Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксическая адекватность.

Поиск

Третий аспект рассмотрения информации - синтаксический, при ко­тором текст произведения характеризуется со стороны его структурной организации. Все многообразие организации журналистских текстов, «собираемых» из этих элементов, определяется в соответствии с задача­ми, решаемыми журналистом, их набором, интенсивностью представле­ния элементов, порядком расположения в тексте.

Набор элементов может быть как полным - S (d, p, v, n), так и предель­но редуцированным - S (d), причем промежуточных вариантов состава существует весьма и весьма много.

Интенсивность представления элементов в тексте также может быть самой различной:

- от сбалансированной типа S (d, p, v, n)

- до акцентиро­ванной типа S (d, d, d, p).

Порядок, логика развертывания повествования также могут иметь множество вариантов: S (d-p-v-n); S (p-d-v); S (d-v); и т.д. и т.п.

Основанием для формирования той или иной структуры текста служит ре­шение семантических и синтаксических вопросов в связи с найденным обос­нованием прагматической адекватности текста. Все зависит от реальных по­требностей данной аудитории в информации, способностей «потребителя» Для активного восприятия информации и ее творческой переработки.

Так, например, зная, что информация не только «складируется» в со­знании, но и «работает» в нем, важно доверять аудитории и передавать ей информацию такого объема и характера, чтобы не было вредной избыточ­ности. В условиях активной переработки информации аудиторией даже чисто дескриптивное произведение при столкновении с накопленной ин­формацией может явиться причиной выработки других типов информа­ции (валюативной, нормативной). И наоборот, когда журналист не учиты­вает способности выработки аудиторией новой, дополнительной, «прибавочной» информации, возможны дисфункциональные результаты, такие как недоумение и раздражение, вызванные вредной избыточностью информации, подозрение в недостаточном профессионализме журналис­та и т.д. (о чем уже шла речь выше).

 

8. СИСТЕМА ЖАНРОВ В ЖУРНАЛИСТИКЕ.

ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРОВ.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЖАНРОВОЙ СПЕЦИФИКИ.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ.

 

СИСТЕМА (от греч. sysntema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

ЖАНР (франц. genre) (иск.), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие "Ж. " обобщает черты, свойственные обширной группе произв. к.-л. эпохи, нации или мирового искусства вообще.

 

Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях).

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт – новость). Факт для журналистики - без фактов журналистика немыслима.

Информационные жанры.

1. Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

2. Заметка (информация). Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок.

· Событийная заметка (информация) – фактологическое описание.

· Анонс - заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих все­возможных культурных мероприятиях, выставках, концертах

· Аннотация - предметом отображе­ния в котором выступает определенное, уже состоявшееся инфор­мационное явление (прежде всего — это книги, статьи). Цель пуб­ликации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо но­вого издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели со­здания).

· Мини-рецензия - представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, по­лученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предме­том.

· Блиц-портрет - содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.

· Мини-обозрение – это фактологическая заметка, только предметом отображения выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность.

· Мини-история - предмет отображения - какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей. Такого типа заметки ориентиро­ваны на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии.

· Мини-совет - обычно предстает в виде какого-то короткого совета, рекомендации.

 

3. Информационное интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. В полной мере информационным интервью получается тогда, когда акцент сделан на вопросах «что?», «где?», «когда?». Цель – проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но отнюдь не проанализировать этот предмет. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

4. Информационный отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

5. Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

6. Информационное обозрение - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

7. Информационный репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Дать аудитории возможность увидеть описываемое событие гла­зами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

8. Блиц-опрос - симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.

9. Некролог - не путать с извещением о кончине. Некролог - это рассказ о этапах жизни умершего со словами прощания и скорби.

10. Информационная корреспонденция - отличается от заметки бо­лее детальным и более широким освещением предмета. Таким пред­метом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Вместе с тем автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное для него — сообщить некоторые лежащие на повер­хности параметры отображаемого явления.

Аналитические жанры

Аналитические жанры - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования.

1. Аналитический отчет. Предметом аналитического отчета являются выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, сле­тов, конференций и т.п. Но он, в отличие от информационного не констатирует ход собраний людей, а отображает внутреннюю связь выступлений, докла­дов, речей. Цель - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, вы­водов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с ре­альными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, рай­она, страны.

2. Аналитическая корреспонденция. С одер­жит в себе сообщение о событии, явлении. Одна­ко само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает пред­ставление о событии, предваряющее его истолкование. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирова­ние его развития и т.д. В силу этого автор аналитической коррес­понденции неизбежно использует теоретические методы позна­ния — анализ, синтез, индукцию, дедукцию и др.

