Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Правовое положение республики как субъекта в составе Российской Федерации

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

РЕСПУБЛИКА КАК СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОГО СТАТУСА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(курсовая работа)

 

Курсовую работу выполнил студент группы 12142 Цыбанов М.-Ж. В.

Научный руководитель:

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права Фёдоров Ю. Н.

Оценка: ____________

Дата защиты: ________

 

Улан-Удэ

2015 г.

Оглавление

республика российская федерация конституционный статус

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Правовое положение республики как субъекта в составе Российской Федерации................................................................................................................6

1.1Понятие республики как субъекта РФ.............................................................6

1.2 Конституционно-правовой статус республики как субъекта РФ.................9

Глава 2. Основные характеристики и специфические черты правового статуса республики в составе РФ......................................................................................14

2.1 Признание республики государством в составе РФ. Суверенитет республик...............................................................................................................14

2.2 Распределение компетенции между Российской Федерацией и республикой РФ.....................................................................................................20

2.3 Законодательство республик и перспективы его развития.........................24

Заключение.............................................................................................................30

Список используемой литературы.......................................................................34

 


Введение

 

При становлении демократического федеративного государства Задача реализации субъектами принадлежащих им прав является как никогда актуальной. Осуществляемые реформы привели к значительным изменениям в характере взаимодействий между РФ и её регионами.

Сегодня в условиях развития государственных отношений требуется устойчивая самостоятельность субъектов РФ. Так как процесс становления федерации должен основываться на сильных институтах государственности. Предоставление субъектам согласно ст. 73 Конституции РФ всей полноты государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения не всегда означает наделение их со стороны государства широкими и, главное, реальными правами.

Эта задача является ключевой в развитии федеративных отношений. Однако приходится признать, что она до сегодняшнего дня не получила своего правового решения, а это, в свою очередь, делает выполнение ещё одной важной задачи, от которой зависит гармоничное и результативное развитие Федерации затруднительной, - это задачи точного определения границ властных полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

Тема работы является актуальной ведь именно республики в отличие от других субъектов обладают рядом специфических прав, связанных с особенностями национального состава населения, а, отсюда, и несколько иным объёмом компетенции. В республиках к моменту подписания Федеративного договора уже имелся опыт возведения государственного образования, в то время как в других субъектах Федерации формирование государственности практически началось с самого начала.

Цель работы состоит в комплексном исследовании конституционно-правового статуса республики в составе РФ.

В связи с этим выделим следующие задачи:

- дать понятие республики как субъекта РФ;

- определить конституционно-правовой статус республики как субъекта РФ;

- определить особенности конституционно-правового статуса республики в составе РФ.

- изучить практику конституционно-правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов;

- рассмотреть нормативно-правовую базу республик в составе РФ и выявить тенденции развития их законодательства.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие на основе законодательства в процессе реализации компетенции республики как субъекта Российской Федерации.

Предмет исследования - нормативные правовые акты федерального и республиканского уровней, обеспечивающие правовое регулирование компетенции республики в составе РФ.

Методологическую основу исследования составляют: диалектический, системно-структурный общие методы познания, а также ряд частно-научных методов: исторический, формальный, сравнительный, и иные методы познания. Проведёно сравнение Конституции РФ и нормативных правовых актов, как РФ, так и субъектов в её составе.

В работе затрагиваются задачи, касающиеся конституционно-правового статуса республик в составе РФ:

- наделение республик статусом государства;

- суверенитет республик в составе РФ;

- обеспечение соответствия конституций республик - субъектов РФ конституции РФ;

- установление республиками собственных государственных языков;

-распределение предметов ведения между РФ и республикой в ее составе;

- законодательство республик.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе данной работы определяется положение республики как субъекта РФ.

Во второй главе представлено изучение основных особенностей правового статуса рассматриваемого вида субъекта в составе РФ.


