Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Журналистика как массово-информационная деятельность.↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Журналистика как массово-информационная деятельность. «действующими силами» массово-информационной деятельности (МИД) в журналистике являются: Учредитель (У) - государственные или общественные организации, профессиональные и творческие союзы, ассоциации и общества, группы граждан и отдельные лица, создающие газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы и т.д., располагающие правами владельцев и/или руководителей соответствующих производителей и распространителей массово-информационных продуктов. Руководящие органы (РО) - государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами уполномочены принимать, изменять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирующие деятельность журналистики а так же определять права и обязанности всех участников массово-информационных процессов. Журналисты (Ж) - штатные и внештатные работники редакций, которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут авторскую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, компоновке массовой информации в номера газет и журналов, программ радио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д. Тексты (Т) - произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски. Канал (К) - используемые журналистами средствами массовой информации (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, программы радио и телевидения различных типов и уровней со сложной системой редакций, дирекций, отделов, корпунктов), предназначенные для «доставки» журналистских «текстов» их адресатам. Массовая аудитория (МА) - та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или программа) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория), или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим» (реальная аудитория), или которую можно привлечь дополнительно (потенциальная аудитория). Социальные институты (СИ) - государственные органы, хозяйственные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, функционирующие в сфере распространения данного средства массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений. Действительность при этом выступает источником сведений и конечным объектом воздействия журналистики. РО формируют нормативную «среду», законодательную основу функционирования журналистики, определяющую ее положение в обществе, права и обязанности У и Ж, ответственность СИ, права МА; в соответствии со своим положением в системе и на основе законодательства Ж, руководствуясь утвержденным У редакционным уставом, формирует информационную политику издания (программы) и реализует ее через совокупность произведений с учетом запросов, интересов, пожеланий МА, нужд СИ и особенностей своего К.
Массовая информация. В теории журналистики понятие «массовая информация» (лат. informatio «осведомление, изложение, сообщение») является важнейшим. Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массовой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности. Журналистика не располагает никакими другими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме информации. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, информация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журналистики как специфическим социальным институтом. Этим объясняется выбор термина «средства массовой информации» для журналистики как совокупности многочисленных каналов печати, радио и телевидения. Употребляемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» приобретает следующий смысл: • направленность на массу (общество, народ, класс, слой, регион, профессию и т. д.) при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории; • соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивающей широкий круг экономических, социальных, духовных интересов массы, и обеспечение ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в разных сферах жизни; • стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечеловеческим суждениям нормам; • доступность информации для массы (бесплатное поступление информации или за небольшую плату, удобный режим потребления - дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), простота формы, способствующая легкому усвоению; • возможность одновременного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска) информации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов; • открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, сотрудничество, работа на общественных началах и т.д.).
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ. СПЕЦИФИКА И АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ. ДОСТУП К ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ. ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ.
Источники информации. Существуют три вида источников информации:
Б) Ответственность.
В Конституции ФРГ записано: «Каждый, кто использует свободу выражения мнений... для борьбы против основ свободного демократического порядка, лишается этих основных прав». Верховный суд США, считает возможным применять санкции к печати тогда, когда в СМИ, по мнению судей, «ведется подрывная деятельность», присутствует «явная и наличная опасность», «явная и немедленная угроза» государству, «вредная тенденция», «подстрекательство». В Великобритании преступлением признаются устные и печатные выступления, ставящие цель «дискредитировать или вызвать возмущение против суверена, правительства, Конституции Соединенного Королевства, любой из палат парламента или судебной системы», вызвать «возбуждение недовольства среди подданных его величества», «чувства злости и враждебности между различными классами этих подданных», а также нанесение оскорбления главе государства. Там существует система так называемых «ди-уведомлений» (англ. defence «оборона»), согласно списку которых запрещено распространение сведений, угрожающих национальной безопасности. Повсеместно существует законодательство об охране военной и государственной тайн. Во время военных действий вводится цензура. Почтовые ведомства (в частности, в США и Англии) имеют право отказаться от доставки «нежелательных» изданий, а также запретить (в Англии) радио- и телепередачи.
