Субъекты и объекты коммерческой деятельности, их виды и характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты и объекты коммерческой деятельности, их виды и характеристика.



Субъекты и объекты коммерческой деятельности, их виды и характеристика.

Понятие «коммерция» пришло к нам из латинского языка и буквально означает «торговля». В настоящее время под торговлей понимается, во-первых, форма товарного обраще­ния, осуществляемого при посредстве денег, во-вторых, самостоятельная отрасль народного хозяйства и, в-третьих, деятельность, направленная на совершение актов купли-продажи товаров и услуг. Термин «коммерция» ближе к третьему понятию торговли — деятельности, связанной с осуществле­нием купли-продажи.

В современном деловом языке понятие коммерческой дея­тельности используется в нескольких значениях. В широком смысле коммерческая деятельность — это любая деятельность, направленная на получение прибыли. Такая трактовка прибли­жает понятие коммерческой деятельности к понятию предпри­нимательства (бизнеса). В узком значении коммерческая дея­тельность связывается с деятельностью торговых организаций.

Оба эти определения не вполне адекватно отражают сущность. коммерческой деятельности. Предпринимательская дея­тельность часто не исчерпывается коммерческими процесса­ми и может предполагать организацию разработки и налажи­вание производства продукции или услуга, причем эти задачи могут иметь ключевое значение. В то же время деятельность, связанная с закупками и продажами, осуществляется не только в предприятиях торговли, а имеет место но всех вилах предпринимательства. Поэтому на любом современном предприятии должны быть специалисты, владеющие методами ком­мерческой работы. Однако в чистом виде коммерческая деятельность присутствует именно в торговых организациях. Поэтому «Коммерческая деятельность» как экономическая дисциплина рассматривает организацию коммерческих процес­сов главным образом па предприятиях сферы обращения, т. е. использует узкую трактовку определяемого понятия.

Таким образом, коммерческая деятельность — деятельность юридических и физических лиц, связанная с осуществлением операций купли-продажи в целях удовлетворения спроса и получения прибыли.

Функции конкуренции.

Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия.

Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

- технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);

- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей) (адаптация под давлением конкуренции).

В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

- качество конкуренции;

- само существование конкуренции;

- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;

- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

- ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

1. Большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает, так называемую, совершенную конкуренцию.

2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.

3. Единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией ( монополия спроса).

4. Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

Добросовестная конкуренция

Основными методами являются:

- повышение качества продукции

- снижение цен ("война цен")

- реклама

- развитие до- и послепродажного обслуживания

- создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.

В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.

Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы.

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Малое предпринимательство во многих развитых странах мира играет значительную роль. Результаты деятельности малых предприятий в ряде стран определяют темпы экономического роста, доля их в валовом национальном продукте достигает 70%. Например, в США малый бизнес выполняет около 60 процентов всех услуг. Только в обрабатывающей промышленности Японии функционируют около 6,5 млн. малых и средних предприятий, на которых занято 81% всех работающих.

В России малое предпринимательство получило развитие по­сле принятия в 1991 г. Закона о собственности, который предос­тавил предпринимателям право на создание малых предприятий, основанных на различных формах собственности и осуществ­ляющих любые виды деятельности, не запрещенные законода­тельством. В 1995 г. вступил в действие Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Рос­сийской Федерации» (№ 88-ФЗ от 14 июня 1995 г.). Этим зако­ном определены субъекты малого предпринимательства, кото­рыми являются физические лица, занимающиеся предпринима­тельской деятельностью без образования юридического лица, а также коммерческие организации.

Указанным выше законом предусмотрены также критерии, отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Количество работающих-(с учетом состоящих в штате, по со­вместительству и по гражданско-правовым договорам) недолж­но превышать:

1)в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 че­ловек;

2) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 человек;

3) оптовой торговле, остальных сферах и при осуществле­нии других видов деятельности - 50 человек. К субъектам малого предпринимательства относятся также предприятия, доля участия в уставном капитале которых Рос­сийской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов не превышает 25%. Таким образом, критериями отнесения предприятий к ка­тегории «малых» являются численность занятых и удельный вес в уставном капитале,

Малое предпринимательство имеет ряд преимуществ, к ко­торым относятся:

- доступность многим гражданам по причине небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капи­тал;

- возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства;

- создание новых рабочих мест;

- небольшой аппарат управления по сравнению с крупны­ми предприятиями и, как следствие, более низкие накладные расходы.

