Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистика как массово-информационная деятельность.

Поиск

Журналистика как массово-информационная деятельность.

«действующими силами» массово-информационной деятельности (МИД) в журналистике являются:

Учредитель (У) - государственные или общественные организации, про­фессиональные и творческие союзы, ассоциации и общества, группы граж­дан и отдельные лица, создающие газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы и т.д., располагающие правами владельцев и/или руководителей соответствующих производителей и распространителей массово-информационных продуктов.

Руководящие органы (РО) - государственные институты, которые в со­ответствии с конституционными нормами уполномочены принимать, из­менять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирую­щие деятельность журналистики а так же определять права и обязанности всех участни­ков массово-информационных процессов.

Журналисты (Ж) - штатные и внештатные работники редакций, которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут автор­скую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, ком­поновке массовой информации в номера газет и журналов, программ ра­дио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д.

Тексты (Т) - произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски.

Канал (К) - используемые журналистами средствами массовой ин­формации (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, про­граммы радио и телевидения различных типов и уровней со сложной системой редакций, дирекций, отделов, корпунктов), предназначен­ные для «доставки» журналистских «текстов» их адресатам.

Массовая аудитория (МА) - та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или программа) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория), или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим» (реальная аудитория), или которую можно привлечь дополнительно (потенциальная аудитория).

Социальные институты (СИ) - государственные органы, хозяйствен­ные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, функционирующие в сфере распространения данного средства массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях жур­налистов с целью принятия ими определенных решений.

Действительность при этом выступает источником сведений и ко­нечным объектом воздействия журналистики.

РО формируют нормативную «среду», законодательную основу функционирования журналистики, определяющую ее положение в обще­стве, права и обязанности У и Ж, ответственность СИ, права МА; в соот­ветствии со своим положением в системе и на основе законодательства Ж, руководствуясь утвержденным У редакционным уставом, формирует информационную политику издания (программы) и реализует ее через совокупность произведений с учетом запросов, интересов, пожеланий МА, нужд СИ и особенностей своего К.

 

Массовая информация.

В теории журналистики понятие «массовая информация» (лат. informatio «осведомление, изложение, сообщение») является важнейшим. Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массо­вой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности. Журналистика не располагает никакими дру­гими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме инфор­мации. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, ин­формация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журнали­стики как специфическим социальным институтом. Этим объясняется вы­бор термина «средства массовой информации» для журналистики как со­вокупности многочисленных каналов печати, радио и телевидения. Употребляемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» приобретает сле­дующий смысл:

• направленность на массу (общество, народ, класс, слой, регион, про­фессию и т. д.) при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории;

• соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивающей широкий круг экономических, социальных, духовных интересов массы, и обеспече­ние ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в раз­ных сферах жизни;

• стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой ак­тивной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечелове­ческим суждениям нормам;

• доступность информации для массы (бесплатное поступление ин­формации или за небольшую плату, удобный режим потребления - дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), про­стота формы, способствующая легкому усвоению;

• возможность одновременного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска) ин­формации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов;

• открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, сотрудничество, ра­бота на общественных началах и т.д.).

 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

СПЕЦИФИКА И АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ.

ДОСТУП К ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ.

ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ.

 

Источники информации.

Существуют три вида источников информации:

  1. Люди.
  2. Документы.
  3. Окружающая действительность.

 

Б) Ответственность.

  • Охрана интересов государства.

В Конституции ФРГ записано: «Каждый, кто использует свободу выражения мнений... для борьбы против основ свободного демократического порядка, лишает­ся этих основных прав».

Верховный суд США, считает возможным применять санкции к печати тогда, когда в СМИ, по мнению судей, «ведется подрывная де­ятельность», присутствует «явная и наличная опасность», «явная и не­медленная угроза» государству, «вредная тенденция», «подстрека­тельство».