Признание республик государствами в РФ. Вопросы суверенитета республик

 

Среди субъектов РФ республики долгое время занимали особое положение. Несмотря на то, что сегодня при образовании правового государства национальный фактор, не является определяющим, и основной упор во взаимоотношениях между Центром и регионами делается на экономический аспект, когда «каждый руководитель региона прекрасно понимает, что сила представляемого им субъекта Федерации пропорциональна не национальному, социальному или культурно-историческому потенциалу, а только экономике региона, его финансовым, имущественным, природоресурсным и экспортным возможностям»[12], за республиками всё же сохраняются отдельные особенности, вытекающие из их национальной природы.

Так, согласно ч.2 ст.5 Конституции РФ они в отличие от других субъектов РФ наделены статусом государства. Это означает привилегированное положение субъектов являющихся по статусу республиками, что нарушает закреплённый в нормах той же Конституции принцип равноправия субъектов РФ. В этой связи справедливо возникает вопрос о том, является ли республика государством в прямом смысле этого слова? Ведь известно, что последнее должно обладать целым рядом обязательных признаков, основным из которых является суверенитет.

Остановимся на проблеме суверенитета в Российской Федерации подробнее. Во-первых, «вопросу значении государственного суверенитета в отечественной юридической литературе, как представляется, в последние годы не уделяется достаточного внимания»[13]. Во-вторых, не существует четкого разграничения «народного» и «национального» суверенитета, прежде всего из-за специфики федеративных отношений в России[14]. В-третьих, сами граждане РФ по-разному относятся к данному термину[15]. В-четвертых, активные процессы глобализации все больше "растворяют" суверенитет.[16]

Сегодня, с одной стороны, преамбула Конституции РФ 1993 г. подчеркивает возрождение "суверенной государственности России", с другой - в первых двух частях ст. 3 Конституции РФ упоминается положение о производном характере государственной власти: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" и "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". "Однако приведенная формулировка представляется недостаточно корректной. Существует два вида публичной власти: 1) государственная власть; 2) самоуправление. Но если в государственной власти выражается воля всего народа, всего государства, то в местном самоуправлении реализуется власть только местного самоуправления. Поэтому нельзя говорить, что через органы местного самоуправления народ осуществляет свою власть"[17]. Кроме того, следует помнить, что олицетворением государственной власти в России являются не только федеральные государственные органы, но и государственные органы субъектов РФ. Последние подчас пытаются вывести "свой", народ из "многонационального РФ" и определить собственный государственный суверенитет.

Анализ действующих в настоящее время республиканских конституций говорит о том, что во многих из них употребляется закреплённое в ч.2 ст.5 Конституции РФ понятие «государство». К примеру, в конституции Адыгеи республика определяется как демократическое правовое государство в составе РФ. Полагается, что данное понятие допустимо использовать лишь в логической взаимосвязи с другими нормами Конституции РФ, анализ которых показывает, что республика является не более чем государственным образованием.

Следующим государственно-правовым признаком, отличающим республику от других субъектов РФ, является право в соответствии с ч.2, ст.5; ч.1, ст.66 Конституции РФ принимать свою конституцию, а не устав. Причём республика имеет право выбора способа принятия своего учредительного документа, в то время как другие субъекты ограничены в этом праве, так как принимают подобный документ только своим законодательным органом.

По своему функциональному назначению конституция республики - это её основной закон, обладающий верховенством и высшей юридической силой по отношению к другим её нормативно-правовым актам.

Конституции республик по своей структуре сходятся с федеральной, содержат те же разделы и главы. К примеру, практически все конституции закрепляют такие положения, как республиканская форма правления, дают характеристику государства, как демократического, правового, социального и светского.

Поскольку Россия - федеративное государство, конституция республики, законы и другие её нормативные правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции, которая в соответствии с ч.1, ст.15 имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории РФ.