Кроме того, важным преимуществом малого предпринима­тельства является гибкость, возможность быстро реагировать на изменения рыночного спроса., В современных условиях ма­лые предприятия проявляют более эффективную деятельность на товарных рынках по сравнению с крупными и средними. Так, например, они осваивают инновационные виды продукции для занятия высокодоходных рыночных ниш, концентрируют ресурсы на максимально прибыльных товарах, а также охраня­ют позиции на завоеванных рынках путем расширения ассор­тимента.

К преимуществам деятельности малых предприятий относит­ся также их государственная поддержка, которая предусмотрена Законом «О государственной поддержке малого предпринима­тельства в Российской Федерации». Государственная поддержка заключается в праве малых предприятий на:

- упрощенный порядок регистрации, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности (в основном предусмотрено предоставление информации для решения вопросов налогообложения);

- ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов;

- списание дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет (ст. 10 Закона № 88-ФЗ);

- льготное кредитование субъектов малого предпринима­тельства.

Соответствующая разница должна компенсиро­ваться кредитным организациям за счет фондов поддерж­ки малого предпринимательства. При этом кредитные ор­ганизации, которые осуществляют кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, поль­зуются льготами на основе законодательства Российской Федерации и законодательств субъектов Российской Фе­дерации. Размер, порядок и условия компенсации уста­навливаются договором между кредитными организациями и соответствующим фондом поддержки малого предпри­нимательства (ст. 11 Закона № 88-ФЗ).

Преобладающей формой собственности малых предприятий является частная.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ И КУПЛИ-ПРОДАЖИ

 

Отношения субъектов коммерческой деятельности ба­зируются на хозяйственных договорах. Основными видами договоров, используемых и коммерческой деятельности, являются договоры купли-продажи и поставки:

договор купли-продажи — договор, по которому одна сто­рона (продавец) обязуется передать товар в собствен­ность другой стороне (покупателю), а покупатель обя­зуется принять этот товар и уплатить за него определен­ную денежную сумму (цену);

договор поставки — договор, в соответствии с которым поставщик-продавец, осуществляющий предпринима­тельскую деятельность, обязуется передать в обуслов­ленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпри­нимательской деятельности или в иных целях, не свя­занных с личным, семейным, домашним и иным подоб­ным использованием.

Эти договоры обычно включают:

• реквизиты договора;

• преамбулу (или вступительную часть);

• предмет договора;

• права и обязанности сторон;

• дополнительные условия договора;

• юридические адреса и банковские реквизиты сторон, подписи представителей сторон.

В реквизиты договора входят:

• название договора (договор купли-продажи или постав­ки). Название указывает на сущность договора и опре­деляет, о каких правоотношениях идет речь;

• дата подписания договора. Она определяет момент его заключения, начало течения сроков по договору и часто позволяет определить момент истечения срока действия, а стало быть, и тех юридических последствий, которые с этим связаны. Если стороны подписывают договор в разное время, то он считается заключенным с момента его подписания последней стороной;

• место заключения договора — указывается город или на­селенный пункт. Место подписания договора, как и да­та заключения, указываются в начале договор, сразу по­сле заголовка;

• номер договора. Номер не является обязательным рек­визитом, но обычно договорам присваивается опреде­ленный номер, поскольку это удобно для контроля ис­полнения договора и осуществления расчетов.

