающуюся пренебрежением к интересам, же­ланиям и точке зрения собеседника.

Такт (лат. tactus «прикосновение») - чувство меры, подсказывающее соответствующее ситуации поведение, умение держать себя подобающим образом, общаться с людьми, учитывая их положение, представление о должном, принятых нормах поведения и в то же время сохраняя собствен­ное достоинство и «оберегая» уважение общественности к профессии.

Скрытое наблюдение оправдано в двух случаях. Первый - когда важ­но увидеть «непотревоженную» жизнь. Важно продумать, правильно ли выбран объект на­блюдения (нужно ли, например охотиться за сведениями об интимных сторонах жизни), допустимо ли выступать в принимаемой роли (в частно­сти, нельзя представляться официальным лицом - работником органов милиции, следствия, контроля и т.д., выступать под маской преступника, симулировать болезнь и т.д., что либо запрещено законом, либо неэтич­но).

Второй - когда надо получить сведения о сознательно скрываемых сторонах жиз­ни, секретных операциях, хранящихся в тайне документах.

3. «журналист - персонаж».

- Обычно недопустимо в каче­стве персонажа (положительного или отрицательного) выбирать родных и близких, друзей.

- Имея дело с реальным человеком журналист обязан не на­рушить известное правило «прежде всего не навреди».

- Важно и то, как подать отобранные детали и подробности, чтобы не возникло нежелатель­ных оттенков и ассоциаций при восприятии произведения. Фотки всякие каверзные.

- совершенно не­допустимо ироническое обыгрывание имен, фамилий, внешнего облика, физических несовершенств — того, в чем человек «не виноват».

4. «журналист - автор».За каждым письмом, материалом, заказанным или поступившим «самоте­ком», стоит человек, требующий к себе чуткого отношения (здесь мы не говорим о графоманах, это особый случай). Не обидеть молчанием или немотивированным, тем более написанным «под копирку» отказом, а во­время и по-деловому ответить, тактично дать совет по доработке или пе­реработке произведения, указать на возможные шаги дальнейшего со­трудничества с редакцией - во всем этом проявляется нравственная сторона взаимоотношений с авторами.

Нормой является уваже­ние к авторской мысли, аргументации, композиции, стилю. И если возникает необходимость в доработке или переработке произведения, важна четкая аргументация, исходящая из позиции редакции и возмож­ностей автора.

При подготовке текста к публикации даже незначительные поправки желательно согласовывать с автором.

5. «журналист - ре­дакционный коллектив».Вступая в уже сложившийся редакционный коллектив с проявившимся направлением и характером реализации ре­дакционной политики, журналист становится составной частью этого кол­лектива и принимает на себя соответствующую долю ответственности за ее проведение.

В случае возникновения серьезных разногласий в определении и про­ведении принятого направления неизбежным оказывается разрыв его отношений с коллективом и переход в другое СМИ.

Нормальные отношения журналиста с редакцией предполагают со­хранение редакционной профессиональной тайны, взаимопомощь и вза­имоподдержку, выполнение всего того, что необходимо редакции для ее успешного функционирования.

- Журналист не должен выступать без согласия редакции в других СМИ даже под псевдонимом, а о перепечатке своих произведений в других СМИ, сборниках и т.д. он обязан известить редакцию и получить на это ее согласие.

6. «журналист - коллеги».Коллегиальность и това­рищеское взаимодействие.

Этически обязательным является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельнос­ти.

Чувство локтя, солидарность, взаимопомощь свойственны в журналис­тике не только работникам какой-либо одной редакции - они присущи все­му кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных пробле­мах.

Профессиональное товарищество обязывает к взаимопомощи в «техничес­ких» сторонах деятельности, побуждает к совместному поиску информации и деловых контактов и т.д.

 

  1. Юридическая ответственность журналиста.

 

Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил (запреты, дозволения, обязывания, меры поощрения и наказа­ния), регулирующих общественные отношения и обеспеченных мерами государственного воздействия.

Источники права - законы (Конституция, основы законодательства в той или иной сфере, кодексы, законы, указы, постановления и др.), подзаконные акты, изданные на основе законов и во исполнение их. Существуют также неправовые социальные нормы, принимаемые общественными, кооперативными организациями, союзами и обществами (уставы, положения и т.д.), регистрируемые обычно орга­нами власти, если они приняты в соответствии с законом.


[1] Это определение из ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

[2] правда, в свя­зи с тем, что телевидение пользуется метровыми и дециметровыми волнами, распространяющимися по прямой линии, большие расстояния телевидение может преодолеть только с помощью наземных ретрансля­ционных линий или космической спутниковой связи



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.112.123 (0.009 с.)