В связи с этим проблема обеспечения соответствия конституций республик - субъектов РФ федеральной конституции приобретает особую актуальность. Широкое распространение эта практика получила, как известно, после издания Указа Президента РФ от 10 августа 2000г. №1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ».[18]

Активно процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным стал осуществляться после введения в законодательство РФ института федерального вмешательства. Таким образом, только возможность применения жёстких мер ответственности в отношении «непокорных» субъектов, может привести к эффективным результатам. Примером тому может послужить Республика Бурятия, где депутаты долгое время не могли отменить признанную утратившей силу Декларацию о государственном суверенитете своей республики. И лишь напоминание о том, что в случае отказа отменить антиконституционный документ законодательный орган (Народный Хурал) будет распущен, парламентарии проявили благоразумие, отменив этот акт[19].

Следующим государственно-правовым признаком республики, отличающим её от других субъектов РФ, является её право на установление собственного государственного языка.

В конституционно-правовой науке под государственным языком понимается язык законодательства, делопроизводства, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обучения детей в школах, официальных средств массовой информации[20].

В настоящее время правовое регулирование сферы языкового общения в Российской Федерации осуществляется Законом РСФСР от 25 октября 1991г. (в ред. от 11 декабря 2002г.) «О языках народов Российской Федерации». В большинстве республик (Мордовия, Чувашия, Калмыкия, Татарстан и др.) действуют свои законы о государственных языках, которые определяют порядок их функционирования и применения в различных сферах (например, в науке, культуре, образовании, деятельности органов государственной власти и т.д.), приняты государственные программы сохранения, изучения и развития своих государственных языков.

Кроме того важным признаком государственно-правовой природы республики долгое время считалось наличие республиканского гражданства, возможность установления которого была предусмотрена Законом РФ «О гражданстве РФ».[21]Вопрос о собственном гражданстве республик в составе Российской Федерации долгое время являлся дискуссионным. Высказывались различные мнения: от признания у республик такого права до неправомерности его предоставления.

По мнению многих учёных, отсутствие в Конституции РФ прямого запрета даёт основание на сохранение данного института[22]. Причём на федеральном уровне, по их мнению, следует определить границы, позволяющие гарантировать основы конституционного строя РФ (основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения спорных вопросов), а республика должна осуществлять детальное регулирование[23].

Гражданство республик - это одно из тех понятий, которые были порождены «парадом суверенитетов». Многие республики, провозгласив свой государственный суверенитет, не только настояли на своём гражданстве как неотъемлемой его части, но и пытались возвести его в абсолют.

В настоящее время вопросы гражданства регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[24], который определяет гражданство РФ как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3).

Говоря о специфике правового положения республик в составе Российской Федерации, нельзя не затронуть вопрос и о наличии у них собственной столицы, в то время как другие субъекты Российской Федерации имеют административные центры. Однако указанное обстоятельство также не может служить доказательством особого правового статуса республик. Ибо между их столицами и административными центрами других субъектов нет существенных различий: и те и другие выполняют одну и ту же функцию - функцию размещения органов государственной власти соответствующего субъекта.

Таким образом, мы рассмотрели основные отличительные признаки правового положения республик РФ.

Помимо вышеперечисленных особенностей, присущих только республикам, их конституционно-правовой статус характеризуется также иными признаками, свойственными всем субъектам РФ. Это и наличие территории, границы которой не могут быть изменены без согласия республики. Это и право республики иметь собственные органы государственной власти, свою собственность, государственную символику. Это и наличие у республики права законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ, наличие ограниченной международной правосубъектности и т.д.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что факт образования республик по национальному принципу, обуславливает наличие у них некоторых символических особенностей, которые отличают их от других субъектов РФ. Однако это не свидетельствует об их особом конституционно-правовом статусе.

Конституция России провозглашает равноправие всех субъектов РФ. Однако равноправие не следует смешивать с фактическим равенством, поскольку реальные возможности развития субъектов Федерации в силу различий экономического, географического и иного характера далеко не одинаковы.

 

Заключение

 

Итак, на основании проведенного исследования нам удалось выяснить, что республика в составе РФ представляет собой один из 6 видов субъектов РФ, в основу образования, которого положен национально-территориальный принцип.