Преамбула (вступительная часть) договора должна со­держать следующие основные положения:

• полные фирменные наименования сторон, под которы­ми они зарегистрированы в реестре государственной регистрации;

• названия сторон по договору (например, поставщик, продавец, покупатель и т. и.). Это необходимо для того, чтобы в тексте договора каждый раз не повторять пол­ностью фирменные наименования контрагентов;

• точное название должностей и ФИО лиц, подписываю­щих договор, а также название документа, свидетельст­вующего о наличии у них полномочий на подписание договора. На основании Устава может подписывать договор только руководитель предприятия, другие долж­ностные лица могут заключать договор только при на­личии доверенности;

• указание на то, что стороны заключили данные договор.

Предмет договора. Определяет сущность обязательств по договору. В договорах купли-продажи или поставки в этом разделе обычно указывается, что продавец или поставщик обя­зуется передать товар, а покупатель принять и оплатить его.

Условия договора конкретизируются в разделе Права и обязанности сторон или, что часто встречается в договор­ной практике, отдельные условия, касающиеся ассортимен­та, доставки, цены товара и т. д., оформляются в виде само­стоятельных разделов договора. При изложении основных условий договора необходимо обращать витание на сле­дующие моменты.

1. Наименование и ассортимент товаров. Определяя пред­мет сделки, необходимо указать его точное наименова­ние. Ассортимент указывается в тексте договора, если насчитывает небольшое количество видов или разновид­ностей. В случае поставки или купли-продажи товара со сложными характеристиками или большого ассорти­мента составляются Приложения к договору в форме спецификаций. В спецификации указываются наимено­вание, марка, соответствующие стандарты (ГОСТ, ТУ). При этом в договоре должно быть оговорено, что соот­ветствующие Приложения являются неотъемлемой ча­стью договора. В договоре также может быть условие о том, что ассортимент товаров определяется по заявке по­купателя с учетом ассортимента, имеющегося у постав­щика (продавца) на момент отгрузки, или что ассорти­мент товаров дополнительно согласовывается сторонами.

2. Количество товара. В договоре должно быть определено количество передаваемого товара. Обычно количество указывается в натуральном выражении стандартными единицами (т, кг, м и т. д.). Если оно устанавливается в нестандартных единицах, необходимо указывать вес или объем мешка, пачки, бутылки и т. д. (брутто или нетто). Часто количество товара приводится в спецификации, особенно при закупке ассортимента товаров, о чем дела­ется соответствующая ссылка в договоре. Иногда огова­ривается, что количество определяется по заявке поку­пателя на момент отгрузки.

3. Качество и комплектность товара. В отношении про­стых товаров в договорах обычно указывается, что качество должно соответствовать требованиям соответст­вующего стандарта. Для технически сложных товаров условия" качества могут быть определены Приложени­ем к договору. В договоре могут быть предусмотрены гарантии качества товара и указан гарантийный срок. Особо может оговариваться порядок проверки качест­ва. В случае поставки товаров в комплектном виде в до­говоре определяются соответствующие обязательства продавца или поставщика.

4. Сроки исполнения договора (сроки выполнения обяза­тельств по договору). В договоре могут устанавливаться фиксированные даты поставки или период, в течение ко­торого должна быть произведена поставка. Могут быть также установлены частные сроки (периоды) поставки товаров, если поставка осуществляется партиями. Иногда составляется календарный график поставок, который ста­новится Приложением к договору. Применяется и такой порядок, когда в договоре указывается общий срок его дей­ствия, а завоз товара осуществляется в соответствии с за­явкой МИ заказом покупателя.

5. Порядок поставки или передачи товара. В договоре дол­жен быть определен момент, когда товар считается поставленным (передача товаров покупателю в месте на­хождения продавца, доставка покупателю или указан­ному им лицу, передача товаров перевозчику и т. п.). В случае если предусматривается доставка товаров, ого­вариваются вид транспорта, обязанности сторон по по­грузке и разгрузке товара, порядок возмещения транс­портных расходов и т. д.

6. Тара и упаковка. В договоре может быть отдельно указа­но, в какой таре товар должен быть поставлен, а также вид упаковки внутри тары. Если стандартом предусмот­рен вид тары или упаковки, делается ссылка на данный стандарт. Особо оговаривается вопрос о расходах на тару и упаковку (какая из сторон несет соответствующие рас­ходы). Обычно тара многократного использования под­лежит возврату поставщику, порядок возврата целесо­образно предусмотреть в договоре.