-тайна переписки, - неприкосновенность жилища, - презумпция невиновности - исключение дискриминации по расовому, национальному, половому признакам, - неприкосновенность личности и обязанность удовлетворять ее потребности, в том числе - потребности в информации, - права на свободу убеждений, - выражение взглядов и мнений, - получение и распространение информации Все эти права должны быть известны журналистам и должны ими соблюдаться. По закону преследуется клевета и оскорбление, разжигание расовой, национальной и классовой вражды. В ряде стран преследуется диффамация - распространение позорящих человека сообщений, хотя бы и основанных на правдивых фактах. Охраняются и экономические интересы людей и различных организационных структур
1. Это обязанность в установленных законом случаях помещать обязательные сообщения в СМИ. В частности, ГК РФ обязывает редакцию СМИ публиковать опровержение не соответствующих действительности сведений; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» обязывает электронные СМИ с государственным или муниципальным участием предоставлять эфир кандидатам и избирательным объединениям и т.д. 2. Законодательные запреты на сбор и распространение информации определенного рода. Большое количество таких запретов содержит Конституция РФ. Так, ст. 21 содержит запрет на умаление достоинства личности; ст. 24 - на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия; ст. 29 запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; ст. 49 закрепляет принцип презумпции невиновности. Кроме того, ст. 44 Конституции гарантирует защиту интеллектуальной собственности, что также налагает на редакции СМИ и журналистов определенные ограничения. Множество подобных ограничений, касающихся сбора и распространения информации с помощью СМИ, содержится в других законодательных актах (ФЗ «О борьбе с терроризмом», ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», ФКЗ «О чрезвычайном положении, ФКЗ «О военном положении»). 2. Наложение запрета на реализацию этих прав либо их отдельных правомочий для отдельных категорий лиц или на определенных территориях. К числу таких ограничений можно отнести обязанность хранить государственную тайну и иную конфиденциальную информацию, распространяющуюся на тех, кому она была доверена в специальном порядке. 3. Ограничения на осуществление определенной деятельности, которые также могут затрагивать СМИ. К их числу относится регистрация СМИ, которая по своему содержанию является разновидностью разрешительной системы. И лицензирование частот. Существуют журналистские организации, защищающие свободу слова: - В Союзе журналистов России создан Комитет по защите свободы слова и прав журналистов. Фонд защиты гласности, Комиссия по свободе доступа к информации и др.). - международные организации, занимающиеся проблемами свободы слова и печати: «Фридом форум» - независимый общественный фонд, созданный для популяризации идеи свободы, сбора информации по состоянию дел в этой сфере. Международный институт прессы, объединяющий издателей и редакторов СМИ почти 100 стран мира. В этой же сфере действует организация «Репортеры без границ» и др.
2.2. Этический аспект. Специфика правовых санкций состоит в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм. В отличие от права мораль располагает иным "защитительным" механизмом — силой общественного мнения, социально-психологических стереотипов, традиций и привычек духовно-практической жизни людей.
Типология СМИ. 1. По типу коммуникационного средства: - Печатные (аналоговые СМИ). - Аудиовизуальные (электронные СМИ): · Телевидение; · Радио. - Интернет.
2. По форме периодического распространения массовой информации: - периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень и пр.), - радиопрограмма, - телепрограмма, - видеопрограмма, - кинохроникальная программа и пр.
3. По типу собственника: - частное СМИ; - государственное; - смешанное.
4. По языку СМИ: - на одном языке, - на нескольких языках.
5. По территории распространения продукции: - региональное: · республиканское · областное · районное. -межрегиональное (два и более регионов), - национальное (территория какой-либо страны), - международное (несколько стран, например, журнал «Космо»).
6. По целевому назначению: - публицистические; - литературные; - культурно-просветительские - развлекательные; - учебно-образовательные; - методические (журнал «Литература в школе»); - научные - рекламные - информационные - спортивные - эротические - деловые, финасовые - общественно-политические и пр.