3. Аналитическое интервью. Кроме того, содержит и анализ факта, отве­чая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью заключается прежде все­го в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо

4. Аналитический опрос. Есть общее с развернутым комментарием. В одном тексте объединяются нескольких подробных ответов на один и тот же вопрос.

5. Беседа. Журналист-собеседник является равноправным, наряду со сво­им партнером по коммуникативному акту, создателем содержа­ния будущего текста. Употребляется тогда, когда обсуждаемый предмет не поддается момен­тальному и однозначному истолкованию, но требует спокойного всестороннего, глубокого своего рассмотрения, аргументирован­ного и квалифицированного «препарирования».

  1. Комментарий. Цели:
    • направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их;
    • ставить комментируемое событие в связь с другими, выяв­лять причины этого события;
    • формулировать прогноз развития комментируемого собы­тия;
    • обосновывать, как правило, с помощью примеров, необхо­димые способы поведения или решения задач.

7. Социологическое резюме. Тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социо­логических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них). Аналитическое начало в публика­циях такого рода обеспечивается прежде всего содержанием самих исследований, которые, как это понятно, нацелены на анализ действительности. Кроме того, автор резюме может не просто пуб­ликовать их в той последовательности, в которой они изложены в самом исследовании, но и определенным образом соотносить те или иные социологические данные и таким путем дополнительно комментировать их, что также выступает одной из ступеней ана­литического осмысления предмета отображения в резюме.

8. Анкета. Анализ анкеты. Жанр позволяет удовлетворять потребность ауди­тории в знании того, как реагируют на те или иные общественные ситуации, процессы, явления определенные социальные группы, поскольку именно такое знание позволяет выбирать правильные ориентиры в собственном поведении и оценке действительности.

9. Мониторинг. «Слежение» за каким-либо явлением, систематически по­вторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности. Мониторинг дает возможность увидеть, так сказать, «срез» како­го-то явления, прежде всего в виде совокупности статистических данных, которые «обнаруживают» сиюминутную тенденцию раз­вития этого явления.

10. Рейтинг. Цель публикации подобного рода заключа­ется в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сход­ных явлений по какому-то конкретному признаку. Эта цель достигается прежде всего за счет применения мето­дов аналогии и сравнения.

11. Рецензия -это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.

12. Статья -жанр, предназна­ченный прежде всего для анализа актуальных, общественно значи­мых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономер­ностей. Это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

· Общеисследовательская статья – общезначимые, широкие вопросы.

· Практико-аналитическая статья – актуальные практические про­блемы промышленности, сельского хозяйства, предприниматель­ства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов. В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр.

· Полемическая статья – спор, короче.

13. Журналистское расследование. Р ассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответстсвующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.

14. Обозрение. Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помо­щью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуа­циями, возникшими проблемами.

15. Обзор СМИ. Промышленный шпионаж.

16. Прогноз. Предсказание того, как будут развиваться события. Аналитичности в этот метод добавляет то, что используются три аналитических метода:

· Метод Экстраполяции – проецирование основной тенденции развития какого-то явления на будущее.

· Метод аналогии - на основе совпадения ряда основных призна­ков делается вывод о том, что и все другие признаки сравниваемых явлений совпадают.

· Метод сценариев - Подобный метод исходит из того, что слож­ные ситуации, процессы развиваются под воздействием ряда фак­торов. При наличии определенных условий преобладающим может оказаться влияние одного из факторов, а значит — возможны и разные результаты этого влияния.

17. Версия. Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).публикация базируется на неполных доказатель­ствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений.

18. Эксперимент. Искусственная, специально организованная самим жур­налистом предметно-практическая ситуация. Об этом должно быть указание в тексте.

19. Письмо. «Дорогая редакция…».

20. Исповедь. П редметом является внутренний мир авторов этих публи­каций.

  1. Рекомендация. Качества аналитических этот тип публикаций обретает в результате «раз­вертывания» предписаний, советов (увеличения их объема), со­держащихся в публикации, их обоснования, аргументации, установления причинно-следственных связей, оценочных и про­гностических суждений.
  2. Аналитический пресс-релиз. Предметом аналитического пресс-релиза являются качества, возможности каких-либо людей или организаций, фирм, учреж­дений во взаимосвязи их с потребностями, задачами, которые в данный момент могут быть у аудитории СМИ. Журналист, поста­вивший перед собой задачу подготовить пресс-релиз, встает перед необходимостью проанализировать причинно-следственные взаи­мосвязи между возможным удовлетворением потребностей, кото­рые есть у аудитории СМИ, и рекламируемой деятельностью фирм, учреждений, отдельных личностей.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.153 (0.012 с.)