7. Цена товара, В договорах купли-продажи и поставки должны устанавливаться цены товаров и порядок их из­менения. Цены на товары могут быть указаны в тексте договора. При этом оговаривается, включается ли в цену НДС. Часто цены устанавливаются в спецификации, до­полнительном соглашении к договору или протоколе согласования цен, которые становятся неотъемлемой частью договора. При этом цены могут отдельно устанавли­ваться на каждую партию товара. В договоре также мо­жет быть предусмотрено, что покупатель оплачивает то­вар по цене, указанной в товаросопроводительных доку­ментах, которые оформляются на каждую поставку от­гружаемого по заявкам покупателя товара.

8. Порядок расчетов. В этом разделе определяется, осуще­ствляется ли оплата товара авансом или после отгруз­ки, в какие сроки, как производится оплата в случае по­ставки товара несколькими партиями. Оговаривается во­прос о предоставлении рассрочки.

В разделе Дополнительные условия договора обычно от­ражаются положения о сроке его действия, ответственно­сти сторон, досрочном расторжении договора и порядке вне­сения к нему изменений, порядке решения споров между сторонами и другие условия. Иногда эти условия выделя­ются в самостоятельные разделы.

1. Срок действия договора. В этом разделе указывается об­щий срок действия договора. Кроме того, может рассмат­риваться возможность и порядок пролонгации договора, т.е. его продления по истечении срока действия договора.

2. Ответственность сторон. Данное условие обеспечива­ет выполнение сторонами принятых на себя обяза­тельств. Обычно в данном пункте содержится описание санкций за нарушение контрагентами условий догово­ра в виде выплаты неустойки (штрафов или пеней).

3. Изменение или досрочное расторжение договора. В этом пункте могут оговариваться основания и порядок до­срочного расторжения договора.

4. Порядок разрешения споров. В этом пункте определяется порядок урегулирования споров и разногласий. Обычно в договоре указывается, что все разногласия по договору разрешаются путем переговоров (иногда оговаривается срок рассмотрения претензий) и, и случае если сторонам ре удается достигнуть соглашения, эти разногласия под­лежат рассмотрению в арбитражном суде.

5. Форс-мажор. Обычно в договорах предусматривается, что стороны освобождаются от ответственности за час­тичное или полное неисполнение обязательств, если око явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (наводнение, пожар, военные действия и т. д.).

В разделе Юридические адреса и банковские реквизиты сторон, подписи представителей сторон для каждой сторо­ны указываются:

• юридический адрес;

• банковские реквизиты (ИНН, номер расчетного счета в банке, БИК и корреспондентский счет);

• другая необходимая информация (почтовый адрес, элек­тронный адрес, контактный телефон).

Договор подписывается представителями сторон и удо­стоверяется печатями, при этом указываются должности лиц. подписавших договор, и приводится расшифровка подписей.

 

ЦЕНА И ПРИБЫЛЬ

Ценообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена должна отражать необходимые затраты на производство и реализацию продукции, соответствовать её потребительским свойствам и качеству, учитывать спрос и предложение на товары и услуги.

В рыночной экономике различают следующие виды цен:

· Производственная цена – цена, по которой производитель поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам.

· Оптовая цена – цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей.

· Розничная цена – цена, по которой ведётся продажа товара в магазинах в розницу и небольшими партиями.

Главным фактором формирования цены являются свободные рыночные соотношения спроса и предложения, которые реализуются в результате розничной продажи. Это означает, что избыток товара приводит к уменьшению цены, а дефицит – к её увеличению.

Цена товара, учитывающая совместное влияние на неё противоречивых факторов и обеспечивающая максимизацию прибыли, называется оптимальной ценой.

Контролировать цены отдельным производителям товара достигается, однако, крайне редко. Рыночная цена формируется в результате совокупного влияния многих производителей товара, конкуренции между ними и состояния спроса.