В Великобритании преступлением признаются устные и печатные выступления, ставящие цель «дискредитировать или вы­звать возмущение против суверена, правительства, Конституции Со­единенного Королевства, любой из палат парламента или судебной си­стемы», вызвать «возбуждение недовольства среди подданных его величества», «чувства злости и враждебности между различными клас­сами этих подданных», а также нанесение оскорбления главе государ­ства. Там существует система так называемых «ди-уведомлений» (англ. defence «оборона»), согласно списку которых запрещено распространение сведений, угрожающих национальной безопасности. Повсеместно существует законодательство об охране военной и госу­дарственной тайн. Во время военных действий вводится цензура. Поч­товые ведомства (в частности, в США и Англии) имеют право отказать­ся от доставки «нежелательных» изданий, а также запретить (в Англии) радио- и телепередачи.

  • Охрана прав и законных интересов личности:

-тайна переписки,

- неприкосновенность жилища,

- презумпция невиновности

- исключение дискриминации по расовому, национальному, половому признакам,

- не­прикосновенность личности и обязанность удовлетворять ее потребнос­ти, в том числе - потребности в информации,

- права на свободу убеждений,

- выражение взглядов и мнений,

- получение и распространение информа­ции

Все эти права должны быть известны журналистам и должны ими соблюдаться. По закону преследуется клевета и оскорбление, раз­жигание расовой, национальной и классовой вражды. В ряде стран пре­следуется диффамация - распространение позорящих человека сообще­ний, хотя бы и основанных на правдивых фактах. Охраняются и экономические интересы людей и различных организационных структур

  • Действующее Российское законодательство ограничивает свободу по 4 позициям:

1. Это обязанность в установленных законом случаях помещать обязательные сообщения в СМИ. В частности, ГК РФ обязывает редакцию СМИ публиковать опровержение не соответствующих действительности сведений; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» обязывает электронные СМИ с государственным или муниципальным участием предоставлять эфир кандидатам и избирательным объединениям и т.д.

2. Законодательные запреты на сбор и распространение информации определенного рода. Большое количество таких запретов содержит Конституция РФ. Так, ст. 21 содержит запрет на умаление достоинства личности; ст. 24 - на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия; ст. 29 запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; ст. 49 закрепляет принцип презумпции невиновности. Кроме того, ст. 44 Конституции гарантирует защиту интеллектуальной собственности, что также налагает на редакции СМИ и журналистов определенные ограничения. Множество подобных ограничений, касающихся сбора и распространения информации с помощью СМИ, содержится в других законодательных актах (ФЗ «О борьбе с терроризмом», ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», ФКЗ «О чрезвычайном положении, ФКЗ «О военном положении»).

2. Наложение запрета на реализацию этих прав либо их отдельных правомочий для отдельных категорий лиц или на определенных территориях. К числу таких ограничений можно отнести обязанность хранить государственную тайну и иную конфиденциальную информацию, распространяющуюся на тех, кому она была доверена в специальном порядке.

3. Ограничения на осуществление определенной деятельности, которые также могут затрагивать СМИ. К их числу относится регистрация СМИ, которая по своему содержанию является разновидностью разрешительной системы. И лицензирование частот.

Существуют журналистские организации, защищающие свободу слова:

- В Союзе журналистов России создан Комитет по защите свободы слова и прав журналистов. Фонд защиты гласности, Комиссия по свободе доступа к информации и др.).

- международные организации, занимающиеся пробле­мами свободы слова и печати: «Фридом форум» - независимый общественный фонд, созданный для популяризации идеи свободы, сбора информации по состоянию дел в этой сфере. Международ­ный институт прессы, объединяющий издателей и редакторов СМИ поч­ти 100 стран мира. В этой же сфере действует организация «Репортеры без гра­ниц» и др.

 

2.2. Этический аспект.

Специфика правовых санкций состоит в способах обеспечения, ко­торые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм. В отличие от права мораль располагает иным "защити­тельным" механизмом — силой общественного мнения, соци­ально-психологических стереотипов, традиций и привычек духовно-практической жизни людей.

 

 

Типология СМИ.

1. По типу коммуникационного средства:

- Печатные (аналоговые СМИ).

- Аудиовизуальные (электронные СМИ):

· Телевидение;

· Радио.

- Интернет.

