Смешанные алгоритмы анализа литературных произведений различных жанров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смешанные алгоритмы анализа литературных произведений различных жанров



 

Анализ поэтического текста

 

1. Впечатления от стихотворения и все, что связано с первоначальным восприятием: тема, идея стихотворения, образы; настроение, картины, возникающие в воображении при его чтении; ассоциации; как хотелось бы прочитать это стихотворение (вслух, про себя, с какой интонацией).

2. Взгляд на стихотворение в целом: композиционные особенности (характер строфы, наличие анафоры (анафора – одинаковое начало поэтических строк), рефренами (рефрен – повтор одинаковых строк в стихотворении); движение поэтической мысли в стихотворении (логика развития поэтической мысли от начала стихотворения к финалу – построфный анализ); особенности синтаксиса, лексика стихотворения и ее особенности.

3. Рассмотрим стихотворение внимательнее: ритм стихотворения (размер и рифма, их связь с замыслом автора, с темой стихотворения); звукопись, средства художественной выразительности, их самобытность, оригинальность; цветовое решение стихотворения.

4. Включение стихотворения в биографический контекст: характер лирического героя (если в стихотворении есть лирический герой); личность автора: как отразилась, раскрылась она в стихотворении (в ситуации, изображенной в стихотворении, в характере лирического героя и т.д.); место стихотворения в творчестве автора (время и история его создания, цикл, в который оно, возможно, входит; как перекликается это стихотворение с другими стихотворениями того же автора на ту же тему – сходство, различие).

5. Можно дополнить план сочинения еще одним пунктом: включить стихотворение в контекст русской лирики на ту же тему, показать общее и отличное.

 

План разбора лирического произведения

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Идейное содержание.

1. Ведущая тема.

2. Эмоциональная окраска чувств.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

V. Структура стихотворения.

1. Основные образы стихотворения.

2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, ирония, сарказм, олицетворение.

3. Речевые особенности в плане: интонационно-синтаксический повтор, антитеза, инверсия, анафора и другие.

4. Стихотворный размер.

5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы (парная, перекрестная, кольцевая).

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс).

7. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, сонет, Онегинская строфа).

 

Схема анализа лирического произведения

О стихотворении и его авторе.

Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи - вся та информация, которая относится к стихотворению вообще.

2. Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия...).
3. Структура образов и развитие конфликта.

а) Тема и основная мысль произведения.

б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию)

в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами).

4.Черты лирического героя.

5.Основные особенности поэтического языка.

а) Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение,

символ, гипербола, инверсия).

б) Языковой поуровневый анализ

* поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)

* поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).

* Использование явлений морфологии и синтаксиса.

6. Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

7. Мое восприятие произведения.

 

План анализа литературной сказки

1. Творческая история произведения.

2. Тема.

3. Сюжетная организация. Роль пролога и эпилога.

4. Система образов. Образы основные и вспомогательные. Взаимоотношения между персонажами. Явный и скрытый конфликт.

5. Речь монологическая, диалогическая. Приемы персонификации речи персонажей.

6. Фраза: ее длина, степень осложненности, наличие тропов (эпитет, сравнение, гипербола, метафора …). Афористичность речи.

7. Связь текста с фольклором, мифом, легендой.

8. Педагогическая ценность сказки.

 

Схема анализа сказки

- авторство;

- тип;

- смысл заголовка;

- тема;

- проблема;

- герои;

- идея;

- сказочный язык.

Очередность этапов анализа в схеме выстраивается не произвольно, а логически и аргументировано, опираясь на сравнительную таблицу народной и авторской сказок.

 

План анализа сказки

(как вариант может быть предложен детям на обсуждение)

Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характер у главного героя?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.008 с.)