На спрос, как утверждают авторитеты рыночной экономики, влияют следующие факторы:

· увеличение количества единиц товара: чем больше товара мы имеем, тем меньшую ценность представляет каждая дополнительная его единица.

· колебание доходов потребителей: увеличение доходов повышает спрос и, наоборот.

· различие в желаниях потребителей: один хочет (и может) купить дорогой товар, другой – дешёвый.

Формирование цены товара или услуги начинается с учёта трёх главных составляющих: материала, работы и накладных расходов.

Стоимость материала – это цена того, что вошло в конечный продукт; неизбежные отходы материала при его изготовлении сюда не входят.

Стоимость работы – это то, что нужно заплатить за труд работавшим над изготовлением данного товара (оказанием услуг); сюда входят также и социальные выплаты персоналу.

Накладные расходы включают любые затраты, которые не видны в готовом продукте.

Помимо всего, важными факторами, влияющими на рыночную цену, становятся затраты на распространение товара и конкуренция. Возможны варианты назначения цен:

1) Устанавливаются цены более низкие, чем у конкурентов, для чего нужно:

· ускорить сбыт продукции;

· выпускать такие товары, малые серии которых не требуют крупных затрат на подготовку производства;

· рекламировать товар с упором на его доступную цену.

2) Устанавливаются цены, более высокие, чем у конкурентов. В этом случае необходимо:

· делать упор на качественное обслуживание потребителя;

· выпускать остродефицитные товары;

· чутко реагировать на все изменения в потребностях покупателя.

3) Устанавливаются цены, удобные для потребителя, например в круглых числах.

4) Устанавливаются цены на комплекты товаров, нужных потребителю в данном сочетании.

Нельзя забывать о том, что является основной целью коммерческой деятельности.

Доход – это финансовые поступления от всех видов его деятельности.

Прибыль или чистый доход – это разница между доходом и затратами на его получение.

Важнейшим показателем эффективности единовременных и текущих затрат предприятия является рентабельность или процентный капитал, который представляет собой отношение прибыли к единовременным либо текущим затратам, благодаря которым она была получена.

Различают:

· рентабельность производства, которая характеризует результативность использования имущества предприятия.

· рентабельность продукции, работ или услуг характеризует результативность текущих затрат предприятия.

 

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

 

Оптовая торговля представляет собой деятельность по реализации товаров партиями для их дальнейшей перепродажи или профессионального использования.

Оптовая торговля играет важную роль в функциониро­вании экономики, выступая в качестве посредника между про­мышленностью и розничной торговлей. Эта роль состоит в:

• обеспечении взаимосвязи между производством и по­треблением;

• экономической интеграции территории;

• обеспечении экономии совокупных издержек обращения.

Функции предприятий оптовой торговли можно условно разделить на две группы.

Первая группа включает функции, выполняемые оптовыми организациями по отношению к поставщикам (товаропроизводителям). Среди этих функций можно выделить следующие:

• предоставление информации о рынке (о структуре и динамике спроса, новых товарах, уровне цен и т. д.);

• обеспечение производителям сбыта их товара;

• осуществление закупок товаров в объемах, удобных для производителя;

• осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров;

• принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара;

• храпение запасов товара;

• транспортировку и экспедирование;

• финансирование (в частности, покупку на условиях предоплаты).

Вторая группа включает функции по отношению к по­купателям — предприятиям розничной торговли:

• предоставление информации о рынке (данные о тенден­циях оптового рынка, о поставщиках, новых товарах, уровне цен и т. д.);

• разбивку крупных партий товара на более мелкие, удоб­ные розничным торговцам;

• формирование товарного ассортимента;

• складирование, хранение, упаковка товара;

• доставку и экспедирование;

• кредитование розничных организаций;

• помощь и рекламе и стимулировании сбыта (в частности, предоставление рекламных материалов).

Существуют различные виды оптовых предприятий.

По размеру выделяют крупные, средние и малые предприятия.

По объему поставляемых партий товара: крупнооптовые и мелкооптовые торговые организации.