 

2. По форме периодического распространения массовой информации:

- периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень и пр.),

- радиопрограмма,

- телепрограмма,

- видеопрограмма,

- кинохроникальная программа и пр.

 

3. По типу собственника:

- частное СМИ;

- государственное;

- смешанное.

 

4. По языку СМИ:

- на одном языке,

- на нескольких языках.

 

5. По территории распространения продукции:

- региональное:

· республиканское

· областное

· районное.

-межрегиональное (два и более регионов),

- национальное (территория какой-либо страны),

- международное (несколько стран, например, журнал «Космо»).

 

6. По целевому назначению:

- публицистические;

- литературные;

- культурно-просветительские

- развлекательные;

- учебно-образовательные;

- методические (журнал «Литература в школе»);

- научные

- рекламные

- информационные

- спортивные

- эротические

- деловые, финасовые

- общественно-политические и пр.

 

7. По характеру аудитории:

- для этнических общностей (наций, народностей):

- для территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);

- для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.)

- для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.);

- для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, пожилых и т.д.);

- для женщин и мужчин;

- для малых групп (семья, клуб и т.д.)

- для групп верующих (православных, католиков и т.д.).

- для инвалидов и пр.

 

8 Периодичность выпуска:

- ежедневные

- еженедельные

- ежегодные (по нашему закону, реже чем раз в год – это уже не СМИ, а фигня какая-то).

 

9. По источникам финансирования:

- государственные дотации

- собственные средства учредителя

- рекламные доходы

- сбор от подписки

- спонсорские средства и пр.

 

10. По характеру политической ориентации:

- правящие (ведущую агитацию и пропаганду политической и экономической линии власти)

- оппозиционные (критикующие существующий режим и выдвигающую собственные альтернативные проекты развития общества)

 

12. По характеру обращения к тематическим пластам:

- универсальные,

- многопрофильные,

- специализированные.

 

СИСТЕМА СМИ.

ОСОБЕННОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПЕЧАТНЫХ, ВЕЩАТЕЛЬНЫХ, СЕТЕВЫХ СМИ. ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРОДУКТ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Журналисти­ка прямо связана с использованием развитых технических средств комму­никации (лат. communicatio «сообщение, средства сообщения»):

- прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизве­дения текста и изображения на специальный приемник),

- радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн), - телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн на специальный приемник).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распростра­няться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, ок­ругах).

1. Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приоб­рела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и т.д., что не принци­пиально) с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Свойства взаимоотношений прессы и ау­дитории:

Плюсы:

  1. Имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориента­цию во всем объеме и разнообразии информации (на основе места про­изведения на странице, заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведений).
  2. Можно пользоваться возможностями «отложенного чте­ния» - после первичного ознакомления оставить материал для внима­тельного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.
  3. Высокий и в связи с развитием радио и телевидения все повышающийся уровень аналитичности и комментированное информации;

Минусы:

  1. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность вы­пуска номеров и книг. Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирова­ния.
  2. Печать доступна только грамотному че­ловеку.

 

Основа, на которой строится деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику:

- относительно редкий выход, что позво­ляет и требует углубленной аналитичности информации;

- фиксированность на бумажном носителе, что дает возможность разнообразить режим «сня­тия» информации;

- возможность длительного хранения и различных форм использования зафиксированной на бумаге информации.

Подсистема печати в структуре системы массовой информации - са­мая развитая в журналистике и состоит из огромного разнообразия ви­дов газет, еженедельников, журналов, книг. Это многообразие соответст­вует особенностям различных жизненных циклов - дневного, недельного, месячного, годового и других, более протяженных. При этом можно изда­вать газеты тиражом в десятки миллионов экземпляров и листовки чис­лом в несколько десятков, книги в несколько сотен страниц и оператив­ные буклеты на двух-восьми страницах, скромные черно-белые текстовые издания и тонко передающие всю цветовую гамму художественные вкладки в журналы и фотокниги. При обращении читателя к прессе на первом месте оказываются стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в за­кономерностях жизни, затем - желание почерпнуть какую-либо утили­тарно-полезную информацию, с толком провести свободное время. Т.о. для прессы должно быть характерным сводное пред­ставление событийной информации, сопровождающееся ком­ментарием и обращением к фундаментальным закономерностям жизни; важна также практическая направленность информации, ориентация же на отдых может быть ослабленной и использоваться как фоновая.