Среди субъектов РФ республики значительное время занимали особое положение. Сформировавшись по национальному принципу, они прошли в своём развитии путь от государственно-политической высшей формы советской автономии до так называемых «суверенных» государств.

Факт образования республики по национальному принципу и официальное признание за ней статуса государства обуславливает наличие у нее некоторых символических особенностей (право иметь свою конституцию, второй государственный язык), которые не позволяют отождествлять её с другими субъектами РФ. Однако это не свидетельствует о её особом конституционно-правовом статусе, так как национальный принцип формирования не может влечь предоставления республике каких-либо социально-экономических или политических льгот и привилегий. С точки зрения прав, обязанностей и ответственности все субъекты Федерации равны.

Таким образом, говоря о специфике статуса республики в составе РФ, можно выделить следующие её отличительные признаки:

1. ч. 2 ст.5 Конституции РФ называет республику государством. Причём эта формулировка означает не признание её государственного суверенитета, а подчёркивает лишь особенности конституционно-правового статуса, национального, исторического развития данных субъектов. Более того, всесторонний анализ других норм Основного закона России показывает, что республика является не более чем государственным образованием.

2. Республика имеет конституцию, а не устав. Однако это не может служить доказательством её особого правового статуса. Республиканские учредительные акты не должны противоречить Конституции РФ. Законодательство РФ предусматривает механизм устранения противоречий, имеющихся в конституционном (уставном) правотворчестве субъектов РФ. Данный механизм следует дополнить проведением предварительного контроля за региональными учредительными актами.

3. Республика вправе устанавливать собственный государственный язык. Вместе с тем в целях обеспечения реального равноправия граждан независимо от их национальной принадлежности и ввиду отсутствия мононациональных республик, следует отказаться от предоставления республикам такого права. Языки же, используемые в местах компактного проживания соответствующих этносов, можно наделить статусом местных официальных языков.

4.В конституциях некоторых республик сохранён постулат о собственном гражданстве.

5. Наличие у республики собственной столицы также не свидетельствует об особом её правовом статусе, так как и столицы республик и административные центры других субъектов выполняют одни и те же функции.

В целом подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что образования республик по национальному принципу, обуславливает наличие у них некоторых символических особенностей, которые отличают их от других субъектов РФ. Однако это не свидетельствует об их особом конституционно-правовом статусе.

Конституция России провозглашает равноправие всех субъектов РФ. Это означает, что субъекты Федерации обладают одинаковыми правами и обязанностями, при нарушении которых они могут быть привлечены на равных основаниях к ответственности. Вместе с тем равноправие не следует смешивать с фактическим равенством, поскольку реальные возможности развития субъектов Федерации в силу различий экономического, географического и иного характера далеко не одинаковы.

Рассмотрев вопрос о конституционно-правовом разграничении предметов ведения и полномочий между Федерацией и республиками в её составе, можно сделать следующие выводы:

1. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов является одним из основополагающих конституционных принципов российского федерализма.

2. Российская конституционная модель содержит в себе закрытые перечни предметов исключительного ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и её субъектов, закрепляя так называемые «остаточные» полномочия за субъектами РФ. Вместе с тем, не решенным остаётся вопрос относительно принадлежности к тому или иному уровню власти вновь возникающих предметов ведения.

3. Для России предпочтительным является законодательный способ разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами, а не договорный.

4. Правовой основой договорного процесса в РФ выступает ч.3 ст. 11 федеральной Конституции.

Одной из ключевых проблем законотворческой деятельности республики является низкая эффективность принимаемых законов. Полагается, что данная проблема во многом связана с отсутствием закрепления в законах механизмов их реализации, конкретных мер ответственности в случае неисполнения требований закона, а также средств финансового, материального и организационного их обеспечения.

Анализ правотворчества республик свидетельствует о том, что сегодня основной объём законодательной работы в сфере совместного ведения выполняется на федеральном уровне. Субъектам же остаётся лишь право наполнения «рамочных» законов, принимаемых Центром. Поэтому они должны шире использовать предоставленное им Конституцией РФ право законодательной инициативы.