По значению и масштабам деятельности; организации федерального, регионального и местного значения.

По степени самостоятельности организации оптовой торговли можно разделить на:

• независимые организации;

• сбытовые структуры производителей (сбытовые филиа­лы, торговые представительства и пр.)

По характеру товарного ассортимента выделяются:

• оптовики смешанного ассортимента (занимаются не­сколькими ассортиментными группами);

• узкоспециализированные оптовики (снимаются лишь частью той или иной ассортиментной группы).

По характеру перехода прав собственности на товар и функциям в товарных сделках:

• предприятия оптовой торговли (приобретают товар в собственность и перепродают его);

• посреднические структуры, не использующие в своей деятельности перехода к ним прав собственности на то­вары (комиссионеры, агенты, брокеры);

По объему предоставляемых услуг оптовиков можно разделить на:

• предприятия с полным циклом обслуживания (предо­ставляющие услуги по хранению товарных запасов, до­ставке, кредитованию, а также маркетинговую помощь);

• предприятия с ограниченным циклом обслуживания (предоставляющие меньший объем услуг).

Основные задачи, составляющие содержание коммерче­ской деятельности в оптовой торговле, включают:

анализ рыночной ситуации: все принимаемые решения должны опираться на маркетинговый анализ среды деятельности торгового предприятия;

определение стратегии компании и выбор целевого рын­ка: в тесной связи с прогнозом развития рыночной си­туации разрабатываются основные цели и определяются направления ее развития, а также целевой рынок или рынки, на которых она будет работать; целевой рынок (или целевой сегмент) — группа потребителей со сходными потребностями, на удовлетворение которых будет ориентироваться компания;

осуществление оптовых закупок и управление товарными запасами (выбор поставщиков, заключение и отсле­живание договоров, планирование запасов);

формирование ассортимента товаров и перечня услуг (выбор широты, глубины и структуры ассортимента, а также определение состава и условий предоставления услуг);

формирование ценовой политики (обоснование установления ценовых надбавок к закупочным ценам товаров, разработка системы скидок);

формирование политики продвижения товара (выбор средств рекламы и стимулирования сбыта);

формирование сбытовой политики (обоснование территориального расположения складов, выбор методов об­работки заказов);

оптовую продажу товара (выбор методов оптовой прода­жи, установление отношений с покупателями, заключение договоров, организацию приема и исполнения заказов).

 

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

 

Розничная торговля – деятельность по продаже това­ров конечным потребителям для их личного некоммерче­ского использования.

Функции предприятий розничной торговли можно ус­ловно разделить на дне группы.

Первая группа включает функции, выполняемые роз­ничными организациями по отношению к поставщикам (предприятиям оптовой торговли). Среди этих функций можно выделить следующие:

• предоставление информация о рынке (о структуре и ди­намике спроса, потребностях потребителей и т. д.);

• обеспечение оптовикам сбыта их товара;

• осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика;

• осуществление мер по стимулированию сбыта и рекла­ме товаров;

• принятие риска в связи с возможным хищением, пор­чей или устареванием товара;

• маркировка товара;

• транспортировка товара;

• финансирование (и частности, покупка на условиях предоплаты).

Вторая группа включает функции по отношению к по­купателям — частным лицам и домохозяйствам:

• демонстрацию товара, предоставление информации, по­мощь в выборе товара, консультирование по эксплуатации;

• разбивку крупных и средних партий товара на единич­ные экземпляры;

• формирование товарного ассортимента;

• складирование, хранение, упаковку товара;

• доставку крупногабаритных товаров;

• кредитование (продажу в кредит);

• создание комфортных условий для осуществления по­купки и оказание дополнительных услуг. Розничные предприятия можно классифицировать по различным признакам.

В зависимости от привязки к стационарным помещениям выделяют:

• розничные предприятия, осуществляющие торговлю черезмагазины;

• предприятия внемагазинной торговли (развозная, раз­носная торговля и т. п.).

По уровню специализации по товарным признакам мага­зины делятся на:

• универсальные - маг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.188 с.)