 

2. Радиовещание (лат. radiare «излучать, испускать лучи») – второе по времени появления после печати. Наи­более характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать ин­формацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния или через космос - с небольшой задержкой). Отсюда воз­можность такой оперативности радиовещания, когда сообщение посту­пает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

Если первоначально радио было способно транслировать только ре­чевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и прини­мающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов - зву­чащей речи, музыки, шумов + запись и возможность монтажа. Благодаря этому радио способно создавать полнокровную звуковую картину мира.

Характерным для радио является вневизуальность (лат. viseo «виде­ние»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, со­ставляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сде­лать это телевидение.

Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия.

  1. «Чистый» звук вос­принимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от своего внимания к звуку. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зри­тельном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелатель­ную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе».
  2. Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием ви­деоряда, - это активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Ра­диотеатр, радиомемуары, чтение художественных произведений и пере­дача литературно — музыкальных композиций не принуждают слушателя через облик актера воспринимать Гамлета или короля Лира, а позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответ­ствующее личному характеру восприятия художественного произведения (хотя актер или ведущий некоторым образом «задает рамки» слушатель­ской фантазии).

Негатив радио:

- принуждение - пе­редачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Эти черты радио заставляют особенно внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и со­ставлять программы с максимальным учетом типичных форм распреде­ления времени, характера занятий, психического и физического состо­яния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (ти­па «сначала новости вкратце») и внутреннего строения, учитывающего закономерности сосредоточения, переключения и отвлечения внима­ния, а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.

- при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмеще­ния со слушанием передач многих других дел и занятий, где преимущест­венно заняты руки и зрение. В силу этого при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации. Поэтому требуется соответствующая организация вещания с учетом распределения внимания, что ведет к необходимости повторов, акцентирования существенного, увеличению в программах времени, от­веденного для музыки и развлекательных клипов.

P.S. Ра­дио удовлетворяет стремление получать оперативную информацию, которому сопутствует желание интересно провести свобод­ное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы. Т.о. Журна­листы радио обязаны, прежде всего, оперативно освещать события дня (и в первую очередь - последних часов), причем активным фоном этой ин­формации может быть музыка или другая информация «культурного до­суга»; при этом непрерывность и разнообразие информационного пото­ка создают полную возможность ощутить «пульс жизни мира», а справочные сведения о погоде, программах передач, ответы на вопросы, реклама и т.д. удовлетворяют желание получить утилитарную информа­цию.

 

3. Телевидение (греч. tele «далеко» и лат. viseo «видение») появилось в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно раз­вивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная ин­формация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

Телевидение обладает возможностью переда­вать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния[2]. Этот сигнал одно­временно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране теле­визора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. Иначе гово­ря, видеоряд на телевидении может быть подобным киноизображению и книжно-журнально-газетным формам представления видеоматериалов с теми ограничениями, ко­торые связаны с размерами, возможностями цветопередачи, разрешаю­щей способностью телевизионного экрана. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение име­ет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием ви­деотехники и каналов связи). ТВ круче радио, т.к. звуко- и видеоряд задействует оба важнейших типа рецепторов человека.

Аудиовизуальный синтез на телевидении может приобретать разные формы - «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходи­мых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд

Значимую, порой определяющую роль для качества передач имеет монтаж, умелое использование крупного плана, темпо-ритмической организации подачи материала. Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

- Для журналиста телевидения важно учитывать особенности восприя­тия программ аудиторией. Важное обстоятельство: телевидение требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей.

- Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отды­ха, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности.

- «Принудительность» телепрограмм, т.е. не­возможность для зрителя изменить время просмотра передач, их поря­док, структуру и темпоритм, требует особенно тщательного подхода к со­ставлению программ.