7. По характеру аудитории: - для этнических общностей (наций, народностей): - для территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ); - для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.) - для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.); - для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, пожилых и т.д.); - для женщин и мужчин; - для малых групп (семья, клуб и т.д.) - для групп верующих (православных, католиков и т.д.). - для инвалидов и пр.
8 Периодичность выпуска: - ежедневные - еженедельные - ежегодные (по нашему закону, реже чем раз в год – это уже не СМИ, а фигня какая-то).
9. По источникам финансирования: - государственные дотации - собственные средства учредителя - рекламные доходы - сбор от подписки - спонсорские средства и пр.
10. По характеру политической ориентации: - правящие (ведущую агитацию и пропаганду политической и экономической линии власти) - оппозиционные (критикующие существующий режим и выдвигающую собственные альтернативные проекты развития общества)
12. По характеру обращения к тематическим пластам: - универсальные, - многопрофильные, - специализированные.
СИСТЕМА СМИ. ОСОБЕННОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПЕЧАТНЫХ, ВЕЩАТЕЛЬНЫХ, СЕТЕВЫХ СМИ. ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРОДУКТ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации (лат. communicatio «сообщение, средства сообщения»): - прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения на специальный приемник), - радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн), - телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн на специальный приемник). Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). 1. Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и т.д., что не принципиально) с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Свойства взаимоотношений прессы и аудитории: Плюсы:
Минусы:
Основа, на которой строится деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику: - относительно редкий выход, что позволяет и требует углубленной аналитичности информации; - фиксированность на бумажном носителе, что дает возможность разнообразить режим «снятия» информации; - возможность длительного хранения и различных форм использования зафиксированной на бумаге информации. Подсистема печати в структуре системы массовой информации - самая развитая в журналистике и состоит из огромного разнообразия видов газет, еженедельников, журналов, книг. Это многообразие соответствует особенностям различных жизненных циклов - дневного, недельного, месячного, годового и других, более протяженных. При этом можно издавать газеты тиражом в десятки миллионов экземпляров и листовки числом в несколько десятков, книги в несколько сотен страниц и оперативные буклеты на двух-восьми страницах, скромные черно-белые текстовые издания и тонко передающие всю цветовую гамму художественные вкладки в журналы и фотокниги. При обращении читателя к прессе на первом месте оказываются стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в закономерностях жизни, затем - желание почерпнуть какую-либо утилитарно-полезную информацию, с толком провести свободное время. Т.о. для прессы должно быть характерным сводное представление событийной информации, сопровождающееся комментарием и обращением к фундаментальным закономерностям жизни; важна также практическая направленность информации, ориентация же на отдых может быть ослабленной и использоваться как фоновая.
2. Радиовещание (лат. radiare «излучать, испускать лучи») – второе по времени появления после печати. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния или через космос - с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов - звучащей речи, музыки, шумов + запись и возможность монтажа. Благодаря этому радио способно создавать полнокровную звуковую картину мира. Характерным для радио является вневизуальность (лат. viseo «видение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия.
Негатив радио: - принуждение - передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Эти черты радио заставляют особенно внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с максимальным учетом типичных форм распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (типа «сначала новости вкратце») и внутреннего строения, учитывающего закономерности сосредоточения, переключения и отвлечения внимания, а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио. - при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмещения со слушанием передач многих других дел и занятий, где преимущественно заняты руки и зрение. В силу этого при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации. Поэтому требуется соответствующая организация вещания с учетом распределения внимания, что ведет к необходимости повторов, акцентирования существенного, увеличению в программах времени, отведенного для музыки и развлекательных клипов. P.S. Радио удовлетворяет стремление получать оперативную информацию, которому сопутствует желание интересно провести свободное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы. Т.о. Журналисты радио обязаны, прежде всего, оперативно освещать события дня (и в первую очередь - последних часов), причем активным фоном этой информации может быть музыка или другая информация «культурного досуга»; при этом непрерывность и разнообразие информационного потока создают полную возможность ощутить «пульс жизни мира», а справочные сведения о погоде, программах передач, ответы на вопросы, реклама и т.д. удовлетворяют желание получить утилитарную информацию.