Таким образом, становится очевидным, что законодательство республик в настоящее время находится на стадии своего развития. Перспективы развития имеют следующие отрасли законодательства: 1) конституционное право; 2) административное право; 3) финансовое право; 4) муниципальное право; 5) экологическое.

Подводя итоги исследования, следует отметить, что цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, изучен весь круг намеченных проблем.


Список используемой литературы

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституционное право РФ. Козлова Е. И ., Кутафин О.Е. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. — с. 236.

2. wikipedia.org/wiki/

3. Баглай М.В. Конституционное право РФ: учеб.для вузов / М.В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2010. - с. 383.

4. Козлова Е. И ., Кутафин О.Е. Указ соч. – с. 239.

5. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237. Ст. 67, 68

6. Конституция Республики Карелия от 24 декабря 1993г. (ред. от 4 февраля 2004г.) // СПС «Консультант Плюс».

7. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237. Ст. 68.

8. Конституция Республики Бурятия от 22 февраля. 1994 г. (ред. от 21 ноября 2003 г.) // СПС «Консультант Плюс».

9. Конституция Республики Коми от 17 февраля 1994г. (ред. от 1 декабря 2003 г.) // СПС «Консультант Плюс».

10. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СПС «Консультант Плюс».

11. Конституция Республики Бурятия от 22 февраля. 1994 г. (ред. от 21 ноября 2003 г.) // СПС «Консультант Плюс».

12. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. М.: ИНФРА-М, 2009. С.83-85.

13. Крылов Б.С. Государственный суверенитет: современные проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 6. С. 4.

14. Авакьян С.А. Точка отсчета - народ // Российская газета. 2006. 28 октября; Конституционный Суд предложил республикам РФ забыть о суверенитете // Известия. 2009. 9 июня.

15. Валерий Федоров. Директор Всероссийского центра изучения общественного мнения // URL: http:// www.edinros.ru/ text.shtml?5/ 4172,100063.

16. Тихомиров Ю.А. Суверенитет в условиях глобализации // Право и политика. 2006. N 11. С. 37 - 44; Пастухова Н.Б. Глобализация и государственный суверенитет // Суверенная демократия в конституционно-правовом измерении: Сборник статей и материалов / Сост. С.Е. Заславский. М., 2007. С. 149 - 173;

17. Валяровский Ф.И. Суверенитет в конституционном строе РФ: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 43.

18. Российская газета.2000.27 августа.

19. Бурятия отказалась от суверенитета // Российская газета. 2002. 22 марта.

20. Ким А.И., Поиуровская Л.П. Вопросы о государственном языке в конституционном законодательстве // Актуальные вопросы правоведения в период совершенствования соц. об-ва. Москва, 2005. С.41.

21. Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 6. Ст. 243.

22. Умнова И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1994. №8-9. С.50; Ливеровский A.A. О статусе субъекта Российской Федерации // Правоведение. 2000. №2. С. 101.

23. Умнова И.А. Конституционные основы российского федерализма. С. 205-206.

24. Собрание законодательства РФ. 2002. №22. Ст. 2031; 2003. №46 (ч2). Ст.4447.

25. Умнова И.А. Совместное ведение Российской Федерации и её субъектов как предмет конституционного регулирования // Журнал российского права. 1999. №11. С.23;

26. Лысенко В.Н. Процесс развития федеративных отношений должен быть отражён в Конституции // Журнал российского права. 1997. №4. С.28.

27. Российская газета. 2001. 4 апреля; 2002. 19 апреля.

28. Российская газета. 2001. 20 июля.

29. Собрание законодательства РФ. 1997. №1. Ст.1; 2001. №51. Ст.4825; 2003. №27 (часть I). Ст.2698.

 

30. Боброва H.A. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов РФ // Государство и право. 2005. №11. С.44.

31. Михайлов В.В., Данилов Е.А. Уставы краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ. Вступительная статья. М., 1995. Вып.1. С.4.

32. Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. №1.

33. Известия Башкортостана. 1995. 17 февраля.

34. Данные предоставлены Государственным Собранием Республики Мордовия.

35. Закон Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями в области обеспечения социальной защиты населения в Республике Коми» от 4 ноября 2002 №Ю7-Р3 // Республика. 2002. 12 ноября.

36. Почему в Якутии нет самоуправления? // Российская газета. 2002. 2 ноября.

37. Законы субъектов Федерации должны быть работоспособными. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева на совещании руководителей законодательных собраний субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. №7. С.3.


[1] Конституционное право РФ. Козлова Е. И ., Кутафин О.Е. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. — с. 236.

[2] wikipedia.org/wiki/

[3]Баглай М.В. Конституционное право РФ: учеб.для вузов / М.В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2010. - с. 383.

[4] Козлова Е. И ., Кутафин О.Е. Указ соч. – с. 239.

[5] Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237. Ст. 67.

[6] Конституция Республики Карелия от 24 декабря 1993г. (ред. от 4 февраля 2004г.) // СПС «Консультант Плюс».

[7] Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237. Ст. 68.

[8] Конституция Республики Бурятия от 22 февраля. 1994 г. (ред. от 21 ноября 2003 г.) // СПС «Консультант Плюс».

[9]Конституция Республики Коми от 17 февраля 1994г. (ред. от 1 декабря 2003 г.) // СПС «Консультант Плюс».

[10] Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СПС «Консультант Плюс».

[11]Конституция Республики Бурятия от 22 февраля. 1994 г. (ред. от 21 ноября 2003 г.) // СПС «Консультант Плюс».

[12] Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. М.: ИНФРА-М, 2009. С.83-85.

[13]Крылов Б.С. Государственный суверенитет: современные проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 6. С. 4.

[14]Авакьян С.А. Точка отсчета - народ // Российская газета. 2006. 28 октября; Конституционный Суд предложил республикам РФ забыть о суверенитете // Известия. 2009. 9 июня.

[15] Валерий Федоров. Директор Всероссийского центра изучения общественного мнения // URL: http:// www.edinros.ru/ text.shtml?5/ 4172,100063.

[16] Тихомиров Ю.А. Суверенитет в условиях глобализации // Право и политика. 2006. N 11. С. 37 - 44; Пастухова Н.Б. Глобализация и государственный суверенитет // Суверенная демократия в конституционно-правовом измерении: Сборник статей и материалов / Сост. С.Е. Заславский. М., 2007. С. 149 - 173;

[17]Валяровский Ф.И. Суверенитет в конституционном строе РФ: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 43.

[18]Российская газета.2000.27 августа.

[19]Бурятия отказалась от суверенитета // Российская газета. 2002. 22 марта.

[20] Ким А.И., Поиуровская Л.П. Вопросы о государственном языке в конституционном законодательстве // Актуальные вопросы правоведения в период совершенствования соц. об-ва. Москва, 2005. С.41.

[21]Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 6. Ст. 243.

[22] Умнова И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1994. №8-9. С.50; Ливеровский A.A. О статусе субъекта Российской Федерации // Правоведение. 2000. №2. С. 101.

[23]Умнова И.А. Конституционные основы российского федерализма. С. 205-206.

[24]Собрание законодательства РФ. 2002. №22. Ст. 2031; 2003. №46 (ч2). Ст.4447.

[25] Умнова И.А. Совместное ведение Российской Федерации и её субъектов как предмет конституционного регулирования // Журнал российского права. 1999. №11. С.23;

[26] Лысенко В.Н. Процесс развития федеративных отношений должен быть отражён в Конституции // Журнал российского права. 1997. №4. С.28.

[27] Российская газета. 2001. 4 апреля; 2002. 19 апреля.

[28] Российская газета. 2001. 20 июля.

[29]Собрание законодательства РФ. 1997. №1. Ст.1; 2001. №51. Ст.4825; 2003. №27 (часть I). Ст.2698.