P.S. Мотивы обращения к телевидению сходны с причинами обраще­ния к радио. Разница: на первое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное вре­мя, а получение оперативной информации уходит на второй план. Т.о. тележурналисты лишь в том случае полно выполняют свои задачи, когда учитывают ориентацию зрителя на телевидение как фактор прове­дения свободного времени прежде всего. Но в то же время они обязаны готовить насыщенные передачи о событиях дня, что поможет не терять связи с миром и удовлетворить желание получать практические советы по самым разным вопросам.

 

4. Интернет. В последнее десятилетие ак­тивно развивается четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в ко­торой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это:

  • электронные версии и дайджесты газет,
  • т.н. сетевые га­зеты и журналы, радио- и теле-«сетевещание»,
  • сайты («странички») от­дельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и полу­чаемые в режиме реального времени.
  • Сайты политических деятелей.

Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора.

 

Инфраструктура СМИ.

Инфраст­руктура (лат. инфра «под, ниже + структура») - система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, снабжает газеты, журналы, телерадиоорганизации всем необходимым для их успешной дея­тельности - информацией, техникой, средствами связи и т.д., а с другой - обеспечивает доставку информационной продукции потребителям.

Важнейшими частями инфраструктуры являются:

  • информационные агентства и службы обмена информацией,
  • производственно-технические подразделения,
  • службы связи,
  • система доставки и распространения,
  • ин­ституты научного обеспечения работы СМИ и формирования кадров для них,
  • ассоциации издательских и вещательных организаций и лиц,
  • госу­дарственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование, наблюда­ющие за правильной реализацией программ деятельности СМИ и т.д.

1. Информационные агентства и службы - это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро, пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, нала­живанию контактов с журналистами и т.д.

а) Информационные агентства заняты со­зданием массовой информации. Однако от газет, журналов, радио и теле­видения они отличаются тем, что по преимуществу не «выходят» непосредственно на массовую аудиторию, а снабжают сво­ей информацией газеты, журналы, радио и т.д. Однако, бывает и так, что И.С. выступают учредителями средств массовой ин­формации (так, ИТАР-ТАСС выпускает журнал «Эхо планеты»)

Характер передаваемой информации только поначалу был предельно краток. Со временем стали появляться развернутые сообщения, различные формы коммента­рия. Наряду со стандартной информацией, передаваемой всем подписчи­кам-абонентам, возникла так называемая эксклюзивная информация (англ. exclusive «исключительный»), подготавливаемая по специальному заказу редакции издания или программы только для помещения в этом канале информации. Агентства стали выпускать специализированные ве­стники, рассчитанные на конкретные группы «потребителей» - по тема­тике, характеру изложения материала, источникам сведений. А потом и аудио и видео. Ассошиэйтед Пресс, Франс Пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС.

б) Информационные службы – по сравнению с универсальными ИА, они более специализированы. Выделяют: небольшие региональные агентства, а также «не­зависимых» журналистов (за рубежом их называют free-lance, stringer). Кроме того, существуют как государственные, так и кооперативные и частные информационные агентства.

Есть ряд специали­зированных агентств

- по тематике (Агентство экономических новостей, Христианское информационное агентство),

- по характеру распространяе­мых материалов («Публицист» - агентство, распространяющее статьи крупных специалистов и известных публицистов),

- по источникам сведе­ний (Интерсепт, «Эфир-дайджест», создающие материалы на основе пе­редач зарубежных радиостанций),

- по способу распространения (ИТАР-ТАСС организовало службу информации для электронных банков данных).

в) Пресс-центры и службы связи с общественностью создаются минис­терствами, ведомствами, крупными фирмами, общественными организа­циями в целях налаживания отношений со средствами массовой инфор­мации, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов.