3. Телевидение (греч. tele «далеко» и лат. viseo «видение») появилось в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место. Телевидение обладает возможностью передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния[2]. Этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. Иначе говоря, видеоряд на телевидении может быть подобным киноизображению и книжно-журнально-газетным формам представления видеоматериалов с теми ограничениями, которые связаны с размерами, возможностями цветопередачи, разрешающей способностью телевизионного экрана. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст. Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). ТВ круче радио, т.к. звуко- и видеоряд задействует оба важнейших типа рецепторов человека. Аудиовизуальный синтез на телевидении может приобретать разные формы - «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд Значимую, порой определяющую роль для качества передач имеет монтаж, умелое использование крупного плана, темпо-ритмической организации подачи материала. Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художественных, и научно-популярных. - Для журналиста телевидения важно учитывать особенности восприятия программ аудиторией. Важное обстоятельство: телевидение требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей. - Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отдыха, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности. - «Принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру и темпоритм, требует особенно тщательного подхода к составлению программ. P.S. Мотивы обращения к телевидению сходны с причинами обращения к радио. Разница: на первое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное время, а получение оперативной информации уходит на второй план. Т.о. тележурналисты лишь в том случае полно выполняют свои задачи, когда учитывают ориентацию зрителя на телевидение как фактор проведения свободного времени прежде всего. Но в то же время они обязаны готовить насыщенные передачи о событиях дня, что поможет не терять связи с миром и удовлетворить желание получать практические советы по самым разным вопросам.
4. Интернет. В последнее десятилетие активно развивается четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это:
Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора.
Инфраструктура СМИ. Инфраструктура (лат. инфра «под, ниже + структура») - система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, снабжает газеты, журналы, телерадиоорганизации всем необходимым для их успешной деятельности - информацией, техникой, средствами связи и т.д., а с другой - обеспечивает доставку информационной продукции потребителям. Важнейшими частями инфраструктуры являются:
1. Информационные агентства и службы - это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро, пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, налаживанию контактов с журналистами и т.д. а) Информационные агентства заняты созданием массовой информации. Однако от газет, журналов, радио и телевидения они отличаются тем, что по преимуществу не «выходят» непосредственно на массовую аудиторию, а снабжают своей информацией газеты, журналы, радио и т.д. Однако, бывает и так, что И.С. выступают учредителями средств массовой информации (так, ИТАР-ТАСС выпускает журнал «Эхо планеты») Характер передаваемой информации только поначалу был предельно краток. Со временем стали появляться развернутые сообщения, различные формы комментария. Наряду со стандартной информацией, передаваемой всем подписчикам-абонентам, возникла так называемая эксклюзивная информация (англ. exclusive «исключительный»), подготавливаемая по специальному заказу редакции издания или программы только для помещения в этом канале информации. Агентства стали выпускать специализированные вестники, рассчитанные на конкретные группы «потребителей» - по тематике, характеру изложения материала, источникам сведений. А потом и аудио и видео. Ассошиэйтед Пресс, Франс Пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС. б) Информационные службы – по сравнению с универсальными ИА, они более специализированы. Выделяют: небольшие региональные агентства, а также «независимых» журналистов (за рубежом их называют free-lance, stringer). Кроме того, существуют как государственные, так и кооперативные и частные информационные агентства. Есть ряд специализированных агентств - по тематике (Агентство экономических новостей, Христианское информационное агентство), - по характеру распространяемых материалов («Публицист» - агентство, распространяющее статьи крупных специалистов и известных публицистов), - по источникам сведений (Интерсепт, «Эфир-дайджест», создающие материалы на основе передач зарубежных радиостанций), - по способу распространения (ИТАР-ТАСС организовало службу информации для электронных банков данных). в) Пресс-центры и службы связи с общественностью создаются министерствами, ведомствами, крупными фирмами, общественными организациями в целях налаживания отношений со