[30]Боброва H.A. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов РФ // Государство и право. 2005. №11. С.44.

[31] Михайлов В.В., Данилов Е.А. Уставы краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ. Вступительная статья. М., 1995. Вып.1. С.4.

[32] Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. №1.

[33] Известия Башкортостана. 1995. 17 февраля.

[34] Данные предоставлены Государственным Собранием Республики Мордовия.

[35] Закон Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями в области обеспечения социальной защиты населения в Республике Коми» от 4 ноября 2002 №Ю7-Р3 // Республика. 2002. 12 ноября.

[36] Почему в Якутии нет самоуправления? // Российская газета. 2002. 2 ноября.

[37] Законы субъектов Федерации должны быть работоспособными. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева на совещании руководителей законодательных собраний субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. №7. С.3.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

РЕСПУБЛИКА КАК СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОГО СТАТУСА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(курсовая работа)

 

Курсовую работу выполнил студент группы 12142 Цыбанов М.-Ж. В.

Научный руководитель:

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права Фёдоров Ю. Н.

Оценка: ____________

Дата защиты: ________

 

Улан-Удэ

2015 г.

Оглавление

республика российская федерация конституционный статус

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Правовое положение республики как субъекта в составе Российской Федерации................................................................................................................6

1.1Понятие республики как субъекта РФ.............................................................6

1.2 Конституционно-правовой статус республики как субъекта РФ.................9

Глава 2. Основные характеристики и специфические черты правового статуса республики в составе РФ......................................................................................14

2.1 Признание республики государством в составе РФ. Суверенитет республик...............................................................................................................14

2.2 Распределение компетенции между Российской Федерацией и республикой РФ.....................................................................................................20

2.3 Законодательство республик и перспективы его развития.........................24

Заключение.............................................................................................................30

Список используемой литературы.......................................................................34

 


Введение

 

При становлении демократического федеративного государства Задача реализации субъектами принадлежащих им прав является как никогда актуальной. Осуществляемые реформы привели к значительным изменениям в характере взаимодействий между РФ и её регионами.

Сегодня в условиях развития государственных отношений требуется устойчивая самостоятельность субъектов РФ. Так как процесс становления федерации должен основываться на сильных институтах государственности. Предоставление субъектам согласно ст. 73 Конституции РФ всей полноты государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения не всегда означает наделение их со стороны государства широкими и, главное, реальными правами.

Эта задача является ключевой в развитии федеративных отношений. Однако приходится признать, что она до сегодняшнего дня не получила своего правового решения, а это, в свою очередь, делает выполнение ещё одной важной задачи, от которой зависит гармоничное и результативное развитие Федерации затруднительной, - это задачи точного определения границ властных полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

Тема работы является актуальной ведь именно республики в отличие от других субъектов обладают рядом специфических прав, связанных с особенностями национального состава населения, а, отсюда, и несколько иным объёмом компетенции. В республиках к моменту подписания Федеративного договора уже имелся опыт возведения государственного образования, в то время как в других субъектах Федерации формирование государственности практически началось с самого начала.

Цель работы состоит в комплексном исследовании конституционно-правового статуса республики в составе РФ.

В связи с этим выделим следующие задачи:

- дать понятие республики как субъекта РФ;

- определить конституционно-правовой статус республики как субъекта РФ;

- определить особенности конституционно-правового статуса республики в составе РФ.

- изучить практику конституционно-правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов;

- рассмотреть нормативно-правовую базу республик в составе РФ и выявить тенденции развития их законодательства.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие на основе законодательства в процессе реализации компетенции республики как субъекта Российской Федерации.

Предмет исследования - нормативные правовые акты федерального и республиканского уровней, обеспечивающие правовое регулирование компетенции республики в составе РФ.

Методологическую основу исследования составляют: диалектический, системно-структурный общие методы познания, а также ряд частно-научных методов: исторический, формальный, сравнительный, и иные методы познания. Проведёно сравнение Конституции РФ и н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.48.138 (0.017 с.)