Работники пресс-центров консультируют сотрудников газет, журналов, радио, телевидения и оказывают им помощь в установлении контактов с различными подразде­лениями ведомства, в получении информации о его деятельности (ха-ха). В пресс-центрах скапливается большой объем сведений, которыми могут восполь­зоваться журналисты, здесь же готовятся специальные пресс-релизы (выпуски с подборками материалов различного типа), предлагаемые раз­личным СМИ для публикации как в цельном виде, так и после дополнитель­ной, отвечающей требованиям редакции обработки. Другим направлением работы пресс-центров являются сбор, регистра­ция и систематизация материалов, касающихся сферы компетенции данно­го ведомства или прямо затрагивающих их деятельность (как в позитивном, так и в негативном плане).

Близкими к пресс-центрам по роду выполняемой работы являются службы связи с общественностью ( англ. «public relation»). Но их функции ши­ре, чем только налаживание контактов со СМИ, и более специфичны, по­скольку их основная задача - создание цельного образа (имиджа) «заказ­чика». Цель этих служб - налаживание взаимопонимания, формирование положительного общест­венного мнения даже в ситуациях, критических для «заказчика», во время принятия непопулярных решений. При этом используются как СМИ, так и другие каналы информирования - плакаты, листовки, наклейки, значки, воздушные шары с соответствующими надписями и т.п., организуются презентации, поездки, встречи.

г) рекламные агентств. Принимают заказы на под­готовку и размещение рекламных материалов, в том числе на страницах прессы и в программах радио и телевидения. В редакциях СМИ сущест­вуют специальные рекламные отделы, которые занимаются контактами с агентствами и службами рекламы и проводят рекламную политику своих изданий и программ.

д) Кроме того, в функционировании инфраструктуры журналистики уча­ствуют многие другие производители и хранители информации, которая может быть использована в СМИ:

- киностудии документальных и худо­жественных фильмов;

- звукозаписывающие фирмы;

- различные хранилища (библиотеки, архивы письменных и кино-, фотодокументов, фильмофонды, Книжная палата) и др.

 

ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ

КРИТЕРИИ АДЕКВАТНОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ, СИНТАКСИЧЕСКИЙ, ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ.

СПЕЦИФИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА

 

По идее журналистский текст – посредник в системе Д-Ж-Т-А:

 

Действительность журналист текст аудитория.

 

Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то матери­альном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию.

Но текст в системе Д-Ж-Т-А может рассматриваться лишь в качестве носителя потенци­альной информации, поскольку хотя он и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».

В этом и есть прикол адекватности текста.

Непременной чертой текстов в журналистике должна быть их семанти­ческая, синтаксическая и прагматическая адекватность (лат. ade-quatos «соответствующий») - правильность отображения действитель­ности, точность организации, ценность для аудитории.

Семантика (греч. semantikos «значимый, обозна­чающий») текста - это характеристика его отношений с действительно­стью (что и как отображено).

Синтактика (греч. sintaktikos «составленный») - характеристика внутренней структуры текста (как организован текст).

Прагматика (греч. pragma «польза, дело») текста характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается).

Следование этим требованиям позволяет достичь такой хреновины как информированности аудитории.

Информи­рованность - это такое состояние сознания, при котором каждый его субъект-носитель - классовый, этнический, региональный, профессио­нальный, возрастной и т.д. - располагает всей «необходимой и доста­точной» информацией, позволяющей ему верно ориентироваться в дей­ствительности и принимать правильные, соответствующие его истинным потребностям решения во всех областях жизни, в которые он включен и в которых имеет право выбора. Вот так то!

Семантическая адекватность.

Семантическая адекватность предполагает соответствие текста той реальности, которую отражает журналист. Каждое произведение, отвеча­ющее этому требованию, должно нести правдивые сведения о жизни, а вся совокупность произведений в номере или программе - давать пол­ную и объективную картину действительности.

Поток информации с семантической точки зрения должен быть:

1. Дескриптивная информация (descriptio «описание») - описывающая и представляющая аудитории все богатство окружающего -принадлежащих миру событий, явлений, законов, процессов и человечес­ких отношений, характеров, судеб. Наличие в текстах описательных сведе­ний - опора для всех последующих актов журналиста, поскольку фунда­ментальной основой ориентации является знание «того, что есть». Опора на факты - один из важнейших закон



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.34.50 (0.022 с.)