средствами массовой информации, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов. Работники пресс-центров консультируют сотрудников газет, журналов, радио, телевидения и оказывают им помощь в установлении контактов с различными подразделениями ведомства, в получении информации о его деятельности (ха-ха). В пресс-центрах скапливается большой объем сведений, которыми могут воспользоваться журналисты, здесь же готовятся специальные пресс-релизы (выпуски с подборками материалов различного типа), предлагаемые различным СМИ для публикации как в цельном виде, так и после дополнительной, отвечающей требованиям редакции обработки. Другим направлением работы пресс-центров являются сбор, регистрация и систематизация материалов, касающихся сферы компетенции данного ведомства или прямо затрагивающих их деятельность (как в позитивном, так и в негативном плане). Близкими к пресс-центрам по роду выполняемой работы являются службы связи с общественностью ( англ. «public relation»). Но их функции шире, чем только налаживание контактов со СМИ, и более специфичны, поскольку их основная задача - создание цельного образа (имиджа) «заказчика». Цель этих служб - налаживание взаимопонимания, формирование положительного общественного мнения даже в ситуациях, критических для «заказчика», во время принятия непопулярных решений. При этом используются как СМИ, так и другие каналы информирования - плакаты, листовки, наклейки, значки, воздушные шары с соответствующими надписями и т.п., организуются презентации, поездки, встречи. г) рекламные агентств. Принимают заказы на подготовку и размещение рекламных материалов, в том числе на страницах прессы и в программах радио и телевидения. В редакциях СМИ существуют специальные рекламные отделы, которые занимаются контактами с агентствами и службами рекламы и проводят рекламную политику своих изданий и программ. д) Кроме того, в функционировании инфраструктуры журналистики участвуют многие другие производители и хранители информации, которая может быть использована в СМИ: - киностудии документальных и художественных фильмов; - звукозаписывающие фирмы; - различные хранилища (библиотеки, архивы письменных и кино-, фотодокументов, фильмофонды, Книжная палата) и др.
ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ КРИТЕРИИ АДЕКВАТНОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА. СЕМАНТИЧЕСКИЙ, СИНТАКСИЧЕСКИЙ, ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ. СПЕЦИФИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА
По идее журналистский текст – посредник в системе Д-Ж-Т-А:
Действительность журналист текст аудитория.
Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то материальном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию. Но текст в системе Д-Ж-Т-А может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной информации, поскольку хотя он и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать». В этом и есть прикол адекватности текста. Непременной чертой текстов в журналистике должна быть их семантическая, синтаксическая и прагматическая адекватность (лат. ade-quatos «соответствующий») - правильность отображения действительности, точность организации, ценность для аудитории. Семантика (греч. semantikos «значимый, обозначающий») текста - это характеристика его отношений с действительностью (что и как отображено). Синтактика (греч. sintaktikos «составленный») - характеристика внутренней структуры текста (как организован текст). Прагматика (греч. pragma «польза, дело») текста характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается). Следование этим требованиям позволяет достичь такой хреновины как информированности аудитории. Информированность - это такое состояние сознания, при котором каждый его субъект-носитель - классовый, этнический, региональный, профессиональный, возрастной и т.д. - располагает всей «необходимой и достаточной» информацией, позволяющей ему верно ориентироваться в действительности и принимать правильные, соответствующие его истинным потребностям решения во всех областях жизни, в которые он включен и в которых имеет право выбора. Вот так то! Семантическая адекватность. Семантическая адекватность предполагает соответствие текста той реальности, которую отражает журналист. Каждое произведение, отвечающее этому требованию, должно нести правдивые сведения о жизни, а вся совокупность произведений в номере или программе - давать полную и объективную картину действительности. Поток информации с семантической точки зрения должен быть: 1. Дескриптивная информация (descriptio «описание») - описывающая и представляющая аудитории все богатство окружающего -принадлежащих миру событий, явлений, законов, процессов и человеческих отношений, характеров, судеб. Наличие в текстах описательных сведений - опора для всех последующих актов журналиста, поскольку фундаментальной основой ориентации является знание «того, что есть». Опора на факты - один из важнейших закон
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.34.50 (0.022 с.) |